Реформы Александра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Цели данной работы является оценить Александра I, как политического деятеля.

Задачи работы:
Рассмотреть причины реформ Александра I.
Проанализировать реформы, проводимые Александром I, Акрачеевым и Сперанским.
Выявить отказ проведения реформ.
Изучить итоги царствования Александра.

Содержание

Введение
Раздел 1 Причины проведения реформ Александра I. Отмена крепостного права.
1.1. Причины проведения реформ Александра I.
1.2 Попытки решения крестьянского вопроса
Раздел 2 Реформаторская деятельность Сперанского и Александра I.
2.1. Финансовая реформа.
2.2. Реформа в области образования.
2.3. Реформа высших органов управления.
2.4. Проекты освобождения крестьян.
2.5. Военные поселения.
2.6. Формы оппозиции.
Раздел 3 Личность и итоги царствования Александра I.
3.1. Отказ проведения реформ.
3.2. Итоги царствования Александра I.
Заключение.
Библиографический список.
Приложения.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик история.docx

— 53.09 Кб (Скачать файл)

Тема работы: Реформы Александра I


 

Введение

Раздел 1 Причины проведения реформ Александра I. Отмена крепостного права.

1.1.  Причины проведения реформ Александра I.

1.2 Попытки решения крестьянского вопроса

Раздел 2 Реформаторская деятельность Сперанского и Александра I.

2.1. Финансовая реформа.

2.2. Реформа в области образования.

2.3. Реформа высших органов управления.

2.4. Проекты освобождения крестьян.

2.5. Военные поселения.

2.6. Формы оппозиции.

Раздел 3 Личность и итоги царствования Александра I.

3.1. Отказ проведения реформ.

3.2. Итоги царствования Александра I.

Заключение.

Библиографический список.

Приложения.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЬРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКАЯ БАНКОВСКАЯ ШКОЛА (КОЛЛЕДЖ)

ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

Кафедра гуманитарных и

 социально-экономических  дисциплин

Специальность Банковское дело - 080110

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине:    «История»

 

 

на тему: «Реформы Александра»

 

 

студента: Щекотихина Вадима Вадимовича

 

 

                               группа № _202

 

 

 

 

Руководитель работы: Дёмкина В.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орел , 2014

Введение

Актуальность

Первая четверть XIX в. ознаменовалась проведением реформ, в первую очередь в сфере государственного управления. Данные реформы связываются с именами императора Александра I и его ближайших соратников — М. Сперанского и Н. Новосильцева. Однако данные реформы были половинчатыми и не были завершены.

Александр I пришел к власти в результате дворцового переворота 1801 г., который был осуществлен противниками Павла I, недовольными резким отходом Павла 1 от екатерининских порядков. В ходе переворота Павел I был убит заговорщиками и на трон был возведен Александр I — старший сын Павла и внук Екатерины. Короткое и жесткое 5-летнее правление Павла I закончилось. В то же время возвращение к екатерининским порядкам — праздности и вседозволенности дворянства — было бы шагом назад. Выходом из положения стало проведение ограниченных реформ, которые стали попыткой приспособить Россию к требованиям нового века. 
Крупные реформы были проведены в сфере народного образования. Александр I 24 января 1803 г. утвердил новое положение об устройстве учебных заведений. Территория России была разделена на шесть учебных округов, в которых создавались 4 разряда учебных заведений: приходские, уездные, губернские училища, а также гимназии и университеты. В результате реформ были открыты новые университеты: 

Объектом является  политическая деятельность Александра I, Акрачеева и Сперанского

Предметом является реформы Александра I

Цели данной работы является оценить Александра I, как политического деятеля.

 

Задачи работы:

  1. Рассмотреть причины реформ Александра I.
  2. Проанализировать реформы, проводимые Александром I, Акрачеевым и Сперанским.
  3. Выявить отказ проведения реформ.
  4. Изучить итоги царствования Александра.

 

1.1 Причины проведения  реформ

На 19-м году жизни он стал цесаревичем, а на 24-м, 12 марта 1801 г. вступил на престол 

Его вступление на престол возбудило в русском, преимущественно дворянском, обществе самый шумный восторг. Предшествующее царствование для этого общества было строгим великим постом.

Но, при первом же опыте встретились препятствия. Непривычка к труду и борьбе развила в нем наклонность преждевременно опускать руки, слишком скоро утомляться. Такие недостатки, вынесенные из воспитания, всего сильнее отразились на первоначальной преобразовательной программе.

Две основные задачи составляли содержание внутренней политики России с начала XIX столетия: это уравнение сословий перед законом и введение их в совместную государственную деятельность.

Это были основные задачи эпохи, но они осложнялись другими стремлениями, которые были необходимой подготовкой к их разрешению. Уравнение сословий перед законом, естественно, изменяло самые основания законодательства, таким образом, возникала потребность в кодификации с целью привести в согласие различные узаконения, прежние и новые.

Далее, перестройка государственного порядка на правовых уравнительных началах требовала подъема образовательного уровня народа, а между тем осторожное, частичное ведение этой перестройки вызывало двойное недовольство в обществе: одни были недовольны тем, что разрушается старое; другие были недовольны тем, что слишком медленно вводится новое. Отсюда представлялась правительству необходимость руководить общественным мнением, сдерживать его справа и слева, направлять, воспитывать умы.

Наконец, ряд войн и внутренних реформ, изменяя вместе с внешним, международным положением государства и внутренний, социальный склад общества, колебал государственное хозяйство, расстраивал финансы, заставлял напрягать платежные силы народа и поднимать государственное благоустройство, понижал народное благосостояние.

Император Александр I поставил на очередь и приступил к разрешению всех этих задач.

Этому способствовали, во-первых, политические идеи, которые были им усвоены, и, во-вторых, практические соображения, политические взгляды на положение России, которые сложились в нем из личных опытов и наблюдений.

1.2 Попытки решения крестьянского вопроса

При вступлении на престол Александр I торжественно заявил, что отныне прекращается раздача казённых крестьян.

12 декабря 1801 года — указ о  праве покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными  крестьянами вне городов (помещичьи  крестьяне получают это право  лишь в 1848 году и только на  имя помещика).

20 февраля 1803 года — указ о  «вольных хлебопашцах».

1804—1805 годы — первый этап  реформы в Прибалтике.

10 марта 1809 года — указ отменил  право помещиков ссылать своих  крестьян в Сибирь за маловажные  проступки. Подтверждалось правило: если крестьянин единожды получил  свободу, то он не мог быть  вновь укреплён за помещиком. Получали свободу выходец из  плена или из-за границы, а также  взятый по рекрутскому набору. Помещику предписывалось кормить  крестьян в голодные годы. С  дозволения помещика крестьяне  могли торговать, брать векселя, заниматься подрядами.

С 1810 года началась практика организации военных поселений.

За 1810—1811 годы в связи с тяжёлым финансовым положением казны было продано частным лицам свыше 10 000 казённых крестьян.

В ноябре 1815 года Александр I даровал конституцию Царству Польскому.

В ноябре 1815 года российским крестьянам запрещено «отыскивать вольность».

1816 год — новые правила организации  военных поселений.

В 1816—1819 годах завершилась крестьянская реформа в Прибалтике.

В 1818 году Александр I поручил министру юстиции Новосильцеву подготовить Государственную Уставную грамоту для России.

В 1818 году несколько царских сановников получили секретные поручения разработать проекты отмены крепостного права.

В 1822 году было возобновлено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь.

1823 год — указ, подтверждающий  право потомственных дворян владеть  крепостными крестьянами.

 
 
2.1 Финансовая реформа

В 1809 г. на Сперанского возложено оздоровление финансовой системы, которая после войн 1805-1807 гг. находилась в состоянии глубочайшего расстройства. Россия стояла на грани государственного банкротства. При предварительном обозрении финансового положения на 1810 г., открылся дефицит в 105 млн. рублей, и Сперанскому было поручено составить определительный и твердый план финансов. Профессор Балугьянский написал обширную записку на французском языке, которую Сперанский переделал и дополнил. Она подверглась совместному обсуждению при участии Н.С. Мордвинова, Кочубея, Кампенгаузена и Балугьянского, а затем в особом комитете, собиравшемся у министра финансов Гурьева. Изготовленный таким образом план финансов был вручен государем председателю государственного совета в самый день его открытия, 1 января 1810 г. Вот его основные положения: "Расходы должны соответствовать доходам. Поэтому никакой новый расход не может быть назначен прежде, нежели будет найден соразмерный ему источник дохода. Расходы должны разделяться:

    • по ведомствам;
    • по степени нужды в них - необходимые, полезные, избыточные, излишние и бесполезные, причем последние не должны допускаться вовсе;
    • по пространству - общие государственные, губернские, окружные и волостные. Никакой сбор не должен существовать без ведома Правительства, потому что Правительство должно знать все, что собирается с народа и обращается в расходы;
    • по предметному назначению - обыкновенные и чрезвычайные расходы. Для чрезвычайных расходов в запасе должны быть не деньги, а способы их получения;
    • по степени постоянства - стабильные и меняющиеся издержки".[8]

По этому плану государственные расходы были сокращены на 20 млн. рублей, подати и налоги увеличены, все находящиеся в обращении ассигнации признаны государственным долгом, обеспеченным всем государственным имуществом, а новый выпуск ассигнации предположено было прекратить. Капитал для погашения ассигнаций предположено было составить посредством продажи ненаселенных государственных земель и внутреннего займа. Этот финансовый план был одобрен, и образована была комиссия погашения государственных долгов.

Законами 2 февраля 1810 года и 11 февраля 1812 года возвышены были все налоги - иные удвоены, другие более чем удвоены. Так, цена пуда соли с 40 копеек поднята была до рубля; подушная подать с 1 руб. возвышена была до 3 руб. Нужно отметить, что в этот план входил и новый, небывалый прежде налог - «подоходный прогрессивный». Эти налогом обложен был доход помещиков с их земель. Низший налог взимался с 500 рублей дохода и составлял 1% последнего, высший налог падал на имения, дававшие больше 18 тыс. рублей дохода, и составлял 10% последнего. Но расходы 1810 г. значительно превысили предположение, и потому налоги, установленные лишь на один год, были обращены в постоянные. Возвышение налогов и было главной причиной народного ропота против Сперанского, чем успели воспользоваться его враги из высшего общества.

На 1812 год опять грозил большой дефицит. Манифестом 11 февраля 1812 г. установлены были временные прибавки в податях и новые пошлины. Ответственным за все эти финансовые затруднения и повышения налогов, вызываемые тяжелыми политическими обстоятельствами того времени, общественное мнение делало Сперанского. Обещания прекратить выпуск ассигнаций правительство сдержать не могло. Новый тариф, 1810 г., в составлении которого участвовал Сперанский, был встречен в России сочувственно, но разгневал Наполеона, как явное уклонение от континентальной системы. Дела финляндские поручены были также Сперанскому, который только при его удивительном трудолюбии и талантливости мог справляться со всеми возложенными на него обязанностями.

1812 год был роковым в жизни  Сперанского. Главными орудиями  в интриге, погубившей Сперанского, были барон Армфельт, пользовавшийся  большим расположением императора  Александра, и министр полиции  Балашов. Армфельт был недоволен  отношением Сперанского к Финляндии: по его словам, он "иногда хочет  возвысить нас (финляндцев), но в  других случаях, наоборот, желает  дать нам знать о нашей зависимости. С другой стороны, он всегда  смотрел на дела Финляндии, как  на мелкое, второстепенное дело". Армфелът сделал предложение  Сперанскому, составив триумвират  вместе с Балашовым, захватить  в свои руки правление государством, а когда Сперанский отказался  и, по отвращению к доносам, не довел об этом предложении до сведения государя, то решился погубить его. Очевидно, Армфельт желал, удалив Сперанского, стать во главе не одних финляндских дел в России. Сперанский иногда, быть может, был недостаточно воздержан в своих отзывах о государе, но некоторые из этих отзывов в частной беседе, доведенные до сведения государя, были, очевидно, выдумкой клеветников и доносчиков. В подметных письмах Сперанского стали обвинять уже в явной измене, в сношениях с агентами Наполеона, в продаже государственных тайн.

Мнительный и весьма чувствительный к обидам император в начале 1812 г. заметно охладел к Сперанскому Направленная против либеральных преобразований записка Карамзина (1811) и разные нашептывания врагов Сперанского произвели впечатление на Александра I. Все более охладевая к Сперанскому, государь стал тяготиться его влиянием и начал избегать его. Приступая к борьбе с Наполеоном, Александр решил с ним расстаться. Сперанский внезапно был отправлен в ссылку.

 

По смете 1810 года всех выпущенных в обращение ассигнаций (первых российских бумажных денег) считалось 577 млн.; внешнего долга — 100 млн. Смета доходов на 1810 год обещала сумму в 127 млн.; смета расходов требовала 193 млн. Предвиделся дефицит — 66 млн. ассигнаций.

Планировалось прекратить выпуск новых ассигнаций и изымать постепенно старые; далее — повышать все налоги (прямые и косвенные).

2.2 Реформа в области образования

В 1803 году было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внёсшее новые принципы в систему образования:

  1. Бессословность учебных заведений;
  2. Бесплатность обучения на низших его ступенях;
  3. Преемственность учебных программ.

Информация о работе Реформы Александра 1