Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 05:15, контрольная работа
Реформы проведенные Александром II в ХIХ веке и по сей день актуальны. В данной работе раскрыты реформы этого великого императора и попытка проанализировать их. Отмена крепостного права имела огромное историческое значение. Освобождение миллионов крестьян, втягивание крестьянского и помещичьего хозяйства в рыночные отношение, расслоение крестьянства, формирование рынка вольнонаемного труда, ускоренное развитие промышленности – все это прямые следствия реформы. Страна уверенно вступила на путь капиталистического развития.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Отмена крепостного права
2. Земская и городская реформы
3. Судебная реформа
4. Военная реформа
5. Реформа просвещения и печати
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
имени академика М.Ф. Решетнева
Проверила: Шушканова Е.А
Красноярск 2013 г.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Отмена крепостного права
2. Земская и городская реформы
3. Судебная реформа
4. Военная реформа
5. Реформа просвещения и печати
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….
ВВЕДЕНИЕ
Реформы проведенные Александром II в ХIХ веке и по сей день актуальны. В данной работе раскрыты реформы этого великого императора и попытка проанализировать их. Отмена крепостного права имела огромное историческое значение. Освобождение миллионов крестьян, втягивание крестьянского и помещичьего хозяйства в рыночные отношение, расслоение крестьянства, формирование рынка вольнонаемного труда, ускоренное развитие промышленности – все это прямые следствия реформы. Страна уверенно вступила на путь капиталистического развития. Началась новая эпоха в ее истории. Реформы 60-70-х гг. – крупное явление в истории России. Устранив ряд отживших явлений, создав новые, современные органы самоуправления и суда, они способствовали росту производительных сил страны, ее обороноспособности, развитию гражданского самосознания среди населения, распространению просвещения, улучшению качества жизни. Россия подключалась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности населения и его волеизъявлении.
1. Отмена крепостного права.
Подготовка реформы. Впервые
о необходимости освобождения крестьян
Александр II заявил в речи, произнесенной
в 1856г. перед представителями
В начале проекты освобождения крестьян разрабатывались в традиционном для России Секретном комитете, созданном в 1857г. «для освобождения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Однако недовольство дворянства, обеспокоенного слухами о возможной отмене крепостного права, и медлительность Секретного комитета, всячески тормозившего подготовку реформы, привело Александра II к мысли о необходимости учреждения нового органа, нацеленного на подготовку реформы в условиях большей гласности. Он поручил другу детских лет и генерал-губернатору В.И.Назимову обратиться к императору от имени лифляндского дворянства с просьбой о создании комиссий по разработке проекта реформы. В ответ на обращение 20 ноября 1857г. последовал указ (рескрипт В.И.Назимову) о создании губернских комитетов «по улучшению быта помещичьих крестьян» Вскоре и другие генерал-губернаторы получили аналогичные распоряжения.
Рескрипт В.И.Назимову считается началом официальной истории подготовки крестьянской реформы. В феврале 1858г. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Его задача состояла в том, чтобы выработать общую правительственную линию в деле освобождения крестьян. Переименование означало решительное изменение характера деятельности комитета – она перестала быть тайной. Правительство разрешило обсуждение проектов реформы и, более того, предписало дворянам проявить инициативу в решении крестьянского вопроса. Отдавая подготовку реформы в руки помещиков, правительство, с одной стороны, фактически выдвинуло их заняться этим вопросом, а с другой – предложило самим обеспечить максимальное удовлетворение своих интересов. Так был решен вопрос о сочетании правительственной политики и желаний господствующего класса. Крестьяне от обсуждения проекта реформы были отстранены, так как в губернских комитетах участвовали только дворяне.
В феврале 1859г. при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии (председатель – Я.И.Ростовцев). Они должны были собирать и обобщать все проекты, разработанные губернскими комитетами.
В поступающих с мест проектах
размеры крестьянских наделов
и повинностей зависели от
плодородия почвы. В
Обобщенные редакционными
Манифест и «Положения»
Личное освобождение. Манифест
предоставлял крестьянам
Наделы. «Положения» регламентировали
наделение крестьян землей. Размеры
наделов зависели от
При размежевании пахотных
угодий помещики стремились к
тому, чтобы их земля вклинивалась
в крестьянские наделы. Так появилась
чересполосица, заставляющая
Выкуп. Получая землю,
У крестьян не было денег,
необходимых для выкупа земли.
Чтобы помещики получили
Выплата крестьянами помещику
растянулась на 20 лет. Она породила
специфическое
Значение отмены крепостного
права. Великой назвали
Вместе с тем, реформа
имела половинчатый характер. Она
была сложным компромиссом
Основные положения
1. Крестьяне получили личную
свободу (без выкупа) и установленный
земельный надел (за выкуп). Около
четверти суммы общей
2. До выкупа крестьянин считался
«временнообязанным» по
3. Величина земельных наделов
устанавливалась для каждой
4. Взаимоотношения крестьян
и помещиков регулировались «
5. Крестьяне получили право
2. Земская и городская реформы
В 1864г. была проведена земская реформа. В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей сословий. Высокий имущественный ценз обеспечивал преобладания в них помещиков. Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, забота о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и местной властей, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания. Несмотря на это, земства сыграли особую роль в развитии просвещения и здравоохранения. Кроме того, они стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции.
Следующим шагом была городская
реформа. «Городовое положение» 1870г. создало
в городах всесословные органы –
городские думы, избираемые на 4 года.
Городская дума избирала свой постоянно
действующий исполнительный орган
- городскую управу, состоящую из
городского головы и нескольких членов.
Городской голова был одновременно
председателем и городской думы
и городской управы. Право избирать
и быть избранным в городскую
думу имели право только жители,
обладающие имущественным цензом (преимущественно
владельцы домов, торгово-промышленных
заведений, банков, т.е. торгово-промышленной
буржуазии). Таким образом, основная
масса городского населения была
устранена от участия в городском
самоуправлении. Городское самоуправление
занимались вопросами благоустройства
города, попечением о торговле, обеспечивали
просветительские и медицинские
нужды, находились под строгим контролем
правительственной