Реформы Александра II: успехи и противоречия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:32, реферат

Краткое описание

Парадоксально, что сам инициатор реформ Александр II, по праву заслуживший прозвище «царя-освободителя», несмотря на хорошее образование и воспитание, не обладал ни волей и обаянием отца, ни выдающимся государственным умом. Вместе с тем, он хорошо усвоил «уроки» Крымской войны, интуицией почувствовал необходимость коренных преобразований и проявил активную инициативу в их проведении.

Содержание

Введение
1. Предпосылками Великих реформ
2. Содержание Великих реформ
3. Успехи и их противоречия
4. Итоги и оценки реформ
5. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реформы Александра II успехи и противоречия.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Факультет «Международный институт государственной службы и управления»

 

Реферат

по дисциплине «История»

на тему:

            «Реформы Александра II: успехи и противоречия.»

 

Выполнил:

студент 1 курса очной 

формы обучения, группа 12

Погосян А. К.

Научный руководитель:

Малышева О.Г.

Кафедра: теории и практики государственного контроля 
Направление «Экономика» 
Программа «Финансовый контроль и государственный аудит»

 

 

 

 

 

 

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

(отзыв и оценка  руководителя)

«25» ноября 2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва-2013

 

 

                                                      Содержание

 

 

Введение

1. Предпосылками Великих реформ

2. Содержание Великих реформ

3. Успехи и их противоречия

4. Итоги и оценки реформ

5. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Предпосылками Великих реформ явились:

 

1. Несоответствие тупикового  характера крепостного хозяйства новым потребностям экономического развития страны (хотя, по подсчетам экономистов, оно еще могло обеспечить страну хлебом примерно на 30 лет).

 

2. Усиление экономического  и военно-технического отставания  от капиталистической Европы, уже  пережившей к тому времени промышленный переворот и вступившей в полосу бурного индустриального развития, имевшей паровой флот и нарезное оружие.

 

3. Следствием этого  и непосредственным толчком к  реформам стало поражение России  в Крымской войне, развенчавшее  многолетний ореол могущества самодержавно-крепостнической державы. Напомним: Николай I семь раз созывал секретные комитеты для обсуждения вопроса о реформах, но пассивное сопротивление правящего слоя дворянства не дало развития этим начинаниям. Чтобы высшая бюрократия осознала, что медлить больше нельзя, потребовалось поражение в войне.

 

4. Для реформ, последовавших  за отменой крепостного права,  – необходимость компенсации  неудовлетворительного как для  дворян, так и для крестьян  компромисса расширением их гражданских  и политических прав.

 

Великие реформы в  России, по сравнению с имевшими аналогичное значение процессами в  странах Европы, отличались неповторимыми  особенностями:

 

1) отсутствие политических  предпосылок – класса буржуазии  и революционной ситуации;

 

2) инициатива государственной власти в проведении реформ вопреки сопротивлению господствовавшего дворянского сословия (в основополагающей реформе – крестьянской);

 

3) следствием этого  явился уникальный переход России  к новому социально-экономическому  устройству буржуазного типа без революционных потрясений, наименее разрушительным и болезненным путем реформ «сверху».

 

 Парадоксально, что  сам инициатор реформ Александр  II, по праву заслуживший прозвище  «царя-освободителя», несмотря на  хорошее образование и воспитание, не обладал ни волей и обаянием отца, ни выдающимся государственным умом. Вместе с тем, он хорошо усвоил «уроки» Крымской войны, интуицией почувствовал необходимость коренных преобразований и проявил активную инициативу в их проведении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание Великих  реформ:

 

  1. Отмена крепостного права (1861)

 

Основополагающей по своему значению стала отмена крепостного  права (1861). Она готовилась с 1857 г., а  в 1858-м делу была придана гласность  для приобретения общественной поддержки  против сопротивления консервативной части бюрократии. Это было принципиально новым явлением, как и привлечение к разработке проектов реформы независимых общественных экспертов.

 

 Подготовка реформы  встретила серьезное сопротивление  дворянства и консервативной  части бюрократии. В итоге ее окончательный проект был утвержден Александром II вопреки мнению дважды «браковавшего» его Государственного совета.

 

Содержание крестьянской реформы свелось к следующему:

 

 Крестьяне были  освобождены от крепостной зависимости  с землей. При этом личную свободу и приусадебный земельный участок они получали бесплатно, а полевой пахотный надел – за выкуп в размере капитализированного из 6 % (иначе говоря – примерно 17-кратного) годового оброка. В целом по стране выкупная сумма составила 867 млн руб., что далеко превышало общую рыночную стоимость земли (648 млн). Реально же, с учетом накопившихся с годами процентов, крестьяне выплатили за период с 1862 по 1905 г. 1 миллиард 540 миллионов.

 

 Поскольку для большинства  крестьян такая цена единовременно была неподъемной, 80 % суммы выплачивало помещикам государство, крестьяне же становились его должниками. Таким образом, помещики получали сразу всю сумму выкупа, а крестьяне обязывались выплатить долг государству в рассрочку на 49 лет (до 1910 г.). Реально после событий 1905 г. оставшаяся невыплаченной часть выкупных платежей была списана.

 

 Те крестьяне, которые  не могли единовременно выплатить  и 1/5 суммы, становились «временнообязанными»  арендаторами земли до уплаты  выкупа.

 

 При этом передавалась крестьянам не вся земля, которой они пользовались до реформы, а для каждого региона были определены нормы наделов с учетом интересов помещиков, в зависимости от качества и количества земли. В целом крестьяне получили на 1/5 меньше земли (т. н. «отрезки»).

 

 Помимо этого, крестьяне получали  ряд гражданских прав: на заключение  торговых сделок, на открытие  промышленных и торговых заведений,  на переход в другие сословия, освобождение от административной  и юридической вотчинной власти  помещиков и т. д. Всего было освобождено 22,5 млн крепостных.

 

Значение крестьянской реформы  состояло в следующем:

 

1. Переход на рыночный буржуазный  путь развития экономики. За 20 лет после реформы крестьяне  скупили 6 млн десятин земли,  а к 1905 г. помещики из 87 млн  десятин, которыми владели до реформы, сохранили лишь 53. Из числа же разорявшихся крестьян начался приток рабочих рук в промышленность.

 

2. Следствием этого стало резкое  ускорение экономического развития. Развернулось бурное строительство  железных дорог: если к началу реформ в России была только одна крупная железная дорога из Петербурга в Москву, построенная при Николае I, то в 60–70-е годы густая сеть их покрыла всю европейскую часть страны. Ускорился рост промышленности, в ней появились новые отрасли, в частности машиностроение. И наконец, в России завершился промышленный переворот, то есть переход крупных промышленных предприятий с ручного труда на машинный. В итоге за 30 лет после реформы ежегодный объем промышленного производства увеличился почти в 3 раза.

 

3. Развитие современных форм  капитализма – коммерческих банков, возникших после банковской реформы  1860 г., и акционерных обществ, показавших  себя наиболее гибкой и перспективной  формой капиталистических предприятий.

 

4. Ускорение развития сельского  хозяйства (за 20 лет с 1861 г. вывоз хлеба за границу вырос в 3 раза).

 

  1. Городская реформа (1870 г.)

 

Вступление России на путь капитализма ознаменовалось бурным развитием городов,                                                                               изменением социальной структуры их населения, привело к возрастанию роли городов как центров экономической, общественно-политической и культурной жизни страны.

 

Городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления . Распорядительные функции теперь возлагались уже не на все городское общество, а на его представительный орган — думу. Выборы в думу происходили раз в четыре года. Число членов думы — гласных — было довольно значительным: в зависимости от численности избирателей в городе — от 30 до 72 человек. В столичных думах гласных было намного больше: в Московской — 180, Петербургской — 252. На заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления — управа и городской голова, который являлся председателем одновременно исполнительного и распорядительного органов.

 

Избирательное право  базировалось на буржуазном имущественном  цензе. Право участия в выборах  независимо от сословия получали владельцы  недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы. Избирательным правом в качестве юридического лица также пользовались разные ведомства, учреждения, общества, компании, церкви, монастыри. Принимать личное участие в голосовании дозволялось только мужчинам, достигшим 25-летнего возраста. Женщины, обладавшие необходимым избирательным цензом, могла участвовать в выборах лишь через своих доверенных лиц. Фактически лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, в подавляющем большинстве не владевшие недвижимой собственностью, а также представители образованной части населения, люди умственного труда: инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, в основном не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры.

 

На новые общественные учреждения были возложены задачи по управлению муниципальным хозяйством. В их ведение передавался широкий круг вопросов городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.п. Городские думы были обязаны заботиться и об “общественном благосостоянии”: оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием, принимать меры против пожаров и других бедствий, способствовать охране “народного здравия” (устраивать больницы, помогать полиции в проведении санитарно-гигиенических мероприятий), принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.).

 

 

 

 

 

  1. Судебная реформа (1864 г.)

 

Судебные уставы 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным судоустройством и судопроизводством. Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей. Это все характерные признаки буржуазного суда.

 

Мировой суд создавался в уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года.

 

При рассмотрении уголовных  дел в окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей. Он был введен, несмотря на сопротивление консервативных сил и даже нежелание самого Александра II. Они мотивировали свое отрицательное отношение к идее присяжных заседателей тем, что народ до этого еще не дорос, и такой суд неминуемо будет носить “политический характер”. Согласно судебным уставам, присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет, не находящийся под судом и следствием, не исключавшийся из службы по суду и не подвергавшийся общественному осуждению за пороки, не находившийся под опекой, не страдавший душевной болезнью, слепотой, немотой и проживавший в данном уезде не менее двух лет. Требовался также сравнительно высокий имущественный ценз.

 

Второй инстанцией для  окружных судов была судебная палата, имевшая департаменты. Председатель и члены ее утверждались царем  по представлению министра юстиции. Она служила апелляционной инстанцией для гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружных судах без присяжных.

 

Сенат рассматривался как  верховный кассационный суд и  имел уголовный и гражданский  кассационные департаменты. Сенаторы назначались царем по представлению  министра юстиции.

 

Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же — министр юстиции.

 

Председатели судов, прокуроры  и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое  образование или солидную юридическую практику. Судьи и судебные следователи были несменяемы, им были назначены высокие оклады, чтобы закрепить за судебными учреждениями честных профессионалов.

 

Крупнейшим шагом по внедрению принципов буржуазной юстиции было учреждение института  адвокатуры.

Информация о работе Реформы Александра II: успехи и противоречия