Реформы Петра Великого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 19:50, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы рассказать о петровских преобразованиях и рассмотреть противоречия, связанные с ними.

Задачей моей работы является рассмотреть какие реформы провел Петр, с какими проблемами он столкнулся.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 2

1 глава Преобразования Петра Великого и проблемы связанные с ними….4

1.1 Военная реформа…………………………………………………………5

1.2 Реформа органов власти и управления…………………………………6

1.3 Табель о рангах …………………………………………………………..7

1.4 Церковная реформа……………………………………………………....8

1.5 Преобразования в промышленности и торговле………………………8

1.6. Реформы в области культуры и быта…………………………………..9

2 глава Взгляды на преобразование Петра………………………………...10

Заключение…………………………………………………………………….13

Список литературы…………………………………………………………...14

Вложенные файлы: 1 файл

реферат история.docx

— 35.88 Кб (Скачать файл)

1.6. Реформы в области культуры и быта

Главным содержанием реформ в этой области было становление  и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные  изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.

Важные изменения в  жизни страны решительно требовали  подготовки квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать  светский характер.  Двадцатого января 1714 г. был издан указ, согласно которому к первой дворянской обязанности  – служить была добавлена еще  одна – учиться. До 15 лет дворянин должен был обучиться грамоте, «цифири» (т. е. счету) и геометрии.  Для этого  потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным.

Изменения в быту затрагивали  массу населения. Старая привычная  долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой.

Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах  старую русскую одежду. Быстрее всего  распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди  женщин.

Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податных сословий. Вводились особый "бородовой налог" и обязательный медный знак о его уплате.

 

2 глава Взгляды на преобразование Петра

Преобразования во    всех    областях    русской    жизни,

осуществленные Петром I,  - одно  из  самых  сложных  и  спорных

явлений  русской  истории.  Эти  преобразования  считаются  самым

ярким  примером  реформ,  проводимых   "сверху"...    При   Петре

наблюдался небывалый  рост военного могущества России. Однако уже

Карамзин весьма  сдержано  оценивал  итоги  царствования  Петра,

замечая, что по его вине "мы стали гражданами мира, но перестали

быть,  в некоторых случаях,  гражданами России".  Принудительная

европеизация,   проводившаяся   Петром,  резко  углубила  раскол

русского общества на чуждые друг другу не только по  социальному

положению,  но  и  по  культуре  и  даже языку "верхи" и "низы".

Критику,   начатую   Карамзиным,  продолжили    славянофилы    и

исследования  начала  XX  века.  В  итоге  стали очевидны многие

тяжелые последствия  деятельности  Петра  I:

-  крайнее  истощение  народных  сил  его  царствование; 

-  кризис  самодержавия  и установление диктатуры дворянства  после             смерти  преобразователя;

-   всевластие  чиновничества  в бюрократическом аппарате управления;

-  окончательное  закрепощение  крестьян.

  Таким  образом,  реформы Петра  I  невозможно  оценить однозначно (каждая эпоха по-новому понимает петровские преобразования,  исходя из своих собственных проблем и представлений). С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства.  Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально- экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития.

Действия Петра отличались не только решительностью, но и крайней  жестокостью. По меткому определению  Пушкина, его указы были "нередко  жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом".

Обобщим найденные  противоречия в петровских преобразованиях:

     1. Источник  реформ - личность Петра,  а характер  реформ  -

        стихийный, "ситуационный", а не запланированный.

        "Реформа  была    борьбой    деспотизма    с    народом"

        (Ключевский).

     2. Петр проводил  реформы  насильно,  "сверху"  и  без

        особых  объяснений.

     3. Несоразмерность   сил,   затраченных   на   европеизацию

        культуры; отсутствие четкой обоснованности  этого процесса.

     4. Война и  тормозила и подталкивала реформы  одновременно.

     5. Реализация  реформ  обернулась  дополнительным  бременем

        для  подданых (налоги, подати).

     6. Петр управлял  огромной империей, но она была  при этом

        развивающейся  страной.

     7. Заимствованное  у  Запада  не  всегда   соответствовало

        русским  условиям и кульутре.

     8. Для укрепления  власти  и  государства  Петр  потряс  и

        перемешал  привычное усторойство общества.

     9. Административная  реформа,  которая должна была  создать

        условия  для  прочих   реформ,  но     сама   оформилась

        после  них и не могла без них  произойти.

    10. В  ходе  реформ усилился разрыв между  высшими и низшими

        слоями  общества; вместе с властью усилилась  бюрократия.

    11. Реформы  (и  войны) истощили народные силы,  но укрепили

        государство.

 

 

 

 

Заключение 

Неизвестно,  удалось  ли  бы без Петра решить проблемы,  которые

стояли перед  государством, и  как  бы  развивалась  Россия  без  реформ, и на какое время рассрочились бы реформы, идя они мирным путем. В любом случае, именно Петр был источником реформ  и это, во многом, определило их характер. Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно.

Реформы коснулись буквально  всех сторон жизни русского государства  и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие  реформы: военную, органов власти и  управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также  в области культуры и быта.

Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала  война.

История России до Петра  Великого и после него знала немало реформ.

Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего  и последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий  характер, охватывали все стороны  жизни народа, в то время как  другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства .   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 
1. Анисимов Е.В. Время  петровских реформ.- Л.,1989

2.Буганов В. И. Пётр  Великий и его время. – М., 1989.

3. Карамзин H. M. Записка о древней и новой России. - СПб., 1914. С. 22—32.

4. Ключевский В. О. Курс лекций по русской истории. Ч. IV. М., 1989. С. 189-204.

5. Павленко Н. И. Пётр  Великий. – М., 1994.

6.Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М.,2000. С. 453-461.

7. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. В 18 кн. Кн. 7, т.14. М., 1991. С.425-428

 

 

 


Информация о работе Реформы Петра Великого