Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 17:45, контрольная работа
Краткое описание
1. Реформы государственного управления 2. Областная реформа 3. Судебная реформа 4. Контроль над деятельностью государственных служащих 5. Военная реформа 6. Церковная реформа 7. Вероисповедная политика 8. Финансовая реформа 9. Преобразования в промышленности и торговле 10. Реформа самодержавия 11. Сословная политика 12. Преобразования в сфере культуры 13. Реформа образования
У Петра I поначалу отсутствовала
чёткая программа реформ в сфере государственного
правления. Появление нового государственного
учреждения или изменение административно-территориального
управления страной диктовалось ведением
войн, которое требовало значительных
финансовых ресурсов и мобилизации населения.
Унаследованная Петром I система власти
не позволяла собрать достаточно средств
на реорганизацию и увеличение армии,
постройку флота, строительство крепостей
и Санкт-Петербурга.
С первых лет в политике Петра
прослеживалась тенденция снижения роли
малоэффективной Боярской думы в управлении
государством. В 1699 году при царе была
организована Ближняя канцелярия, или
Консилиум (Совет) министров, в которую
входило до 8 доверенных лиц, управлявших
отдельными приказами. Это был прообраз
будущего Правительствующего Сената,
сформированного 22 февраля 1711 года. Последние
упоминания о Боярской думе относятся
к 1704 г. В Консилии был установлен определённый
режим работы: каждый министр имел особые
полномочия, появляются отчётность и протоколы
заседаний. В 1711 г. вместо Боярской думы
и подменявшей её Консилии был учреждён
Сенат. Пётр так сформулировал основную
задачу Сената: «Смотреть во всём государстве
расходов, и ненужные, а особливо напрасные,
отставить. Денег, как возможно, сбирать,
понеже деньги суть артериею войны.»
Созданный Петром для текущего
управления государством на время отсутствия
царя (в то время царь отправлялся в Прутский
поход), Сенат, в составе 9 человек (президентов
коллегий), постепенно превратился из
временного в постоянно действующее высшее
правительственное учреждение, что было
закреплено Указом 1722 года. Он контролировал
правосудие, ведал торговлей, сборами
и расходами государства, наблюдал за
исправностью отбывания дворянами воинской
повинности, ему были переданы функции
Разрядного и Посольского приказов.
Решения в Сенате принимались
коллегиально, на общем собрании и подкреплялись
подписями всех членов высшего государственного
органа. Если один из 9 сенаторов откажется
подписать решение, то решение считалось
недействительным. Таким образом Пётр
I делегировал часть своих полномочий
Сенату, но в то же время возложил на его
членов персональную ответственность.
Одновременно с Сенатом появилась
должность фискалов. Обязанность обер-фискала
при Сенате и фискалов в провинциях состояла
в негласном надзоре за деятельностью
учреждений: выявляли случаи нарушения
указов и злоупотреблений и доносили Сенату
и царю. С 1715 года за работой Сената следил
генерал-ревизор, с 1718 переименованный
в обер-секретаря. С 1722 года контроль над
Сенатом осуществляют генерал-прокурор
и обер-прокурор, которым подчинялись
прокуроры всех других учреждений. Никакое
решение Сената не имело силы без согласия
и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор
и его заместитель обер-прокурор подчинялись
напрямую государю.
Сенат как правительство мог
принимать решения, но для их исполнения
требовался административный аппарат.
В 1717—1721 годах была проведена реформа
исполнительных органов управления, в
результате которой параллельно системе
приказов с их расплывчатыми функциями
были созданы по шведскому образцу 13коллегий
— предшественники будущих министерств.
В отличие от приказов функции и сферы
деятельности каждой коллегии были строго
разграничены, а отношения в самой коллегии
строились на принципе коллегиальности
решений. Были введены:
• Коллегия чужестранных (иностранных)
дел — заменила Посольский приказ, то
есть ведала внешней политикой.
• Военная коллегия (Воинская)
— комплектование, вооружение, снаряжение
и обучение сухопутной армии.
• Вотчинная коллегия — заменила
Поместный приказ, то есть ведала дворянским
землевладением (рассматривались земельные
тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и
крестьян, сыск беглых). Основана в 1721 году.
• Камер-коллегия — сбор доходов
государства.
• Штатс-контор-коллегия — ведала
расходами государства,
• Ревизион-коллегия — контроль
сбора и расходования казённых средств.
• Коммерц-коллегия — вопросы
судоходства, таможни и внешней торговли.
• Берг-коллегия — горно-металлургическое
дело (горно-заводская промышленность).
• Мануфактур-коллегия — лёгкая
промышленность (мануфактуры, то есть
предприятия, основанные на разделении
ручного труда).
• Юстиц-коллегия — ведала вопросами
гражданского судопроизводства (при ней
действовала Крепостная контора: регистрировала
различные акты — купчие, о продаже вотчин,
духовные завещания, долговые обязательства).
Занималась гражданским и уголовным судом.
• Духовная коллегия или Святейший
Правительствующий синод — управлял(а)
церковными делами, заменил(а) патриарха.
Основан(а) в 1721 году. В состав этой коллегии
вошли представители высшего духовенства.
Поскольку их назначение осуществлялось
царём, а решения им утверждались, можно
сказать, что российский император стал
фактическим главой Русской православной
церкви. Действия Синода от имени высшей
светской власти контролировал обер-прокурор
— гражданский чиновник, назначаемый
царём. Особым указом Пётр I приказал священникам
нести просвещенческую миссию среди крестьян:
читать им проповеди, наставления, учить
детей молитвам, воспитывать у них почтение
к царю и церкви.
• Малороссийская коллегия
— осуществляла контроль за действия
гетмана, которому принадлежала власть
на Украине, ибо там был особый режим местного
управления. После смерти в 1722 году гетмана
И. И. Скоропадского новые выборы гетмана
были запрещены, а гетман впервые был назначен
царским указом. Коллегия возглавлялась
царским офицером.
С 28 февраля 1720 года Генеральный
регламент ввёл единую для всей страны
систему делопроизводства в государственном
аппарате. Согласно регламенту коллегия
состояла из президента, 4-5 советников
и 4 асессоров.
Центральное место в системе
управления занимала тайная полиция: Преображенский
приказ (ведал делами о государственных
преступлениях) и Тайная канцелярия. Эти
учреждения находились в ведении самого
императора.
Кроме того действовали Соляная
контора, Медный департамент, Межевая
канцелярия.
«Первейшими» коллегиями называли
Военную, Адмиралтейскую и Иностранных
дел.
На правах коллегий находились
два учреждения: Синод и Главный магистрат.
Коллегии подчинялись Сенату,
а им — губернская, провинциальная и уездная
администрация.
Результаты реформы управления
Петра I неоднозначно рассматриваются
историками.
Областная
реформа
В 1708—1715 годах была проведена
областная реформа с целью укрепления
вертикали власти на местах и лучшего
обеспечения армии снабжением и рекрутами.
В1708 году страна была разделена на 8 губерний
во главе с губернаторами, наделёнными
всей полнотой судебной и административной
власти: Московскую, Ингермандландскую
(впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую,
Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую
и Сибирскую. Московская губерния давала
более трети поступлений в казну, за ней
шла Казанская губерния.
Губернаторы также ведали расположенными
на территории губернии войсками. В 1710
году появились новые административные
единицы — доли, объединявшие 5536 дворов.
Первая областная реформа не решила поставленных
задач, а лишь значительно увеличила число
государственных служащих и затраты на
их содержание.
В 1719—1720 годах была проведена
вторая областная реформа, ликвидировавшая
доли. Губернии стали делиться на 50 провинций
во главе с воеводами, а провинции на дистрикты
во главе с земскими комиссарами, назначаемыми
Камер-коллегией. В ведении губернатора
остались только военные и судебные дела.
Судебная
реформа
При Петре радикальным изменениям
подверглась судебная система. Функции
верховного суда получили Сенат и Юстиц-коллегия.
Ниже их находились: в провинциях — гофгерихты
или надворные апелляционные суды в крупных
городах, и провинциальные коллегиальные
нижние суды. Провинциальные суды вели
гражданские и уголовные дела всех категорий
крестьян, кроме монастырских, а также
горожан, не включённых в посад. Судебные
дела горожан, включённых в посад, с 1721
года вёл магистрат. В остальных случаях
действовал так называемый единоличный
суд (дела единолично решал земской или
городовой судья). Однако в 1722 г. нижние
суды были заменены провинциальными судами,
возглавляемыми воеводой.
Контроль
над деятельностью государственных служащих
Для контроля за исполнением
решений на местах и уменьшения повальной
коррупции с 1711 года учреждалась должность
фискалов, которые должны были «тайно
проведать, доносить и обличать» все злоупотребления,
как высших, так и низших чиновников, преследовать
казнокрадство, взяточничество, принимать
доносы от частных лиц. Во главе фискалов
стоял обер-фискал, назначавшийся императором
и ему подчинявшийся. Обер-фискал входил
в состав Сената и поддерживал связь с
подчинёнными фискалами через фискальный
стол канцелярии Сената. Доносы рассматривала
и ежемесячно докладывала Сенату. Расправная
палата — особое судебное присутствие
из четырёх судей и двух сенаторов (существовала
в 1712—1719 гг.).
В 1719—1723 гг. фискалы подчинялись
Юстиц-коллегии, с учреждением в январе
1722 г. должности генерал-прокурора были
поднадзорны ему. C 1723 г. главным фискалом
стал генерал-фискал, назначаемый государем,
его помощником — обер-фискал, назначаемый
Сенатом. В связи с этим фискальская служба
вышла из подчинения Юстиц-коллегии и
вновь обрела ведомственную самостоятельность.
Вертикаль фискального контроля была
доведена до уровня города.
Военная
реформа
Реформа армии: в частности,
введение полков нового строя, реформированных
по иностранному образцу, — была начата
задолго до Петра I, ещё при Алексее I. Однако
боеспособность этой армии была низкой.
Реформирование армии и создание флота
стали необходимыми условиями победы
в Северной войне 1700—1721 годов. Готовясь
к войне со Швецией, Пётр велел в 1699 году
произвести общий рекрутский набор и начать
обучение солдат по образцу, заведённому
у преображенцев и семёновцев. Этот первый
рекрутский набор дал 29 пехотных полков
и два драгунских. В 1705 году каждые 20 дворов
должны были выставлять на пожизненную
службу одного рекрута. Впоследствии рекрутов
стали брать с определённого числа душ
мужского пола среди крестьян. Набор во
флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов.
Если поначалу среди офицеров
были преимущественно иностранные специалисты,
то после начала работы навигационной,
артиллерийской, инженерной школ рост
армии удовлетворялся русскими офицерами
из дворянского сословия. В 1715 году в Петербурге
была открыта Морская академия. В1716 году
был издан Воинский Устав, строго определявший
службу, права и обязанности военных. —
В результате преобразований была создана
сильная регулярная армия и мощный военно-морской
флот, которого ранее у России просто не
было. К концу царствования Петра численность
регулярных сухопутных войск достигала
210 тыс. (из них числилось 2600 в гвардии,
41 560 в коннице, 75 тыс. в пехоте, 14 тыс. в
гарнизонах) и до 110 тыс. нерегулярных войск.
Флот состоял из 48 линейных кораблей;787
галер и других судов; людей на всех судах
было почти 30 тыс.
Церковная
реформа
Одним из преобразований Петра
I была осуществлённая им реформа церковного
управления, направленная на ликвидацию
автономной от государства церковной
юрисдикции и подчинение российской церковной
иерархии Императору. В 1700 году, после
смерти патриарха Адриана, Пётр I вместо
созыва собора для выборов нового патриарха
временно поставил во главе духовенства
митрополита Рязанского Стефана Яворского,
получившего новый титул Блюстителя патриаршего
престола или «Экзарха».
Для управления имуществом
патриаршего и архиерейских домов, а также
монастырей, в том числе и принадлежащими
им крестьянами (примерно 795 тыс.) был восстановлен
Монастырский приказ во главе с И. А. Мусиным-Пушкиным,
который вновь стал ведать судом над монастырскими
крестьянами и контролировать доходы
от церковно-монастырских землевладений.
В 1701 году вышла серия указов для реформирования
управления церковно-монастырскими владениями
и устройства монашеского быта; наиболее
важными были указы 24 и 31 января 1701 г.
В 1721 году Пётр утвердил Духовный
регламент, составление которого было
поручено псковскому епископу, приближённому
царя малороссу Феофану Прокоповичу. В
результате произошла коренная реформа
церкви, ликвидировавшая автономию духовенства
и полностью подчинившая его государству.
В России было упразднено патриаршество
и учреждена Духовная коллегия, вскоре
переименованная в Святейший Синод, который
был признан восточными патриархами равно
честным патриарху. Все члены Синода назначались
Императором и приносили ему верноподданническую
присягу при вступлении в должность. Военное
время стимулировало изъятие ценностей
из монастырских хранилищ. Пётр не пошёл
на полную секуляризацию церковно-монастырских
владений, которая была осуществлена значительно
позже, в начале царствования Екатерины
II.
Вероисповедная
политика
Эпоха Петра была отмечена тенденцией
к большей религиозной терпимости. Пётр
прекратил действие принятых Софьей «12
статей», согласно которым старообрядцы,
отказавшиеся отречься от «раскола», подлежали
сожжению на костре. «Раскольникам» было
позволено исповедовать свою веру, при
условии признания существующего государственного
порядка и уплаты налогов в двойном размере.
Полная свобода веры была предоставлена
приезжавшим в Россию иностранцам, сняты
ограничения на общение православных
с христианами иных конфессий (в частности
разрешены межконфессиональные браки).
Тем не менее, после вооружённой
стычки с монастырской братией в полоцком
василианском монастыре на территории
Речи Посполитой, которая произошла во
время вечерни 11 июля 1705 года и в которой
было смертельно ранено четыре униата,
Пётр велел повесить одного из обличавших
его монахов.