МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
в
г. НОЯБРЬСКЕ ЯНАО
Контрольная работа
по Отечественной
истории
Реформы С.Ю.Витте
Выполнила студентка 1 курса,
Специальность: ДиДОУ,
ОЗО, полная программа
г. Ноябрьск 2010
Содержание
Введение 3
1. Реформы в налоговой системе 6
2. Введение винной монополии 8
3. Реформы в железнодорожном
хозяйстве 9
4. Деятельность Витте в
сфере аграрного сектора экономики 11
5. Реформы в промышленности 12
Заключение 15
Список литературы 17
Введение
XIX в. в истории
России, как и в истории других восточноевропейских
стран, заметно отстававших от передовых
стран Европы по уровню социально-экономического,
политического, культурного развития,
стал эпохой, когда идеи обновления всей
общественной жизни прочно овладевали
умами людей. К этому времени под влиянием
идей Английской революции, распространившихся
глубоко рациональных, прагматических
сочинений английских экономистов, могучей
проповеди французских просветителей,
а позднее Великой французской революции
на Европейском континенте происходили
грандиозные перемены — страна за страной
вступала в период промышленных революций,
ломались обветшалые средневековые экономические
и политические структуры, прорисовывались
контуры будущего демократического общества.
Каждая
страна примеряла к себе новые, буржуазные,
демократические одежды, и эта «примерка»
происходила болезненно. Тем более болезненно,
чем более отсталой и консервативной была
страна. Принципы во многом были общими,
но воплощались они в весьма специфических
условиях. Это порождало глубокие общественные
противоречия, порой придавало истории
черты трагизма, драматически влияло на
судьбы людей.
Россия
не была в этом смысле исключением.
Но она встала на путь перемен значительно
позднее других европейских стран:
слишком велика была давящая сила
самодержавной политической системы,
могущественного консервативного класса
землевладельцев-помещиков; слабым было
промышленное развитие и как результат
этого — замедленное формирование третьего
сословия. И все же либеральные настроения
постепенно распространялись, с каждым
десятилетием шире становился шаг российских
реформаторов. Со временем расширялась
и социальная почва либерально-реформаторских
идей. Государственный либерализм, возникший
в узкой среде представителей самодержавной
власти в последней трети XVIII - первой четверти
XIX в., постепенно находил опору в нарастающем
либеральном общественном движении. Но
грозная сила реакционных общественных
институтов чаще всего сводила на нет
попытки подлинного реформирования страны.
XIX в. как
раз и выявил это противоречие российской
жизни, несхожесть развития России с развитием
западных стран. Противоречия века преломились
в судьбах российских реформаторов.
Каждый
из них представлял собой эпоху
в истории отечественных реформ,
каждый являл собой яркую, неординарную
личность, каждый пережил счастливые
времена осуществления (хотя бы частичного)
своих сокровенных общественных
идеалов, практических планов, каждый
в определенные периоды своей
государственной карьеры сталкивался
с величайшими трудностями, непониманием
и враждебностью со стороны той
среды, которая поднимала их к
реформаторской деятельности, и становился
горьким свидетелем собственного заката.
В истории
России конца XIX — начала XX в. фигура
Сергея Юльевича Витте занимает исключительное
место. Глава Министерства путей сообщения,
многолетний министр финансов, председатель
Комитета министров, председатель Совета
министров, член Государственного совета
— таковы его основные служебные посты.
Этот известнейший сановник оказал заметное,
а во многих случаях и определяющее влияние
на различные направления внешней, но
особенно внутренней политики империи,
став своеобразным символом возможностей
и одновременно беспомощности российской
государственной системы.
Описать
жизнь и дела Сергея Юльевича Витте
трудно. Это объясняется не только
тем, что он довольно долго, без малого
двадцать лет, занимал лидирующие позиции
в императорских коридорах власти,
но в еще большей степени тем,
что это была чрезвычайно сложная
и противоречивая натура. В его
характере, поступках и намерениях
удивительным образом переплетались
искренность и лживость, преданность
долгу и откровенный цинизм, глубокие
знания и поразительное невежество. Витте
был парвеню на петербургском бюрократическом
олимпе и в силу своей натуры так и не смог
стать своим в этой специфической среде.
Он умер одиноким, сломленным человеком,
полным желчи и ненависти ко всем и вся,
хотя свою судьбу, свою участь всегда созидал
собственными руками. Но критическая самооценка
ему была неведома, и он до последнего
мгновения своего земного существования
безнадежно играл роль отверженного гения.
Цель данной
работы рассмотреть реформаторскую
деятельность С.Ю. Витте.
Исходя из
данной цели в работе поставлены следующие
задачи:
- изучить
жизнь и деятельность С.Ю. Витте;
- рассмотреть
финансовую реформу;
- проанализировать
денежную реформу 1895—1897 годов.
Структурно
работа состоит из введения, трех глав,
заключения и списка литературы.
При написании
данной работы была использована следующая
литература: мемуары Витте С.Ю. «Избранные
воспоминания, 1849 – 1911», статьи Абалкина
Л. Экономические воззрения и
государственная деятельность С.Ю.
Витте; Карамовой О.В. Министр финансов
С.Ю. Витте – «архитектор» экономического
подъема.
Наибольший
интерес представляют мемуары С.Ю. Витте.
В бытность свою министром путей сообщения,
а затем финансов, председателем Комитета
и Совета министров, граф Витте стал очевидцем
и участником ряда крупных исторических
событий, встречался со многими известными
людьми: императорами Александром III и
Николаем II, со Столыпиным, Воронцовым-Дашковым,
Победоносцевым и др., о чем интересно
повествует в своей книге.
Реформы в налоговой системе
Бурно развивающаяся
страна требовала всё новых экономических
вливаний, соответственно значительных
расходов бюджетных средств и
поиска новых источников денежных поступлений.
После страшного голода 1891г., нанёсшего
удар по экономике страны последовал
ряд урожайных лет, позволивших
как-то поправить ситуацию. Так в
1893 году доходы государства превысили
расходы на 98,8 млн. рублей. В основном
это могло быть достигнуто только
благодаря увеличению налогов. В
частности, при Витте была окончательно
отменена подушная подать в земледельческих
районах Сибири, оборонная подать
приняла форму раскладочного
налога. Но главное – Витте предпринял
попытку реформирования торгово-промышленного
обложения.
К концу ХIX в
России существовала крайне сложная
система налогообложения. Существовали
следующие налоги:
налог на денежные капиталы
Главный бич всех
этих налогов – обложение не размера
дохода, а формы собственности
и личности владельца (в зависимости
от гильдии, титула и т.п.). К началу
двадцатого века эти налоги приносили
казне около 7% от всей суммы государственных
доходов.
Торговля и
промышленность России облагались налогами
в весьма малом размере. К середине
девяностых годов позапрошлого столетия
налоги на эти отрасли составили
около 3% от всех доходов бюджета[6,c,46],
хотя торговля и промышленность уже
стали стержнем экономического развития
и доходы от этих отраслей составляли
почти половину всех доходных статей
государственного бюджета.
Витте начал реформу
с того, что увеличил промысловый
налог с трёх процентов до пяти.
Доходы казны сразу увеличились
на 5 млн. рублей. В 1893 г. была изложена программа
Министерства финансов по реформированию
налоговой отрасли, основной сутью
которой было переориентирование с
внешних признаков при налогообложении
(см. выше) на другие, более современные
методы.
Наилучшим выходом
мог бы стать так называемый прогрессивный
налог. Однако Россия была к этому
просто не готова. Сам Витте подчеркивал,
что «многие источники доходов
остаются до сих пор не обложенными
и у податной администрации никаких
сведений о них нет…» и что
«при таких условиях введение подоходного
налога вызвало бы со стороны плательщиков
нескончаемые попытки к сокрытию
доходов…»
После жарких дебатов
на эту тему 8 июня 1898 года был введён
промысловый налог. Сам налог
состоял из основного и дополнительного.
Основной налог являлся ни чем
иным, как ежегодной платой за лицензию
на право занятия тем или иным
видом деятельности. Но теперь его
размер устанавливался в зависимости
от отрасли предприятия, его размеров
и места положения. В связи
с этим всю Российскую империю
поделили на 5 экономических регионов
по уровню развития. Таким образом,
налогообложением в зависимости
от наличия личностных привилегий или
княжеского титула было покончено. Дополнительный
налог, взимаемый с коллективных
предприятий (акционерные общества
и товарищества) подразделялся на
налог с капитала и процентный
сбор с прибыли. Причём процентный сбор
с прибыли взимался только в том
случае, если прибыль превышала 3% от
основного капитала и устанавливался
по принципу умеренной прогрессивности.
Дополнительный налог со всех остальных
предприятий взимался в виде раскладочного
налога и процентного сбора с
прибыли.
Новый промысловый
налог несколько увеличил доходы
казны (за первый же год поступления
выросли с 48 млн. рублей до 61 млн. рублей,
то есть 27%).
Основную же массу
бюджетных поступлений составляли
акцизные сборы от производства таких
товаров, как водка, табак, спички, керосин
и сахар. Именно на увеличение акцизных
сборов (с пива на 50%, спичечного налога
вдвое, питейного акциза со спирта -
с 9 1/4 копеек до 10 копеек, с фруктовых
водок - с 6 копеек до 7 копеек, с нефтяного
акциза - на 50%, патентного табачного
сбора - на 50% (установлен также дополнительный
табачный акциз), налога с недвижимых
имуществ и дополнительных торгово-промышленных
сборов), то есть косвенных налогов
приходилась основная часть «налоговых»
доходов государственного бюджета.
Так же был установлен
государственный квартирный налог,
явившийся первой попыткой обложить,
хотя бы по внешнему признаку, общую
совокупность доходов плательщиков
и представляющий собой важное в
принципиальном отношении нововведение.
Витте стоял у
истоков так называемой сахарной
нормировки, которая была введена
в России в 1895 году. Смысл её заключался
в ограждении рынка от излишков сахара
путём обложения их дополнительным
акцизным налогом. Потребитель сахара
– российский народ – защищался
от высоких цен путём выпуска
на рынок неприкосновенных запасов.
В результате производство сахара с
42 млн. пуд. возросло к 1899 г. до 42,8 млн. пуд.,
потребление его возросло с 27,8 млн.
пуд. до 36,5 млн. пуд., а поступления
доходов от сахарного акциза и
патентного (лицензия на право производства
или продажи) сбора – с 42,7 млн.
пуд. до 67,5 млн. пудов.
Введение
винной монополии
По инициативе
Витте в 1894 году была введена государственная
монополия на торговлю крепкими спиртными
напитками. Основная суть питейной монополии
заключается в том, что никто
не может продавать вино кроме государства,
производство вина должно быть ограничено
теми размерами, в каких его покупает государство,
а следовательно и теми условиями, на которых
будет настаивать государство.
В России водка
с давних времен и до сих пор
остается одной из важнейших статей
дохода казны, а при Витте торговля
водкой производилась только в казенных
винных лавках, ректификация (обработка
спирта и приготовление водки) делалась
также государством. Производство первичного
спирта оставалась за частными заводчиками.
Однако заводчики могли произвести
лишь столько спирта, сколько предпишет
государство и соответственно продавать
могли только это количество.
Реформа возымела
положительный результат. К 1899 г. весь
питейный доход составил 421,1 млн. рублей
против 297,4 млн. рублей в 1894 году, а к
началу 1900-х годов доля питейного
дохода составила 28% всех обыкновенных
бюджетных поступлений.
При Витте винная
монополия давала около миллиона
рублей поступлений в день и именно
при нем бюджет страны окончательно
стал строится на спаивании населения.
Реформы
в железнодорожном хозяйстве
Приведение в
порядок и развитие железнодорожного
хозяйства страны всегда оставались
в поле зрения Витте даже после
его ухода из Министерства путей
сообщения. В России времён Витте
более ѕ всего железнодорожного
полотна находились в собственности
акционерных предприятий, и менее
ј принадлежало государству. Акционерные
общества пользовались полной самостоятельностью
по части установки тарифов, что
постепенно привело к убыточности
ряда железных дорог и к негативному
влиянию подобной «частной собственности»
на экономику в целом. Нестабильность
тарифной политики собственников железных
дорог в условиях жёсткой конкуренции
между ними, льготы так называемым
«своим людям» и т.п. лишали торговлю
и промышленность возможности вести
свои операции на более или менее
предсказуемых условиях, а экономика страны
отчасти сходила с буржуазно-капиталистического
пути развития.