Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:49, реферат
XX век — один из наиболее ярких и трагичных периодов, занимает в русской истории особое место. Этот период вместил ряд экономических скачков и не менее стремительных «падений» (или периодов «застоя»); три революции и «смутное время» конца XX века; различные типы политического устройства: абсолютную монархию, тоталитаризм, попытки установления демократического общества и бюрократическое правление; ряд крупных поражений и убедительных военных побед.
I. Введение.
II. Основная часть:
1. Экономическое развитие России в конце XIX века.
2. Реформы С. Ю. Витте.
3. Реформы П. А. Столыпина.
III. Заключение.
- первостепенные внутренние интересы государства - интересы целого, «пополнение пробелов и недостатков частно-хозяйственной системы, распределение благ культуры на все классы общества» [13, с. 226];
- государство создает основные капиталы: пути сообщения, портовые сооружения, проводит масштабные ирригационные работы;
- покровительственная политика (прежде всего за счет таможенных тарифов и привлечения иностранных капиталов, а не товаров) в отношении своей собственной промышленности, в частности обрабатывающей, цель которой - «привлечь производительные капиталы предоставлением им преимущественных выгод» [13, с. 226];
- государство обеспечивает личную и имущественную безопасность каждого, основываясь на строгой законности, обязательно равной как для гражданина, так и для органов управления;
- «возможно равномерным и справедливым распределением налогов и иных тягостей, государство обеспечивает каждому возможность полного развития его способностей и сил» [13. с. 226];
- государство должно обязывать себя постоянной заботой об обеспечении прав вкладчиков, средства которых «помещаются в разного рода предприятия» [13, с. 226];
- особенно важна роль государства в деле охраны здоровья населения и в деле народного образования, «установления правильной системы всего воспитания народного» [13, с. 226];
Как видим, виттевский проект развития страны включал в себя и актуальные для сегодняшней России положения (защита государством вкладов граждан, например). Несмотря на свой программный, а, следовательно, уже по определению идеальный характер, проект графа имел и конкретное выражение. Больше, конечно, в области промышленного, чем социального строительства.
Главное внимание Витте уделял укреплению финансов, развитию промышленности и железнодорожного транспорта. За время пребывания его во главе финансового ведомства государственный бюджет возрос более чем в два раза. В 1892 г. он составлял около 1 млрд. рублей, а в 1903 г. — более 2 млрд. Среднегодовой прирост бюджета составлял 10,5%, в то время как в предшествующие десятилетия не превышал 5% [7, с. 346]. Рост бюджета обеспечивался главным образом за счет повышения доходов от государственной собственности, увеличения косвенных налогов и более широкого использования прогрессивного налога с прибыли предприятий вместо прежней системы промыслового налога на право торговли и промыслов. Рост прямых налогов был незначителен. Более того, некоторые из них были даже понижены. Так, наполовину был уменьшен поземельный налог. Официально эта мера объяснялась сельскохозяйственным кризисом, в действительности же она имела, прежде всего, цель поддержать поместное дворянство.
Самой доходной статьей бюджета стала введенная при Витте винная монополия. Производство сырого спирта оставалось частным делом, его очистка, изготовление водки и крепких вин также производились на частных заводах, но только по заказу казны и под строгим наблюдением акцизного надзора. Продажа же этих напитков становилась государственной монополией. На пиво, брагу и виноградное вино эта мера не распространялась.
Введение винной монополии началось в 1894 г., и к концу пребывания Витте на министерском посту она была распространена на всей территории империи, кроме отдаленных окраин. Доходы казны от винной монополии постоянно росли ив 1913 г. были почти в три раза больше, чем все прямые налоги [7, с. 347]. Вопреки заверениям власти и обслуживавшей ее прессы, монополия не способствовала уменьшению пьянства и повышению нравственности народа. Она являлась самой эффективной, но не единственной мерой для пополнения казны и косвенного обложения народа. Существенное значение имело также повышение акцизов, а следовательно, и розничных цен на товары повседневного массового потребления: спички, табак, керосин, сахар, чай и др. На целый ряд таких товаров акцизы повышались неоднократно.
Большую роль в укреплении финансов страны сыграла проведенная Витте денежная реформа. Суть ее сводилась к введению свободного обмена бумажных денег на золотую валюту. Необходимость такой реформы осознавалась его предшественниками по министерству — Н. X. Бунге и И. А. Вышнеградским, Витте лишь решительно и последовательно довел ее до конца. Чтобы реформа не стала шоком для населения, еще до официального принятия решения о ней было позволено менять 7 с половиной кредитных рублей на 5 золотых.
Денежная реформа была осуществлена указом царя, изданным в обход настроенного против нее Государственного совета. Она понижала золотое содержание рубля на 1/3, но поскольку осуществленная реформой девальвация носила скрытый характер, то сама реформа была реализована сравнительно безболезненно, не вызвав обычного после девальвации существенного изменения товарных цен. Значение реформы заключалось в том, что:
- во-первых, она поставила Россию в финансовом отношении в один ряд с развитыми европейскими странами, в большинстве которых к тому времени уже установилось золотое обращение;
- во-вторых, стабилизировав рубль, она создавала более благоприятные условия для развития российского капитализма и для притока в страну иностранных капиталовложений в виде сборов.
С. Ю. Витте из своей министерской практики знал, что отечество не богато внутренними капиталами и преодолеть экономическое отставание невозможно без использования иностранных инвестиций. Он предлагал снять те ограничения, которые имелись в российском законодательстве для иностранного капитала, в частности запреты иностранцам владеть землей в ряде регионов страны, заниматься такими промыслами, как горный, нефтяной, золотодобывающий и другие, или хотя бы не устанавливать новых. Однако ему удалось добиться лишь частичного успеха. В 1899 г. "высочайшим повелением" подтвержден был допуск иностранных капиталов и предпринимателей к участию в создании и развитии различных отраслей отечественной обрабатывающей промышленности с целью "удешевления" производившихся ею продуктов.
Виттевская политика по привлечению иностранных инвестиций, а не займов привела к тому, что в 1900 г. доля их составляла: 70% - в горной промышленности; 72% - в машиностроении и металлообработке; 31% - в химической промышленности [1, с. 32].
Бурно развивалась нефтяная промышленность. В 1901 г. Россия сосредоточила половину мировой добычи нефти (в ней, как и в других секторах промышленности, ведущую роль играл иностранный капитал. С одной стороны, это способствовало развитию отечественной экономики, а с другой - перед страной вставал вопрос экономической независимости, особенно остро проявившийся в годы Первой мировой войны и последовавших революций).
В 1903 г. вступил в обязанности председателя комитета министров. Последняя должность была фактически почётной отставкой, так как комитет до революции 1905 г. не имел никакого значения. Это перемещение с поста влиятельного министра финансов произошло под напором дворянско-помещичьих членов правительства (главным образом, В. К.Плеве). Возглавил правительство после реформирования в качестве Председателя совета министров. Лопухин в своих мемуарах писал, что после отставки Витте предлагал Лопухину организовать покушение на царя.
С 1903 г.— член Госсовета, назначался к присутствию на 1905 – 1911 гг.
С 1903 года - член комитета финансов, с 1911 г. по 1915 г. - его Председатель.
Летом 1905 года направлен императором в США для заключения Портсмутского мирного договора с Японией. За успешное выполнение этого поручения ему было пожаловано достоинство графа. Так как в результате Японии перешла половина Сахалина (она претендовала на весь), получил шутливое прозвище «граф Полусахалинский».
В октябре 1905 г. представил царю записку о необходимости политических реформ, в которой, в частности, писал: «Ход исторического процесса неудержим. Идея гражданской свободы восторжествует если не путём реформы, то путём революции… Попытки осуществить идеалы теоретического социализма, — они будут неудачны, но они будут, несомненно, — разрушат семью, выражение религиозного культа, собственность, все основные права» [3, с. 698].
Руководил подавлением революции 1905 г., организовывал «экзекуционные поезда». В архивах сохранилось его письмо, посланное министру внутренних дел Дурново 11 марта 1906 г.: «…Для вящего устрашения лиц, стремящихся посеять смуту, Совет министров признал полезным ныне же сформировать на главнейших узловых станциях особые экзекуционные поезда с воинскими отрядами, которые в случае надобности могли бы своевременно быть отправлены на линию для водворения порядка…. Подписал: граф Витте» [3, с. 703].
По инициативе С. Ю. Витте был составлен Манифест 17 октября, даровавший основные гражданские свободы и вводивший институт народного представительства - Государственную думу.
С октября 1905 г. по апрель 1906 г. — Председатель реформированного Совета министров.
В 1906 г. провёл переговоры с Францией о получении займа.
Находясь в зарубежных странах, особое внимание уделял общественному мнению и освещению в печати России и действий её правительства, о чём писал в своих «Воспоминаниях» (глава 27-я «Портсмутский мир»).
Был отправлен в отставку 22 апреля 1906 г.; интриговал, даже пытался использовать Григория Распутина, чтобы вернуться к власти. Последняя его опала длилась вплоть до смерти.
Итоги экономической политики С. Ю. Витте были неоднозначны. Его политика, сводившаяся в основном к ускоренному развитию промышленности за счет мобилизации внутренних ресурсов, привлечения иностранных капиталов, таможенной защиты отечественной промышленности от западных конкурентов и поощрения вывоза товаров из России, способствовала бурному промышленному подъему 1890-х гг: промышленное производство возросло в среднем в 2 — 3 раза. Россия приблизилась к индустриально развитым странам, однако цель Витте — сравняться с этими странами — достигнута не была. Велика была и цена виттевской индустриализации. Она дорого обходилась российским налогоплательщикам и государственной казне. При Витте, несмотря на все его искусство в манипуляции кредитами, государственный долг вырос почти в полтора раза, с 4,6 до 6,6 млрд. руб. [4, с. 307]. Создавая тепличные условия для отечественной промышленности, ограждая ее от конкуренции со стороны иностранной промышленности, эта политика негативно сказывалась также на качестве отечественной промышленной продукции и менталитете российской буржуазии, формируя у последней такие черты, как аполитичность, приспособленчество, паразитизм, стремление получать сверхприбыли без проявления забот о совершенствовании производства и повышении качества производимой продукции.
3. Реформы П. А. Столыпина
Петр Аркадьевич Столыпин — русский государственный деятель, председатель Совета министров в 1906 — 1911 гг. Он был сыном героя Севастопольской обороны А. Д. Столыпина и княжны Горчаковой, представительницы знаменитой в то время фамилии.
П. А. Столыпин закончил Петербургский университет и в качестве юриста начал свою деятельность в министерстве внутренних дел. Проявив незаурядое служебное старание, он в 1899 г. был назначен ковенским предводителем местного дворянства, а в 1903 г. переведен на должность саратовского генерал-губернатора.
П. А. Столыпин в годы первой русской революции отличался решительностью и бескомпромиссностью по отношению к любым лицам, основой деятельности которых была революционность. Это привлекло внимание к его личности со стороны властей, и после отставки С. Ю. Витте и его правительства П. А. Столыпин получил пост министра внутренних дел. Главную задачу момента он видел в наведении в стране порядка при проявлении со стороны государства воли и умения ее реализовать. Это был жесткий, умелый и умный противник революционеров.
Действуя силой государственного принуждения, Столыпин не исключал и компромисса с оппозиционными силами и готов был пойти на формирование коалиционного правительства из числа представителей либеральных партий. К сожалению, большинство оппозиционеров свои партийные интересы поставили выше интересов Отечества, что свело на нет попытки П. А. Столыпина.
П. А. Столыпин вошел в историю нашего Отечества не только как реакционная фигура. Он был прекрасным оратором и не боялся полемики. Столыпин смело выходил на трибуну Думы и своими речами мог не только подавлять оппонентов, но и убеждать депутатов в правильности выбранного им курса политических, социальных и экономических преобразований. При всей приверженности идее самодержавия Столыпин все же был реформатором.
Столыпин понимал, что бессмысленно бороться со следствиями, не затрагивая причин социальной нестабильности. 9 ноября 1906 г. был издан указ, позволявший крестьянам закреплять за собой свой надел и разрешавший им выход из общины, а закон 14 июня 1910 г. сделал выход обязательным. Началась столыпинская аграрная реформа. Основной ее целью было создать крепкое крестьянское хозяйство, основанное на частной земельной собственности. Это дало бы возможность, во-первых, успокоить Россию, избежать новой революции, расширить социальную опору власти, и, во-вторых, обеспечить продвижение страны по пути капиталистической модернизации.
В аграрных преобразованиях Столыпина можно выделить несколько направлений:
1) разрушение общины «сверху» и вывод крестьян на отруба (выделение крестьянина с землею из общины при сохранении усадьбы на прежнем месте и хутора (выделение с переносом усадьбы на новое место). Избавляясь от общинных ограничений (периодических переделов земли, принудительного севооборота, т. е. необходимости сеять ту же культуру, что и соседи), крестьянин превращался в полноправного собственника, по своему усмотрению распоряжающегося принадлежащими ему сельскохозяйственными угодьями.
Государственные органы активно содействовали разрушению общинных порядков. В губерниях и уездах создавались землеустроительные комиссии, следившие за правильным отводом участков выделявшимся хозяевам. К миссии убеждали крестьян в том, что реформа принесет им ощутимую выгоду, часто оказывали давление на консервативные крестьянские сходы. При выделении отрубов и хуторов некоторые хозяева получали земли больше, чем у них было до реформы; эти излишки передавались самостоятельным владельцам бесплатно или по низким ценам. В годы реформы из общин выдели лось около 2 млн. хозяйств, в основном зажиточных [5, с. 220]. Это был несомненны успех политики Столыпина;