Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 17:23, курсовая работа
Противоречия в социальном, экономическом и политическом развитии России, влияние происходящих на Западе перемен ставили сложные задачи перед российским правительством. Попытки решения этих задач в начале XIX в. были связаны с личностью императора Александра I, вступившего на престол после гибели отца в результате дворцового переворота 11 марта 1801г.
Глава1 Начало правления Александра I
1.1Предпосылки реформаторской деятельности Александра I
1.2. Административная реформа
1.3.Крестьянский вопрос и другие реформы
Глава2. Реформы Александра I в области государственного управления
2. 1Государственное устройство по плану М.М Сперанского
2.2 Преобразование центрального управления
2.3. Государственный Совет
2.4. Учреждение министерств
2.5. Попытка преобразования Сената
2.6. Реорганизация финансовой политики государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
Глава1 Начало правления Александра I
1.1Предпосылки реформаторской деятельности Александра I
1.2. Административная реформа
1.3.Крестьянский вопрос и другие реформы
Глава2. Реформы Александра I в области государственного управления
2. 1Государственное устройство по плану М.М Сперанского
2.2 Преобразование центрального управления
2.3. Государственный Совет
2.4. Учреждение министерств
2.5. Попытка преобразования Сената
2.6. Реорганизация финансовой политики государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Противоречия в социальном, экономическом и политическом развитии России, влияние происходящих на Западе перемен ставили сложные задачи перед российским правительством. Попытки решения этих задач в начале XIX в. были связаны с личностью императора Александра I, вступившего на престол после гибели отца в результате дворцового переворота 11 марта 1801г.
Первая четверть XIX в. - наиболее
сложный, насыщенный противоречиями и
своеобразным драматизмом период в
истории императорской России. Общую
характеристику этого периода можно
было бы озаглавить: "Россия на распутье"
- между самодержавно-
История России первых лет царствования Александра I всегда была популярна у исследователей разных стран и времен. Самой плодовитой в ее изучении оказалась русская дореволюционная историография. В ней различаются две основные концепции: консервативно-дворянская и либерально-буржуазная.
Первую половину царствования
Александра I можно характеризовать
как исторический этап активных преобразований
системы государственного управления
Россией. Сущность этих преобразований
заключалась, во-первых, в попытке
создания механизма управления, основанного
на законе. Благодаря проведению либеральных
административных реформ (создание Госсовета
как законодательного органа, введение
единообразия и организационное
упорядочение деятельности исполнительных
органов и их аппаратов, налаживание
системы просвещения и
Во-вторых, положительным
фактором в государственном управлении
можно считать становление
В-третьих, на уровень государственного
управления воздействовали также указы
императора от 3 апреля 1809 г. и от 6 августа
1809 г., в которых определялись новые
правила и порядок получения
придворных знаний камергера и камер-юнкера
и чинов коллежского асессора
и статского советника в
Указанные выше меры и их постепенная реализация на практике в ходе проведения административных реформ 1801-1812 гг. способствовали централизации государственного управления на высшем и местном уровне, проявлению «ведомственно-линейного принципа» в системе управления страной.
Однако позитивные тенденции в государственном управлении страной не затронули основ самодержавного абсолютистского властвования, оказались не закрепленными в годы дальнейшего правления Александра I.
Что касается внутренней политики самодержавия при Александре I, то буржуазные историки, в отличие от дворянских, критиковали ее за консерватизм, поверхностность реформ, примиренчество по отношению к феодальной рутине, возлагая при этом главную долю вины на самого царя.
Советская историография чрезмерно увлекалась вскрытием экономической подкладки любого события и принижала роль Александра I (как и вообще личности в истории). Экономические процессы в России начала XIX в. капитально исследовали.
Внутренняя политика царизма изображалась как сплошь реакционная, а внешняя, напротив, лакировалась.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что, несмотря на не совсем удачную реформаторскую деятельность Александр I в целом, внес свой вклад в дело развития России, преобразовал систему государственного управления, укрепил позиции на международной арене.
Целью курсовой работы является изучение реформ Александра I в области государственного управления. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-выявить предпосылки начала реформаторской деятельности;
- изучить реформы в
области государственного
Объектом курсовой работы является изучение государственного управления при Александре I .
Предметом – анализ реформ в области государственного управления при Александре I.
Изучением темы данной курсовой работы занимались такие научные деятели, как В.О. Ключевский, М.Н. Зуев и Н.М.Карамзин.
В курсовой работе использованы
следующие методы исследования: наблюдения,
сравнения; анализ литературы, интернет
– источников.
Глава1 Начало правления Александра I
1.1Предпосылки реформаторской деятельности Александра I
Александр родился в Санкт-Петербурге 12 декабря 1777 г.
На 19-м году жизни он стал царевичем, а на 24-м, 12 марта 1801 г. вступил на престол «с запасом возвышенных и доброжелательных стремлений, которые должны были водворять свободу и благоденствие в управляемом народе.» Император любил пофилософствовать, порассуждать, помечтать. Александр говорил: «Даровать России свободу и предохранить ее от поползновений, деспотизма и тирании - вот мое единственное желание».
Его вступление на престол возбудило в русском, преимущественно дворянском, обществе самый шумный восторг. Предшествующее царствование для этого общества было строгим великим постом.
Но, при первом же опыте встретились препятствия. Непривычка к труду и борьбе развила в нем наклонность преждевременно опускать руки, слишком скоро утомляться. Такие недостатки, вынесенные из воспитания, всего сильнее отразились на первоначальной преобразовательной программе.
В манифесте 12 марта 1801 г. император
принимал на себя обязательство управлять
народом «по законам и по сердцу
своей премудрой бабки». В указах,
как и в частных беседах, император
выражал основное правило, которым
он будет руководиться: на место
личного произвола деятельно
водворять строгую законность. Император
не раз указывал на главный недостаток,
которым страдал русский
Две основные задачи составляли содержание внутренней политики России с начала XIX столетия: это уравнение сословий перед законом и введение их в совместную государственную деятельность.
Это были основные задачи эпохи,
но они осложнялись другими
Далее, перестройка государственного
порядка на правовых уравнительных
началах требовала подъема
Наконец, ряд войн и внутренних
реформ, изменяя вместе с внешним,
международным положением государства
и внутренний, социальный склад общества,
колебал государственное
Император Александр I поставил
на очередь и приступил к
Этому способствовали, во-первых, политические идеи, которые были им усвоены, и, во-вторых, практические соображения, политические взгляды на положение России, которые сложились в нем из личных опытов и наблюдений.
1.2. Административная реформа
После рассмотрения в Негласном
комитете царским указом от 8 сентября
1802 года была проведена реформа высших
государственных учреждений. Вместо
введенных Петром 1 коллегий были учреждены
министерства: военное, военно-морское,
иностранных дел, внутренних дел, коммерции,
финансов, народного просвещения, юстиции,
в которых вводилось строгое
единовластие министра. А также было
введено Государственное
Изменения в системе
государственного управления не могли
не отразится на положении православной
церкви, которая во многом была частью
государственного аппарата. Высшее церковное
правительство – Синод – по
своему устройству было подобием петровских
коллегий: поскольку во всех отраслях
государственной жизни
Одновременно была осуществлена
реформа Сената, который в указе
от 8 сентября 1802 года определялся как
«верховное место империи», «хранитель
законов», чья власть «ограничивается
единою властью императорского величества».
Всем министрам предписывалось подавать
в Сенат ежегодные отчеты. Указ давал Сенату
право ставить вопрос о пересмотре законов,
если они не соответствовали действующим.
Но вскоре Сенат фактически был низведен
до прежнего положения.
1.3.Крестьянский вопрос и другие реформы
Крестьянский вопрос являлся важнейшим
вопросом внутренней политики самодержавия.
Александр 1 принимал меры к облегчению
положения крестьян, но шаги в его
решении этой проблемы были крайне
осторожными. Император и члены
Негласного комитета видели в крепостных
отношениях источник социальной напряженности,
были убеждены в преимуществах вольного
труда перед крепостным и воспринимали
власть помещика над крестьянами
как нравственный позор для России.
Тем не менее, они считали невозможным
принятие радикальных мер и