Реформы государственного управления при Петре I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 05:47, доклад

Краткое описание

XVII век — эпоха торжества рационализма.
Рационализм (от лат. Ratio – разум), философская теория, признающая разум основным источником истины,
считающая основным фактором общественного развития человеческий разум, а не Божественное Провидение.

Рационализм породил представление о государстве
не как о проявлении воли Бога, а как о результате деятельности людей.
Появилась теория общественного договора.

Вложенные файлы: 1 файл

090.ppt

— 1.57 Мб (Скачать файл)

 

 

Реформы государственного управления  
при Петре I 

 

Л.А. Кацва, 2011

 

 

Органы власти в  России в XVII в.

 

 

 

Вспомните систему  органов власти и управления  в XVII в.

 

 

 

?

 

Царь

 

Боярская дума

 

Приказы

 

Патриарх

 

Приказ 
тайных дел

 

Патриаршие 
приказы

 

Отраслевые, 
территориальные,

дворцовые

 

Воеводы

 

 

Взгляды Петра I  
на систему управления

 

Петра не устраивала  старая система государственного  управления.

Она была медлительна, «патриархальна»,  
в Думе и приказах  
почти не велась документация,  
а потому было невозможно установить персональную ответственность 
за исполнение решений.

Петр стремился заимствовать  западные модели управления.

 

Портрет Петра I.

1724–1725 гг.

Худ. А. Матвеев.

 

 

Идейные основы преобразований

 

XVII век — эпоха  торжества рационализма.

Рационализм (от лат. Ratio – разум), философская теория,  признающая разум основным источником истины,  
считающая основным фактором общественного развития человеческий разум, а не Божественное Провидение.

 

Рационализм породил  представление о государстве  
не как о проявлении воли Бога, а как о результате деятельности людей.

Появилась теория общественного договора.

 

 

В чем состоит  важнейшее утверждение  
теории общественного договора?

 

?

 

 

Идейные основы преобразований

 

Рационалисты считали: если государство было создано  людьми для обеспечения своей  безопасности,  
то люди могут и улучшить его.  

 

 

Что следовало, с  точки зрения рационалистов, 
сделать для создания идеального государства?

Написать идеальные  законы и улучшить работу чиновников.

 

 

Почему Петру I взгляды  рационалистов на теорию государственного  управления пришлись по душе?

Потому что они  убеждали: для создания идеального  государства нужны лишь разум  и воля.

 

?

 

?

 

 

Взгляды Петра I  
на систему управления

 

 

 

Подумайте, зачем здесь  
картина  В. Серова.

Петр I был уверен, что  твердо знает, в чем состоит  счастье державы, а всякое сопротивление  происходит лишь от неразумия  
и лени.

Роль монарха он  видел в том, чтобы принудить  народ  
к разумным действиям.

Для этого требовался  сильный государственный аппарат.

 

?

 

Петр I.

Худ. В. Серов. Фрагмент

 

 

Новые высшие органы  власти

 

В 1701 г. Петр создал  новый, ранее неизвестный в России  орган власти –  
консилию министров.

Консилия (от лат. сonsilium – совещание) – совет.

На время отлучек  царя из Москвы  
она сосредоточивала в своих руках  
всю полному власти.

Консилию возглавлял «князь-кесарь».

В консилии велись  регистрация бумаг, протоколы заседаний, отчеты.

У каждого члена  консилии был определенный круг  обязанностей.

 

Князь-кесарь 
Ф.Ю. Ромодановский

(1640–1717).

 

 

Новые высшие органы  власти

 

Так в деятельности  консилии Петр начал воплощать  на практике теорию камерализма, согласно которой управление должно опираться  
на строгую отчетность  
и четкое разделение полномочий.

Патриархальный стиль  работы сменился бюрократическим.

 

Петр – Ф.Ю. Ромодановскому  
в 1707 г.:

«Изволь объявить  всем министрам, чтоб они всякие  дела, о которых советуют, записывали, и каждый бы министр своею  рукою подписывали.

И тем дурость  каждого явлена будет!»

 

Князь-кесарь 
Ф.Ю. Ромодановский 
(1640-1717).

 

 

Сенат

 

В 1711 г. Петр создал Правительствующий Сенат.

На время отсутствия  царя  
Сенат – коллективный  
глава государства.

 

Функции Сената:

Контроль за министрами, назначение чиновников, высшая судебная  инстанция, законосовещательный орган  при царе.

Решения в Сенате  принимались единогласно.

 

Заседание Сената  при Петре I.

Тушь, сепия, 1908.

Худ. Д.Н. Кардовский.

 

 

Исчезновение Боярской  думы

 

Петр I не издавал  указа о ликвидации Боярской  думы.  
Но с 1704 г. он перестал ее собирать .

Прекратились и пожалования  в бояре.  
Старые бояре умирали, новые не появлялись.  
Дума постепенно исчезла сама собой.

 

 

Почему же Петр  не жаловал боярство своим  соратникам?

Традиция требовала, чтобы боярами становились  
выходцы из знатных семей.

Даже Петру было  сложно идти против этой традиции.

К тому же для  него само боярское звание  было связано  
с ненавистной московской стариной.

 

 

 

?

 

 

Коллегии

 

В 1717–1721 гг. проведена  реформа отраслевого управления.

Созданы коллегии.

Коллегия – группа лиц, образующих руководящий совещательный или распорядительный орган.

 

Группы коллегий:

 

 

 

 

 

 

Коллегии «вне групп»:

Юстиц-коллегия, вотчинная  коллегия, Главный магистрат.

 

Первейшие

 

Военная

 

Адмиралтейская

 

Иностранная

 

Финансовые

 

Камер-

 

Штатс-

 

Ревизион-

 

Торгово- 
промышленные

 

Берг-

 

Мануфактур-

 

Коммерц-

 

 

Функции коллегий

 

  • Иностранная – внешняя политика.
  • Военная – армия, строительство укреплений.
  • Адмиралтейская – флот, портовые сооружения.
  • Камер-коллегия – сбор доходов.
  • Штатс-коллегия – бюджетные расходы.
  • Ревизион-коллегия – контроль за деятельностью

  штатс- и камер-коллегий.

  • Берг-коллегия – тяжелая промышленность.
  • Мануфактур-коллегия – легкая промышленность.
  • Коммерц-коллегия – торговля (внутренняя и внешняя)
  • Юстиц-коллегия – законодательство и судопроизводство.
  • Вотчинная коллегия – оформление юридических прав на

  имения, разрешение  поземельных споров, наследование.

  • Главный магистрат – управление городами.

 

 

Порядок работы коллегий

 

Коллегию возглавлял  президент.

Его заместитель  именовался вице-президентом.

Решения принимались большинством голосов 
членов коллегии.

При равенстве голосов  голос президента коллегии  
считался за два голоса.

На практике могущественный  президент коллегии  
почти всегда мог навязать рядовым членам коллегии  
выгодное ему решение.

 

Первые президенты «первейших» коллегий:

Иностранная – Г.И. Головкин.

Военная – А.Д. Меншиков.

Адмиралтейская –  Ф.М. Апраксин.

 

 

Коллегии и приказы

 

 

 

 

Чем же отличались  коллегии от приказов?

Коллегий было значительно  меньше,  
сфера деятельности каждой – гораздо шире.

Не было областных  коллегий, коллегии опирались  
на местные органы управления.

В коллегиях велось  подробное делопроизводство, стиль  
их работы был не патриархальным, а бюрократическим.

 

Петр о коллегиях:

«Собрания многих  персон…, в которых президенты  
или председатели не такую мочь имеют,  
как старые судьи – делали что хотели».

 

?

 

 

Местное управление

 

Реформа местного  управления осуществлена  
раньше сенатской и коллежской – в 1707–1710 гг.

 

Россия разделена  на губернии:

 

 

Архангельская,

Петербургская,

Московская,

Смоленская,

Киевская,

 

Нижегородская,

Казанская,

Азовская,

Астраханская,

Сибирская.

 

Территориальные приказы  ликвидированы.

 

Губернаторы наделены  огромной властью:

в их руках –  сбор налогов, правосудие,  
рекрутские наборы и т.п.

 

 

Местное управление

 

В 1711 г. армейские полки «расписаны» по губерниям, которые  обязаны были их содержать:

Астраханский полк, Казанский полк, Московский полк…

 

Полки назывались  не по месту своего пребывания,  
а по «шефствующей» губернии.

 

Для удобства управления  губернии делились на провинции, провинции – на уезды (дистрикты).

 

 

Как создание такой  системы управления повлияло  
на численность чиновничества?

Чиновничий аппарат  многократно возрос.

 

?

 

 

Местное управление

 

Местное управление  создавалось по шведскому образцу.

В Швеции низшим  звеном управления  
был кирхшпиль (приход).  
Приходской совет состоял из пастора и выборных прихожан.

В России приходы  звеном управления не стали.

 

Сенатское постановление:

«Всякие наряды и  посылки бывают по указом из  городов,  
а не от церквей; к тому ж и в уезде ис крестьянства  
умных людей нет».

 

 

О чем свидетельствует  исключение приходов  
из системы государственного управления?

 

?

 

 

Органы государственного  надзора

 

Для контроля за  чиновниками Петр в 1711 г. учредил  должность фискала (лат. Fiscalis – относящийся к казне).

Всех фискалов возглавлял обер-фискал, ему подчинялись провинциальные фискалы, им – фискалы.

Фискалы должны были  следить, чтобы «никто от службы  не ухоранивался и никакого  худа не чинил», доносить о  любых злоупотреблениях, поддерживать  обвинения в суде.

Для поощрения усердия  фискалов им полагалось вознаграждение  в виде половины штрафа,  
наложенного на уличенного ими преступника.

Фискалы не несли  ответственности за ложный донос:  
«то отнюдь в вину не ставить, ниже досадовать,  
под жестоким наказанием и разорением всего имения».

 

 

 

 

Органы государственного  надзора

 

 

 

Почему Петр освободил  фискалов  
от ответственности за ложный донос?

Царь предпочитал  обвинить невиновного,  
нежели пропустить реальное преступление.

В результате ложных  доносов оказалось очень много.

В 1714 г. после протестов митрополита Стефана Яворского  
ответственность за ложный донос была установлена:  
фискал получал то наказание, которое 
полагалось виновному, если бы донос подтвердился.

Однако и после  этого преодолеть  
злоупотребления фискалов не удалось.

В 1722 г. обер-фискал А.Я. Нестеров  
был казнен за казнокрадство.

 

?

 

 

Органы государственного  надзора

 

В 1722 г. гласный контроль  
за деятельностью государственных органов и судов был поручен прокуратуре.

Ее возглавлял генерал-прокурор 
– «око государево».

Информация о работе Реформы государственного управления при Петре I