Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 12:55, научная работа
Данная научная работа имеет своей целью проследить постепенное изменение в трактовке жизни и деятельности этого поистине великого царя в работах историков и исследователей, начиная с дореволюционного периода и завершая современными трактовками событий…
Введение…………………………………………………………… 3
Роль Ивана Грозного в российской историографии, литературе и искусстве……… 4
1. Видение верховной власти своего места ………………. 12
2. Верховная власть и Ливонская война…………………………. 15
3. Устройство Опричного двора, организация и функционирование опричнины……………………………………. 16
Вывод………………………………………………………………. 18
Литература…………………………………………………………. 20
А. Шлихтингу вторят Таубе и Крузе: “Пехотинцы все должны ходить в грубых нищенских или монашеских верхних одеяниях на овечьем меху, но нижнюю одежду они должны носить из шитого золотого сукна на собольем или куньем меху.”(48).
з) особый образ жизни опричников в Александровской слободе. Соединение в нем элементов монашеской жизни и жизни служилых дворян. “...Великий князь каждый день встает к утренним молитвам и в куколе отправляется в церковь, держа в руке фонарь, ложку и блюдо. Это же самое делают все остальные, а кто не делает, того бьют палками. Всех их называет братией, также и они называют великого князя не иным именем, как брат. Между тем он соблюдает образ жизни, вполне одинаковый с монахами. Заняв место игумена, он ест один кушанье на блюде, которое постоянно носит с собою; то же делают все. По принятии пищи он удаляется в келью, или уединенную комнату. Равным образом и каждый из оставшихся уходит в свою, взяв с собой блюдо, ножик и фонарь; не уносить всего этого считается грехом. Как только он проделает это в течение нескольких дней и, так сказать, воздаст богу дань благочестия, он выходит из обители...”(49).
Схожую картину рисует и
и) организационная структура Опричного монастыря. Распределение чинов в нем.
Таубе и Крузе писали: “Этот орден (здесь уместно подчеркнуть, что ливонские дворяне, в отличие от русских, хорошо знакомые с такими образованиями, как монашеские ордена, ясно сознавали сходство с ними корпуса опричников - В.Ш.) предназначался для совершения особенных злодеяний. (...) Сам он (Иван Грозный - В.Ш.) был игуменом, князь Афанасий Вяземский келарем, Малюта Скуратов пономарем; и они вместе с другими распределяли службы монастырской жизни. В колокол звонил он сам вместе с обоими сыновьями и пономарем. Рано утром в 4 часа должны все братья быть в церкви; все неявившиеся, за исключением тех, кто не явился вследствие телесной слабости, не щадятся, все равно высокого ли они или низкого состояния, и приговариваются к 8 дням епитимии. В этом собрании поет он сам со своей братией и подчиненными попами с четырех до семи.”(51).
Теперь, прежде чем перейти от
характеристики Опричного
В последнее же время
Основанием для такого
ВЫВОД
Как представляется автору, сделанный анализ позволяет прийти к следующим выводам. Полувековое царствование Ивана Грозного оставило глубокий и мрачный след в истории Росcии. Насыщенная драматическими событиями жизнь первого носителя титула русского царя интересовала многих историков и писателей. Как человек и как государственный деятель Иван 4-й был личностью сложной и противоречивой. Высокообразованный покровитель книгопечатания и сам писатель, государь, сделавший много для укрепления и расширения Российского государства, он своими руками разрушал то, что им было создано и при этом жестоко преследовал тех, кому был обязан успехами внутренней политики и внешнеполитическими победами.
Во второй
половине XVI века многочисленные
мнимые и реальные заговоры
убеждают Ивана IV в ненадежности
старых уз, связующих монарха
и подданных, их
Литература:
Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины.- М. Изд-во АН СССР, 1963;
Бахрушин С.В. Иван Грозный ,М.,1945;
Виппер Р.Ю. Иван Грозный ,М.,Л.,1944;
Смирнов И.И. Иван Грозный ,Л.,1944.
Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного ,М.,1964;
Скрынников Р.Г. Начало опричнины ,Л.,1966;
Скрынников Р.Г. Опричный террор ,Л.,1969;
Скрынников Р.Г. Иван Грозный ,М.,1975;
Шмидт С.О. Становление российского самодержавства ,М.,1973.
Кобрин В.Б. Иван Грозный ,М.,1989.
Платонов С.Ф. Иван Грозный , Пг.,1923;
Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного , М.,1964;
Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. СПб.,1910.
Платонов С.Ф. Иван Грозный. Пг.,1923.
Полное собрание русских летописей. СПб.,1904,т.XIII,с.392.
Живков В.М.,Успенский Б.А. Царь и бог. Семиотические аспекты сакрализации монарха в России. В кн.: Языки культуры и проблемы переводимости. Сб.ст. М.,Наука,1987,с.49.
Ефимов Н.И. Русь - новый Израиль. Казань,1912.
Масса И. Краткое известие о Московии в начале XVII в. М.,1937,с.68.
Ключевский В.О. Соч.,т.2,ч.2. М.,1957,с.170.
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М.,1981,с.123.
Королюк В.Д. Ливонская война. М.,1954,с.60.
Штаден Г. О Москве Ивана Грозного. Записки немца опричника. М.,1925,с.86.
Послания Таубе и Крузе. Русский исторический журнал. Пг.,1922,кн.8,
Новое известие о России времени Ивана Грозного. “Сказание” Альберта Шлихтинга. Л.,1934,с.27.
Успенский Б.А. Царь и самозванец., с.213.
Информация о работе Роль Ивана Грозного в российской историографии, литературе и искусстве