Роль личности в Российской истории про Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 13:32, контрольная работа

Краткое описание

Деятельность Петра создала все условия для более широкого знакомства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений Московской Руси.
Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток российских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы - все это становилось делом всей страны.
В настоящее время Россия, как и два века назад, находится в стадии реформ, поэтому анализ петровских преобразований сейчас особенно необходим.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1. Личность Петра I……………………………………………………5
2. Приход к власти. Оппозиции………………………………………9
3. Исторические условия и предпосылки реформ Петра I………...14
3.1. Военные реформы……………………………………………15
3.2. Реформа государственного управления…………………….18
3.3. Административные реформы……………………………......21
3.4. Экономические реформы…………………………………….25
3.5. Финансовые реформы………………………………………..26
3.6. Церковная реформа…………………………………………..27
3.7. Реформа в области образовании и науки…………………...28
4. Результаты реформы государственного управления……………30
5. Оценка результатов деятельности………………………………...34
Заключение…………………………………………………………....38
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

Петр 1.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

     С целью поднять потерявшую уважение церковь в глазах народа, было проведено несколько церковных реформ. Введена обязательная грамотность духовенства. Учрежден Синод. Уклад жизни в монастырях был коренным образом пересмотрен, т.к. монастыри становились уже средой порока. Теперь монахам вменено было в обязанность вести благочестивый и самоотреченный образ жизни, а также заниматься благотворительностью. Делает Петр много и для науки. Поручает ученому Поликарпову написать русскую историю и в то же время переводить книги о событиях всеобщей 
истории, как-то: книгу о Троянской войне, Квинта Курция о деяниях Александра Македонского.

     С 1703 г. в Москве начинают издаваться «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах». Также Петр делает общедоступным театральное искусство - «на Красной площади построена была деревянная комедиальная храмина - для всех».

     Для страны в целом Петр тоже делает немало, а возможно, даже больше. При его правлении развивается добыча каменного угля и железной руды, металлургия, кожевенное производство, кораблестроение, военное ремесло. Военные действия ведутся Петром умело и четко, без излишней самоуверенности, но с целеустремленностью. Чтобы противостоять Турции, берет со второго раза Азовскую крепость. Чтобы пробить «окно в Европу», т.е. выход на Балтийское море, ведет войну со шведами. Решающая битва происходит под Полтавой 27 июня 1709 года. В 1710 году были взяты и присоединены к России города Выборг, Рига, Ревель. После их взятия Россия становится могущественным государством, имеющим для Европы большое значение. В 1713 г. присоединили Финляндию. В 1716 г. царь Петр выступает посредником в примирении между Речью Посполитой и королем Августом. 30 августа 1721 года в Ништадте был заключен мир, и 4 сентября в Петербурге в Троицком соборе состоялся молебен по случаю празднования заключения мира. И 22 октября того же года Петру 1 был поднесен титул Отца Отечества, Великого императора Всероссийского. После этого Россия стала империей, второй империей в Европе.

     В России почти не было инженеров и ученых, армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было. Между приближенными царя - боярами и дворянами постоянно шла борьба за власть, крестьяне поднимались на восстания.

     Молодой царь хорошо понимал, что нужно выводить Россию из отсталости, строить заводы, фабрики. Необходимо было вернуть России земли на берегах Балтийского моря, захваченные Швецией. Для решения всех этих задач России нужны были, прежде всего, образованные люди.  "Я ученик и нуждаюсь в учителях" - вырезал Петр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других. Петр первый внес много нового в жизнь России: изменился порядок управления государством, появилось большое количество заводов и фабрик, открылось множество новых учебных заведений. Были созданы армия и флот, которые одержали победу в войне со Швецией за выход к Балтийскому морю. Эта война получила название северной и длилась 21 год - с1700 по 1721 год. 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма,  венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а  страна стала называться Российской Империей.  Таким образом, было оформлено то,  к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека - капитана,  и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

     Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена,  а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации  и  принуждения.

    Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить.  Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных  фигур мировой истории.

     Петр I являлся великим реформатором своего времени и, одновременно, узурпатором.

     Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

     Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.

     Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.

     В заключение можно привести слова современника Петра - Нартова: "... и хотя нет более Петра Великого с нами, однако дух его в душах наших живет, и мы, имевшие счастие находиться при сем монархе, умрем верными ему и горячую любовь нашу к земному богу погребем вместе с собой. Мы без страха возглашаем об отце нашем для того, что благородному бесстрашию и правде учились от него".

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. История государственного управления в России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. - М.: Закон и право, 2007.
  2. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой половине XIX века: История. Историк. Документ. - М., 2008.
  3. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика. XI—XVII века. — М., 1992; Пушкарев Л. Н. История в общественном сознании России XVII в. // Вопросы истории. — 2009. — № 9.
  4. Курукин И. В., Волкова И. В., Леонов С. В. История Отечества. Пособие для школьников и поступающих в вузы. — М., 2009.
  5. Песков А. М. Павел I. — М., 2009
  6. Саблукова Н.А. // Цареубийство 11 марта 1801 г. Записки участников и современников. — М., 2008.
  7. Павленко Н.И. Петр I. М., 2007.
  8. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России ХVII - ХIХв. Учебник для 10кл. под ред. А. Н. Сахорова - М.: Просвещение. 2009
  9. Реформы в России в XVI- XIX вв. - М., 2008.
  10. Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2007
  11. Русская старина. Жизнь императоров и их фаворитов / Сост. А. Данилова. - М.:, 2008.
  12.   Соловьёв С.М.. Чтение и рассказа по истории России. М., 2009 г.



Информация о работе Роль личности в Российской истории про Петра I