Роль лютеранской общины в общественной жизни города Самары

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 23:15, реферат

Краткое описание

Цель работы:
1. Показать как влияет община на современное общество в городе Самара .
2. Проследить пути развития лютеранской кирхи в Самаре.
3. Какова роль кирхи в нашем городе?
Задачи:
1. Изучить и проанализировать материал по данной теме.
2. На основе практической части показать как участвует кирха в жизни
своих прихожан.
3. Показать социальное развитие кирхи в современности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..……..стр.3

Глава 1. Появление первых немцев на Волжской земле……………………………….….стр. 4

1.1. Возникновение лютеранской общины в Самаре……………...…….........................…стр. 5
1.2. Строительство кирхи………………………………………………..........................…...стр. 7
1.3. Освещение церкви……………………………………………………….........................стр .9
1.4. Жизнь общины в XIX в. и начало XX века, репрессии со стороны
государства……………………………………………..……………………………….…….стр. 9

Глава 2. Новая жизнь общины…………………………………………………………....…стр.10
2.1. Возрождение общины………………………………………………………………..…стр. 11
2.2. Первые Рождественские богослужения…………………………….………………....стр. 12
2.3. Установка органа………………………………….......…………..…………………….стр.13

Глава 3. Первые руководители лютеранской кирхи
3.1. Первые пасторы…………………………………………….………...………………….стр. 14
3.2. Появление пастора-женщины, первой в лютеранской кирхи, в Самаре……………………………………………………………………………………….…стр.14
3.3. Как это изменение повлияло на кирху?...........................................................................стр.15

Глава 4.Социальная развитие кирхи …………………………....…....…..………………….стр.16
4.1. Региональный центр немецкой культуры «Надежда», расположенный на
территории комплекса Лютеранской церкви ………………………………………….……стр.20
4.2. Созданные учебные детские учреждения (садик, воскресные школы)……………………………………………………………………..…………………..стр.21
4.3. Молодёжная политика лютеранской общины и её развитие в социальной
жизни общества………………………………..……..………….……………………..….….стр.21
4.4. Кирха как просветительский центр…………………………..…...………………….…стр.23
Глава 5. Заключение ……………………………………………………………………….....стр.24
Глава 6. Приложение……………………………………………………………………..…...стр.25
Глава 7.Список литературы……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

история.doc

— 622.00 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление.

Введение………………………………………………………………………………..……..стр.3

 

Глава 1. Появление  первых немцев на Волжской земле……………………………….….стр. 4

 

1.1. Возникновение лютеранской общины  в Самаре……………...…….........................…стр. 5

1.2. Строительство кирхи………………………………………………..........................…...стр. 7

1.3. Освещение церкви……………………………………………………….........................стр .9

1.4. Жизнь общины в XIX в. и начало XX века, репрессии со стороны

государства……………………………………………..……………………………….…….стр. 9

 

Глава 2. Новая жизнь общины…………………………………………………………....…стр.10

2.1. Возрождение общины………………………………………………………………..…стр. 11

2.2. Первые Рождественские богослужения…………………………….………………....стр. 12

2.3. Установка органа………………………………….......…………..…………………….стр.13

 

Глава 3. Первые руководители лютеранской кирхи

3.1. Первые пасторы…………………………………………….………...………………….стр. 14

3.2. Появление пастора-женщины, первой в лютеранской кирхи, в Самаре……………………………………………………………………………………….…стр.14

3.3. Как это изменение  повлияло  на кирху?...........................................................................стр.15

 

Глава 4. Социальная развитие кирхи…………………………....…....…..………………….стр.16

4.1. Региональный центр немецкой культуры «Надежда»,  расположенный на

территории комплекса  Лютеранской церкви ………………………………………….……стр.20

4.2. Созданные учебные детские учреждения (садик, воскресные школы)……………………………………………………………………..…………………..стр.21

4.3. Молодёжная политика лютеранской общины и её развитие в социальной

жизни общества………………………………..……..………….……………………..….….стр.21

4.4. Кирха как просветительский центр…………………………..…...………………….…стр.23

Глава 5. Заключение ……………………………………………………………………….....стр.24

Глава 6. Приложение……………………………………………………………………..…...стр.25

Глава 7.Список литературы……………………………………………………………….….стр.35

 

 

                    

 

Введение.

 

Данная работа является продолжением моего уже защищённого проекта: Лютеранско-Евангелическая церковь в городе Самара. Его основная идея состоит в том , чтобы показать роль лютеранско-евангелической общины в жизни города Самары. В продолжении мне захотелось рассмотреть более подробно роль лютеранской кирхи в нашем городе. Ведь сюда могут прийти любые люди, те кто захочет и это могут быть не только прихожане данной общины. Ведь приходя сюда, каждый может найти себе занятие по интересам. И мне  захотелось показать именно ту часть стороны своей работы, которая показывает как происходит развитие общины в нашем обществе и городе. При выполнении этой работы, мне стало понятно как жизнь общины встраивается в общественную жизнь нашего города и вливается в поток общественного движения России.

Цель  работы:

1. Показать как влияет община на современное общество в городе Самара .

2. Проследить пути развития лютеранской кирхи в Самаре.

3. Какова роль кирхи в нашем городе?

Задачи: 

1. Изучить и проанализировать материал по данной теме.

2. На основе практической части показать как участвует кирха в жизни

своих   прихожан.

3.  Показать социальное  развитие кирхи в современности.

Предмет исследования: Возрождение и развитие лютеранской общины в городе Самаре.

Объект  исследования:  История лютеранской кирхи.

Актуальность: В настоящее время общественные организации и движения пытаются занять, доминирующую роль в нашей жизни. Во многих губерниях и городах созданы общественные палаты. Возрождается конфессиональная жизнь

 

Глава 1. Появление  первых немцев на Волжской земле.

 

До 1854 года, обыкновенно  раз в год, приезжал в Самару, из Казани, лютеранский дивизионный  проповедник Пундани, и в квартире кого-либо из чиновников-лютеран совершал богослужение и различные церковные Таинства. Между тем в 1854 году губернатор Самары К. К. Грот[1] был немец и лютеранин. Он создал в 1854 году первую общину и возглавил ее, образовал формальным образом церковный совет между лицами евангелическо-лютеранского исповедания и сделался в нем первым председателем. В это время, т. е. в 1854 году, лютеран всех сословий было в Самаре всего 30 душ, преимущественно чиновников, но также между ними был 1 столяр, 1 булочник и 1 аптекарь, а торговцев не было ни одного. Долго еще после того лютеране не имели храма в Самаре и продолжали, по временам, слушать богослужение в частных домах, как счастливая для них случайность помогла осуществлению давнего их желания иметь свой храм. Дело в том, что в 1863 году Самарский купец 1 гильдии Егор Никитич Аннаев[2], по завещанию своего умершего родственника, выстроил на лучшей улице города - Дворянской, прекрасный, каменный храм, с намерением устроить в нем католическую церковь, но, в обстоятельствах, от него не зависевших, встретив препятствие к приведению своего намерения в исполнение, должен был, в конце 1864 года, это, в черне оконченное здание, уступить евангелическо-лютеранскому попечительству, для устройства в нем храма этого исповедания.

 

 

 

 

 

 


[1]  смотрите приложение

[2] смотрите приложение                                                                                                       

 

Церковный совет, не имевший  в своем распоряжении никаких  денежных средств, прибегнул к доброхотным подаяниям, частью в Самаре, частью в других городах империи и, присоединив к собранной сумме довольно значительное вспомоществование, сделанное высочайше утвержденным центральным комитетом вспомогательной кассы для лютеранских приходов России, немедленно приступил к окончанию поступившего в его распоряжение храма. Вся операция, как сбора приношений, так и самой отстройки и отделки храма была возложена советом на своего делопроизводителя, купца И. Ф. Цельмера.

 

1.1. Возникновение  лютеранской общины в Самаре.

Первый проповедник  лютеранской веры бал Мартин Лютер[3]. Его убеждение легло в основу богословской системы Лютера, центром  которой стало учение об оправдании верой.

Церковное попечительство состоит из семи членов, избираемых самим лютеранским обществом. Ныне евангелическо-лютеранский приход в Самаре состоит из 300 душ обоего пола, преимущественно зажиточных ремесленников, также торговцев и чиновников, и 50 душ работников, преимущественно Эстлянцев и Латышей (В Лютеранскую кирку допускают совершать богослужение Римско-католическая священника при посещении им города для совершения треб).

Мы видели выше, что  в начале своего образования лютеранское  попечительство не имело никаких  материальных средств. Ныне оно находится  в другом положении.

 

 

 


[3] смотрите приложение

Оно имеет ныне, не говоря уже о храме, весьма изящном снаружи  и прекрасно отделанном внутри, по обеим сторонам храма, на углу Дворянской улицы, два двухэтажные, крытые железом, каменные дома, которые вместе с  церковью стоят более 40000 р. Пока дома эти, окончательно отделанные в 1875 году, сдаются попечительством в наймы, но когда средства общества вновь окрепнут и возрастут, предполагается: в одном из этих домов устроить элементарное училище для приходящих, а в другом его этаже поместить пастора, во втором же доме открыть коммерческое или реальное училище, для детей всех христианских исповеданий.

Как известно, лютеране отличаются от православных большим уважением  и какою то детскою заботливостью  к своим отжившим отцам и братьям. Самарские лютеране подтверждают своими действиями это замечание. Лютеранское кладбище на полутора десятинах, им отведенных городом - образец благоустройства, тогда как рядом с ним лежащее православное, к сожалению, представляет совершенно противоположную картину. Еще в 1866 году делопроизводитель лютеранского церковного совета Цельмер окопал лютеранское кладбище канавою; обнес его валом.

Здание кирхи выполнено  в готическом стиле, восходящем к  немецким средневековым базиликам, и его строгий силуэт заметен с любой точки улицы Куйбышева.

Но, несмотря на свою исключительность и великолепие архитектуры, здание имело непростую судьбу. Кирха  была построена в 1865 году. Предполагалось, что это будет католический храм, основная часть прихожан его должна была состоять из проживавших в Самаре на поселении поляков, которых насчитывалось более ста семей. Известный в середине XIX века купец Е. Н. Аннаев, католик по вероисповеданию, пожертвовал на его строительство необходимые средства. Проект был заказан архитектору Н. Еремееву. Но, реагируя на мятежные выступления в Польше, входившей тогда в состав Российской империи, власти не разрешили открыть в Самаре католический храм. И какое-то время частично возведенный объект не использовался. Затем лютеранская община Самары подала прошение о передаче им храма, оно было удовлетворено и, даже католик купец Аннаев не препятствовал этому, а, напротив, передал общине на достройку храма большую по тем временам сумму - 200 рублей. Недолго просуществовал храм. Пожар 1875 г. не пощадил церковь, и ее пришлось восстанавливать. После восстановления в 1877году были сооружены флигели по обеим сторонам храма, а в начале 80-х годов стоявшая между флигелями и кирхой металлическая ограда была заменена одноэтажной застройкой, связавшей композиционно все сооружения в архитектурное единство, облик которого без изменения сохраняется до настоящего времени. Что, однако, стоило общине немалых усилий. Многие годы евангелическо-лютеранская церковь являлась центром духовной и общественной жизни немцев Самарской губернии.

1.2. Строительство  кирхи.                                                                                                                                  

Евангелическо-лютеранская  община (приход) Святого Георга г. Самара, ул.Куйбышева, 115/117.

Фасад Кирхи выдержан в готическом стиле[4], восходящее к  немецким средневековым базиликам. После реставрации (проект реставрации  составил архитектор из Штутгарда М. Вервик) община была вновь зарегистрирована и освящена 19 августа 1991 года Здесь  снова проводятся богослужения и библейские занятия Есть свой хор, оркестр, спортивная группа, газета.

Продольные улицы  г.Самары: Преображенская (ныне- ул. Обороны), Дворянская (ныне – ул. Куйбышева) и другие в ходе развития города «шагали» от Волги и как бы вешились церквями. Одна из таких «вех» сохранялась до наших дней на углах улицы Куйбышева и Некрасовской.

Это здание, в прошлом  лютеранская церковь – кирха, привлекает внимание прежде всего остротой архитектурной композиции.

 

 


[4] смотрите приложение                                                                                                     

 

Церковь, два флигеля  и одноэтажные вставки между  церковью и флигелями были построены  в три срока: кирха в 1865 г., фланкирующие флигели на десять лет позже – в 1875г., а в начале 80-х гг. стоявшая между флигелями и церковью металлическая ограда была заменена одноэтажной застройкой, связавшей композиционно все сооружения в единой архитектурный комплекс, который сохранился без изменения до настоящего времени.

В общем архитектурно-пространственном облике ул.Куйбышева здание кирхи довольно заметно выделяется примечательной композицией, гармоничными пропорциями архитектурных форм, особенно колокольни, и уместными, хорошо прорисованными деталями, раскрывающими характер общего художественного образа сооружения.

Проект здания церкви был разработан самарским архитектором Николаем Николаевичем Еремеевым.

Сейчас в здании находится  скульптурная мастерская и магазины.

Строительство культурных зданий способствовало появлению в архитектуре Самары неоготики. В 1865 году в центре города построили лютеранскую кирху (ул. Куйбышева, 115-117), а в 1906 году — католический костел (ул. Фрунзе, 157). В их архитектуре активно использовались готические мотивы в виде башенок, стрельчатых  арок, аркбутанов, вимпергов и соответствующий готике декор. Однако эти постройки существенно отличались от своих готических прототипов. Прежде всего они имели иное конструктивное решение. Элементы строительных конструкций: аркбунаты, контрфорсы, фиалы, которые в готических  сооружениях были незаменимыми частями здания, стали всего лишь украшениями, символами готики. В жилых зданиях Самары архитектура неоготики не имела распространения. Слишком далек был город от прибалтийских берегов, чтобы заимствовать западно- европейское средневековье. Дом.В.Б.Субботиной-Маркисон (ул. А. Толстого,30) являлся единственным примером обращения к готическим традициям в архитектуре жилых построек

1.4. Освещение  церкви.

26 сентября 1865 года проповедник  Пундани освятил Лютеранский храм в честь Святого Георга! Для этого он специально приехал из Казани! Ему помогал пастер Мейер из

Симбирска (Ульяновск). Собственный  же пастор появился в Самаре только в 1868 году. До этого службы вели приезжие в разное время пасторы из других городов. Именно этот год и можно считать рассветом для этого прекрасного Лютеранского храма в честь Святого Георга на Самарской земле!

Итак, община в Самаре имела свою собственную церковь . , но не было еще своего пастора. Лишь время от времени ее посещали проповедники Пундани и Керн. Прошло каких-то 13 лет после освещения церкви и в Самаре числилось уже примерно 300 лютеран, которые вносили немалый вклад в развитие не только своей веры, но и города! При Лютеранском храме в честь Святого Георга были созданы детский садик и школа для немецких детей, а так же действовало общество, всячески поддерживающее образование. Само общество не просило поддержи у государства и жило на собственные пожертвования. Так же, иногда, помогали городу в проведении местных мероприятий.

Первоначально богослужение в этом храме совершалось приезжавшими, в разное время, пасторами, а с 1868 года назначен собственно к ней пастор Э. Иогансон, с гонораром в год - от лютеранского Самарского общества по 200 р. и от вспомогательной кассы  евангелическо-лютеранских приходов по 600 р.

1.4. Жизнь общины  в XIXв.в. и начало XX века, репрессии со стороны государства.

В 50-е годы XIX века в  Самару приехало много торговых людей  немецкой национальности. Они принесли с собой свою веру с прежней  родины. Большая часть из них были лютеране. Уже 1865 году община насчитывала 112 прихожан.

Изначально церковь  Св. Георга строилась как римско-католическая. Русский купец Аннаев Е.Н., католик, пожертвовал деньги на строительство  этого храма.

Когда храм в 1863 году уже почти был готов, в Польше, принадлежавшей в то время к России, произошло восстание. Вследствие этого восстания все польское подверглось преследованию, а в то время все католическое понималось как польское. И связи с этими обстоятельствами почти готовая церковь с согласия Е.Н. Аннаева и католической общины была передана лютеранам.

В 1875 году случился большой  пожар в Самаре. Этот пожар не обошел стороной и храм Св. Георга: Он тоже выгорел и не мог быть далее  использован.Тем не менее, церковь  смогли быстро восстановить. То, что сумели восстановить после опустошившего город пожара 1877 года, было разрушено безбожниками в 30-х годах.

  Пожар 1875 г. не пощадил церковь, и ее пришлось восстанавливать.

Информация о работе Роль лютеранской общины в общественной жизни города Самары