Роль лютеранской общины в общественной жизни города Самары

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 23:15, реферат

Краткое описание

Цель работы:
1. Показать как влияет община на современное общество в городе Самара .
2. Проследить пути развития лютеранской кирхи в Самаре.
3. Какова роль кирхи в нашем городе?
Задачи:
1. Изучить и проанализировать материал по данной теме.
2. На основе практической части показать как участвует кирха в жизни
своих прихожан.
3. Показать социальное развитие кирхи в современности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..……..стр.3

Глава 1. Появление первых немцев на Волжской земле……………………………….….стр. 4

1.1. Возникновение лютеранской общины в Самаре……………...…….........................…стр. 5
1.2. Строительство кирхи………………………………………………..........................…...стр. 7
1.3. Освещение церкви……………………………………………………….........................стр .9
1.4. Жизнь общины в XIX в. и начало XX века, репрессии со стороны
государства……………………………………………..……………………………….…….стр. 9

Глава 2. Новая жизнь общины…………………………………………………………....…стр.10
2.1. Возрождение общины………………………………………………………………..…стр. 11
2.2. Первые Рождественские богослужения…………………………….………………....стр. 12
2.3. Установка органа………………………………….......…………..…………………….стр.13

Глава 3. Первые руководители лютеранской кирхи
3.1. Первые пасторы…………………………………………….………...………………….стр. 14
3.2. Появление пастора-женщины, первой в лютеранской кирхи, в Самаре……………………………………………………………………………………….…стр.14
3.3. Как это изменение повлияло на кирху?...........................................................................стр.15

Глава 4.Социальная развитие кирхи …………………………....…....…..………………….стр.16
4.1. Региональный центр немецкой культуры «Надежда», расположенный на
территории комплекса Лютеранской церкви ………………………………………….……стр.20
4.2. Созданные учебные детские учреждения (садик, воскресные школы)……………………………………………………………………..…………………..стр.21
4.3. Молодёжная политика лютеранской общины и её развитие в социальной
жизни общества………………………………..……..………….……………………..….….стр.21
4.4. Кирха как просветительский центр…………………………..…...………………….…стр.23
Глава 5. Заключение ……………………………………………………………………….....стр.24
Глава 6. Приложение……………………………………………………………………..…...стр.25
Глава 7.Список литературы……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

история.doc

— 622.00 Кб (Скачать файл)

- Какие проблемы волнуют вас сейчас более всего?

- Проблем много, но  мы их потихоньку, шаг за шагом,  стараемся решить. Это и ремонт, и реставрация здания. Чтоб было  можно с гордостью сказать:  «Вот - это наша церковь!» Но  это - одна сторона проблемы, главная  же забота, что здание не передано нам в собственность, а только в безвозмездное бессрочное пользование. Впрочем, весь ремонт, все восстановительные работы, мы сделали собственными силами и с помощью пожертвований христиан из Штутгарта.

- Ваша Церковь призвана быть центром духовности и культуры…

- Кроме регулярных  богослужений, проводится еще многое. Происходит обмен молодежными  группами между Штутгартом и  Самарой, при церкви работают  различные кружки, есть церковный  и детский хор, проходят библейские  семинары. Большое значение мы придаем работе с детьми и молодежью. Наша цель состоит не в том, чтобы обратить молодых людей в нашу веру, а в том, чтобы предложить им в наших стенах осмысленный досуг. Активно развивается у нас и музыкальная жизнь. Регулярно проходят у нас бесплатные концерты, где выступают музыканты нашего города, а также приглашенные из Германии. В сентябре прошлого года в Самаре побывал оркестр духовых инструментов из Штутгарта. А в ближайшее время наша община получит еще один подарок из Штутгарта - орган. Этот орган был выполнен в 60-е годы двадцатого века, он раньше принадлежал евангелической школе, затем его демонтировали и передали нам. Чтобы его собрать и настроить приедут органные мастера из Германии. Первый орган был у нас установлен в Самаре в филармонии 2001 году, надеемся, что в ближайшее время установим второй - в нашей церкви. Кстати, специалисты утверждают, что акустика в нашей церкви гораздо лучше, чем в самарской филармонии. Сейчас мы ищем органиста.

И проводим различные  благотворительные концерты по сбору средств на оплату транспортировки органа. А так же департамент культуры Самарской области разработал программу культурного обмена под названием "Разные, но не чужие". Мы внесли в эту программу ряд предложений, которые могли бы немало способствовать развитию российско-немецких культурных связей. Одно из предложений - пригласить в Самару один из лучших в Германии хоров мальчиков. И чтоб они не только здесь выступали, но и провели что-то вроде мастер-класса для самарских музыкантов и исполнителей, а также встречи с учащимися из музыкальных школ Самары.

Здесь регулярно проходят богослужения, библейские занятия, ведется  просветительская работа. В рамках культурной деятельности проводятся благотворительные  концерты, особой популярностью пользуются органные вечера. В общине созданы подростковый и церковный хоры. Более тысячи человек с момента возрождения общины приняли в этих стенах крещение. Дважды в год община проводит выездные лагеря для детей, подростков и молодежи, каждый год организуется отдых для женщин и пожилых людей.

Не остается равнодушной  община и к социальным проблемам  общества, в частности, совместно  с православными из прихода Великомученицы Елизаветы, расположенного на территории Самарской областной клинической  больницы, организованы бесплатные обеды для людей, оставшихся без крова - этот проект поддерживается городской и областной администрациями.

4.1. Региональный центр немецкой культуры «Надежда»[7], расположенный на территории комплекса Лютеранской церкви.

 

На протяжении многих десятилетий  граждане немецкой национальности не имели возможности свободно говорить на своем родном языке и исповедовать веру своих предков, поэтому комплекс Лютеранской Кирхи является для немцев Самарского региона духовной и культурной родиной.                                                                                                              

Общиной налажены культурные и общественные связи и с зарубежными  партнерами – это и грандиозный совместный музыкальный проект, реализуемый при поддержке областного министерства культуры и института им. Гете в Германии.

Работает с 1991 года. Целями  и задачами организации являются  возрождение и сохранение этнокультуры  российских  немцев, проживающих в Самарской области, которых по  последней переписи населения   более 9500 человек.

Практически одновременно были  созданы  аналогичные  организации  в  городах  области – Тольятти, Сызрань, Похвистнево, Отрадный, Новокуйбышевск , которые  в  последствии стали  филиалами  Регионального центра.

Для  достижения  уставных  целей  мы организуем и проводим: курсы  немецкого  языка  для  детей и взрослых; фестивали  немецкой  культуры  и немецкой  песни, дни  немецкой кухни; исторические  выставки «Российские  немцы в Самарском крае»;   семинары  и конференции по  истории российских  немцев; семинары  и  отдых  для пожилых  людей; детские  лингвистические  лагеря. При  центре  работает  молодежный  клуб « Весенний  цвет».

 

 

 


[7] смотрите в приложении.

 

 В  разные  годы  работал  вокально-инструментальный  ансамбль « Надежда» и сегодня   радуют  свом  творчеством коллективы  «Эрика»  из  Тольятти, танцевальная  группа «Серебряный дождь»  из  Самары, а  так же  вокальные   группы г.г. Сызрань, Новокуйбышевск и Похвистнево.

 

4.2. Учебные детские учреждения (садик, воскресные школы).

Многие годы евангелическо-лютеранская  церковь являлась центром духовной и общественной жизни немцев Самарской  губернии. Работало общество поддержки  образования, которое занималось языком и лютеранской культурой. При церкви работали детский сад для детей из немецких семей, который сейчас называется «Филлипок». Также были созданы воскресные школы. С 1993 года - воскресные национальные школы на базе муниципальных школ № 15 и 44 (г. Самара), где в вечернее время обучаются   немецкому языку российские немцы по проекту "Вreitenarbeit" (финансируется Германией).На базе школы организованы занятия национальной воскресной немецкой школы, где изучают культуру, обычаи и традиции немцев Поволжья.

 

4.3. Молодёжная  политика лютеранской общины  и её развитие в социальной  жизни общества.

В лютеранской кирхи  создается множество молодёжных групп, которые участвуют в 

социальной жизни общины. Они участвуют в различных  проектах, и мероприятиях.

Над одним из таких  проектов работала  молодёжная группа общины, издавшая в ноябре в Берлине  сборник из 35 песен для встреч российской и германской молодежи, который презентовался в Гамбурге.

Встречи с зарубежными  туристами – еще один способ установления контактов и приобретения новых друзей.

И  сегодня  активисты  центра ищут  новые  формы  работы  с  общественностью , как для  достижения уставных  целей , так и  в  рамках  расширения  связей  с  Германией , знакомства  с  современной  немецкой  культурой . Также проводятся благотворительные

концерты. В которых  непосредственное участие принимает  молодёжь. Молодёжная политика лютеранской общины в основном настроена также на поддержание связей с Германией.

Также в Самаре более 10лет в рамках программы поддержки немецкого меньшинства, финансируемой Министерством внутренних дел Германии, российские немцы имеют возможность посещать курсы немецкого языка Hallo, Nachbarn! Neu. Эти курсы, организуемые и проводимые при этнокультурных центрах российских немцев, на изучение немецкого языка для дальнейшего общения.

В частности, большое  значение приобретают дружеские  связи с организациями соотечественников  в Германии. Города-побратимы проводят совместные мероприятия и двусторонние обмены, большинство из которых молодёжные.

Такие партнёрские отношения  между организациями и гражданами России и Германии дают уникальную возможность расширить границы использования немецкого языка и повышает интерес у молодого поколения российских немцев к его изучению.

Как известно, молодежь не может усидеть на месте, но это  и не нужно. Одной из главных задач молодежного служения является направить эту энергию в правильное русло.

А так же в кирхи  молодёжные группы празднуют различные  праздники. Которые они подготавливают сами. Очень интересно происходят традиционные праздники, такие как Рождество, крещение, пасха, и такие праздники как 23-е февраля; 8-ое марта.

В кирхи всегда царит  атмосфера  дружбы, и свободы и  все там друг друга понимают.

Так развиваются что-то новое, у каждого появляется свое мировоззрение, что дает нам надежду на будущее. 

 

4.4. Кирха как  просветительский центр. 

Кирха как просветительский центр делает очень много, так  как она просвещает наше будущее  поколение, но как она это делает.

А она это делает виде различных проводимых мероприятий, таким образом молодёжь знакомится с окружающем миром и расширяет свой кругозор. Но так как лютеранская кирха основана немцами, то связи её углубляются в немецкую культуру.

Одним из звеньев, объединяющих поколения российских немцев не только в области культуры, но и языка, по праву можно считать кулинарные традиции немецкого меньшинства в России.

В девяностые годы ХХ века, когда стал возрождаться интерес  российских немцев к изучению родного  языка. Как привить любовь к немецкому  языку у младшего поколения. Ведь культурные и языковые традиции у большинства семей российских немцев с уходом старших поколений были просто утеряны. 

                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

                                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                               

Заключение.

 

В заключении  я хотела бы сказать, что в своей работе я нашла ответы, которые интересуют многих. Выполняя эту работу я собрала и проанализировала как исторические так и современные материалы.  Моя работа основывалась на том, на чем необходимо заострить своё внимание. Участие в различных мероприятиях на уровне школы и города позволяют сделать вывод, что культура традиций немцев Поволжья имеют свое продолжение и развитие. Я считаю свою работу актуальной и имеющий свое дальнейшее продолжение.  Ведь с этой общиной на протяжении всего её существования происходит различные перемены. Эта община за свое время пережила многое и существует до сих пор. Она живёт и развивается и в этом ей помогает конечно же, участвующая в её жизни молодёжь.

В своей работе я поставила  определённые цели, к которым я шла, и тем не менее я их выполнила. Я привела множество аргументов, которые были доказаны на практике.

 

                                                                                                                                                                                                                      

 

 

       

 

 

 

 

 

Приложение.

Практическая  часть.

 

В качестве практической части я сделала интервью.

В кирхе встречаются люди, которые прошли через годы страданий такие как, например семья Рахиль-Чумаровых. И я решила взять интервью у семьи Рахиль-Чумаровых, которые являются прихожанами лютеранской общины. Меня заинтересовала именно эта семья, не только потому, что они являются прихожанами лютеранской кирхи, а именно потому, что они, как и все люди прошли сквозь тяжёлые испытания и страдания, которые определила им судьба. Но в преодолевании своих трудностей, им конечно же помогала кирха.

Интервью.

- Как долго вы проживаете  в городе Самаре?

 

- Раньше мы жили с родителями в Поволжье и являлись немцами Поволжья. Потом же связи с различными гонениями, нам приходилось часто переезжать. И вскоре мы переехали в Самару, где и живём до сих пор.

 

- В вашей семье всегда была только лютеранская вера?

 

- Да, конечно в нашей  семье все исповедовали лютеранство. Так как наши предки жили в германии и исповедовали только лютеранство. И это у нас заложено в крови. Мы чтим и уважаем наши традиции, так как именно они нас связывают с нашим прошлым.

 

- А дети, внуки также  как и вы являются лютеранами и исповедуют лютеранство?

 

- Знаете, как я вам  скажу, ведь наше поколение  меняется, и у них вырабатываются  свои интересы и свое мировоззрение. Вот поэтому наши дети хоть и решили стать православными, они все равно ценят и уважают наши ценности, наши традиции. Мы также всей семьёй посещаем лютеранский храм, посещаем культурные мероприятия, которые там проводятся, то есть участвуем в жизни лютеранской общины.

 

- Расскажите, пожалуйста, про мероприятие, посвященное традициям и воспоминанием, на которым вы побывали?

 

- Есть у нас ещё  люди, которые чтят традиции и  не забывают о прошлом. Как-то  раз состоялось такое мероприятие  – мы тогда отмечали 150-летие  основанию села Надеждино. Александерталь  – так его называют сотни  ещё живущих, но уже в дальних  и чужих краях, бывшие сельчане и их потомки. Тепло и любовь к родной земле проносили они сквозь годы своей жизни, полной страданий и унижений не сумевших сломить главное в этих людях – Веру. 28 августа 1941 года, одним указом эту родину у них отняли. Подрезали корни. А как жить без корней? Как степное растение без корней – « Перекати поле». Нас было 17 человек. Преодолев расстояние в сотню километров, мы торопились положить цветы на камень и к кресту, установленному на бывшем немецком кладбище, в память и о наших предках, потерявших свою малую родину, о родственниках, чья жизнь оборвалась, так и не успев начаться, недолюбивших, не познавших радость материнства и отцовства… Ещё в нашей памяти живы те воспоминания, когда на станции Погрузная тысячи местных немцев грузили в товарные вагоны, и отправляли в никуда.

Информация о работе Роль лютеранской общины в общественной жизни города Самары