Роль образования и науки в процессе мировой глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:20, доклад

Краткое описание

В рамках прошедшего в Праге Форума-2000 состоялось пять конференций, посвященных вопросам образования, культуры и духовных ценностей в условиях усиливающейся глобализации. В их работе участвовали видные общественные деятели, политики и ученые, приехавшие из разных стран по приглашению президента Чешской Республики Вацлава Гавела. Один из блоков рассмотренных проблем – “Роль образования и науки в процессе мировой глобализации”. Предлагаем краткий обзор некоторых вопросов, поднятых в наиболее интересных выступлениях.

Вложенные файлы: 1 файл

дворжак.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

Роль образования  и науки в процессе мировой  глобализации 

В рамках прошедшего в Праге Форума-2000 состоялось пять конференций, посвященных вопросам образования, культуры и духовных ценностей  в условиях усиливающейся глобализации. В их работе участвовали видные общественные деятели, политики и ученые, приехавшие из разных стран по приглашению президента Чешской Республики Вацлава Гавела. Один из блоков рассмотренных проблем – “Роль образования и науки в процессе мировой глобализации”. Предлагаем краткий обзор некоторых вопросов, поднятых в наиболее интересных выступлениях. 

Перспективы университетского образования в условиях глобализации 

Эта тема заняла центральное место среди обсуждаемых  на конференциях проблем. Именно ей посвятил свое выступление директор Лондонской школы экономики Энтони Гидденс. 

n По мнению  Э. Гидденса, традиционные университеты, ограниченные рамками своей территории, не имеют будущего. И это не  потому, что на смену им придут  университеты интернетовского типа. Этого не произойдет, поскольку как студентам, так и профессорам необходимо личное общение, которое нельзя заменить контактами посредством Интернета. Университеты будут существовать всегда, но станут частью глобальной сети. Осуществляется своего рода конвергенция двух форм образования при отсутствии антагонизма между ними. Так, в Лондонском университете (как и в других известных университетах) в настоящее время формируется глобальная сеть сотрудничества. Университет стал частью своеобразного консорциума, который продает по Интернету пакеты образовательных программ, в том числе беднейшим странам. 

Высшая школа  станет частью глобальной сети, но дальнейший прогресс в этой области зависит  от того, как будут развиваться  традиционные университеты, ограниченные своей территорией, которым всегда будет принадлежать центральное место. 

n Э. Гидденс  не согласен с мнением, что  непрерывное образование, т.е.  образование в течение всей  жизни человека, является банальной  идеей. Актуальность этой проблемы  подчеркивают известные политические  деятели (Тони Блэр, например, затрагивая данную тему, трижды повторил: образование, образование и еще раз образование). 

Многие считают, что главная причина, побуждающая  людей постоянно пополнять свои знания, – желание сохранить работу. Утверждение справедливо, но поверхностно. Суть в том, что перемены, происшедшие вследствие глобализации, заставляют человека по-другому посмотреть на окружающий мир. Это касается и людей старшего возраста. До недавнего времени пожилой человек ассоциировался с пенсионером, ушедшим на заслуженный отдых, со всеми вытекающими для его образа жизни последствиями. Сегодня такое представление устарело, и люди старшего возраста в силу различных процессов, непосредственно влияющих на образ жизни, стараются жить активно. Поэтому необходимо непрерывное образование, что требует соответствующего изменения высшей школы. Образование при этом не может быть только специальным. В его основе должна лежать традиционная идея университетов – служить базой для успешной жизни. 

n Э. Гидденс  отметил, что университеты не являются единственными организациями, производящими знания. Наряду с ними уже действуют консультационные фирмы и иные структуры, занимающиеся повышением образования населения. Необходимо, чтобы университеты создавали сети, объединяющие подобные организации. 

Так, Лондонский университет стремится сформировать своего рода фонд знаний на основе материальных и нематериальных связей, установленных  с другими передающими знания организациями, в частности консультационными  пунктами. Когда подобные связи университетов укрепятся, в образовавшейся мобильной среде будет остро ощущаться необходимость диалога, налаживание которого сегодня крайне важно. 

Если раньше финансирование исследований, проводимых университетами, осуществлялось компаниями, которые после их завершения использовали полученные результаты, то сейчас такая процедура устарела. Скорость инновационных процессов в научной и технической областях, а также социальных перемен настолько высока, что невозможно в течение нескольких лет дожидаться окончательных результатов исследований. Нужно оперативно использовать опыт, накопленный университетами и другими передающими знания организациями. Сегодня, когда предлагаются новые научно-исследовательские программы, необходимость взаимного диалога очевидна. 

n Важное значение университетов сохранится и в дальнейшем. Прежде всего это касается их роли в формировании новой модели “правильно” функционирующего общества. Известно, что общество, в котором доминирует государство, не может быть “хорошим”. Вместе с тем в “хорошем” обществе не должны главенствовать предприниматели и рынок, там нет места коммерциализации, неравенству, несправедливости. Оно предоставляет широкие возможности для развития общественных движений, признает главенствующую роль гражданина в общественной жизни, а не рассматривает его только как потребителя. В формировании такого общественного порядка, создании в обществе атмосферы, не отождествляемой ни с рынком, ни с государством, благоприятствующей общественным дискуссиям и проявлению гражданственности, университеты приобретают огромное значение. 

Вместе с тем  становится все более очевидной  наднациональная роль университетов. Одно из достижений ЕС – успешное выполнение программ, дающих возможность студентам  учиться в разных странах, изучать  их язык и культуру. По мнению Э. Гидденса, современные университеты формируют своеобразную “космополитическую” генерацию, которая сыграет решающую роль в будущем развитии Европы. 

n Традиционное  образование, традиционные учебные  заведения, в том числе университеты, не могут должным образом содействовать решению проблем, возникающих из-за глубокой пропасти между богатыми и бедными, отчуждения людей друг от друга. 

В Лондонском университете проведен расчет объема капиталовложений, необходимых для достижения в  Китае уровня образования, характерного для США. Он показал, что для этого требуется в течение 50 лет тратить ежегодно около 2% ВВП. Если исходить из того, что среднегодовые темпы роста ВВП должны составлять 10%, напрашивается вывод о важности направления усилий на освоение новых технологий, распространение беспроволочных линий связи. Во всех развитых странах следует создавать глобальные информационные сети, цель которых – оказание помощи бедным странам. Существует реализуемый на практике сценарий, который поможет ликвидировать пропасть между странами в области информационных технологий, а также в других сферах. 

Вместе с тем, подчеркнул Э.Гидденс, не стоит надеяться, что повышая уровень образования  населения, можно решить проблемы, связанные  с традиционным разделением стран на бедные и богатые. Свое слово здесь должна сказать политика. 

n Некоторые проблемы  университетов в условиях глобализации  осветил ректор Университета  объединенных наций в Токио  Ганс ван Гинкель. На задачи  университетов и сферу образования  в целом влияют три связанных с глобализацией фактора – сокращение расстояний и упрощение связи между объектами, либерализация рынков и ускорение экономического развития, унификация культуры и формирование единой мировой культуры. 

Первый фактор, как уже отмечалось, способствует интернационализации университетов, которая выражается не только в широком обмене студентами и научными работниками, реализации совместных программ, но и в том, что университетам сегодня уже не надо проходить все стадии становления. Они могут догнать тех, кто опережает их по своему развитию, если будут активно воспринимать полученные у них знания. 

Существуют и  негативные аспекты глобализации, связанные, например, с утечкой кадров. Кроме  того, современные информационные технологии способствуют усилению зависимости стран юга от стран севера. Научные работники стран юга пользуются информационной сетью, но не получают должного эффекта, поскольку лишены возможности руководить ею и определять направления ее развития. Необходима уверенность в том, что исследования в развитых странах проводятся так, что их результаты будут способствовать появлению нововведений, которые можно продать на мировом рынке. В противном случае такие исследования лишь вызовут дополнительные расходы. 

Второй фактор усилит зависимость сферы образования от крупных университетов, в частности зарубежных. В этой связи большое значение приобретает содействие университетов развитию регионов. Университеты призваны решать не только глобальные, но и национальные задачи. Не следует превращать образование в одну из разновидностей частного имущества, которое можно продавать, усиливая тем самым расслоение. 

В связи с  третьим фактором Ганс ван Гинкель  подчеркнул необходимость диалога  между цивилизациями, изучения взаимных связей между развитыми и развивающимися странами. 

Роль экологического образования в обеспечении сохранности  общества 

Профессор социологии Университета в Беркли Мануэль Кастелл, анализируя новую сетевую экономику, отметил, что впервые в истории  весь мир организован по определенным экономическим правилам, принятым обществом. Глобальный рынок, по его мнению, – это не рынок, а огромный автомат, сеть механизмов, запрограммированных по единому принципу: зарабатывание денег с целью зарабатывания денег. Остальные жизненные ценности не учитываются. В связи с интенсивным развитием сетевой экономики современная социальная и культурная среда создает угрозу для жизни. 

Молодежь должна осознать, что глобальный капитализм связан с усиливающимся социальным неравенством, поляризацией в обществе и социальной изоляцией. Это влечет за собой глобальную миграцию, порождает глобальную криминальную экономику, влияющую на мировое хозяйство и политику, создает угрозу для окружающей среды и населения во многих частях света. 

В современном  мире растет понимание необходимости регулирования глобального капитализма, его ограничения, организации финансовых потоков по иным критериям. В рамках образовательной системы нужно проводить дискуссии по этим проблемам, обсуждать вопросы, касающиеся новых жизненных ценностей и их трансформации. 

Все люди в той  или иной степени связаны с  “домоводством” (а по-гречески –  с экономикой), и их поведение  должно соответствовать другим участникам создания грандиозной сети жизни  – растениям, микроорганизмам и  т.д. Это глобальная сеть, развивавшаяся и менявшаяся в течение 3 млрд лет. Важнейшая особенность отношений, существующих в рамках мирового домохозяйства, - способность сохранять жизнь на Земле. Люди обязаны вести себя так, чтобы не мешать природе поддерживать жизнь, – именно в этом заключается идея обеспечения сохранности общества. 

Приверженное  данной идее общество заботится в  первую очередь не об экономическом  росте, а о поддержании в хорошем  состоянии совокупной жизненно важной системы, от функционирования которой  зависит существование человека. Другими словами, в обществе, руководствующемся принципом обеспечения своей сохранности, образ жизни населения, экономика, политика, различные структуры и технологии не мешают природе поддерживать жизнь. 

Первым шагом  в направлении создания такого общества должно стать повышение уровня экологического образования населения. Важно понять принципы организации экосистем, обеспечивающие сохранение сложной системы жизни. Образование – это способность воспринимать скрытые связи между отдельными явлениями. В ХХ1 в. экологическое образование должны будут иметь руководящие работники во всех сферах деятельности. Оно необходимо для обеспечения дальнейшего существования человечества и станет одним из основных элементов образования на всех уровнях. 

Второй шаг  – научиться применять знания в области экологии для коренного  пересмотра социологии и важнейших  нормативов, чтобы устранить пропасть, отделяющую намерения людей от принципов  действия экологических систем. В  последние годы широкое развитие получили хорошо документированные экологически ориентированные мероприятия, однако новые идеи еще не стали достоянием химических, физических и других наук. 

Экологическое просвещение происходит, как правило, за рамками академических занятий, вне предпринимательских структур и правительственных учреждений. Инициативу в этой области проявляют обычно различные организации, низшие звенья экономики, новые учебные институты, создаваемые главным образом как элементы сети, а не существующей иерархической структуры, что связано, в частности, с развитием сетевых средств связи. 

Примером такой  образовательной организации может  служить Колледж Шумахера в Великобритании, являющийся международным центром  экологических исследований, где  живут и учатся студенты разных стран, повышая с помощью международного коллектива преподавателей свой образовательный уровень. Правительства, предприниматели и различные фонды должны оказывать всяческую поддержку таким новым институтам, освещать их деятельность, предоставлять им официальную аккредитацию и финансировать за счет отчислений от доходов глобальной экономики. 

Подобные учебные  заведения, создаваемые во многих странах, займут центральное место в новом  гражданском обществе. То, чему там  будут учить, должно послужить основой  для организации финансовых потоков в глобальной экономике по новым критериям. В связи со сложностью и многогранностью таких потоков в условиях развивающихся коммуникационных систем появится необходимость регулировать глобальный капитализм в соответствии с гуманитарными и экологическими требованиями. Сегодня это технически возможно. Перед системой образования XXI в. стоит задача перестроить шкалу оценок с учетом экологических требований. 

Информация о работе Роль образования и науки в процессе мировой глобализации