Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:20, доклад
В рамках прошедшего в Праге Форума-2000 состоялось пять конференций, посвященных вопросам образования, культуры и духовных ценностей в условиях усиливающейся глобализации. В их работе участвовали видные общественные деятели, политики и ученые, приехавшие из разных стран по приглашению президента Чешской Республики Вацлава Гавела. Один из блоков рассмотренных проблем – “Роль образования и науки в процессе мировой глобализации”. Предлагаем краткий обзор некоторых вопросов, поднятых в наиболее интересных выступлениях.
Роль образования
и науки в процессе мировой
глобализации
В рамках прошедшего
в Праге Форума-2000 состоялось пять
конференций, посвященных вопросам
образования, культуры и духовных ценностей
в условиях усиливающейся глобализации.
В их работе участвовали видные общественные
деятели, политики и ученые, приехавшие
из разных стран по приглашению президента
Чешской Республики Вацлава Гавела. Один
из блоков рассмотренных проблем – “Роль
образования и науки в процессе мировой
глобализации”. Предлагаем краткий обзор
некоторых вопросов, поднятых в наиболее
интересных выступлениях.
Перспективы университетского
образования в условиях глобализации
Эта тема заняла
центральное место среди
n По мнению
Э. Гидденса, традиционные университеты,
ограниченные рамками своей
Высшая школа
станет частью глобальной сети, но дальнейший
прогресс в этой области зависит
от того, как будут развиваться
традиционные университеты, ограниченные
своей территорией, которым всегда
будет принадлежать центральное место.
n Э. Гидденс
не согласен с мнением, что
непрерывное образование, т.е.
образование в течение всей
жизни человека, является банальной
идеей. Актуальность этой
Многие считают,
что главная причина, побуждающая
людей постоянно пополнять свои
знания, – желание сохранить работу.
Утверждение справедливо, но поверхностно.
Суть в том, что перемены, происшедшие
вследствие глобализации, заставляют
человека по-другому посмотреть на окружающий
мир. Это касается и людей старшего возраста.
До недавнего времени пожилой человек
ассоциировался с пенсионером, ушедшим
на заслуженный отдых, со всеми вытекающими
для его образа жизни последствиями. Сегодня
такое представление устарело, и люди
старшего возраста в силу различных процессов,
непосредственно влияющих на образ жизни,
стараются жить активно. Поэтому необходимо
непрерывное образование, что требует
соответствующего изменения высшей школы.
Образование при этом не может быть только
специальным. В его основе должна лежать
традиционная идея университетов – служить
базой для успешной жизни.
n Э. Гидденс
отметил, что университеты не являются
единственными организациями, производящими
знания. Наряду с ними уже действуют консультационные
фирмы и иные структуры, занимающиеся
повышением образования населения. Необходимо,
чтобы университеты создавали сети, объединяющие
подобные организации.
Так, Лондонский
университет стремится
Если раньше
финансирование исследований, проводимых
университетами, осуществлялось компаниями,
которые после их завершения использовали
полученные результаты, то сейчас такая
процедура устарела. Скорость инновационных
процессов в научной и технической областях,
а также социальных перемен настолько
высока, что невозможно в течение нескольких
лет дожидаться окончательных результатов
исследований. Нужно оперативно использовать
опыт, накопленный университетами и другими
передающими знания организациями. Сегодня,
когда предлагаются новые научно-исследовательские
программы, необходимость взаимного диалога
очевидна.
n Важное значение
университетов сохранится и в дальнейшем.
Прежде всего это касается их роли в формировании
новой модели “правильно” функционирующего
общества. Известно, что общество, в котором
доминирует государство, не может быть
“хорошим”. Вместе с тем в “хорошем”
обществе не должны главенствовать предприниматели
и рынок, там нет места коммерциализации,
неравенству, несправедливости. Оно предоставляет
широкие возможности для развития общественных
движений, признает главенствующую роль
гражданина в общественной жизни, а не
рассматривает его только как потребителя.
В формировании такого общественного
порядка, создании в обществе атмосферы,
не отождествляемой ни с рынком, ни с государством,
благоприятствующей общественным дискуссиям
и проявлению гражданственности, университеты
приобретают огромное значение.
Вместе с тем
становится все более очевидной
наднациональная роль университетов.
Одно из достижений ЕС – успешное выполнение
программ, дающих возможность студентам
учиться в разных странах, изучать
их язык и культуру. По мнению Э. Гидденса,
современные университеты формируют своеобразную
“космополитическую” генерацию, которая
сыграет решающую роль в будущем развитии
Европы.
n Традиционное
образование, традиционные
В Лондонском университете
проведен расчет объема капиталовложений,
необходимых для достижения в
Китае уровня образования, характерного
для США. Он показал, что для этого требуется
в течение 50 лет тратить ежегодно около
2% ВВП. Если исходить из того, что среднегодовые
темпы роста ВВП должны составлять 10%,
напрашивается вывод о важности направления
усилий на освоение новых технологий,
распространение беспроволочных линий
связи. Во всех развитых странах следует
создавать глобальные информационные
сети, цель которых – оказание помощи
бедным странам. Существует реализуемый
на практике сценарий, который поможет
ликвидировать пропасть между странами
в области информационных технологий,
а также в других сферах.
Вместе с тем,
подчеркнул Э.Гидденс, не стоит надеяться,
что повышая уровень
n Некоторые проблемы
университетов в условиях
Первый фактор,
как уже отмечалось, способствует
интернационализации университетов, которая
выражается не только в широком обмене
студентами и научными работниками, реализации
совместных программ, но и в том, что университетам
сегодня уже не надо проходить все стадии
становления. Они могут догнать тех, кто
опережает их по своему развитию, если
будут активно воспринимать полученные
у них знания.
Существуют и
негативные аспекты глобализации, связанные,
например, с утечкой кадров. Кроме
того, современные информационные технологии
способствуют усилению зависимости стран
юга от стран севера. Научные работники
стран юга пользуются информационной
сетью, но не получают должного эффекта,
поскольку лишены возможности руководить
ею и определять направления ее развития.
Необходима уверенность в том, что исследования
в развитых странах проводятся так, что
их результаты будут способствовать появлению
нововведений, которые можно продать на
мировом рынке. В противном случае такие
исследования лишь вызовут дополнительные
расходы.
Второй фактор
усилит зависимость сферы образования
от крупных университетов, в частности
зарубежных. В этой связи большое значение
приобретает содействие университетов
развитию регионов. Университеты призваны
решать не только глобальные, но и национальные
задачи. Не следует превращать образование
в одну из разновидностей частного имущества,
которое можно продавать, усиливая тем
самым расслоение.
В связи с
третьим фактором Ганс ван Гинкель
подчеркнул необходимость диалога
между цивилизациями, изучения взаимных
связей между развитыми и
Роль экологического
образования в обеспечении
Профессор социологии
Университета в Беркли Мануэль Кастелл,
анализируя новую сетевую экономику,
отметил, что впервые в истории
весь мир организован по определенным
экономическим правилам, принятым обществом.
Глобальный рынок, по его мнению, – это
не рынок, а огромный автомат, сеть механизмов,
запрограммированных по единому принципу:
зарабатывание денег с целью зарабатывания
денег. Остальные жизненные ценности не
учитываются. В связи с интенсивным развитием
сетевой экономики современная социальная
и культурная среда создает угрозу для
жизни.
Молодежь должна
осознать, что глобальный капитализм
связан с усиливающимся социальным
неравенством, поляризацией в обществе
и социальной изоляцией. Это влечет
за собой глобальную миграцию, порождает
глобальную криминальную экономику, влияющую
на мировое хозяйство и политику, создает
угрозу для окружающей среды и населения
во многих частях света.
В современном
мире растет понимание необходимости
регулирования глобального капитализма,
его ограничения, организации финансовых
потоков по иным критериям. В рамках образовательной
системы нужно проводить дискуссии по
этим проблемам, обсуждать вопросы, касающиеся
новых жизненных ценностей и их трансформации.
Все люди в той
или иной степени связаны с
“домоводством” (а по-гречески –
с экономикой), и их поведение
должно соответствовать другим участникам
создания грандиозной сети жизни
– растениям, микроорганизмам и
т.д. Это глобальная сеть, развивавшаяся
и менявшаяся в течение 3 млрд лет. Важнейшая
особенность отношений, существующих
в рамках мирового домохозяйства, - способность
сохранять жизнь на Земле. Люди обязаны
вести себя так, чтобы не мешать природе
поддерживать жизнь, – именно в этом заключается
идея обеспечения сохранности общества.
Приверженное
данной идее общество заботится в
первую очередь не об экономическом
росте, а о поддержании в хорошем
состоянии совокупной жизненно важной
системы, от функционирования которой
зависит существование человека. Другими
словами, в обществе, руководствующемся
принципом обеспечения своей сохранности,
образ жизни населения, экономика, политика,
различные структуры и технологии не мешают
природе поддерживать жизнь.
Первым шагом
в направлении создания такого общества
должно стать повышение уровня экологического
образования населения. Важно понять принципы
организации экосистем, обеспечивающие
сохранение сложной системы жизни. Образование
– это способность воспринимать скрытые
связи между отдельными явлениями. В ХХ1
в. экологическое образование должны будут
иметь руководящие работники во всех сферах
деятельности. Оно необходимо для обеспечения
дальнейшего существования человечества
и станет одним из основных элементов
образования на всех уровнях.
Второй шаг
– научиться применять знания
в области экологии для коренного
пересмотра социологии и важнейших
нормативов, чтобы устранить пропасть,
отделяющую намерения людей от принципов
действия экологических систем. В
последние годы широкое развитие
получили хорошо документированные экологически
ориентированные мероприятия, однако
новые идеи еще не стали достоянием химических,
физических и других наук.
Экологическое
просвещение происходит, как правило,
за рамками академических занятий,
вне предпринимательских структур
и правительственных учреждений. Инициативу
в этой области проявляют обычно различные
организации, низшие звенья экономики,
новые учебные институты, создаваемые
главным образом как элементы сети, а не
существующей иерархической структуры,
что связано, в частности, с развитием
сетевых средств связи.
Примером такой
образовательной организации
Подобные учебные
заведения, создаваемые во многих странах,
займут центральное место в новом
гражданском обществе. То, чему там
будут учить, должно послужить основой
для организации финансовых потоков
в глобальной экономике по новым критериям.
В связи со сложностью и многогранностью
таких потоков в условиях развивающихся
коммуникационных систем появится необходимость
регулировать глобальный капитализм в
соответствии с гуманитарными и экологическими
требованиями. Сегодня это технически
возможно. Перед системой образования
XXI в. стоит задача перестроить шкалу оценок
с учетом экологических требований.
Информация о работе Роль образования и науки в процессе мировой глобализации