Роль русской православной церкви в Великой Отечественной войне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 17:55, реферат

Краткое описание

В этом году празднуется 60-летие победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Эта победа досталась нелегко: огромные потери, разруха и кошмар концентрационных лагерей вошли в историю Отечества навсегда. Важнейшую роль в итоге войны сыграл героизм народа, его самоотверженность и боевой дух. Этот героизм вдохновлялся не только патриотизмом, жаждой мести, но и верой. Верили в Сталина, в Жукова, ещё верили в Бога. Всё чаще мы слышим из средств массовой информации о вкладе Русской Православной Церкви в победу. Долгое время эта тема не обсуждалась в печати из-за коммунистической цензуры.

Содержание

Введение.
Глава 1. Церковь и власть.
1.1. Положение Церкви до войны.
1.2. Церковь и власть в годы войны.
Примечания.
Глава 2. Церковь и народ.
2.1. Патриотическая деятельность Православной Церкви во время Великой Отечественной войны.
2.2. Вера в Бога на грани закона.
2.3. Вера в Бога в тылу и на фронте.
Примечания.
Заключение.
Источники.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Роль русской православной церкви в Великой Отечественной войне.docx

— 68.50 Кб (Скачать файл)

Ярким примером целителя души и тела можно назвать священника, бывшего  в ссылке, В.Ф.Войно-Ясенецкого, хирурга Красноярского госпиталя № 1515. В операционной у него висели иконы, а перед операцией он разрешал больным целовать крест, висевший у него на груди. До болезни в 1942 году Святой Лука делал по 4-5 операций в день, работая по 8-9 часов, но после болезни он был вынужден сократить свой рабочий день.(6) В.Ф.Войно-Ясенецкий писал медицинские и философские работы, в 1946 г. был награждён сталинской премией первой степени за фундаментальный труд «Очерки гнойной хирургии».(7) В своём письме Лука писал «За мною исключительно ухаживают... поистине стремительная эволюция!»(6), подразумевая изменение отношения к церковнослужителям до войны и во время неё. Синод назначил Святого Луку епископом Енисейским и Красноярским. В первый день принятия сана он отслужил молитву о даровании победы над немецко-фашистскими захватчиками, призвал прихожан к пожертвованиям на танковую колонну. В.Ф.Войно-Ясенецкий делал патриотические воззвания, учил паству милосердию и соблюдению заповедей.(7) Сейчас в Красноярске поставлен памятник Святому Луке, на здании школы № 10 установлена мемориальная доска.

Показательна судьба красноярского  священника Н.В.Попова. Бывший репрессированный, он за 1943-1945 годы собрал на нужды фронта 620 тысяч рублей. Его стараниями вновь открылась Покровская церковь. Своё прошение об её открытие Н.В.Попов мотивировал тем, что много людей смогут попасть в храм и послушать проповеди о том, «чтобы сплочённо, дружно и единодушно встать на защиту нашей дорогой Родины от общего врага». Позже Н.В.Попов стал настоятелем вновь открытой Покровской церкви. Римма Александровна Жукова, очевидец событий военного времени, вспоминает, что в этой церкви всегда, особенно на религиозные праздники, было много посетителей.(8) В 1945 г. церковный совет Покровской церкви включился в фонд помощи детям и семьям фронтовиков. За этот год только для детей погибших воинов и инвалидов войны эта церковь собрала 247 тысяч рублей. Н.В.Попов был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»(9)

Владыка Варфоломей, архиепископ  Новосибирский и Барнаульский, призывал людей к пожертвованиям на нужды  армии, совершая богослужения в храмах Новосибирска, Иркутска, Томска, Красноярска, Барнаула, Тюмени, Омска, Тобольска, Бийска и других городов. Сборы шли на приобретение тёплых вещей для бойцов, содержание госпиталей и детских домов, на восстановление районов, пострадавших во время немецкой оккупации и помощь инвалидам войны.

Митрополит Ленинградский  Алексий оставался со своей паствой  в блокадном Ленинграде на протяжении всей блокады.(10) «...зажигает сердца воинов тот дух единения и воодушевления, которым живёт теперь весь русский  народ» - гласило его обращение  к верующим в вербное воскресенье.(2)

В первые же годы войны в храмах Москвы было собрано более трёх миллионов рублей на нужды фронта и обороны. В храмах Ленинграда собрали 5,5 миллионов рублей. Церковные общины Нижнего Новгорода за 1941-1942 годы собрали в фонд обороны более четырёх миллионов рублей. Новосибирская епархия за первое полугодие 1944 года собрала на нужды военного времени около двух миллионов рублей. На средства, собранные Церковью, были созданы воздушная эскадрилья имени Александра Невского и танковая колонна имени Дмитрия Донского.(11)

2.2. Вера в Бога  на грани закона

Вот что говорит Мария  Мироновна Асташкина, очевидец событий довоенного времени, в войну бывшая командиром санитарного взвода: «По утрам мы (дети - авт.) в деревенском клубе готовили атеистические выступления. А рядом с клубом была церковь. По вечерам мы ходили туда».(12) Выше уже говорилось, что в народе вера жила и после 1917 года. В первое время после отмены преподавания Закона Божьего в школе, некоторые родители в деревнях стали запрещать посещать своим детям школы.(13) Прихожане протестовали против закрытия церквей. Возникли такие понятия, как «самосвятство» - верующие объявляли себя священниками, «попы-передвиженцы» - церковники, ездившие из одного села в другое и проводившие там религиозную работу.(14)

Существует свидетельство  о том, что ученики Лугавской и Дубининской школ Красноярского края организованно посещали церковь.(15) По проведённому Крайкомом ВКП(б) Красноярского края обследованию школ, большинство учителей были бывшими священниками или их детьми.(16) В Ачинске православная церковь организовала хоровой кружок, церковную школу, курсы церковных пропагандистов.(15) Избиратели по Колпаковскому и Больше-Ничкинскому сельским Советам сорвали избирательные собрания, так как они были созваны в день религиозного праздника Покрова.(17) Захарова Лидия Борисовна, ветеран войны, врач, рассказывала, что, хотя её поколение и воспитывали в атеистическом духе, в душе многие верили в Бога. Когда не было возможности зайти в православную церковь, Лидия Борисовна (она находилась в то время в Прибалтике) заходила в католическую, чувствуя душевный позыв.(18)

Не удивительно, что с  началом войны вера в Бога только усилилась. В трудную минуту люди обратились за поддержкой к небу.

2.3. Вера в Бога  в тылу и на фронте

Православие, как и любая  другая религия, существует для людей. Каково было отношение населения  к православию в России и Советском  Союзе в годы войны? Никто другой, кроме военных тыловиков и  фронтовиков, теперешних пенсионеров, не расскажет лучше об этом. Воспоминания переживших войну людей - уникальный источник, с каждым годом становящийся всё большей редкостью. Вот что  говорят о Боге пережившие войну.

«В первый день войны... Мама стояла вечером у окна и молилась. Я не знала, что моя мама верит  в Бога. Она долго смотрела на небо...» Ефросинья Григорьевна  Бреус, капитан, врач.

«В тот день мне исполнилось 18 лет... Я счастливая... а все вокруг кричат: «Война!». Помню, как люди плакали. Сколько встречала людей на улице, все плакали. Другие молились. Было странно. Непривычно. Люди на улицах молятся, крестятся... В школе нас учили, что Бога нет», Серафима Ивановна Панасенко, младший лейтенант, фельдшер мотострелкового  батальона.(19)

Вера в Бога в тылу и  на фронте принимала несколько отличавшиеся формы. В тылу оставались старики, женщины  и дети. Они переживали за близких, которые были на фронте, но уберечь их от смерти не могли. Оставалось молиться, просить Бога, чтобы Он защитил и уберёг. Кто может сделать так, чтоб кончилась война? Сталин? Гитлер? Для людей Бог оказался ближе, чем Сталин или Гитлер. «Моя дочь в 5 лет читала молитвы, а не стихи. Тётя Даша учила как надо молиться. Она молилась за папу и маму, чтобы мы остались живы», Людмила Михайловна Кашечкина, подпольщица. «Моя мама - малограмотная крестьянка. Она верила в Бога. Она молилась всю войну. Но как? Падала перед иконой на колени: «Спаси народ! Спаси Сталина! Спаси коммунистическую партию и этого ирода Гитлера!», Софья Мироновна Верещак, подпольщица.(19) Молитвы помогали обрести хотя бы минимальное душевное успокоения, а это оказалось очень дорого в неспокойное военное время.

И всё же, молитвы помогали не всегда: «Я слышала, как соседки  разговаривали «Где Бог? Куда он смотрит, когда убивают наших сыновей, наших мужей, когда немцы ходят  по нашей земле?», Ковалёва Надежда  Никитична, труженица тыла.(20) Интересно, что даже в такие моменты отчаянья, у людей оставалось ощущение, что  Бог где-то есть, но он не оберегает  СССР. В таких высказываниях - отчаянье и обида. Конечно, были и такие, кто  оставался во время войны убеждёнными  атеистами. Но большинство тыловиков  верили в Бога как в последнюю  надежду на справедливость, защитника  свыше.

А что же на фронте? «Религия? Без веры на фронте нельзя было, но там  всё-таки важнее было научиться вести  бой. А верил ли я? Не знаю. Вот, помню, приехал когда домой, живой, тётка мне сказала, что молилась за меня. Мол, столько погибло, с кем на фронт шёл, а меня Бог спас. Что-то в этом, наверное, есть...», Н.Е.Литвиненко, четырежды герой Ордена Славы.(21)

«Я думала, что я материалистка, притом ярая. А на самом деле я  верю в дух, в то, что человеком  правит дух. На войне я в это  поверила», Александра Ивановна Храмова, секретарь подпольного райкома партии.(19)

В годы войны, по словам Марии  Мироновны Асташкиной, в народе ходило предание, что во время наступления на Москву, в самолёт поместили икону Тихвинской Божией Матери, самолёт летал вокруг Москвы и освящал границы.(12) Вспомним историю Древней Руси, когда на поле боя часто выносили икону, чтобы Господь защитил страну. Даже если это была недостоверная информация, люди верили ей, а значит, ждали чего-то подобного от власти.

На фронте нередко перед  боем солдаты осеняли себя крёстным знамением - просили Всевышнего защитить их. Большинство воспринимали православие  как национальную религию. Мария  Мироновна Асташкина вспоминает, что раненые на поле боя кричали «Мама, помоги!» или «Боже, помоги!»(12), что свидетельствует о вере в божественную помощь. По информации Марии Мироновны, рядом с госпиталями Москвы и Ленинграда находились небольшие церкви, чтобы раненный человек мог исповедоваться, в храме он обращался к Богу.

Известный маршал Жуков перед  боем вместе с солдатами говорил: «Ну, с Богом!». В народе сохраняется  предание о том, что Жуков возил  по фронтам Казанскую икону Божией Матери. Не так давно архимандрит  Иоанн (Крестьянкин) подтвердил это. В Киеве есть чудотворная Гербовецкая икона Божией Матери, которую маршал Жуков отбил у фашистов.(22)

В книге «Россия перед  вторым пришествием» протоиерей Василий  Швец приводит воспоминания одного из солдат, участвовавших в штурме Кенигсберга. Когда силы советских воинов были уже на исходе, приехал командующий  фронтом, офицеры и священники с  иконой. Они отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Бойцы восприняли это скептически. Но священники шли по передовой, под огнём, и пули в них не попадали. Неожиданно стрельба с немецкой стороны прекратилась. Была дана команда к штурму крепости.(23) Скорее всего, события в ходе устной передачи были приукрашены, но из того, что подобные истории были распространены в народной среде, можно сделать вывод: люди верили.

Подведём итоги главы. Православная Церковь объединилась со светской властью в борьбе с  фашистами. Войну объявили священной, освободительной, и Церковь благословила эту войну. Помимо материальной помощи, Церковь морально поддерживала людей, на фронте и в тылу. На фронте верили в чудотворную силу икон и крёстного  знамения. Молитвы выступали в  роли душевного успокоения. Тыловики в молитвах просили Бога уберечь  родных от гибели.

Примечания

1. Документ № 4. Интервью  с настоятелем церкви Рождества  Христова города Красноярска  отцом Иоанном (Боевым). 
2. Цыпин В. История Русской Православной Церкви: учебное пособие для православных духовных семинарий. - Москва: Хроника, 1994. - с.109-117. 
3. Гусев Г. Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война // Наш современник. - 2000. - № 5. - с.212-226. 
4. Якунин В. Изменение государственно-церковных отношений в годы Великой Отечественной войны // Власть. - 2002. - № 12. - с.67-74. 
5. ЦХИДНИ КК, ф.26 оп.16 д.15 л.139-141. 
6. Майстренко В. Мир вам и благословение // Красноярский рабочий. - 1991. - № 34. - с.10. 
7. Шорохов Л.В. Здание, где размещался эвакогоспиталь, в котором работал и жил хирург, профессор В.Ф.Войно-Ясенецкий // Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып.4, Книга 1. / Ред. Чагин В.В. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1997. - с.244-246. 
8. Документ № 2. Воспоминания очевидицы событий Великой Отечественной войны Жуковой Р.А. 
9. Люди и судьбы XX век: Тезисы докладов и сообщений научной конференции. - Красноярск, 2003. - с.139-142. 
10. Документальный фильм «За други своя (Церковное окормление в годы войны)». 
11. День победы, день памяти. Internet, http://www.sbras.ru/HBC/2000/n171/f28/html. 
12. Документ № 1 Воспоминания ветерана Великой Отечественной войны Асташкиной М.М. 
13 ЦХИДНИ КК, ф.1 оп.1 д.152 л.41. 
14. ЦХИДНИ КК ф.1474 оп.1 д.521 лл.35-36. 
15. Церковь и государство: Прошлое и настоящее: Тезисы докладов и сообщений научной конференции. - Красноярск, 2001. - с.52-62. 
16.ЦХИДНИ КК, ф.1474 оп.1 д. 351 л.36-38. 
17. ЦХИДНИ КК, ф.26 оп.1 д.319 л.32. 
18. Документ № 6. Воспоминания ветерана Великой Отечественной войны Захаровой Л.Б. 
19. Алексиевич С. У войны не женское лицо. - М., 2004. - с.47, 51, 252, 270. 
21. Документ № 5. Интервью с труженицей тыла Ковалёвой Н.Н. 
22. Документ № 3. Воспоминания ветерана Великой Отечественной войны, четырежды кавалера ордена Славы Литвиненко Н.Е. 
23. Маршал Жуков. Сокровенная жизнь души (из книги М.Г.Жуковой, дочери полководца). Internet, http://www.zavet.ru/zhukov.htm
24. Промысел Божий и Великая Отечественная война (пророчества о России в годы Великой Отечественной войны). Internet, http://www.zavet.ru/shvets.htm.

Заключение

Итак, обобщая материал работы, можно сделать следующие выводы. В истории Русской Православной Церкви существовал период коммунистического  угнетения. После революции закрывались  церкви, издавались антирелигиозные  указы, собирались организации по антирелигиозной  работе, многие церковнослужители были репрессированы. Наиболее правдоподобное объяснение этому в том, что власть не допускала существования в  коммунистической России какой-либо другой идеологии, кроме марксизма. Традиционно  в России верили в Бога. Широко развёрнутая  антирелигиозная деятельность не принесла ожидаемых результатов. Велась подпольная религиозная работа, по переписи населения 1937 года большинство советских граждан  идентифицировало себя православными. С началом войны Церковь обрела новый статус. Она объединилась с  властью и приступила к активной патриотической деятельности. Вновь  открывались храмы, власть стала  показывать своё положительное отношение  к православию. В тот период времени  необходима была сплочённость, объединение  население в священной борьбе. Православие - традиционная всеобщая религия  русского народа. Во время войны  помощь православной церкви состояла из двух направлений - духовного и  материального. На нужды фронта собирались немалые суммы. Православие помогало людям обрести относительное  душевное успокоение, надежду на победу России и Советского Союза. В тылу многие молились за фронтовиков. На фронте часто верили в божественную силу икон и крестов (атрибутов религии). Внешняя политика требовала принятия в России свободы вероисповедания  как проявления демократии. Демократические  страны-союзники США и Англия хотели поддерживать страну, где люди свободны в выборе религии. Правительство  изменило тактику ведения антирелигиозной  деятельности, не отказываясь от неё. Антирелигиозная работа перестала  широко освещаться среди населения, но указы, принятые в послевоенный период времени свидетельствуют, что власть стала воспринимать широкое научное  просвещение населения как путь к атеизму.

Отвечая на вопрос темы работы, можно сказать, аргументируя это  многочисленными фактами, что Православная Церковь внесла немалый вклад  в общесоветскую борьбу против фашистов во время Великой Отечественной войны. Положение Православной Церкви в советской России на время укрепилось. Но власть следовала, прежде всего, своим интересам, и это укрепление было лишь временным. Простые же люди часто верили в Бога и надеялись на него как на поддержку свыше.

Неопубликованные  источники

1. ЦХИДНИ КК, ф.1 оп.1 д.52 л.41. 
2. ЦХИДНИ КК, ф.1 оп.1 д.374 л.50, л.92. 
3. ЦХИДНИ КК, ф.26 оп.1 д.319 л.32. 
4. ЦХИДНИ КК, ф.26 оп.14 д.46 л.276-278. 
5. ЦХИДНИ КК, ф.26 оп.16 д15 л.139-141. 
6. ЦХИДНИ КК, ф.26 оп.26 д.35 л.265-267. 
7. ЦХИДНИ КК, ф.26 оп.29 д.380 л.52. 
8. ЦХИДНИ КК, ф.1474 оп.1 д.521 л.35-36. 
9. ЦХИДНИ КК, ф.1474 оп.1 д.351 л.36-38. 
10. Типографский рабочий: Отрезвляются от дурмана. - 1925. - № 14. - с.2-3.

Информация о работе Роль русской православной церкви в Великой Отечественной войне