Российские меценаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:23, доклад

Краткое описание

Умер в Петербурге 23 апреля 1889 года от болезни сердца. Приехавшие с его родного Севера поморы вынесли из роскошного особняка на Садовой дубовый гроб, долбленый, без единого гвоздя, и на руках донесли до Малой Охты. На общественные поминки кто-то принес самодельные плакатики с цитатами из Библии: «Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями… (Прит. 22,29)» и «…Как хорошо слово во время! (Прит. 15,23)». Вместо речей в качестве своеобразного завещания прочитали отрывки из знаменитой книги Кокорева, одного из самых успешных деловых людей России, со странным названием «Экономические провалы»: «Пора государственной мысли перестать блуждать вне своей земли, пора прекратить поиски экономических основ за пределами Отечества, засорять насильными пересадками на родную почву; пора, давно пора возвратиться домой и познать в своих людях свою силу».

Вложенные файлы: 1 файл

русские меценаты.docx

— 424.61 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Козьма Терентьевич Солдатенков .

Козьма Терентьевич Солдатенков вошел в историю и как удачливый предприниматель, и как покровитель искусств, и как просветитель.

Козьма Терентьевич Солдатенков родился 22 октября 1818 года в Москве и был вторым сыном зажиточного купца-старообрядца Терентия Егоровича Солдатенкова, в конце XVIII века перебравшегося вместе с братом Константином из Богородского уезда в Первопрестольную и развернувшего здесь активную предпринимательскую деятельность. Основной бизнес Солдатенковых был сосредоточен на текстильном производстве.

О детстве самого знаменитого представителя  этой купеческой династии почти ничего не известно, и, видимо, оно мало отличалось от того, как проводили свои юные годы большинство купеческих сыновей тех лет. Козьму растили в благочестии, строгости и послушании, а большую часть своего времени он, как и его старший брат Иван, проводил в лавке отца, помогая ему по хозяйству и на практике изучая премудрости купеческого дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сергей Григорьевич  Строганов.

Сергей Григорьевич  Строганов [8(19).11.1794-28.3(9.4).1882, Петербург], граф, русский государственный и военный деятель. Один из крупнейших помещиков России, владел полутора млн. десятин земли и более 90 тыс. крепостных. Участвовал в Отечественной войне 1812 года, в заграничных походах 1813-1814 годов, в русско-турецкой войне 1828-1829 годов и Крымской войне 1853-1856 годов. В 1826-1847 годах содействовал преобразованиям системы среднего и высшего образования России на узкосословных, реакционных началах. С 1856 года член Государственного совета, в 1859-1860 годах московский генерал-губернатор. В период подготовки отмены крепостного права примыкал к консервативной помещичьей оппозиции. В 1860-70-х годах поддерживал реакционные реформы Д. А. Толстого в области народного образования. Известен как меценат, коллекционер и археолог. В 1825 году основал бесплатную художественную школу (Строгановское училище). В 1837-1874 годах председатель Московского общества истории и древностей российских, основатель (1859) и президент (пожизненно) Археологической комиссии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

Павел Михайлович Третьяков.

 

Павел Михайлович Третьяков (1832, Москва - 1898, там же), российский предприниматель, меценат, коллекционер, благотворитель. Брат С. М. Третьякова. Потомственный почётный гражданин (1856), коммерции советник (1880), почётный гражданин Москвы (1897). Член московского отделения Совета торговли и мануфактур (1868-1889), выборный Московского биржевого общества (с 1870 года). Действительный член петербургской Академии художеств (1893). Член Русского музыкального общества (1860-1898), член совета Московского художественного общества (1872-1894).

Из купеческой семьи Третьяковых, выходцев из Малоярославца. Известны его прадед Елисей Мартынович (в 1774 году поселился в Москве), дед Захар Елисеевич, московский купец 3-й гильдии (в 1828 году устроил в Москве заведение по окраске и крахмалению холста и парусины) и отец Михаил Захарович (1801-1850), московский купец 2-й гильдии (вёл торговлю полотном из собственных лавок, в 1846 году купил и в 1847 году перестроил "торговые, всенародные, дворянские и семейные мужские и женские бани" в Якиманской части Москвы).

Третьяков получил домашнее образование. В первой половине 1850-х годов унаследовал  дело отца, развивал операции по закупке  льна, его переработке и продаже  текстильных изделий. В 1860 году вместе с братом С. М. Третьяковым и зятем  В. Д. Коншиным учредил торговый дом "П. и С. братья Третьяковы и В. Д. Коншин" для торговли изделиями  из льна, хлопка и шерсти, в 1866 году - Товарищество Новой Костромской льняной мануфактуры. Совместно с другими московскими предпринимателями выступил учредителем Московского купеческого банка (1866; был одним из его руководителей), Московского торгово-промышленного товарищества (1874; правление на улице Ильинке в здании Московского торгового банка), некоторых других крупных фирм. Составил крупное состояние (4,4 млн. рублей), заключавшееся в недвижимости (5 домов в Москве), ценных бумагах, деньгах и векселях.

Третьяков начал собирать художественную коллекцию в 1854 году, купив 10 полотен  старых голландских мастеров на "развалах" у Сухаревой башни. Поставил перед  собой цель создать национальную художественную галерею. В собрание Третьяков включал наиболее ценные и примечательные произведения, в  первую очередь своих современников, с 1870-х годов - главным образом  членов Товарищества передвижных художественных выставок. Приобретения делал на выставках  и непосредственно в мастерских художников, иногда покупал целые  собрания: в 1874 году приобрёл туркестанскую  серию Верещагина (13 картин, 133 рисунка и 81 этюд), в 1880 году - его же индийскую серию (78 этюдов). В собрание Третьякова входило свыше 80 этюдов Иванова. В 1885 году Третьяков купил 102 этюдаПоленова, выполненных художником во время путешествия по Турции, Египту, Сирии и Палестине. У Виктора Васнецова приобрёл собрание эскизов, сделанных в период работы над росписями в киевском Владимирском соборе. Наиболее полно у Третьякова были представлены Перов, Крамской, Репин, Суриков, Левитан, Серов. Стремясь показать становление и развитие отечественной художественной школы, Третьяков стал приобретать картины мастеров XVIII - первой половины XIX веков и памятники древнерусской живописи. Он задумал также создание "Русского пантеона" - портретной галереи знаменитых соотечественников. Специально для неё заказал портреты деятелей отечественной культуры ведущим мастерам этого жанра - Ге, Крамскому, Н. В. Невреву, Перову, Репину. На рубеже 1870-80-х годов Третьяков стал коллекционировать и рисунки (471 к 1893 году), с 1890-х годов формировал собрание икон. В общей сложности Третьяков приобрёл 62 иконы. При его жизни в экспозицию они не включались, а находились в кабинете владельца. Собирал Третьяков и скульптуру, однако эта часть коллекции была небольшой (9 скульптур к 1893 году).

В 1870-80-х годах архитектор А. С. Каминский  несколько раз перестраивал дом  братьев Третьяковых в Лаврушинском переулке (дом 10; куплен ими в 1851 году), приспосабливая его для размещения коллекций. Фасад галереи в неорусском стиле был построен уже после смерти Третьякова, в 1900-1905 годах (по эскизу В. М. Васнецова).

С 1881 года его галерея стала общедоступной (к 1885 году в ней побывало около 30 тысяч человек). В 1892 году Третьяков  унаследовал собрание западноевропейской живописи своего брата и разместил его в двух залах западной школы. По значимости собрания галерея Третьякова находилась в одном ряду с крупнейшими музеями России того времени, стала одной из достопримечательностей Москвы. В августе 1892 года Третьяков передал своё собрание и особняк в дар Москве. К тому времени в коллекции насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков западноевропейской школы, 15 скульптур и коллекции икон. 15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием "Городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых" (ныне Третьяковская галерея). В 1890-х годах её посещали до 150 тысяч человек ежегодно. Третьяков продолжал пополнять собрание, например, в 1894 году передал галерее 30 картин, 12 рисунков и мраморную статую "Христианская мученица" работы Антокольского. Занимался изучением коллекции, с 1893 года издавал её каталог (с 1896 года - под названием "Каталог художественных произведений Городской галереи П. и С. Третьяковых").

Павел Михайлович Третьяков был  известен также как щедрый благотворитель и общественный деятель. В 1860 году построил и затем содержал Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых на Донской улице. Оказывал материальную помощь отдельным художникам и Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, с 1869 года состоял членом совета Московского попечительства о бедных. Был также членом советов Московского коммерческого училища и Александровского коммерческого училища. Половину своих средств завещал на благотворительные цели: на устройство приюта для вдов, малолетних детей и незамужних дочерей умерших художников (построен в 1909-1912 годах архитектором Н. С. Курдюковым, Лаврушинский переулок, 3), для раздачи рабочим и служащим своих предприятий, а также на финансирование галереи. Похоронен на Даниловском кладбище, в 1948 году прах перенесён на Новодевичье кладбище.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

Александр Людвигович Штиглиц.

 

Александр Людвигович Штиглиц получил известность как крупнейший российский финансист середины XIX века, первый управляющий Государственным банком и щедрый меценат.

Российская история семьи Штиглиц  началась в конце XVIII века, когда  коммерсанты братья Николай и  Бернгард Штиглицы, жители немецкого княжества Вальдек, решили покинуть родину и подобно многим своим соотечественникам попытать счастья в далекой Российской империи. На новой родине удача им улыбнулась: Бернгард остановился в украинском Кременчуге, занялся там торговлей зерном, винными откупами и скоро разбогател, Николай же пошел еще дальше. Сначала он тоже промышлял зерном и соляным промыслом в Малороссии, потом переключился на винные откупа, переселился в Санкт-Петербург, где основал торговый дом, наладил поставку колониальных товаров и понемногу начал заниматься финансовыми операциями. Николаю Штиглицу удалось войти в доверие к императору Александру I, и он стал выполнять конфиденциальные финансовые поручения правительства и лично царя. Во время войны 1812 года Штиглиц занимался поставкой продовольствия для русской армии, за что был пожалован дворянским званием. В 1817 году он был назначен директором Генеральной комиссии погашения долгов, в ведении которой было заключение новых займов за границей.

В 1802 году в Санкт-Петербурге объявился  третий Штиглиц — младший брат Николая и Бернгарда Людвиг, или, как его стали именовать в России, Людвиг Иванович, сделавший на новой родине карьеру еще более фантастическую, чем старшие братья. Ему и предстояло стать отцом самого известного представителя этой фамилии — барона Александра фон Штиглица. Как и старший брат, Людвиг Штиглиц много занимался экспортно-импортной торговлей, но приоритетной для него была все же финансово-кредитная сфера. На первых порах младшего брата очень поддержал Николай, выделивший Людвигу стартовый капитал для открытия собственного дела, потом дела новоявленного российского предпринимателя пошли в гору. Ко времени рождения своего единственного сына Людвиг, уже подданный Российской империи и купец первой гильдии, был главой банкирского дома «Штиглиц и Ко». Он пользовался большим авторитетом в деловых кругах Санкт-Петербурга. Коллеги уважали Штиглица за трудолюбие, аккуратность и неизменную честность в делах, за спокойный характер и умение всегда держать себя в руках. Клиенты же банкирского дома Штиглица (а среди них было немало самых титулованных лиц Российской империи) ценили банкира за лояльную политику: проценты по кредитам, которые давал Людвиг, был значительно ниже, чем у конкурентов. В 1819 году Людвиг Штиглиц стал придворным банкиром императора Александра I и начал ссужать деньгами членов венценосной семьи, их приближенных, а также выступать посредником в организации внешних займов российской короны у западных банкиров, с которыми он вскоре наладил очень хорошие связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Александр Корин 
    "РУССКИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ" # 11 (23) ноябрь 2004;
  2. Копшицер М. И. "Савва Мамонтов", М., 1972. 
  3. Г.И.Белонович 
    Сайт, посвященный Петру Ильичу Чайковскому
  4. Александр Бабицкий 
    LUXURYNET - журнал о роскоши 19.08.2010
  5. Большая советская энциклопедия.
  6. С. В. Ильин, Н. М. Полунина, А. И. Фролов. 
    Энциклопедия "Москва"

1 Александр Корин 
"РУССКИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ" # 11 (23) ноябрь 2004

2 Копшицер М. И. "Савва Мамонтов", М., 1972. 

3Г.И.Белонович 
Сайт, посвященный Петру Ильичу Чайковскому

4 Александр Бабицкий 
LUXURYNET - журнал о роскоши 19.08.2010

5 Большая советская энциклопедия.

6 С. В. Ильин, Н. М. Полунина, А. И. Фролов. 
Энциклопедия "Москва"


Информация о работе Российские меценаты