Российские промышленные выставки в XIX в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 11:05, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования являются промышленно-художественные выставки в культуре России второй половины Х1Х века
Предметом исследования служит рассмотрение промышленно-художественных выставок как отражения парадигмы развития пореформенной России, подъем культуры хозяйства, просвещения и художественной культуры

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ВЫСТАВКИ КАК СИМВОЛ ПОДЪЕМА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ 80-Х ГОДОВ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА………………………5
1.1 Художественно-промышленные выставки 1880 - 1900-х гг. как отражение культурных интересов русского общества……………………………………5
1.2 Промышленные выставки и развитие культуры различных регионов России: Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка 1887 г.; Казанская научно-промышленная выставка 1890 г…………………………10
2.ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ВЫСТАВКИ И РУССКОЕ ИСКУССТВО РУБЕЖА ВЕКОВ……………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

titul.docx

— 81.00 Кб (Скачать файл)

Появление художественного отдела на выставке 1882 г. частично разъяснялось тем, что Москва в XIX в. была реальной культурной столицей России. Культурное творчество тут стимулировалось, основным образом, культурной средой старой столицы и центрального города державы, что сформировывало более вольную атмосферу.

Всплеск общественной активности выразился в значительном представительстве по художественному (866 участников) и научно-учебному (619) разделам. Время проведения выставки 1882 г. совпало с кризисным для отечественной индустрии периодом, начавшимся с середины 1875 г. Данное было обусловлено, для начала, неустойчивостью спроса со стороны железных дорог и самой индустрии, невысокой покупательной способностью народонаселения, голодом 1875-1876 гг. Русско-турецкая война дала почву недостатку государственного бюджета, усилила разбалансированность валютного обращения. Впрочем, потребность снабжения армии вызвала кратковременный подъем спроса на промышленную продукцию и оживление промышленной работы, которое продлилось недолго. В 1881-1882 гг. в связи с внезапным понижением урожаев, последующим уменьшением объемов железнодорожного возведения, индустрия переживала тяжкий упадок и вступила в полосу долгой депрессии. Начавшись в текстильной и машиностроительной отраслях, где регресс производства составлял 29%, к 1882 году упадок охватил все отрасли. Сокращение работы предприятий вело к их закрытию, глобальной безработице, общественной непостоянности.

В случае если на всероссийской мануфактурной выставке 1870 г. и Политехнической выставке 1872 г. машиностроение было представлено довольно слабо, то выставка 1882 г. показала, что в стране стали изготавливаться паровые котлы, паровые и гидравлические двигатели, орудия для обработки металлов и дерева, исполнительные механизмы и приборы для пищевой и легкой промышленности. Тут были показаны первые опыты производства локомобилей. Технические тестирования 10-сильного одноцилиндрового локомобиля производства Мальцевского промышленно-торгового товарищества прошли на выставке в конце мая 1882 г. В общем выставка 1882 г. свидетельствовала, что индустрия России пребывала на достаточно невысоком уровне. Обозреватели выставки фиксировали: «Даже те отрасли индустрии, которые сделали за прошедшие годы необыкновенно большие успехи, - пребывают на очень невысокой степени становления, и не только не изготавливают излишков произведений для вывоза, но не удовлетворяют, в том числе и бытовых необходимостей. Мы выписываем из-за границы и железо, и чугун, и ткани, и каменный уголь, и керосин, и кожи, медь, свинец».

Возросшее к началу 1880-х гг. внимание к русскому этническому искусству, подключение массовых эстетических представлений в процессы художественной жизни поясняет тот грандиозный энтузиазм, который вызвало выход в свет кустарного отдела на выставке 1882 г. Одновременно выставка помогла обнаружить слабые стороны данных производств, показала на потребность оказания поддержки кустарям как носителям и хранителям традиций этнического творчества. На базе коллекций кустарных изделий, получивших на выставке награды, в конце 1882 г. было решено о создании Кустарного музея, который открылся в Москве 9 мая 1885 г.

Свежим для всероссийских промышленных выставок было и включение в экспозицию обширного художественного отдела. Представивший около 950 творений живописи, скульптуры и зодчества, данный отдел привлекал к себе наибольшую массу гостей и произвел мощное впечатление как на соотечественников, так и на жителей других стран. Экспозиция, где более 1 млн. гостей увидели примечательные живописные полотна, из числа которых: «Витязь на распутье» и «Аленушка» В.М. Васнецова, «Любители опиума» В.В.Верещагина, «Явление Христа народу» A.A. Иванова, «Лес» И.И. Шишкина и прочие, - говорила о существенных успехах российской живописи, многие представители коей были высоко оценены в европейских художественных центрах. Скульптурные творения выставили более 20 авторов. К превосходно известному в Европе имени барона П.П. Клодта выставка добавила фамилии М.М. Антокольского, Е.А. Лансере, П.П. Забелло и прочих.

Наиболее зримые удачи отечественной зодчества можно было наблюдать на образце зданий и построек самой выставки. Планами на выставке демонстрировались многие гражданские и культовые постройки. Здесь можно было увидеть планы Храма Христа Спасателя, наброски внутренней отделки залов Эрмитажа, план Музея прикладных знаний в Москве (Политехнического музея) и др. В экспозиции возможно было увидеть планы памятников монаршим особам и выдающимся функционерам России.

Об активизации выставочной работы в стране, расширении темы выставок говорил тот факт, что параллельно с Всероссийской промышленно-художественной выставкой 1882 г. в Москве действовали шведская, болгарская и китайская выставки, Х передвижная выставка живописи по стеклу и прочие.

Завершающей цикл российских промышленных выставок стала Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 г. в Нижнем Новгороде (ВПХВ). Положение о выставке было утверждено 4 октября 1893 г. императором Александром III, а сама выставка свершилась при Николае II. Основным идеологом XVI-й всероссийской выставки был министр финансов С.Ю. Витте, предложивший продемонстрировать новейший шаг становления державы за 14 лет царствования Александра III, который отдавал приоритеты промышленности в сравнении с иными отраслями народного хозяйства.

Выставка должна была выдать конкретно-исторический срез становления экономики в общем и отдельных ее отраслей, помочь обнаружить предпосылки вероятного отставания, отыскать меры по их уничтожению. Устроители надеялись, что выставка сумеет продемонстрировать «полную картину передового становления промышленности России и, отличаясь полнотою и многообразием выставленных предметов, станет служить реальным выражением наших производительных сил». В первый раз на всероссийской выставке был выделен художественно- промышленный отдел (X). Подобные экспонаты на выставке 1882 г. составляли часть научно-учебного отдела. Выход в свет художественно промышленного отдела свидетельствовало о возрастании роли производственной культуры, улучшении художественной составляющей товаров, что не в заключительную очередь содействовало их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках.

В выставке 1896 г. по этому отделу участвовали 550 экспонентов, представивших образцы художественных рукоделий, изделий из бронзы и драгоценных металлов, резных и столярных изделий и церковных принадлежностей, типографских и литографических работ, музыкальных приборов и т.п. Помимо всего этого, в отделе были сформированы фотографическая, гончарная, картонажная категории. Рисунки учащихся, образцы гончарных продуктов, художественной резьбы и прочие работы показывали 5 рисовальных школ, готовивших кадры для промышленности.

В производстве отливок из бронзы и сплавов с 1882 г. состоялись высококачественные перемены как в техническом, так и в художественном отношениях. Одними из лучших на выставке были признаны мельхиоровые изделия компании И. Фраже в Варшаве. Внимание публики привлекали помимо прочего изделия компании «Норблин».

В группе «Типография, литография, цинкография» вместе с типографским оборудованием, образцами шрифтов, литографскими инструментами была выставлена продукция издательств А.Ф. Маркса, И.Д. Сытина, нотного издательства ГТ.И. Юргенсона, получивших право изображения Государственного герба.

В фотографической группе X отдела участвовали более 60 экспонентов. Вместе с маститыми фотографами, в том числе М.П. Дмитриев из Нижнего Новгорода, в работе категории приняли участие профессионалы из 28 городов России, также любители. Благодаря упрощению процесса съемки, фотография прекратила быть ремеслом, она стала «записной книгой» грандиозного количества людей, сыскала применение в научных и производственных целях. К примеру, г. Екатеринбург и уезд представляли на выставке не только именитые фотографы B.JI. Метенков и H.A. Терехов, но и заводовладелец Д.П. Соломирский, всерьез увлекавшийся фотоделом и подаривший примечательную коллекцию фотоснимков по Сысертскому горному округу в Музей УОЛЕ (нынче - Свердловский областной краеведческий музей).

В 1880-1890-е гг. отмечалась настойчивая необходимость в исходном образовании, особо в городах. Экспонентами по группе начальных учебных заведений выступили Управление учебных округов Министерства народного просвещения, земские управы, городские, уездные и народные училища, Общества попечения о начальном образовании и приватные лица. Помимо фото, таблиц, диаграмм и работ учащихся, особенного внимания тут заслуживала карта губерний с показанием всех низших учебных заведений. В виде образцовых были показаны 2 школьных строения — школа Министерства народного просвещения и церковь-школа, устроенная Училищным советом при Св. Синоде в память императора Александра III, «в царствовании которого, совместно с пробуждением этнического самосознания, совокупным ростом церковной жизни России, ожила церковная школа».

В двухэтажной церкви-школе экспонировались вещи, относящиеся к обучению и обиходу учащихся, также определяющие состояние становления церковных школ в России (карты епархий с показанием количества школ, статистические материалы о ЦПШ, проекты и фасады школьных домов, образцовая «Приходская библиотека» и др.). Подобными коллекциями были показаны в отделе общеобразовательные средние, женские, высшие учебные заведения.

Значительный энтузиазм в смысле обеспечения индустрии и народного хозяйства в целом квалифицированными кадрами представляли категории технических и промышленных учебных заведений Министерства народного просвещения и учебных заведений Министерства финансов (коммерческих и промышленных училищ), объединившие около 100 участников. Основная масса составляли ремесленные училища. Впрочем, анализ данных разделов выставки продемонстрировал, что «ни количество школ, ни преподаваемые в них специализированные курсы не подходят тому абсолютному многообразию работ, какие осуществляются на наших фабриках, заводах и мастерских, наш промышленный класс практически только лишь приобретал и приобретает специализированные познания и профессиональную подготовку именно из практики».

Выставка 1896 г. сопровождалась не только съездами, но и широкой культурной программкой. Российская оперная труппа, за которой стоял С.Т. Морозов, представила с 15 мая по 1 сентября 1896 г. оперы «Демон» А.Г. Рубинштейна, «Аида» Дж. Верди, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Жизнь за Царя» М.И.Глинки и прочие. Именно тогда по-настоящему началась карьера Ф.И. Шаляпина, который вспоминал: «Закончился сезон... пришел знакомый баритон Соколов и предложил мне двигаться на Всероссийскую выставку в Нижний... Надобно сказать, что в Нижнем я имел абсолютно явный и шумный триумф». На выставке звучала симфоническая и известная музыка, в построенном к выставке городском театре шла пьеса «Торжество отечественной промышленности» и иные.

Невзирая на большой масштаб, необходимую представительность и большой социальный отклик, выставка воспринималась современниками как восторженно, так и критично. Основной ее идеолог С.Ю. Витте фиксировал: «Выставка была создана по моему почину, и хотя она была устроена замечательно, но имела посредственный успех, быть может, потому, что был подобран неуместный момент после коронации. Я открыл выставку 28 мая; она еще практически не была закончена». Один из обозревателей именовал Нижегородскую выставку «выставкой дикости российского купечества», имея ввиду ярмарочные обыкновения подозрительных развлечений и безудержного пьянства. Ряд критических корреспонденций, публиковавшихся в «Нижегородском листке» и «Одесских новостях», посвятил выставке A.M. Горький. Учитывая мнение автора, у выставки отсутствовала единая мысль, что приводило к недопониманию экспонентами внутреннего толка выставки, превращению ее в «всепригодную лавчонку», которая утомляет человека. Это снижало помимо прочего просветительный результат экспозиций, так как «обучаться по такому несистематизированному пособию, как данная выставка, нельзя, не установив в ней все в порядке, по личному разумению».

Невзирая на разноречивые оценки, выставка 1896 г., завершившая цикл всероссийских промышленных выставок XIX века, была выдающимся по собственному культурному значению действом для российской провинции. Про это говорил и тот факт, что при народонаселении Нижнего Новгорода в 70 000 жителей, на выставке побывали 911 043 человека, другими словами в 13 раз больше. Из числа гостей были не только россияне, но и итальянцы, японцы, британцы, китайцы, американцы.

Следовательно, всероссийские промышленные выставки 2 половины XIX в. явились закономерным продолжением и развитием цикла мануфактурных (промышленных) выставок 1820-1850-х гг.

Демократизация всех сторон социальной жизни в следствии «Великих реформ» дала почву появлению в российском выставочном деле свежих веяний: привлечение к организации всероссийских выставок научных и общественных организаций, формирование Вспомогательных комитетов на местах, увеличение наглядности и обучающего результата экспозиций, более широкая презентация технико-технологических исследований и изобретений, отражение в экспозициях не только развития промышленности, но и иных сфер жизни (сельского хозяйства, ремесленной и кустарной индустрии, военного дела, народного образования, здравоохранения, благотворительности, культуры, искусства и т.п.).

В задачи выставок входило не только наглядное ознакомление правительственных чиновников с состоянием разных отраслей, образцами продукции российских компаний, но и предоставление лично предпринимателям возможности общаться, сопоставлять собственные изделия с подобными, представлять технические новинки и знакомиться с ними в витринах иных экспонентов.

Большую роль играло на выставке живое общение, организация пояснительных разговоров, потому что иначе публика оставалась безучастна ко многим вещам, заслуживавшим внимания.

В виде факторов, снижавших просветительный результат экспозиций, выступали неполнота указателей, рассредоточенность однородных предметов по различным зданиям, сложность в ориентировании на выставочной местности вследствие неимения надписей с наименованиями отделов, стрелок-указателей и др.

Региональной интерпретацией всероссийских промышленных выставок, в соединении с навыком выставок научных и частично — губернских конца 1830-х гг., стала Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка 1887 г. в Екатеринбурге.

Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка проходила в Екатеринбурге 14 июня-15 сентября 1887 г. Ее открытие произошло практически на 1,5 года позже запуска железнодорожного участка Екатеринбург-Тюмень. В составе выставки действовало 12 отделов: 5 промышленных, 3 научных, сельскохозяйственный, художественный, учебный, железнодорожный.

Информация о работе Российские промышленные выставки в XIX в.