Российско-японские отношения в XX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:25, курсовая работа

Краткое описание

Пожалуй, нельзя более четко выразить нынешние отношения между Россией и Японией, чем это сделал Василий Головин названием своей статьи - «Неоконченный поединок богатыря и самурая» . Политическая ситуация на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана, состояние которой во многом связано с нерешенностью проблемы мирного урегулирования с Японией, вызывала и вызывает повышенный интерес в политических кругах, среди ученых и публицистов.

Вложенные файлы: 1 файл

Российско японские отношения в XX веке.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

     «На Тегеранской  конференции руководителей трех  держав: СССР, США, Великобритании - происходившей с 28 ноября по 1 декабря 1943 года51, президент США Ф. Рузвельт выдвинул предложение об участии СССР в войне против Японии. Советская делегация при рассмотрении этого вопроса исходила из того, что в период Великой Отечественной войны Япония нарушила статьи 1 и 2 «Пакта о нейтралитете», предусматривавших взаимное обязательство сторон уважать территориальную целостность и неприкосновенность, соблюдать нейтралитет в случае войны с другими державами. Это определило положительный ответ Сталина на предложение американской и английской делегации. Таким образом, СССР принципиально согласился в Тегеране через 6 месяцев после окончания войны в Европе вступить в войну против Японии. «Уже со времени Тегеранской конференции американский президент Ф. Рузвельт начал говорить о передаче Сталину Курил и  Южного Сахалина. 15 декабря 1944 года американский посол А. Гарриман телеграфировал из Москвы в Вашингтон, что Сталин в обмен на войну требует острова» 52.

     При анализе  литературы было выявлено противоречие. Так современный сахалинский журналист О. Я. Бондаренко утверждает, что предложение участия СССР в войне против Японии было выдвинуто Сталиным, так как уже с 1940 года он, расширив западные границы СССР, стремился вернуть утраченные Курилы и Южный Сахалин.  Ряд советских историков, напротив, выдвигают точку зрения что, США и Великобритания, опасаясь затягивания войны в Тихом океане и больших жертв, предлагают СССР вступить в войну с Японией.

     На Крымской  конференции февраля 1945 года53 глав «большой тройки» уже обсуждались  условия вступления СССР в войну против Японии. Ф. Рузвельт пытался добиться согласия СССР на превращение Южного Сахалина в подопечную территорию и на установление международного контроля над частью Курильских островов. Военные круги США рассчитывали превратить Южный Сахалин и Южные Курилы в свои военно-стратегические базы поблизости от границ СССР.

     В результате  острой борьбы во время переговоров  верх одержала советская точка  зрения. Результаты были зафиксированы  в «Соглашении по вопросам  Дальнего Востока», подписанном 11 февраля 1945 года54. Оно устанавливало, что Советский Союз вступит в войну против Японии на стороне союзников через 2-3 месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе при условии «восстановления принадлежащих России прав, нарушенных вероломным нападением Японии в 1904 году и передаче спорных территорий».55 Но «текст соглашения четко разграничивал понятия возврат Южного Сахалина и передачу Курильских островов. Следовательно, Курилы не проходили по категории возврата и не могли быть обратно возвращены, а лишь переданы СССР в качестве военного трофея»56.

     Планы Сталина вернуть  утраченные дальневосточные территории  были поставлены под угрозу, когда  США, Великобритания и Китай  от 26 июля 1945 года57 потребовали безоговорочной капитуляции японских вооруженных сил в виде Потсдамской декларации. Однако требование было отклонено Японией.

     В результате отказа  Японии от принятия Потсдамской  декларации 6 августа 1945 года американский  самолет сбросил атомную бомбу  на японский город Хиросиму. Атомный взрыв причинил огромное бедствия: 90% зданий сгорело, остальное превратилось в развалины. Из 360 тысяч жителей Хиросимы сразу погибло более 90 тысяч человек. Десятки тысяч людей позже погибли от ран, ожогов и радиоактивного облучения. 9 августа 1945 года американская авиация сбросила вторую атомную бомбу на японский город Нагасаки. От 2-х американских бомб погибло более 100 тысяч мирных жителей. Еще около 400 тысяч человек подверглись радиоактивному облучению.  Таким образом, можно сделать вывод, что новое оружие дало в руки США колоссальной мощи орудие давления. Непосредственным результатам применения атомного оружия явилось то, что оно сразу же принизило важность советского участия в войне с Японией, так как бомбардировки Хиросимы могло быть достаточно, чтобы заставить Токио капитулировать. Но Сталин преследовал более глубокие цели: уничтожить Японию как противника на Дальнем Востоке и укрепить тем самым дальневосточные рубежи.58

     «Для реализации поставленной  цели в апреле 1945 года началась переброска советских войск с германского фронта на Дальний Восток. Вооруженные силы тщательно готовились к выполнению новой задачи»59.

     «На Дальнем Востоке  были сосредоточены 3 фронта: Забайкальский  под командованием маршала Р.Я.  Малиновского, 1-й Дальневосточный под командованием К.А. Мерецкова и 2-й Дальневосточный под командованием М.А. Пуркаева.  Главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке был назначен маршал А.М. Василевский.

     В ходе кампании  на Дальнем Востоке были осуществлены 3 операции: маньчжурская, Южно-Сахалинская и Курильская. Решающее значение имела Маньчжурская операция.

     Советское наступление  развивалось стремительно.  Преодолев  труднодоступный горный хребет  Большой Хинган, войска Забайкальского  фронта продвинулись за 6 дней на 250-400 км. Части первого Дальневосточного фронта, наступая по тайге и бездорожью, оттеснили противника на 120-150 км.

     14 августа правительство  Японии и император Хирохито, осознав, что вступление в войну  СССР и применение США атомного оружия делает сильнейшее сопротивление бессмысленным, приняли решение о капитуляции и сообщили правительствам СССР, США, Великобритании и Китая, что принимают условия Потсдамской декларации. Однако Квантунская армия не прекратила сопротивления. Только когда Красная Армия окончательно рассекла линию японской обороны противника, командование Квантунской армии приказало своим солдатам прекратить сопротивление. 19 августа японские войска начали массовую сдачу в плен»60. «2 сентября 1945 года в Токийском заливе на борту американского линкора «Миссури» под председательством главнокомандующего союзными войсками генерала Макартура состоялось подписание Акта о капитуляции Японии»61.

     В конце августа  1945 года президент США Г. Трумэн  утвердил Общий указ №1 о  порядке капитуляции японских вооруженных сил, согласно которому капитуляции японских войск на Курильских островах возлагалась на командование США. Этот приказ был изменен лишь после того, как глава СССР И.В. Сталин, ссылаясь на решение 3-х держав в Крыму, настоял на включении Курильских островов в район сдачи СССР62

      Опасаясь  потери занятых советскими восками,  но незакрепленных за СССР  островов, «2 февраля 1946 года И.В.  Сталин издал Указ Верховного  совета СССР о включении Южного  Сахалина и Курильских остров в состав СССР. Быстро переименовались все географические названия на островах, 2 января 1947 года была создана отдельная  Сахалинская область. Такая поспешная политика СССР по включению территорий в состав государства не могла не вызвать соответствующего идеологического обоснования: советские юристы ссылались на то, что Япония грубо нарушила советско-японскую конвенцию 1925 года, пакт о нейтралитете 1941 года и в результате этих действий лишила себя юридического и морального права ссылаться на все довоенные договоры, то есть все территориальные вопросы должны регулироваться только на основании юридических актов военного времени. Во внимание не брался факт японизации Курильских островов, их хозяйственного освоения, включение в единую инфраструктуру и систему экономики»63, проживание там уже коренных курильских японцев. Таким образом, острова были официально включены в состав СССР в одностороннем порядке, но соответствующих международно-правовых решений так никогда и не появилось.   «В 1947-1950 годах в Сахалинскую область прибыло свыше 140 тысяч советских людей. В 1953 году на советской карте островов уже было отражено 30 крупных поселков на 10 островах. Если в июле 1946 года на всем архипелаге проживало 3,5 тысячи русских, то к началу 1950-х годов – до 15-20 тысяч. Чтобы удержать людей на островах, была создана разветвленная система «северных льгот»64.

     Япония  же восстановила свои силы  после капитуляции и стала  предъявлять требования на занятые СССР территории Курильских островов и Южного Сахалина, опираясь на Портсмутский мирный договор. «В 1948-1950 годах кабинет премьер-министра Сигеру Иосида разработал «пакет документов по территориальному вопросу», который представил в Вашингтон»65, откуда последовал ответ, что проигравшая Япония не может на что-либо претендовать.

     Видя растущее  недовольство Японии послевоенным  распределением территорий, «в 1951 году  была проведена Сан-францисская  мирная  конференция, итогом которой  стало подписание мирного договора. Это был последний крупный международный документ, непосредственно касающийся II Мировой войны. По нему Япония отказывалась от претензий на остров Сахалин. «Статья 2 Сан-францисского мирного договора гласила: «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года». Но в документе не было указано, в чью пользу отказывается Япония от данных территорий.  «Это была одна из причин, по которой Москва не могла пойти на подписание данного документа - отсутствие в договоре четких указаний на то, что Южный Сахалин и Курильские острова переходят под суверенитет СССР»66. «Одновременно с этим в договоре не были определены географические пределы Курильских островов. Это определение вызвало целый ряд трудностей. По утверждению советской стороны, под Курильскими островами имелись в виду и «северные территории», то есть Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп. По противоположному утверждению японской стороны, «северные территории», а именно не входят в состав Курил и, следовательно, в пределы Курильских островов, от которых Япония отказалась в Сан-францисском мирном договоре»67. Кроме того, так как А.А Громыко отказался подписать договор, то СССР явился юридически посторонней «третьей стороной»68 в вопросе о принадлежности дальневосточных территорий. 

     Это означало, что Сан-францисский мирный договор  еще более осложнил взаимоотношения  государств в области решения территориальной проблемы, так как «статья 25 гласила: «настоящий договор не будет предоставлять каких-либо прав, правооснований и преимуществ» государству договор не подписавшему. Японии же запрещалось  обсуждать территориальные вопросы с «посторонними», что оговаривалось в статье 26 мирного договора»69. «Сан-францисский мирный договор формально восстановивший  суверенитет Японии, в то же время допускал возможность размещения или сохранения иностранных вооруженных сил на ее территории»70. Таким образом, ситуацию можно было охарактеризовать как почти тупиковую. Но выйти из тупика стороны попытались уже в 1954 году.

     Так осенью 1954 года в Японии произошла  смена политических сил, и уже  в январе 1955 года  премьер-министр  Японии Хатояма указал, что «Японии следует предложить СССР нормализовать отношения с ним. В соответствии с этим 3 июня 1955 года в посольстве СССР в Лондоне начались официальные переговоры между Японией и СССР, призванные прекратить состояние войны, заключить мирный договор и восстановить дипломатические и торговые отношения. Несмотря на то, что попытки вынудить СССР пойти на территориальные уступки не имели каких-либо международно-правовых оснований, японская делегация в Лондоне продолжала добиваться удовлетворения своих притязаний. Более того, в японском проекте договора, представленном 16 августа 1955 года, вновь была выдвинуто положение о передаче Японии Южного Сахалина и всех Курильских островов. Н.С. Хрущев 21 сентября 1955 года заявил, что «Хабомаи и Шикотан настолько близко подходят к Японским островам, что надо учесть интересы Японии. Как показали последующие события, японская сторона не захотела или не смогла под давлением США должным образом оценить «щедрый жест» Н.С. Хрущева, который считал, что предусмотренная им уступка уже принадлежавших СССР территорий побудит японцев заключить на этих условиях мирный договор. Но позиция японской стороны была непреклонной. В итоге, не найдя компромиссного решения, 20 марта  1956 года переговоры были прерваны на неопределенный срок.71

     Дальнейшая  нормализация советско-японских  отношений была достигнута на  проходивших с 13 по 19 октября 1956 года переговорах на высшем  уровне в Москве. Итогом переговоров  явилось подписание 19 октября 1956 года главами правительств 2-х  стран «Совместной советско-японской декларации о нормализации отношений». В тексте декларации было зафиксировано, что «состояние войны между СССР и Японией прекращается  в силу настоящей декларации, и между ними восстановился мир и добрососедские отношения»72.СССР выполнил все взятые на себя по Совместной декларации обязательства: отказался от репараций с Японии, согласился досрочно освободить, отбывавших наказание японских военных преступников, поддержал просьбу Японии о приеме в ООН, доброжелательно решил вопросы о сотрудничестве с Японией в области рыболовства, принял соглашение о сотрудничестве при спасении людей, терпящих бедствие в море. Одновременно был подписан Протокол о развитии торговли.

     «Факты  говорят о том, что в тот  момент такая глобальная для Японии цель, как возвращение в мировую общественность возобладала над стремлением решить территориальный спор с СССР вокруг южнокурильских островов. И японская сторона пошла ради этого на компромисс, согласившись на подписание Совместной декларации без конкретного упоминания в ней, что последующие переговоры  о мирном договоре будут включать какие-либо другие территориальные вопросы помимо передачи Японии острова Шикотан и группы мелких островов Хабомаи. Что касается советской стороны, то она рассматривала Совместную декларацию, как документ, практически регулировавший основные вопросы послевоенных взаимных отношений СССР и Японии, в том числе и территориальный вопрос. Но выдвижение Японией территориальных требований сверх того, что было зафиксировано в Совместной декларации, а так же демонстративно проамериканский курс страны в условиях продолжавшейся холодной войны, привели к ужесточению позиции советской дипломатии.

     Новый японский  кабинет министров, уступая давлению  США, стал отходить от договоренностей 1956 года73, уклоняться от переговоров о заключении договора. «В июне 1959 года была издана карта Хоккайдо, на которой, вопреки фактам и существующим границам, Южно-Курильские острова рассматривались как территории Японии».74 «Заключение американо-японского военного союза в 1960 году, открыто направленного против СССР и КНР, между США и Японией еще более осложнило разрешение вопроса о линии прохождения границы, ибо  какие-либо территориальные уступки Японии способствовали бы расширению территории, используемой американскими войсками.

          22 апреля 1960 года СССР было заявлено, что территориальный вопрос между  СССР и Японией решен в результате II Мировой войны «соответствующими международными соглашениями, которые должны соблюдаться».75 Таким образом, позиция советской стороны полностью свелась к отрицанию существования территориальной проблемы между государствами.

      До 1972 года  между СССР с Японией стали  восстанавливаться. Прежде всего,  в экономическом плане. Действовали  несколько крупных совместных заводов, соглашения, по которым японская сторона давала кредиты на закупку оборудования для перерабатывающей промышленности СССР, а взамен получала лес. Были подписаны угольный проект и проект модернизации порта Находка. Активно развивались культурные связи. Но, несмотря ни на что, Япония настаивала на своей позиции передачи ей 4-х островов Курильской гряды. Казалось, что отношения 2-х стран зашли в тупик, пока в январе 1972 года76 представитель СССР министр иностранных дел А.А Громыко ни прибыл на встречу с премьер-министром Японии Сато с предложением передачи двух островов. Но и это не привело к улучшению отношений

Информация о работе Российско-японские отношения в XX веке