Россия в эпоху Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 09:11, контрольная работа

Краткое описание

Одновременно с укреплением дворянского землевладения шло неуклонное наступление на крестьянские права. Запрет крестьянам жаловаться на помещиков был установлен еще в 1649 г . и с тех пор многократно подтверждался. Но при Екатерине II за нарушение этого запрета крестьяне уже жестоко наказывались, вплоть до ссылки в Нерчинск. В январе 1765 г . «за предерзостное состояние» «вредных обществу людей» помещикам разрешено было не только ссылать в Сибирь (а это было узаконено еще в 1760 г .), но и отдавать в каторжные работы.

Содержание

1.Российское дворянство и проблемы социально – экономического развития страны.
2.Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева (1773 – 1775 гг.).
3.Внешняя политика Российской Империи во второй половине ХVIII века.
4.Культура России в XVIII веке.

Вложенные файлы: 1 файл

История Отечества Россия в эпоху Екатерины2,.docx

— 52.02 Кб (Скачать файл)

Деятельность  И.И. Бецкого и реализация его  плана ни в коей мере не решали проблему создания системы начального образования, потребность в котором с годами возрастала все больше. Для решения  этого вопроса в 1782 г . организуется «Комиссия об учреждении училищ». Первым итогом работы Комиссии было открытие главных (четырехклассных) и малых (двухклассных) народных училищ в Петербургской  губернии. В 1786 г . такие училища были открыты в 25 губерниях. Программа  малых народных училищ ограничивалась преподаванием навыков чтения, письма, чистописания и рисования, знание основ  грамматики и «христианского закона и добронравия». Программа главных  училищ сверх того включала изучение российской грамматики, арифметики, геометрии, механики, физики, российской и всеобщей географии, российской и всеобщей истории, естественной истории и гражданской  архитектуры. Помимо того учащимся прививались  навыки в делопроизводстве и составлении  деловых писем.

Всего в конце XVII! в. в России насчитывалось  около 550 различных учебных заведений  с числом учащихся до 62 тыс. человек. Из них около 400 народных училищ, свыше 60 духовных семинарий и школ и  около 60 закрытых дворянских учебных  заведений. Это был огромный шаг  в развитии просвещения, хотя по отношению  к общей численности населения  страны их было еще очень немного. Крестьянству путь в школу был  закрыт.

     Школьная реформа 1786 г . распространилась и на Левобережную Украину, где была создана сеть четырехклассных, трехклассных и двухклассных училищ. Основным центром развития просвещения и науки на Украине была Киево-Могилянская академия, где учились представители казацкой старшины, духовенства и отчасти мещан, казаков и крестьян. Программа обучения в академии носила традиционный богословско-схоластический характер, и лишь под влиянием новейших приоритетов в России во второй половине XVIII в. в нее были внесены изменения. Появились такие предметы, как география, математика, естественная история, иностранные языки. В конце века основным языком преподавания вместо латыни стал русский. Помимо академии на Левобережной Украине действовали три духовных коллегиума (в Переяславле, Чернигове и Харькове).

Белорусская шляхта учила своих детей в  шести орденских школах (католических и униатских), двух кадетских корпусах и нескольких духовных семинариях. Туда же попадали и дети горожан. Помимо этого существовали и частные  пансионы. Просвещение Прибалтики в  середине и второй половине XVIII в. было представлено мызными школами Эстонии, низшими школами при костелах в Литве и Латвии. В Таллине были гимназия и женское училище, в Тарту — гимназия. В Вильнюсе иезуиты имели свою высшую школу — академию. Помимо этого в Литве насчитывалось 7—8 инженерных школ с 6—7-летним обучением, кадетский корпус и инженерная школа. В Пярну и Курессаре в Эстонии были училища для мальчиков и девочек, а в Нарве финская и немецкая школы. В 1761 г . в Латвии вышла первая латышская грамматика. Появляются первые школы, где преподавание велось на родном языке, и в Молдавии, но в них учились лишь дети бояр, купечества и духовенства.  
 
 
 
 
 

С 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы:

    1. Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XX века
 

 

Информация о работе Россия в эпоху Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм»