Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 05:46, реферат
Проблема соотношения России и Запада была актуальна во все времена. На протяжении всей своей истории Россия развивалась с оглядкой на Запад, постоянно сравнивая себя с ним. В разные периоды отношение России к Западу было неодинаковым, иногда она активно ориентировалась на него, стараясь перенять максимальное количество черт, а порой, напротив, стремилась максимально отделиться от Запада, настаивая на самобытном становлении. В любом случае Западная культура, общественная
Ломоносов настойчиво требовал, чтобы положение человека определялось не титулом, не заслугами предков, а его собственными делами. Нужна была поморская “упрямка славная” и большое презрение к “персонам высокородным” , чтобы в письмах к всесильному фавориту Елизаветы заявлять, что не намерен быть шутом не только у вельмож, но и у самого бога. На взгляды Ломоносова оказали влияние теория “просвещенного абсолютизма” и мужицкая вера “в хорошего царя” . Не понимая, что самодержавие превратилось в реакционную силу, он возлагал надежды на реформы сверху.
Буржуазная направленность взглядов Ломоносова отчетливо выступила в вопросах просвещения, которому он, как и все просветители, придавал решающее значение. В области образования Ломоносов выдвигал буржуазный принцип бессословной школы и требование обучения крестьян. “В университете тот студент почтеннее, кто больше знает. А чей он сын, в том нет нужды” , — смело утверждал он и добился того, что первый в России университет стал бессословным учебным заведением, рассчитанным на “генеральное обучение” разночинцев. Преподавание в университете на русском языке вместо латинского также было продиктовано стремлением разрушить сословную школу и сделать образование более доступным народу. Ломоносов требовал запрещения всякого вмешательства церкви в дела науки и просвещения. Московский университет, в отличие от всех университетов мира, по его настоянию, не имел богословского факультета.
Взгляды Ломоносова складывались на рубеже двух этапов в истории русской общественно-политической мысли. Отсюда их внутренняя противоречивость. Непонимание органической связи между самодержавием, крепостничеством и отсталостью страны, объясняющее отсутствие прямых высказываний против феодальных порядков, идеализация Петра I и его преобразований сближали Ломоносова с Татищевым, Кантемиром, Прокоповичем, Посошковым. В то же время буржуазная, антидворянская направленность деятельности Ломоносова пробивала дорогу рождавшемуся русскому просветительству и способствовала формированию антикрепостнического направления общественно-политической мысли.
Критика крепостничества.
Прошло всего несколько лет после смерти Ломоносова, как представители этого нового направления выступили с открытой критикой крепостничества.
Солдатский сын, питомец Академии, продолживший образование за границей, Алексей Яковлевич Поленов (1749— 1816 гг.) в работе “О крепостном состоянии крестьян в России”, представленной на конкурс Вольного экономического общества, исходил из общих положений французских просветителей. Крепостнической теории об извечном существовании рабства он противопоставлял положение о том, что свободные крестьяне были насильственно превращены в крепостных. Невозможно поверить, писал Поленов, чтобы свободные люди добровольно “предпочли рабское состояние благородной вольности и тем вечно себя посрамили, а потомство свое сделали несчастливым” . Крестьяне, от которых зависит “наша жизнь, наша безопасность и наши выгоды... лишились всех почти приличных человеку качеств” . У них отняли право собственности и заставили работать на других, их продают “и больше жалеют скот, нежели людей” , производя “человеческою кровию бесчестный торг”.
Крепостного крестьянина Поленов сравнивал с свободным тружеником, который сам распоряжается плодами своего труда, работает усердно, расширяет свое хозяйство, хорошо одевается и питается, создает семью, производит товары для продажи, обогащается сам и обогащает государство.
Как и французские просветители,
Поленов утверждал, что крепостничество
приведет страну к гибели, доведенный до
отчаяния крепостной крестьянин выступит
с решительным протестом.
Просвещение и передовая
русская общественная мысль.
Открытое обсуждение крестьянского вопроса, составлявшего главное содержание классовой борьбы в России, придало русской общественной мысли политическую заостренность. Публичное порицание крепостнических порядков свидетельствовало о глубоких изменениях, которые происходили в недрах феодального общества, оповещали о начинавшемся его разложении. Конечно, передовые люди России 60-х годов XVIII в. не могли предвосхитить будущее и их требования по крестьянскому вопросу не предусматривали революционных методов. Они, прежде всего, были людьми эпохи Просвещения и видели путь к общественно-политическим преобразованиям в распространении науки и знаний, в совершенствовании разума.
В этих целях представители молодой демократической интеллигенции еще на студенческих скамьях начинали трудиться над переводами полезных книг. Эти занятия они продолжали и, будучи уже канцелярскими служащими в Сенате или учителями в учебных заведениях. Своими переводами они приносили посильную помощь делу распространения и демократизации знаний; их усилиями великие ученые, мыслители, писатели различных стран и времен заговорили на русском языке. В условиях того времени, когда оригинальных произведений отечественной литературы было мало, переводы приобретали черты самостоятельных произведений переводчиков, в которые они вкладывали свои думы.
Помимо различных учебных пособий и обобщающих научно-популярных работ, переводились произведения древних классиков, гуманистов эпохи Возрождения, английских философов-материалистов и, наконец, современных французских просветителей. Сочинения французских просветителей ходили по рукам среди студентов Петербурга и Москвы, ими увлекалась столичная дворянская молодежь. Переведенные на русский язык еще в 60-х годах, они издавались для широкого читателя. Своим содержанием эти сочинения расшатывали устои феодального мировоззрения. “Религия, понимание природы, общество, государственный строй — все было подвергнуто самой беспощадной критике; все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него”.
Исключительное
значение для русских современников имели
сочинения Вольтера. Изложенные в простой
и доходчивой форме, они были особенно
понятны рядовому читателю. В последней
трети XVIII в. было переведено на русский
язык и издано около 60 произведений Вольтера;
некоторые из них стали в России почти
так же популярны, как и во Франции. Издатель
“Словаря исторического” В. И. Окороков
объясняет увлечение трудами Вольтера
тем, что автор вложил в них “любовь к
смертным и ненависть к утеснению”. Наряду
с сочинениями Вольтера в России выходили
и произведения других энциклопедистов.
В 60-х — начале 70-х годов на русском языке
были изданы: “Дух законов” Монтескье
(в переводе протоколиста Сената В. И. Крамаренкова)
, драматические произведения Дидро (в
переводе сенатского канцеляриста И. Яковлева)
, “Разговоры Фекиона” Мабли (в переводе
секретаря Коллегии иностранных дел А.
Курбатова) и др. Особое внимание привлекал
Руссо; его страстная пропаганда демократических
идей, изложенных с подлинным художественным
мастерством, нашла отклик у русских читателей.
Н. И. Новиков считал Руссо писателем, обретшим
“славнейшие в нашем веке человеческие
мудрости” , а Я. П. Козельский сравнивал
его с “высокопарным орлом, который превзошел
всех бывших до него философов”.
Масонство.
Своеобразной формой идеологического наступления реакции было масонство, возникшее как антипод рационализму века Просвещения: разуму противопоставлялась мистика, материалистическому пониманию законов природы — алхимия и кабалистические толкования. Масонство стремилось увести современников от социально-политических вопросов, которые ставили перед ними идеологи молодой буржуазии. Говоря о равенстве людей, масоны переносили это понятие в абстрактный мир; они много рассуждали о гуманности и просвещении, но гуманность ими понималась как “вспомоществование” , а просвещение — как средство для воспитания “доброго христианина” и “покорного подданного” . На место феодальных норм морали они выдвигали свои столь же реакционные, но по форме более соответствовавшие духу времени.
В России масонские
ложи приобрели особое значение и силу
в 70-х — 80-х годах, когда в них хлынула широким
потоком дворянская интеллигенция. Конечно,
притягательной силой для них были не
мистический ритуал и не алхимические
опыты, а масонское учение о религиозно-нравственном
совершенствовании, о послушании и братстве
людей всех сословий. Этим они хотели заменить
идеи общественного равенства и классового
антагонизма, воскрешавшие в их памяти
крестьянские волнения. Видный масон тех
лет И. В. Лопухин писал в 1780 г., что французские
просветители “разум свой соделывают
орудием погубления людей... В какое несчастие
повергся бы человеческий род, если б удовлетворилось
их пагубное желание и если б могли подействовать
змеиным жалом начертанные книги их”
. Тогда, говорит он, крестьяне вышли бы
из повиновения и не совершали больше “человеколюбивые
дела” , т.е. перестали бы производить
хлеб для дворян. Среди масонов удивительно
уживались набожность с вольнодумством,
просветительство с крепостнической идеологией.
Именно эта особенность масонства привела
к тому, что при общей его реакционной направленности
в нем порой возникали и развивались прогрессивные
начинания. Известно, что в окружении московских
розенкрейцеров 80-х годов развернулась
огромная для своего времени просветительская
деятельность Н. И. Новикова, принесшая
широкому читателю сотни новых общеобразовательных
книг и переводов классиков мировой культуры.
И тем не менее масонство отрицательно сказалось
на развитии передовой общественной мысли
в России. Это видно хотя бы на примере
того же Новикова: в 80-х годах, когда он
уже стал масоном, из его изданий почти
полностью исчезли острые общественно-
Революционные общественно-политические
взгляды А. Н. Радищев
Восстание Пугачева,
европейская просветительская мысль,
уроки революционной войны в Америке и революционная
ситуация во Франции способствовали возникновению
в русском просветительстве
По Радищеву, “самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние” . Он утверждал, что истина и справедливость не живут в “чертогах царских” , что одежды царя и его приближенных “замараны кровью и омочены слезами” народа, поэтому тщетны надежды просветителей на “мудреца на троне” . Мысль Радищева шла дальше: “Нет и до окончания мира примера, может быть, не будет, чтобы царь упустил добровольно что-либо из своей власти”.
Екатерина II понимала, какую опасность для самодержавно-крепостнического строя представляет критика крепостничества, сочетающаяся с провозглашением революционных идей, одобрением стихийных крестьянских бунтов и выступлением с революционной программой.
С первых же дней революции во Франции ее лозунги и дела захватили многие умы в России. Современники рассказывают, что “революционные события были ежедневным предметом разговоров и жарких споров о принципах и их изложении, и невозможно было не принимать в них участия”. Революционные журналы, книги и брошюры проникали в Россию. Они вызывали живой интерес в дворянских особняках и гостином дворе, в казармах и университетских аудиториях, в столицах и провинции. Вдумчивые наблюдатели замечали, что “прелести Французского переворота” не только до Украины, но и “до глубины самой Сибири простирали свое влияние на молодые умы”. В Яссах, например, при штаб-квартире князя Потемкина офицеры стали выпускать еженедельный листок “Вестник Молдавии”, где печатались сообщения о революции во Франции. В Тобольске учителя народного училища на страницах издаваемого ими журнала помещали статьи на революционные темы: о правах человека, о Национальном собрании, о конституции 1791 г. Известиями из Франции интересовались в Пензе, в Кременчуге, в Семипалатинске, в Саратове.
Развитие событий
во Франции усиливало опасения представителей
привилегированного класса. Победы революционных
армий на полях войны, свержение монархии
и казнь короля, установление якобинской диктатуры
не оставляли больше места для дворянских
иллюзий. Все более очевидной становилась
пропасть, отделявшая “старое” от “нового”
, путь к которому неизбежно шел через
революцию. Приближавшийся кризис феодально-
Иначе воспринимались
революционные события во Франции передовыми
демократическими кругами русской интеллигенции,
которые в своих стремлениях отражали
интересы и нужды трудовых слоев населения. В
огне революции во Франции рушились те
самые феодальные устои, против которых
стихийно боролось русское крестьянство,
и против которых выступали лучшие люди
России. Французская революция как бы подтверждала
на практике жизненность идей Радищева;
она способствовала становлению в России революционной
идеологии, развившейся как протест против
русской самодержавно-крепостнической
Дела Тайной экспедиции,
сохранившие протоколы допросов, показания
свидетелей, раскрывают среду, в которой
зрела русская революционная мысль. В
Петербурге, например, у некоего разорившегося
купца Степана Еркова собирались люди
различных профессий, в том числе землемер
в отставке Федор Кречетов, который говорил
о необходимости свергнуть “власть самодержавия,
сделать либо республику, либо инако как-нибудь,
чтобы всем быть равными”. В Петербурге
же, в кругу мелких коллежских канцеляристов
велись разговоры о том, что “русские находятся
под тяжким игом самодержавного тиранства”
и что “было бы очень хорошо, если бы Национальный
конвент додумал о способе избавления
Франции от такого врага (как Екатерина II.
— автор) , а людей русских от тиранства”
. На Украине мелкий служащий из обедневших
дворян Степан Познанский спрашивал окружавших
его лиц: “на что нам коронованные головы,
на что нам магнаты” , и предлагал с ними
поступить так же, “как во Франции с ними
сделали, а мы в то время будем равны и
вольны”. Эти требования и надежды говорят
о тех революционных выводах, к которым
пришли русские передовые люди в дни наивысшего
подъема французской революции. Наметились
истоки революционно-демократического