Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 05:46, реферат
Проблема соотношения России и Запада была актуальна во все времена. На протяжении всей своей истории Россия развивалась с оглядкой на Запад, постоянно сравнивая себя с ним. В разные периоды отношение России к Западу было неодинаковым, иногда она активно ориентировалась на него, стараясь перенять максимальное количество черт, а порой, напротив, стремилась максимально отделиться от Запада, настаивая на самобытном становлении. В любом случае Западная культура, общественная
Российская
общественно-политическая
мысль первой половины
XIX века.
Первая половина XIX столетия — период кризиса феодально-крепостнических отношений в экономике России и одновременно эпоха усиления могущества абсолютистского государства, расширения его полицейских функций. Это время является периодом наивысшего подъема и международного авторитета России, ее внешнеполитической мощи. Этому во многом способствовала победа России в Отечественной войне 1812 г. и ее роль в освобождении стран Европы от наполеоновского господства. Особенностью дореформенного периода в истории России является появление первых революционных организаций. Их целью было уничтожение самодержавия и крепостного права. При изучении истории России первой половины XIX в. следует также помнить, что на это время приходится расцвет русской дворянской культуры, ее золотой век.
Первая четверть XIX в. стала временем становления революционной идеологии и революционного движения. С 1811 по 18 25 гг. в России существовало более тридцати тайных революционных организаций дворян. Большинство из них составляли военные — офицеры гвардии.
Первым из известных тайных обществ была юношеская организация "Чока", основанная Н.Н.Муравьевым в 1811 г. Она просуществовала до войны 1812 г., состояла из семи человек. Цель организации — основание республики на острове Сахалин.
С 1814 г. количество тайных организаций начинает значительно увеличиваться. Так, в 1814-1817 гг. действовала "Священная артель" в Петербурге, основанная А.Н.Муравьевым. Члены этой организации свою задачу видели в изменении существующего строя, введении представительного правления. "Орден русских рыцарей", организация, основанная М.Ф.Орловым, во главу угла ставила "преобразование угнетенного Отечества".
Первое политическое тайное общество было основано в феврале 1816 г. в Петербурге и имело название "Союз спасения", а с 1817 г. — "Общество истинных и верных сынов Отечества". В него вошли будущие декабристов А.Н.Муравьев, М.И.Муравьев, П.И.Пестель, С.П.Трубецкой и др. Целью заговорщиков было введение представительного правления, установление конституции, ликвидация крепостного права. Однако в 1818 г. общество самоликвидировалось, так как было слишком малочисленно (около 30 человек) для решения своих задач. На его основе было создано новое общество — "Союз благоденствия" (1818-1820 гг.). Его организаторами были Ф.Н.Глинка, Ф.П.Толстой, М.И.Муравьев-Апостол. Общество насчитывало более 200 человек. Руководящий орган Союза — Коренная управа и Дума, в состав которой вошли A.M. и Н.М. Муравьевы, П.И.Пестель, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы. Были созданы управы на местах: Московская, Петербургская, Южная, а также в Тамбове и Нижнем Новгороде. Устав общества — "Зеленая книга" (по цвету переплета) был разработан Н.М.Муравьевым, С.П.Трубецким, П.И.Колошиным.
Цель общества состояла в ликвидации крепостного права и самодержавия, введении представительного правления и конституции. Добиться коренных преобразований члены Союза надеялись, прежде всего, за счет широкой пропаганды своих взглядов — в печати, в салонных беседах, в проектах, предлагаемых на рассмотрение правительства. Кроме того, они вели филантропическую и просветительскую деятельность.
Но все эти преобразовательные устремления Союза не встретили отклика со стороны правительства: разочарование в самодержце становилось все сильнее. В 1821 г. радикально настроенные члены "Союза благоденствия" организуют его роспуск с тем, чтобы избавиться от миролюбиво настроенных, колеблющихся, случайных людей, вернуться на путь революционной борьбы. На основе "Союза благоденствия" было создано два новых тайных общества.
В марте 1821 г. были образованы Северное общество в Петербурге (основатели Н.М.Муравьев и Н.И.Тургенев) и Южное общество на Украине (руководитель П.И.Пестель). Северным обществом управляла Дума из 3 человек, Южным — Директория. Оба общества были взаимосвязаны и рассматривались как единая организация.
Каждое общество имело свой программный документ. Северное— "Конституцию", написанную Н.М.Муравьевым. Южное — "Русскую правду", написанную П.И.Пестелем.
Оба программных
документа выражали единую цель —
уничтожение крепостного права
и ликвидацию самодержавного правления.
Однако если по "Конституции" Россия
объявлялась конституционной
Более радикально разрешала "Русская правда" и вопрос о наделении крестьян землей, и об избирательном праве. Если "Конституция" ограничивала избирательные права граждан 500-рублевым имущественным цензом, то по "Русской правде" предусматривалось участие в выборах всего мужского населения после 20-летнего возраста. "Конституция" провозглашала право частной собственности на землю священным. Это давало возможность помещикам сохранить свои усадьбы, крестьяне же получали только 2 десятины пахотной земли. По "Русской правде" часть помещичьей земли конфисковалась, крестьяне безвозмездно наделялись землей. В государстве должны были сочетаться формы собственности: частная и общественная»
"Конституция"
выражала либеральный характер
преобразований, "Русская правда"
— радикальный,
Революционный
переворот заговорщики
Русским императором после смерти Александра I должен был стать его брат Константин, однако он еще при жизни Александра отрекся от престола в пользу младшего брата — Николая. Так как об отречении не было официально объявлено, то первоначально армия и государственный аппарат присягнули Константину. Когда же было вскрыто завещание Александра I и обнародован отказ Константина от престола, то была назначена переприсяга, которой решили воспользоваться заговорщики. 13 декабря 1825 г. на тайном заседании члены Северного общества решили на следующий день открыто выступить со своими требованиями, для этого вывести войска к зданию Сената и не дать сановникам присягнуть новому императору. Планировалось обнародование "Манифеста к русскому народу", по которому в России уничтожалось самодержавие, крепостное право, вводились гражданские свободы. Вся полнота власти отдавалась временному правительству, которое должно было определить государственный строй России. Диктатором (руководителем) восстания был назначен полковник Генерального штаба С.П.Трубецкой.
14 декабря
1825 г. на Сенатскую площадь
первым пришел Московский лейб-
Время шло, а руководители медлили с началом. Во-первых, Сенат, присягнув рано утром императору Николаю, разошелся еще до начала событий на площади и некому было предъявить Манифест; во-вторых, С.П.Трубецкой, диктатор восстания, на площадь не явился. Лишь к вечеру был избран новый руководитель — Е.П.Оболенский. Но время было упущено. Войска, верные правительству, окружили площадь и начали обстрел. Ряды декабристов дрогнули и быстро растаяли. Восстание было подавлено. Начались аресты.
Южное общество
декабристов решило поддержать выступление
восставших в Петербурге, и 29 декабря
1825 г. С.И.Муравьев-Апостол и М.П.
По делу восстания в Петербурге 14 декабря 1825 г. и восстания Черниговского полка на юге было привлечено к следствию 579 человек, из них: 456 военных, 72 гражданских служащих, 51 помещик и более 200 солдат (которых прогнали сквозь строй в 100 человек). Из 579 человек 289 были признаны причастными к тайным революционным обществам, из них 131 были признаны виновными, остальные переведены в другие полки, отданы под надзор полиции.
Из 131 осужденного пять человек были казнены (П.И.Пестель, К.Ф.Рылеев. С.И.Муравьев-Апостол, М.П.Бестужев-Рюмин, П.Г.Каховский), 88 человек сосланы на каторгу, 18 отправлены на поселение в Сибирь, 4 — сосланы в крепостные работы. 15 — разжалованы в солдаты, один человек отправлен на житье в Сибирь.
Причинами поражения декабристов являлись неподготовленность и несогласованность действий, отсутствие работы по пропаганде своих взглядов в разных слоях общества, неподготовленность общества к преобразованиям, которые пытались осуществить восставшие.
Восстание декабристов было первым открытым выступлением в России, ставившим своей задачей коренное переустройство общества.
Впервые в России были созданы тайные революционные общества, имевшие свой устав и программу действий. Идеи декабристов были подняты в борьбе против самодержавия в последующие десятилетия и получили свое распространение различных течениях русской общественной мысли — от консервативно-либерального до ультрареволюционного.
В современной
отечественной историографии
Однако, как
бы ни оценивали историки деятельность
декабристов, она занимает особое место
в истории русского освободительного
движения: именно идеи декабристов способствовали
становлению независимого общественного
мнения, направленного на уничтожение
крепостного строя и самодержавия в России.
Реакцией на неудачу преобразований Александра I и на выступление декабристов было нарастание консервативных настроений в русском обществе. Именно на эти настроения опирался министр народного просвещения граф С.С.Уваров, выдвинув свою теорию "официальной народности". Рупорами правительственной идеологии были популярные журналисты Ф.В.Булгарин и Н.И.Греч, издававшие газету "Северная пчела". Идейно обосновывали и подробно разрабатывали правительственную концепцию профессора Московского университета М.П.Погодин и С.П.Шевырев. Они резко противопоставляли Россию "гниющему Западу": Запад сотрясают революции, в России же царит спокойствие. Связано это было, по мнению сторонников официальной идеологии, с благодетельным влиянием самодержавия и крепостного права — попечительная власть самодержца и патриархальная забота помещика о своих крестьянах обеспечивали России социальный мир.
Резкой реакцией на правительственную идеологию стало выступление П.Я.Чаадаева. Блестящий гусарский офицер в прошлом, друг Пушкина и декабристов, Чаадаев был оригинальным и сильным мыслителем. Относительная стабильность российского жизнеустройства была в его глазах свидетельством косности, пассивности общественных сил. В 1836 г. Чаадаев опубликовал "Философическое письмо", в котором высказал мысли, диаметрально противоположные официальным. "России нечем гордиться перед Западом, — заявлял Чаадаев, — напротив, она не внесла никакого вклада в мировую культуру, осталась непричастной к важнейшим процессам в истории человечества". Виной тому, считал Чаадаев, был отрыв России от Европы и в особенности православное мировоззрение. За свое выступление Чаадаев по повелению царя был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест. Выступление Чаадаева коснулось проблемы, занимавшей лучшие умы России, и способствовало более четкому оформлению исподволь вызревавших идейных течений.
Поражение декабристов показало, что прежде чем браться за коренное переустройство России, необходимо понять, что она из себя представляет — каково ее место в мировой истории, какие силы направляют ее развитие. Обращению общества к подобным вопросам — историософским и философским — способствовало и само правительство, жестко и оперативно пресекавшее любые попытки представителей общества заняться политической деятельностью. Центрами идейной жизни в 1830-40-х гг. становятся не тайные общества, а светские салоны, журналы, университетские кафедры.
К концу 1830-х гг. в русском обществе сложились течения западников и славянофилов. Западники (историки Т.Н.Грановский, П.Н.Кудрявцев, юрист и философ К.Д.Кавелин, литераторы В.П.Боткин, П.В.Анненков, В.Ф.Корш и др.) исходили из мысли о единстве исторического развития человечества, а, следовательно, и о единстве исторических путей России и Европы. Поэтому, считали западники, в России со временем должны утвердиться европейские порядки. Западники были сторонниками конституционной монархии, политических свобод — свободы слова, совести и др., выступали за отмену крепостного права и развитие предпринимательства. Иных взглядов на исторический путь России придерживались славянофилы (А.С.Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С. Аскаковы, Ю.Ф.Самарин). Они считали, что у каждого народа своя судьба и что Россия развивается по пути, отличному от европейского. Это, однако, не делало славянофилов сторонниками правительственной идеологии: они были решительными противниками крепостного права, критиковали деспотизм и бюрократизм, с которыми было связано самодержавие Николая I. Но изжить эти пороки славянофилы намеревались отнюдь не путем европеизации. Власть царя должна остаться неограниченной, считали славянофилы, однако народ должен при этом получить право свободно выражать свое мнение — в печати и на земских соборах, получить свободу совести. Подобное сочетание, по мнению славянофилов, соответствовало исконно русским началам: русский народ никогда не претендовал на участие в политической жизни, предоставляя эту сферу государству, а государство не вмешивалось в духовную жизнь народа и прислушивалось к его мнению. В основе русской жизни, по мнению славянофилов, лежало общинное начало и принцип согласия (в отличие от европейских порядков, основанных на противоборстве индивидуалистических начал и формальной законности) . Глубоко близка русскому национальному характеру была, по мнению славянофилов, православная религия, ставящая общее выше частного, призывающая прежде всего к духовному совершенствованию, а не к преобразованию внешнего мира. Гармоничный уклад русской жизни был, по мнению славянофилов, разрушен реформами Петра I.