Русская Правда как пямятник русского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я хочу обратиться к истокам, к корням писаного права древней Руси - к русской Правде, рассмотреть содержание этого уникального памятника древнерусского права, проанализировать изложенные в нем правовые нормы.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
раскрыть происхождение Русской Правды и ее основные редакций;
проанализировать право феодальной собственности смердов, наследование смердов, а также классовый характер защиты права собственности по Русской правде;
раскрыть виды преступлений и наказаний по Русской Правде, классовый характер уголовной политики древнерусского государства;
показать состязательный характер уголовного процесса в Древней Руси и дать характеристику отдельных видов доказательств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4
1. Происхождение и состав Русской Правды…………………………………...5
1.1 Источники кодификации…………………………………………………...6-7
1.2. Характеристика редакций Русской Правды…………………………….7-13
2. Гражданское право по Русской Правде ……………………………………..14
2.1 Право собственности ………………………………………….………...14-18
2.2 Обязательственное право……………………………………………..…18-22
2.3. Наследственное право…………………………………………………..22-27
3. Уголовно-процессуальное право по Русской Правде……………………....28
3.1. Преступление и наказание……………………………………………...29-36
3.2. Судебный процесс……………………………………………………….36-39
Заключение…………………………………………………………………...40-41
Библиография……………………………………………………………..……..42

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ИОГП _1 - копия.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………3-4

1. Происхождение  и состав Русской Правды…………………………………...5

1.1 Источники кодификации…………………………………………………...6-7

1.2. Характеристика редакций Русской Правды…………………………….7-13

2. Гражданское  право по Русской Правде ……………………………………..14

2.1 Право собственности ………………………………………….………...14-18

2.2 Обязательственное право……………………………………………..…18-22

2.3. Наследственное  право…………………………………………………..22-27

3. Уголовно-процессуальное  право по Русской Правде……………………....28

3.1. Преступление и наказание……………………………………………...29-36

3.2. Судебный процесс……………………………………………………….36-39

Заключение…………………………………………………………………...40-41

Библиография……………………………………………………………..……..42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Крупнейшим  памятником древнерусского права и  основным правовым документом Древнерусского государства был сборник правовых норм, который получил название Русской Правды и сохранил свое значение  в более поздние периоды истории.

На протяжении  нескольких веков Русская Правда  служила  основным руководством  при судебных разбирательствах. В том или ином виде она вошла в состав или послужила одним из источников позднейших судных грамот: Псковской судной грамоты, Двинской уставной грамоты, Судебника Казимира 1468 г., Судебников 1497 и 1550 гг., даже некоторых статей Соборного Уложения 1649 г.

В нашей  исторической  литературе  господствует  убеждение,  что частная  юридическая  жизнь  древнейшей  Руси  наиболее  полно  и   верно отразилась в древнейшем памятнике русского права - в Русской Правде.

В своей курсовой работе я хочу обратиться к истокам, к корням писаного права древней Руси - к русской Правде, рассмотреть содержание этого уникального памятника древнерусского права, проанализировать изложенные в нем правовые нормы.

Для достижения данной цели  ставятся следующие задачи:

  • раскрыть происхождение Русской Правды и ее основные редакций;
  • проанализировать право феодальной собственности смердов, наследование смердов, а также классовый характер защиты права собственности по Русской правде;
  • раскрыть виды преступлений и наказаний по Русской Правде, классовый характер уголовной политики древнерусского государства;
  • показать состязательный характер уголовного процесса в Древней Руси и дать характеристику отдельных видов доказательств.

Освещение всех вопросов темы курсовой работы я буду проводить на основе использования текста документов, а также исторической литературы.

Так, в ходе написания  работы  были использованы документы  из книги "Российское законодательство X - XX веков. Законодательство Древней Руси" и Чистякова О.И. "Отечественное законодательство XI – XX веков".  Эти сборники документов содержат полные тексты  памятников права Древней Руси.

Монография  З.М. Черниловского "Всеобщая история  государства и права" и В.А. Рогова "История государства и  права России" содержит основные положения развития государства и права России.

Монография  И.А. Исаева "История государства  и права России" имеет существенное значение при написании работы, т.к. именно в ней содержится наиболее четкое и полное описание русской  правды как древнейшего источника права.

"Пособие   для  изучения  Русской Правды"  М.Н. Тихомирова позволило мне выявить особенности русской правды как источника права, определить основные категории, выявить состязательный характер процесса и дать характеристику системе преступлений и наказаний.

Таким образом, детальное изучение научной литературы по истории отечественного государства  и права позволит мне наиболее полным образом охарактеризовать Русскую  Правду как яркий пример источника  древнерусского феодального права.

 

 

 

 

1. Происхождение и состав Русской Правды.

Становление древнерусского феодального права связано с  возникновением Русской Правды.

Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы, где жили древние славянские племена, образовалось русское раннефеодальное государство-  Киевская Русь. Важную роль в укреплении феодального базиса играла правовая надстройка, созданная в период формирования феодальных отношений в Х в. и получившая окончательное закрепление в Русской Правде – памятнике феодального права.

Изучение древнейших документов истории Древней Руси свидетельствует о самостоятельности исторического процесса возникновения и развития государства и права у восточных славян.

 В нашей литературе по истории русского права нет единого мнения о происхождении Русской Правды. Одни считают её не официальным документом, не подлинным памятником законодательства, а приватным юридическим сборником, составленным каким-то древнерусским законоведом или группой законоведов для своих личных целей. Другие считают Русскую Правду официальным документом, подлинным произведением русской законодательной власти, только испорченным переписчиками, вследствие чего появилось множество различных списков Правды, которые различаются количеством, порядком и даже текстом статей.

 Бесспорно, что, как и любой другой правовой акт, Русская Правда не могла возникнуть на пустом месте, не имея под собой основы в виде источников права. Мне остаётся перечислить и проанализировать эти источники, оценить их вклад в создание Русской Правды.

 

 

1.1 Источники кодификации

Одним из источников Русской  Правды является законодательная деятельность князей. Так, после подавления Древлянского восстания 945 г. княгиня Ольга установила характер нормы дани - «уроки», создала на земле древлян новые административно- финансовые единицы (погосты, места). С целью установления регулярных поборов с населения ввела различные «виры», «продажи», «пошлины», что закреплено в статьях «Русской Правды».1

Присоединяя к  Киевскому государству новые  земли, князья назначали на них своих посадников, наделяя их различными полномочиями по управлению, сбору дани с населения, совершению правосудия.

Источниками Русской  Правды явились нормы обычного права  и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся прежде всего положения о кровной мести (ст.1) и круговой поруке (ст. 19 КП). Законодатель по-разному относится к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом (вирой). Круговая порука, напротив, сохраняется им как политическая мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление ("дикая вира" налагалась на всю общину).

Ещё одним из источников Русской Правды был Закон  Русский (нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права). До сих пор не прекращаются споры о его сущности. В истории русского права нет единого мнения об этом документе. Известно, что он частично отражён в договорах Руси с греками в 911 и 944 годах, и в Русской Правде. Например, в договоре 911 года записано: «Аще ли ударить мечем или бьеть кацем либо сосудом, за то ударение или бьенье да вдасть литр 5 сребра по закону Рускому».2

Нормы, выработанные княжеской  судебной практикой, многочисленны  в Русской Правде и связываются  иногда с именами князей, принимавших их (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха).

 

Определенное влияние  на Русскую Правду оказало византийское каноническое право.

 

1.2 Характеристика редакций Русской Правды

Первый текст  был обнаружен и подготовлен  к печати В.Н. Татищевым. Сейчас имеется более ста списков, сильно различающихся по составу, объему и структуре. Название памятника отлично от европейских традиций, где аналогичные сборники права получали чисто юридические заголовки – закон, законник. На Руси в это время были известны понятия «устав», «закон», «обычай»,  но кодекс обозначен легально-нравственным термином «Правда».

Наиболее ранними  письменными памятниками русского права являются тексты договоров Руси с Византией (911, 944 и 971 гг.). Тексты содержат нормы византийского и русского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву. В них имеются ссылки на "закон русский", являвшийся, по-видимому, сводом устных норм обычного права. В договорах упоминается смертная казнь (о чем уже не говорится в Русской Правде), штрафные санкции, регламентировалось право найма на службу, меры по поимке беглых рабов, регистрации отдельных товаров ("наволок"). При этом в договорах предусматривалась реализация права кровной мести и других норм обычного права.

К числу древнейших источников права относятся также церковные  уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича (X-XI вв.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов.

Говоря о большом  значении Русской Правды для понимания  становления феодальных отношений на Руси и о предшествующих ей законах и обычаях восточных славян, академик Б. Греков замечает: «Можно с уверенностью  сказать, что кровная месть, например, была хорошо известна в то время и вошла, хотя и в урезанном виде, в Русскую Правду, где жила до законодательной отмены в XI веке».3

До наших дней дошло  более 100 списков Русской Правды. Все они распадаются на 3 основные редакции: Краткая, Пространная и Сокращённая (обозначаются в литературе соответственно как КП, ПП и СП).

Древнейшей  редакцией (подготовлена не позднее 1054 года) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава, Правды Ярославичей, Покона Вирного, Урока Мостников.

Пространная редакция возникла не ранее 1113 года и связывается с именем Владимира Мономаха. Она разделяется на Суд Ярослава и Устав Владимира Мономаха.

Сокращённая редакция появляется в середине XV века из переработанной Пространной редакции.4

Пространная редакция, возникшая  не ранее 1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха, разделяется на Суд Ярослава  и Устав Владимира Мономаха.

Русская Правда является наиболее крупным памятником древнерусского права. История Русской Правды достаточно сложна. Вопрос о времени происхождения ее древнейшей части в науке спорен. Некоторые авторы относят его даже к VII в. Однако большинство современных исследователей связывают древнейшую Правду с именем Ярослава Мудрого. Спорно и место издания этой части Русской Правды. Летопись указывает на Новгород, но многие авторы допускают, что она была создана в центре земли Русской — Киеве.

Первоначальный текст  Русской Правды до нас не дошел. Однако известно, что сыновья Ярослава во второй половине XI в. существенно дополнили и изменили его, создав так называемую Правду Ярославичей. Объединенные потом переписчиками Правда Ярослава и Правда Ярославичей составили основу так называемой Краткой редакции Русской Правды. Владимир Мономах произвел еще более крупную переработку этого закона. В результате сложилась Пространная редакция. В последующие века создавались новые редакции Русской Правды, которых насчитывалось в общей сложности до шести. Все редакции дошли до нас в составе летописей и различных рукописных юридических сборников. Таких списков Русской Правды в настоящее время найдено свыше ста. Им обычно присваиваются названия, связанные с наименованием летописи, местом находки, лицом, нашедшим тот или иной список (Академический, Троицкий, Карамзинский и др.).

Русская Правда отличается самобытным русским характером; она  свидетельствует о тех юридических  верованиях, которыми жило русское  общество того времени. И хотя она содержит статьи, заимствованные из римско-византийского права, но они переработаны на русский лад. В Судном законе и уставе Владимира видно влияние византийского права; здесь же все чужеземное откинуто и все заимствованное переделано по-русски.

Под именем Русской Правды подразумевается сборник законодательных памятников, который называется Правдой Русской Ярослава Владимировича. Но Ярослав издал лишь первые семнадцать статей. Позднее этот свод правил постоянно пополнялся: есть прибавления сыновей Ярослава, Мономаха и др. Некоторые прибавления относятся к концу XII — началу XIII в.

Открытие Русской Правды принадлежит В. Н. Татищеву, который отыскал ее в одной новгородской летописи XV в. и представил в Императорскую Академию в 1738 г. Впервые издана Русская Правда была в 1767 г. А.Л. Шлецером. В 1799 г. в Москве был опубликован дополненный вариант Русской Правды.5

О Русской Правде, по справедливому  заключению И. Д. Беляева, писали все, занимавшиеся русской историей и русским правом; иные отвергали подлинность Русской Правды, называли ее подделкой позднейших летописцев, другие защищали мнение противоположное; иные называли Правду чисто славянским древним законодательством, общим для всех славянских племен, другие, напротив, называли ее переводом германских древних уложений; иные же находили в Правде смысл узаконений скандинавских, германских, византийских и славянских. В результате споров в науке установилось положение, что Русская Правда не подделка позднейших летописцев, а подлинное законоположение Древней Руси, что в Русской Правде заключаются именно те законы, которые употреблялись на Руси в практике, и что в эти законы вошли элементы: славянский, скандинавский и византийский, ибо во время издания Русской Правды русское общество находилось под влиянием этих трех элементов.

Информация о работе Русская Правда как пямятник русского права