Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 21:40, курсовая работа
В своей курсовой работе я хочу обратиться к истокам, к корням писаного права древней Руси - к русской Правде, рассмотреть содержание этого уникального памятника древнерусского права, проанализировать изложенные в нем правовые нормы.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
раскрыть происхождение Русской Правды и ее основные редакций;
проанализировать право феодальной собственности смердов, наследование смердов, а также классовый характер защиты права собственности по Русской правде;
раскрыть виды преступлений и наказаний по Русской Правде, классовый характер уголовной политики древнерусского государства;
показать состязательный характер уголовного процесса в Древней Руси и дать характеристику отдельных видов доказательств.
Введение…………………………………………………………………………3-4
1. Происхождение и состав Русской Правды…………………………………...5
1.1 Источники кодификации…………………………………………………...6-7
1.2. Характеристика редакций Русской Правды…………………………….7-13
2. Гражданское право по Русской Правде ……………………………………..14
2.1 Право собственности ………………………………………….………...14-18
2.2 Обязательственное право……………………………………………..…18-22
2.3. Наследственное право…………………………………………………..22-27
3. Уголовно-процессуальное право по Русской Правде……………………....28
3.1. Преступление и наказание……………………………………………...29-36
3.2. Судебный процесс……………………………………………………….36-39
Заключение…………………………………………………………………...40-41
Библиография……………………………………………………………..……..42
В IХ—ХII вв. письменная форма договоров еще не развилась, они совершались, как правило, в устной форме. Для устранения последующих взаимных претензий, при заключении сделок должны были присутствовать свидетели, но суд принимал и любые другие доказательства, удостоверяющие договоры. Число известных Русской Правде сделок еще не очень значительно.
В обиходе договор
купли-продажи был самым
Продажа недвижимости, видимо, ранее всем начала оформляться письменными актами (дошедшие до нас датируются начиная с ХП в.). Существовали сроки предъявления претензий по недостаткам купленной вещи. Существовал и договор самопродажи в холопство в присутствии свидетелей. Этот договор был достаточно распространен в рассматриваемый период и исторически предшествовал договору купли-продажи. Хотя в Русской Правде овне упоминается, условия его заключения, скорее всего, были аналогичными договору купли-продажи.
В Русской Правде имеется упоминание о найме рабочих «мостников» для ремонта и строительства мостов (ст. 97 Пространной Правды). Устанавливается размер платы за работы и питание. В ХП-ХШ вв. появляется категория «наймитов», которых закон отграничивал от других групп зависимого населения, и их отношения с наймодателем оговаривались договором. Наймит волен был расторгнуть договор, возместив убытки. В то же время имеются упоминания о челядных-наймитах, закупах-наймятах сохранявших зависимость. Характер имущественного найма в Русской Правде не раскрывается.
В XII-XV вв. проявились три тенденции развития обязательственного права. Во-первых, развитие товарно-денежных отношений привело к появлению новых видов договоров ударение, залог, поручительство) и умилению имущественной ответственности сторон в обязательствах. Обязательства из правонарушений постепенно смещаются в область уголовно наказуемую. Во-вторых, при господстве феодальных отношений сохранялась личная ответственность должников. Должники попадали в хозяйственную зависимость от заимодавцев, обязаны были отрабатывать долг, находясь как бы под патронатом. Личная зависимость распространялась даже в среде феодалов в вассальных, отношениях с государством или сюзереном. В-третьих, в Новгороде и Пскове формировалась система обязательственного Права с развитой имущественной ответственностью, основанной на тованно-денежном обмене.
2.3 Наследственное право
Основным
источником для уяснения норм
наследственного права в
Наследование по завещанию. В историко-юридической науке имелось два взгляда на по вопросу о завещании в Киевской Руси. По одному взгляду наследования по завещанию здесь не существовало; так называемый ряд, о котором говориться в Русской Правде, на самом деле не завещание, а распределение имущества между законными наследниками. По другому мнению наследование по завещанию уже было известно Русской Правде и подвергалось тщательной регламентации.
Наследование по завещанию предусматривалось статьей 92 Пространной Правды, которая по Троицкому списку читается так: «Аже кто умирая разделить дом свой детем, а на самого часть дати души». По Синодальному списку статья читается иначе: «Аже кто, умирая, разделить дом, не том же стояти, паки ли без ряду умереть, то все детем, а на самого часть дати души».
Нетрудно видеть, что
чтение того или иного списка
предпочиталось
Сторонники
существования завещания
Очень хорошо
подтверждает существование
Приведенная
статья говорит о праве матери
делать завещательное
Вопрос о
том, какова была форма
Наследование по закону. Вопрос о существовании разных порядков наследования по закону оживленно обсуждается в историко-юридической литературе. Главный вопрос был о различиях в праве наследования смерда и боярина, о существовании которых говорится в Русской Правде.
Наличие
в Русской Правде двух статей
трактующих наследование после
смерда и после боярина,
Можно сказать,
что Русская Правда говорит
о двух порядках наследования:
у общинников (смердов) и вотчинников
(бояр). Исходя из этого, порядок
наследования у смердов
Также можно
объяснить существование двух
разных порядков наследования
исходя из теории родового
быта «имущество простого
Некоторые исследователи полагают, что в более раннее время (очевидно, до появления статей о наследстве Русской Правды) право князя на наследство применялось не только к смердам, но и к княжеским дружинникам, находившихся в непосредственных отношениях к князю. Все достояние дружинников могло считаться приобретенным службою князю. Следовательно, статьи Русской Правды о наследовании после бояр говорят об изменении новых норм.
Обе статьи о наследовании, прежде всего, сходны в том, что и та и другая, определяют условия: первая - когда выморочность наступает, вторая - когда та же выморочность не наступает; только первая определяет условия ненаступления отрицательно, а вторая – положительно.
Возникает
вопрос, как регулировалось
Этот весьма важный в истории русского права вопрос надо решить следующим образом. Статьи Русской Правды о наследовании после смердов и после бояр появились в результате процесса феодализации. Под смердами надо понимать ту группу общинников, которая раньше других стала становиться зависимой, сперва от князя, а затем от боярства и церковных учреждений. Рост этой зависимости и обусловил притязание князя на имущество смерда, не оставившего после себя сыновей. Эти притязания и законодательное обеспечение этих притязаний вовсе не являются особенностью русского феодального права. Эти притязания в западноевропейском феодальном праве получили название так называемой мертвой руки. Но и в истории южного и западного славянства мы встречаемся с подобными притязаниями.
Если углубление
феодальных отношений и вместе
с ними феодальной зависимости
обусловили притязания князя
на имущество смерда и издание
соответственной нормы, то тот
же процесс обусловил
В составе Русской Правды находились не только статьи, которые говорили о беззатчине смердов и бояр. Там говорилось и о наследстве жен, о легатах в пользу церкви и пр. Хотя эти нормы издавались, имея ввиду, людей, принадлежащих к княжескому обществу, – бояр, дружинников, смердов, но эти нормы вполне могли регулировать права наследования и других групп населения. Следовательно, вполне была возможна рецепция этих норм для всего общества Киевского государства, их распространение не только на княжеских людей, но и на людей боярских, на купцов, ремесленников и пр.
Наследование восходящих и боковых родственников. Как Русская Правда, так и другие памятники Русского государства XI –XII вв., совершенно не упоминают о наследовании восходящих и боковых родственников. Об наследственных правах, следовательно, можно говорить только предположительно.
О наследственном
праве восходящих не говорит
ни Псковская Судная грамота,
ни московские юридические
Что же
касается боковых
Наследование супругов. Русская Правда ничего не говорит о наследовании мужей, но наследованию жен она посвящает четыре статьи. Содержание их следующее: «Аже жена сядеть по мужи, то на ню часть дати; а что на ню мужъ возложитъ, тому же есть госпожа, а задници ей мужа не надобе» (93 Ст.).
«Будуть ли дети, то что первое жены, то то возмуть дети метери своея; любо си на жену будеть възложил, обаче матери своей возмуть» (94 Ст.).
«Аже жена ворочеться седети по муже, а ростеряеть добыток, и поидеть за мужъ, то платити ей все детем».
« Не хотети ли начнуть дети ей ни на дворе, а она начнет всяко хотети и седети, то творити всяко волю, а детем не дати воли; то, что ей дал мужъ, с тем же ей соидети или, свою часть взямше, седети же» (102 Ст.).
По прямому смыслу статьи 93 смертью отца не открывалось наследства для детей в его имуществе. Это имущество оставалось в управлении жены, которая после мужа не наследовала. Она только получала из имущества мужа «часть». Было установлено, что эта «часть» не есть часть наследства, а выдел из имущества известных средств, для специальной цели, т.е. наделение вдовы, дочери, вклад на помин души, размер которых не определялся в Русской Правде, а устанавливался соразмерно оставленному имуществу и обстановке.
По статье 84 предусматривался случай смерти человека бывшего во втором браке и имевшего детей от первого. Эти дети теперь получают наследство своей матери, а также то, что их отец дал при жизни из имущества их матери – второй жене. Следовательно и муж не получал наследственной доли из имущества своей жены, а только управлял этим имуществом.
3. Уголовно-процессуальное право
Информация о работе Русская Правда как пямятник русского права