Русская Правда – первый свод законов.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:12, курсовая работа

Краткое описание

Наиболее крупным памятником древнерусского права является «Русская правда» , сохранившая свое значение и в более поздние периоды истории и не только для русского права. До наших дней дошло более ста списков Русской правды. Все они распадаются на три основных редакции: Краткая, Пространная и Сокращенная.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
1. Источники кодификации «Русской правды»………………………...4
2. Правовое положение отдельных групп населения ………………….4
3. «Русская правда» - кодекс частного права…………………………...7
4.Основные черты гражданского права ………………………...……....8
4.1Гражданское право……………………………………….....8
4.2.Наследственное право………………………………………..12
5. Уголовное право……………………………………………………....16
5.1.Преступление …………………………………………………17
5.2.Формы наказания ……………………………………………..18
5.3 Цели наказаний ………………………………………………..22
6. Суд и процесс……………………………………………………….....23
Заключение……………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА!!.docx

— 58.84 Кб (Скачать файл)

Строй процесса по Русской  Правде является бесспорно состязательным (или обвинительным), что характерно для эпохи раннего феодализма.

Русская Правда описывала  особые формы досудебного установления отношений между потерпевшим (будущим  истцом, обвинителем) и предполагаемым ответчиком (обвиняемым). Это так называемый “свод” и “гонение следа”. “Свод” состоял в отыскании истцом надлежащего ответчика путем “закличи”, свода в тесном смысле и присяги.

Правда, существование в  Киевской Руси судебного поединка отрицается многими исследователями. Их довод, кажущийся очень сильным, это  отсутствие упоминания о поединке в  Русской Правде. Но вместе с тем  и указания арабских писателей, подобные только что приведенному, и договор  с немцами, 1229 года (ст. ст. 15 и 16), и  юридические поговорки (“В поле две  воли, кому бог поможет”) подтверждают древность происхождения и прочность  института судебного поединка.

О причинах отсутствия указаний на поединок в “Русской Правде”  можно только строить предположения. Нельзя отрицать возможности некоторого воздействия, так сказать, механического  порядка на текст “Правды” со стороны  церковников. Поединок, бесспорно имевший  место в жизни Киевской Руси ХI-ХII вв., должен был отразиться в современных законах и в их первой кодификации - в Русской Правде. Но затем он мог исчезнуть со страниц этого сборника или почти исчезнуть, как наиболее противный духу христианства, йод пером первых благочестивых переписчиков памятника7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим памятником древнерусского права. Являясь первым писаным сводом законов, она, тем  не менее, достаточно полно охватывает весьма обширную сферу тогдашних  отношений. Она представляет собой  свод развитого феодального права, в котором нашли отражение  нормы уголовного и гражданского права и процесса.

Русская Правда является официальным  актом. В самом её тексте содержатся указания на князей, принимавших или  изменявших закон (Ярослав Мудрый, Ярославичи, Владимир Мономах) . 

Русская Правда - памятник феодального  права. Она всесторонне защищает интересы господствующего класса и  откровенно провозглашает бесправие  несвободных тружеников - холопов, челяди.

Русская Правда настолько  хорошо удовлетворяла потребности  княжеских судов, что её включали в юридические сборники вплоть до XV в.

Списки ПП активно распространялись ещё в XV-XVI вв. И только в 1497 году был  издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший ПП в качестве основного  источника права на территориях, объединённых в составе централизованного Русского государства.  
Список Литературы

1. Исаев И. А. История государства и права России: Полный курс лекций. – М.: Юристъ, 1996. - 448 с.

2. Краснов Ю. К. История государства и права России. Учебное пособие. Ч. 1. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 288 с.

3.Владимирский - Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М. 1995г.

4.Свердлов М.Б. От закона Русского к Русской Правде. М. 1988г,

5.Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевской Руси. М. 1950г.

6.Янин В.Л. Законодательство Древней Руси. М. 1984г

7. Вернадский Г.В. Киевская Русь. (История России т.2)  - М.: Аграф, 1999. — 448 с.

8. Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России - М.: ПРОСПЕКТ, 2003 — 472 с.

9.История государства и права России / Под ред. Ю.П. Титова  – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003 – 544 с.

1 Вернадский Г.В. Киевская Русь. (История России т.2)  - М.: Аграф, 1999 – С.89

2 Вернадский Г.В. Киевская Русь. (История России т.2)  - М.: Аграф, 1999 – С.90

3 Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России - М.: ПРОСПЕКТ, 2003 – С.67

4 История государства и права России / Под ред. Ю.П. Титова  – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003 – С.134

5 Спор о понимании “верви” Русской Правды в смысле семейной общины (“большой семьи”, “задруги” южных славян) или в смысле соседской, территориальной общины, который Белей в старой русской исторической литературе, перешел и в советскую литературу. Так, проф. С. В. Юшков отстаивал взгляд на вервь Русской Правды как на семейную общину (С. В. Юшков, Очерки по истории феодализма в Киевской Руси, М-Л., 11339, стр. 8: см. также С. В. Юшков, Общественно-политический строй и право Киевского государства, Юриздат, 1949, стр. 87).

6 Говоря о большом значении Русской Правды для понимания становле[ кия феодальных отношений на Руси и о предшествующих ей законах и обы[* чаях восточных славян, акад. Б. Греков замечает: “Можно' с уверенностью * сказать, что кровная месть, например, была хорошо известна в то время и во* шла, хотя и в урезанном виде, в Русскую Правду, где жила до законода1* тельной отмены в XI веке” (“Генезис феодализма в России”, прил. к кн. “Киев* екая Русь”. 1953, стр. 523).

7 В. И. Сергеевяч (“Лекция я ясследоваяня по древяей ясторяя русской права”, “зд. З-е. СПб., 1903, стр. б*Э-580) указывает, что нельзя допустить появление поединка на Руси уже Росло принятая христианства. Этот *.ыческий обычай” был гоним христиаяской церковьюадак вредное суеверие”.

 


Информация о работе Русская Правда – первый свод законов.