Русская культура 13-17вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 09:32, контрольная работа

Краткое описание

В этой контрольной работе рассказывается о русской культуре 13-17 вв., а именно о русской культуре периода монгольского владычества 13-17 вв.. Здесь говориться о воздействии татаро-монгольского нашествия и последовавшей за ним зависимости русского общества, которая стала одним из самых сложных в истории Руси. В это время не смотря на монгольские набеги развивается летопись, так же архитектура и живопись. Так же здесь рассказывается о особенностях культуры России 16в.. В этом веке завершается формирование великорусской народности. В 16в. продолжало развиваться русское летописание.

Содержание

1. Русская культура периода монгольского владычества 13-17вв.
2. Особенности культуры России 16в.
3. Основные тенденции и особенности развития русской культуры в 17в.
4. Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Русская культура 13.docx

— 42.42 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Н.И. ВАВИЛОВА».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по отечественной истории на тему:

Русская культура 13-17вв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка заочного отделения

по агрономическим и экономическим специальностям.

Специальности: бухгалтерский учет, анализ и аудит.

Группы  Б-11

№2100269

Захарова  Ольга Сергеевна

Проверил  преподаватель

 

 

2010-2011 уч.год, г. Саратов.

Содержание:

  1. Русская культура периода монгольского владычества 13-17вв.
  2. Особенности культуры России 16в.
  3. Основные тенденции и особенности развития русской культуры в 17в.
  4. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

едение.

В этой контрольной  работе рассказывается о русской  культуре 13-17 вв., а именно о русской  культуре периода монгольского владычества 13-17 вв.. Здесь говориться о воздействии татаро-монгольского нашествия и последовавшей за ним зависимости русского общества, которая стала одним из самых сложных в истории Руси. В это время не смотря на монгольские набеги развивается летопись, так же архитектура и живопись.

Так же здесь  рассказывается о особенностях культуры России 16в.. В этом веке завершается формирование великорусской народности. В 16в. продолжало развиваться русское летописание. Этот век символизируется, как начало книгопечатания.   В 16в. одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов. Одним из известных живописцев того времени был Дионисий.

В этой контрольной  работе так же описывается основные тенденции и особенности развития русской культуры в 17в. В этом веке начинается складывание всероссийского рынка. Были созданы государственные  школы. Так же в 17в. было основано первое высшее учебное заведение. В этом веке так же проходят экспедиции, которые  внесли значительный вклад в развитие географических значений.  В 17в. был  создан придворный театр в Москве в 1672г, но широкое распространение  получил бродячий театр. Крупнейшим художником того времени был Симон  Ушаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русская культура 13-17 вв.

  1. Русская культура периода монгольского владычества 13-17 вв.

Монголо-татарское  нашествие и золотоордынское  иго затормозили темпы и ход  развития древнерусской народности. В огне нашествия погибли многие тысячи людей. Оставшиеся в живых  ремесленники были уведены в рабство. Наблюдалось падение ремесла: исчезли  навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус, стеклянных браслетов, амфор-корчаг, полихромией (многоцветной) керамики. На полвека прекратилось каменное строительство. Захватчики разрушили  множество архитектурных сооружений, и прежде всего городские соборы, бывшие, как правило, последними укреплениями, где защитники русских городов  отражали натиск вражеских войск. Сгорели  многие литературные памятники. Летописание  стало немногословным и практически  во всех русских землях (кроме Новгорода) прервалось.

Высокий уровень  русской культуры дал ей возможность  выстоять в труднейший период ее истории. Несмотря на ужасы монгольского завоевания, русская культура сохранила традиционный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического  опыта сыграли территории, не подвергшиеся военному разгрому, хотя и подчиненные  Орде (Псков, Новгород).

Монгольское нашествие нарушило связи между  отдельными частями страны. Единая древнерусская народность стала  основой, на которой складывались великорусская (русская), белорусская и украинская народности и их культуры.

Вопрос о  воздействии татаро-монгольского нашествия  и последовавшей за ним зависимости  русского общества- один из самых сложных в истории Руси. Безусловно, что они повлияли прежде всего на демографическое и хозяйственное развитие древнерусских земель. Происходит сокращение численности населения, а оставшиеся в живых после татарских набегов во избежание нового разорения вынуждены были бежать в более безопасные районы: на запад и северо-запад Волго-Окского междуречья. Появляясь там, они пополняли армию безземельного люда, а для уплаты дани обращались к знати. Таким образом, постепенно создавался резерв феодально-зависимого крестьянства. В то же время изменяется и положение знати- особенно князей. Существуя прежде за счет даней, кормлений, полюдья, теперь эти источники доходов они теряют- все направляется в Орду. От сюда происходит их переориентация на земельную собственность. В конце 13-14вв. наблюдается определенный рост крупного частного землевладения.

Возрастает  значение князя и в политической сфере. Если в период Древней Руси князья находились в зависимости  от веча, которое могло указать  им и «путь чист»(т.е. изгнать), то теперь они приезжали в города с ханским ярлыком, а при необходимости с татарским отрядом. Таким образом, власть князей по отношению к населению усиливается.

Однако и  в этих условиях не была сломлена древнерусская  политическая система. Даннические  отношения отнюдь не означали коренного  изменения социально-политического  устройства. И в период монгольской  зависимости продолжили существование  такие города-государства, как Новгород и Рязань, а некоторые центры прежних  времен отошли в тень(Ростов, Владимир и др.).

Не прерываются  и древнерусские политические традиции. Одна из них- деятельность вечевых институтов. Грозные раскаты вечевого колокола собирают теперь горожан для организации отпора ордынцам и их сообщникам. Сильные волнения произошли в 1257-1259 гг. в Новгороде в связи с переписью населения: новгородцы отказались «даваться в число». Выступление было пресечено Александром Невским, проводившим политику компромисса с монголами и полагавшим, что время открытого столкновения с Ордой еще не настало. В 1262г. Расправились мусульманскими купцами-откупщиками горожане Ростова, Суздаля, Ярославля, Устюга Великого, Владимира. Выступления происходили и позднее- в 70-90-е годы 13в. Широкий размах народного движения вынудил Орду изменить систему сбора дани: часть сбора была передана русским князям, а влияние баскачества было ограничено. Вече в русских городах собиралось и в 14 и даже в 15в.

В русской  культуре XIII-XV вв. отчетливо прослеживаются два этапа. Внутренним рубежом в  развитии культуры XIII-XV вв. явилась  Куликовская битва (1380). Если для  первого этапа характерны стагнация  и падение после страшного  удара монгольских полчищ, то после 1380 г. начинается ее динамичный подъем, в котором прослеживается начало слияния местных художественных школ в общемосковскую, общерусскую культуру.

Устное народное творчество. В период борьбы с монгольскими завоевателями и золотоордынским  игом обращение к былинам и  сказаниям киевского цикла, в  которых яркими красками описывались  битвы с врагами Древней Руси и славился ратный подвиг народа, придавало русским людям новые силы. Древние былины обрели глубокий смысл, зажили второй жизнью. Новые легенды (такие, как, например, "Сказание о невидимом граде Китеже" - городе, ушедшем на дно озера вместе со своими храбрыми защитниками, не сдавшимися врагам, и ставшем для них невидимым), звали русских людей на борьбу за свержение ненавистного золотоордынского ига. Складывается жанр поэтических исторических песен. К их числу относится "Песня о Щелкане Дудентьевиче", которая рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.

Летописание. Благодаря хозяйственному подъему  все более необходимыми становятся деловые записи. С XIV в. начинается использование  бумаги вместо дорогого пергамента. Рост потребностей в записях, появление  бумаги повлекли за собой ускорение  письма. На смену "уставу", когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью и торжественностью, приходит полуустав - более свободное и беглое письмо, а с XV в. появляется скоропись, близкая к современному письму. Наряду с бумагой в особо важных случаях продолжали использовать пергамент, различные виды черновых и бытовых записей делались, как и раньше, на бересте.

Как уже отмечалось, в Новгороде летописание не прерывалось  даже в период монголо-татарского нашествия  и ига. В конце XIII - начале XIV в. возникли новые центры летописания. С 1325 г. летописные записи стали вестись и в Москве. В период складывания единого  государства с центром в Москве возросла роль летописания. Когда Иван III шел походом на Новгород, он не случайно взял с собой дьяка Степана  Бородатого: тот мог хорошо "говорить по летописцам вины новгородские", т.е. доказать на основе летописи необходимость  присоединения Новгорода к Москве.

В 1408 г. был  составлен общерусский летописный свод, так называемая Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре 1812 г., а к 1479 г. относят создание Московского  летописного свода. В основе их -идея общерусского единства, исторической роли Москвы в государственном объединении всех русских земель, преемственность традиций Киева и Владимира.

Интерес к  всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов - сочинений но немирной истории. Первый русский хронограф был составлен в 1442 г. Пахомием Логофетом.

Исторические  повести. Распространенным литературным жанром того времени были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях. Повесть нередко являлась как бы частью летописного текста. Широкую известность до Куликовской победы получили повесть "О битве на Калке", "Повесть о разорении Рязани Батыем" (в ней рассказывалось о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата), повести об Александре Невском и др.

 

Блистательной победе Дмитрия Донского в 1380 г. посвящен цикл исторических повестей (например, "Сказание о Мамаевом побоище"). Софоний Рязанец создал знаменитую патетическую поэму "Задонщина", построенную по образцу "Слова о полку Игореве". Но если в "Слове" описывалось поражение русских, то в "Задонщине" - их победа.

В период объединения  русских земель вокруг Москвы расцвел  жанр житийной литературы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского - основателя Троице-Сергиёва монастыря, поддержавшего великого московского князя в борьбе с ордынцами.

"Хождение  за три моря" (1466-1472) тверского  купца Афанасия Никитина - первое  в европейской литературе описание  Индии. Свое путешествие Афанасий  Никитин совершил за 30 лет до  открытия пути в Индию португальцем  Васко да Гама.

Архитектура. Раньше, чем в других землях, возобновилось  каменное строительство в Новгороде  и Пскове. Используя предшествующие традиции, новгородцы и псковичи возводили  десятки небольших по размеру  храмов. Среди них такие значительные памятники архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора Стратилата на Ручье (1361) и Спаса на Ильине улице (1374) в Новгороде, церковь Василия  на Горке (1410) в Пскове. Обилие декоративных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность характерны для этих построек. Яркая и самобытная архитектура Новгорода и Пскова практически не изменялась в течение столетий. Эту устойчивость архитектурно-художественных вкусов специалисты объясняют консерватизмом новгородского боярства, стремившегося сохранить независимость от Москвы. Отсюда ориентация главным образом на местные традиции.

Первые каменные постройки в Московском княжестве  относятся к XIV-XV столетиям. Дошедшие до нас храмы в Звенигороде - Успенский  собор (1400) и собор Саввино-Сторожевского  монастыря (1405), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Андроникова  монастыря в Москве (1427) продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного  зодчества. Накопленный опыт позволил успешно выполнить важнейший  заказ великого московского князя  -создать могучий, полный величия, достоинства и силы Московский Кремль.

Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены  еще при Дмитрии Донском в 1367 г. Однако после нашествия Тохта-мыша в 1382 г. кремлевские укрепления сильно пострадали. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе, завершилось созданием в конце XV - начале XVI в. ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до наших дней.

Территория  Кремля в 27,5 га была защищена стеной из красного кирпича, длина которой  достигала 2,25 км, толщина стен - 3,5-6,5 м, а их высота - 5-19 м. Тогда же, в XV в., были возведены 18 башен из ныне существующих 20. Башни имели четырехскатные крыши. Кремль занимал место на мысу при впадении реки Неглинной (заключенной сейчас в коллектор) в Москва-реку. Со стороны Красной площади был сооружен ров, соединивший обе реки. Таким образом, Кремль оказался как бы на острове. Это была одна из крупнейших в мире крепостей, построенная по всем правилам тогдашней фортификационной науки. Под укрытием мощных стен были возведены дворцы великого князя и митрополита, здания государственных учреждений, монастыри.

Сердце Кремля - Соборная площадь, на которую выходят  главные соборы; его центральным  сооружением является колокольня Ивана  Великого (окончательно достроена при  Борисе Годунове, достигает в высоту 81 м).

В 1475-1479 гг. был  сооружен главный собор Московского  Кремля -Успенский. Храм начали строить еще псковские мастера (1471). Небольшой "трус" (землетрясение) в Москве разрушил стены здания. Возведение Успенского собора поручили талантливому зодчему итальянского Возрождения Аристотелю Фиорованти. Образцом ему послужил Успенский собор во Владимире. В Успенском соборе Московского Кремля Фиорованти сумел органично соединить традиции и принципы русского (прежде всего, владимиро-суздальского) зодчества и передовые технические достижения европейской архитектуры. Величественный пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь цари венчались на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения.

В 1481-1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский собор -ломовую церковь московских государей. Неподалеку от него, также на Соборной площади, под руководством итальянца Алевиза Нового была сооружена усыпальница Московских великих князей - Архангельский собор (1505-1509). Если план здания и его конструкции выполнены в фадициях древнерусской архитектуры, то внешнее убранство собора напоминает настенные украшения венецианских дворцов. Тогда же была построена Грановитая палата (1487-1491). От "граней", украсивших наружные стены, она получила свое название. Грановитая палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Почти квадратный зал, стены которого опираются на возведенный в центре массивный четырехгранный столб, занимает площадь около 500 кв. м и имеет высоту 9 м. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приемы, принимались важные решения.

Информация о работе Русская культура 13-17вв