Русская культура 18 в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:06, реферат

Краткое описание

"Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие
мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В
историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и
общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-
монархическими устоями и религиозным догматизмом. Распространение
материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия нашли
яркое отражение в философии, науке, литературе, в просветительской
деятельности крупнейших философов, ученых, писателей этого времени - Дидро
и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера, Ломоносова и
Радищева.

Содержание

Введение 3
Общая оценка русской культуры 18 века 4
Просвещение 5
Русская наука. М. В. Ломоносов. 8


Музыка 18 века 12


Народное творчество 18 века 16


Культура дворянства. 18
Заключение 22


Список использованной литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

культура.docx

— 77.12 Кб (Скачать файл)

последующего возникновения  русской композиторской школы.

      Основным  жанром, характеризующим развитие  музыкального искусства XVIII

века в России, была опера. Не удивительно, что именно в оперном  жанре  ярче

всего проявились впоследствии творческие  возможности  русских  композиторов

XVIII века.

      Наряду  с  оперным  искусством  в   России   приобретают   популярность

различные жанры камерной музыки. В середине  XVIII  века  камерные  концерты

при дворе становятся обычным  явлением.

      Большим    успехом    камерное    музицирование     пользовалось     в

аристократических любительских кругах. К этому времени заметно выросла и

роль придворного оркестра.

      В начале 60-х годов оркестр был разделен  на две самостоятельные группы

музыкантов -  исполнителей  оперно-симфонической  и  бальной  музыки.  Такая

дифференциация была несомненным  признаком роста исполнительских  сил.

      Не случайно  из среды музыкантов  придворного   оркестра  выдвинулись  в

конце века такие даровитые русские композиторы,  как В.А.Пашкевич  и И.А.

Хандошкин.

      Последняя    треть    XVIII    века    характеризуется    значительной

демократизацией музыкально-общественной  жизни.  Театральная  жизнь  выходит

далеко  за  пределы  придворного,   аристократического   быта.   Развивается

музыкальное  образование,  нотопечатание  и  нотоиздательское  дело.  Музыка

становится достоянием  более  широких  кругов  русского  общества:  домашнее

музицирование  получает  распространение в   мелкопоместной   и   городской

мещанской среде.

      Ведущая   роль  в  музыкальной  жизни   России  по-прежнему  принадлежит

оперному  театру.  Однако  развитие  музыкального  театра  к  этому  времени

приобретает новое  направление:  меняется  и  оперный  репертуар,  и  состав

зрителей.

      Огромное  значение для развития оперного  жанра в  России  имели   успехи

отечественного драматического театра.  Большого  подъема  театральная  жизнь

достигла в период 1770  -  1780-х  годов,  в  эпоху  деятельности  передовых

русских драматургов Фонвизина, Николаева, Княжина, Капниста. В 1776  году  в

Москве  состоялось  открытие  Петровского   театра,   на   основе   которого

впоследствии возник Большой  театр.

       Наряду  с городскими "вольными" театрами  в  конце  XVIII  века  широко

развертывается сеть крепостных театров, разбросанных по всей России.

      Особенно  широкой  известностью  пользовались  театры  графа   Н.   П.

Шереметева в его подмосковных имениях Кусково и Останкино.

      Театр   Шереметьева  был  в  первую  очередь  оперным,  причем   основу

репертуара составляли последние  театральные  "новинки"  -  комические  оперы

французских  и  итальянских  композиторов.  На   этой   сцене   шли   лучшие

произведения Паизиелло, Пиччини, Гретри и Монсиныи.

       А в  главных ролях блистала знаменитая "первая певица"  шереметевского

театра Прасковья Ивановна Ковалева  (по  сцене  -  Параша  Жемчугова,  1768-

1803), чье имя вошло в народные предания и было овеяно легендарной славой.

       Широкой   популярностью  в  быту  крепостнической   России  пользовался

особый вид исполнительства - музыка роговых оркестров.

      В конце  XVIII века  роговые  оркестры  исполняли  также  и  достаточно

широкий концертный репертуар  классической  музыки  (в  том  числе  симфонии

Гайдна и Моцарта) и  даже участвовали в оперных спектаклях.

      К концу  XVIII века  все  более  систематический   характер  приобретает

концертная жизнь.

        Ораториальные,  хоровые  концерты  пользовались  большим  успехом  у

публики. Одновременно устраивались и сольные концерты.

      Большим  успехом пользовались выступления  клавесинистов и органистов В.

Пальшау, И. Гесслера, А. Сартори,  известных  в России  также и по  своей

педагогической деятельности.

       Успехи  музыкального образования и театрально-концертной  жизни

      создали  прочную Основу для  дальнейшего   роста  музыкальной  культуры.

Если в начале века домашнее музицирование  процветало  лишь  в узком кругу

русской  аристократии  и  было  в  значительной  степени  данью  «иноземному

вкусу», то теперь оно сделалось  потребностью.

      К музыкальному  искусству, несмотря на сословные   ограничения,  тянутся

все более широкие слои населения, и даже представители  крепостного  сословия

теперь составляют едва ли не основную  группу  музыкантов-профессионалов.  К

концу  XVIII  века  можно  говорить   о   вполне   сложившихся,   устойчивых

национальных традициях  в области музыкального  исполнительства,  оперного

театра, концертной жизни.

      Опера XVIII века.

      Среди различных  жанров профессиональной музыки  конца XVIII века  опера

занимает  первое  место.  Именно  опера  в  эту  эпоху  становится  наиболее

развитым, наиболее профессиональным и вместе с тем наиболее  массовым  видом

музыкального творчества. Опера привлекает  к  себе  и  широкую  аудиторию  и

лучшие творческие силы. Опера вызывает живые отклики  в общественном  мнении,

в поэзии, литературе и критике. С  большой  непосредственностью  и  полнотой

она отображает передовые, демократические  тенденции русского искусства.

      В опере,  как  и  в  комедии,  затрагивались  самые  острые,  коренные

проблемы русской действительности, и в первую очередь  вопрос  о  социальном

неравенстве, о тяжелом, бесправном положении крепостного крестьянства.

      Русская  опера XVIII века -  это  прежде  всего реалистическая  опера-

комедия  бытового  плана,  тесно   связанная   со   всем   укладом   русской

общественной жизни.

      На оперной  сцене в  конце  XVIII  века  выступает  галерея  типических

персонажей, давно знакомых зрителю по комедиям того времени.

      Опера по-своему  метко высмеивала  отсталые  нравы   русского  общества,

бичевала пороки скотининых и простаковых.

      Критическая, обличительная направленность определяет главную, основную

тенденцию реалистической оперы-комедии XVIII века,  вошедшей  в  круг  самых

значительных, прогрессивных  явлений русского искусства радищевской  поры.

        Молодое   искусство   оперы   XVIII   века   со   всей   очевидностью

свидетельствует  об  удивительном  разнообразии   путей   развития   русской

композиторской школы.

      Опера, со  всей сложностью и многообразием  ее форм, питала всю  русскую

профессиональную музыку содействовала развитию других жанров.

      В ней  коренились основы  и  русского  симфонизма,  и  русской   хоровой

классики. Тесно соприкасаясь с  народной  песней  и  бытовым  романсом,  она

оказывала воздействие и  на профессиональную вокальную лирику.

      Активное  развитие оперной драматургии  в XVIII веке во  многом  заранее

обусловило ту важную роль, которую суждено  было  играть  оперному  жанру  в

творчестве композиторов-классиков.

 

 

 

                         Народное творчество 18 века

 

 

      Мятежное  поэтическое  творчество  неизменно   сопутствует  народу   на

протяжении всей его истории, являясь художественным откликом  на  крупнейшие

события действительности. В различные эпохи  народное  творчество  принимало

разные формы. Для XVIII в. характерно возникновение  новых  тем  и  образов,

вызванных к жизни изменившимися историческими условиями.

      Центральное  место в устном народном творчестве XVIII в. занимают песни

и предания о Пугачеве. Недаром  А.  С.  Пушкин  ценил  в  них  «печать  живой

современности». Эти песни  создавались в  ходе  боев  восставших  с  Царскими

войсками. Народ видит  в Пугачеве не «государственного  вора, изверга,  злодея

и самозванца», как  именовали  его  царские  манифесты,  а  народного  царя,

крестьянского  заступника  и  мстителя.  В  народных  преданиях  Пугачев   —

богатырь, герой-полководец, кровно  связанный  с  народом  и  противостоящий

дворянству; он стал во главе  восставших, которые

      ...задумали  дело правое,

      Дело правое, думу честную:

      Мы дворян  господ — на веревочки,

      Мы дьяков  да ярыг — на ошейнички,

      Мы заводчиков  — на березоньки.

      Народ   не  поверил  даже  смерти  Пугачева  —  настолько   велика  была

уверенность в его силе. Подвиг Пугачева воспет не только русскими:  башкиры,

мордва, татары, удмурты видели в нем выразителя народных  чаяний.  Вместе  с

Пугачевым в башкирских песнях прославлен и его соратник Салават  Юлаев.

      Кроме песен  о Пугачеве, в XVIII в.  пользовались  популярностью  ранее

созданные песни  о  Разине,  о «добрых молодцах,  вольных людях».  Такова

знаменитая песня «Не  шуми, мати зеленая дубравушка».

      В XVIII в.  продолжали широко  бытовать  традиционные  жанры  народного

творчества — былины, сказки, пословицы, поговорки, бытовые  песни  и  т.  д.

Нельзя считать  случайностью,  что  в  XVIII  в.  были  записаны  пословицы,

отражающие представление о воле: «воля господину, а неволя  холопу»,  «воля

неволи не хочет», «в поле-воля».

      В рукописную  демократическую литературу XVIII в.  проникли произведения

народного творчества, которые  не  могли  быть  напечатаны  из-за  цензурных

рогаток.  Таков   «Плач   холопов»,   который   выразительными   сравнениями

раскрывает «свирепство» бар и подневольное положение  крепостных.  «Куда  бы

ты ни сунься — везде  господа»,  —  горестно  восклицает  неизвестный  автор

«Плача»; смерть — вот  единственное избавление  от  тяжелой  судьбы.  Трудная

жизнь голодающих дворовых  отразилась  в  крестьянской  «Повести  пахринской

деревни Камкина». То  жалоба,  то  горький  смех  сквозь  слезы  слышатся  в

рукописных пародиях на официальные документы. В «Глухом паспорте» автор с

горечью говорит о невозможности  беглому  крестьянину  найти  работу;  нищета

толкает его на путь грабежа  и разбоя. Тяжкая солдатская служба ярко  описана

в рукописных повестях солдатского  происхождения — в пародийной челобитной  к

богу и в «Горестном сказании». Народная сатира проникает  и в лубочные  листы

— такова картинка «Бык не захотел  быть быком», где в  иносказательной  форме

выражаются мечты народа о социальной справедливости.

      Основные  мотивы устной народной драмы  — резкое  обличение  царя-злодея

(драма «Царь  Максимилиан»),  насмешка  слуги  над  разорившимся  дворянином

(«Мнимый барин»), призывы  к расправе  над  дворянами  («Лодка»).  Этот  жанр

устного народного творчества отразил в доходчивой  игровой  форме  классовые

противоречия того времени.

      Русский  демократический  театр  XVIII  в.  также  показывал  дворян  и

церковников  в  их  истинном  неприглядном  виде,   сатирически   разоблачал

глупость судейского чиновника, алчность и  невежество  чужеземного  доктора-

шарлатана, дурость и спесь барина-тунеядца. Для народного театра  характерны

резкий гротеск в обрисовке  характеров,  выразительность  жеста  и  диалога,

частая импровизация  текста  с  использованием  общеполитических  и  местных

житейских тем. Эти народные представления послужили  одной  из  национальных

основ русской бытовой  и сатирической драматургии второй половины XVIII в.

      Художественные  вкусы  трудового  народа  находят  яркое  воплощение  в

произведениях  прикладного искусства.   В   творениях   народных   мастеров

встречаются   изображения    народного    быта,    сатирические    зарисовки

представителей  правящих   классов,   сказочные   образы,   растительный   и

геометрический орнамент.

      Украшались  резьбой  или  росписью  прялки,  ткацкие  станки  и  т.  д.

Расписные детские игрушки XVIII в. в гротескной форме  высмеивают  жеманную,

изнеженную  барыню,  самодовольного  купца,  модника-вельможу.   Изображения

животных и птиц (петуха, сокола, коня,  лебедя  и  т.  д.)  можно  найти  на

всевозможных предметах бытового обихода, мебели, пряничных досках  и т.  п.

Бедна  была  посуда  крестьянина,  но  как  любовно  расписаны  глиняные   и

деревянные чаши и ковши, какой тонкой резьбой  покрыты  берестяные  туеса  и

деревянные шкатулки, сколько  строгого вкуса вложено в узорные  ткани,  тонкие

кружева и красочные вышивки!

 

                            Культура дворянства.

 

                                 Классицизм

 

      Русская  культура второй половины XVIII в.  отражает черты  подымающейся

нации.  Возрастает  общественная  роль  художественной  литературы,  которая

постепенно  теряет  прежний  анонимный  и  рукописный  характер.   Передовые

писатели выступают активными  борцами  за  идеи  просветительства;  возникают

первые литературные журналы.

      Главное   содержание  культурного  процесса   середины   XVIII   в.   —

становление русского классицизма, идейной основой которого  была  борьба  за

мощную  национальную  государственность  под  эгидой  самодержавной  власти,

Информация о работе Русская культура 18 в