Русская культура XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 17:08, реферат

Краткое описание

XVIII век - новый этап в истории России и в развитии русской культуры. Изменения в области культуры во многом были обусловлены социально-экономическими и политическими изменениями - прежде всего вызреванием в недрах феодализма капиталистического уклада и завершением процесса формирования абсолютной монархии. Важнейшей характеристикой русской культуры XVIII века был ее светский характер; происходит складывание светской культуры России. В рассматриваемый период активно идет процесс формирования национального самосознания и национальной культуры; наблюдается значительное расширение культурных контактов со странами Европы

Вложенные файлы: 1 файл

14.docx

— 29.47 Кб (Скачать файл)

Русская культура XVIII века

XVIII век - новый этап в истории  России и в развитии русской  культуры. Изменения в области  культуры во многом были обусловлены  социально-экономическими и политическими  изменениями - прежде всего вызреванием  в недрах феодализма капиталистического  уклада и завершением процесса  формирования абсолютной монархии. Важнейшей характеристикой русской  культуры XVIII века был ее светский  характер; происходит складывание  светской культуры России. В рассматриваемый  период активно идет процесс  формирования национального самосознания  и национальной культуры; наблюдается  значительное расширение культурных  контактов со странами Европы. Существенным качеством новой  культуры стала ее открытость. Оно дало ей гибкость, восприимчивость  к включению в свою систему  опыта и результатов развития  других культур.

Начало XVIII века ознаменовано реформами  Петра I, которые коснулись всех областей жизни, но, пожалуй, самыми впечатляющими  были в сфере культуры. Они охватили образование, организацию науки, книгоиздательское  дело, печать, градостроительство, архитектуру, даже одежду и развлечения. Целью  всех петровских реформ была европеизация русской культуры. Вместе с тем  целый ряд культурных нововведений диктовался практическими задачами развития торговли и промышленности, перестройки армии и флота, государственных  структур.

Развитие светского образования  вызвало появление новых учебников. Самый знаменитый - "Арифметика, сиречь наука числительная" Леонтия Магницкого, вышедшая в 1703 г. Полстолетия обучались по ней математике российские школяры. В 1708 г. Петр I ввел вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы были созданы новые типографии в Москве, Петербурге и других городах. В годы правления Петра I было напечатано свыше 600 названий книг. Развитие книгопечатания привело к возникновению организованной книготорговли, а в 1714 г. в Петербурге была открыта первая публичная библиотека, заложившая основу для библиотеки Академии наук. С 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета "Ведомости".

Широкий размах приобрели геологические  изыскания. Велись поиски железных руд  на Урале и в Сибири, каменного  угля, нефтяных месторождений в западных и восточных районах страны. Известны имена русских изобретателей  петровской эпохи: А. Нартов, Я. Батищев, Е. Никонов и др. Андрей Константинович Нартов(1693-1756), "личный токарь" Петра I, был выдающимся механиком своего времени. Он усовершенствовал станки монетного дела, улучшил технику сверления пушечных стволов, проектировал устройство для подъема и установки Царь-колокола в Московском Кремле. Из всех его изобретений особенно выделяются токарные станки.

По инициативе Петра I в России было положено начало собиранию научных  коллекций. В 1718 г. вышел указ, предписывавший населению доставлять в Кунсткамеру  все, что "зело старо и необыкновенно". В Кунсткамере можно было увидеть  скелеты вымерших животных, древние  рукописи, старинные пушки и многое другое. Основу собрания Кунсткамеры  составила анатомическая коллекция, привезенная Петром I из Голландии. В 1719 г. Кунсткамеру открыли для  свободного посещения.

В петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется переход к регулярной застройке городов, созданию крупных  архитектурных ансамблей, в основном гражданского, а не культового назначения. Наиболее ярким примером этого является строительство Петербурга. Замечательными памятниками архитектуры стали  комплекс зданий и сооружений Петропавловской  крепости, летний дворец Петра, построенные  знаменитым итальянским архитектором Доменино Трезини. Выдвигаются и отечественные зодчие: М.Г. Земцов (здание Двенадцати Коллегий), И.К. Коробов (Адмиралтейство), И.П. Зарудный (Сухарева и Меньшикова башня в Москве).

Новым явлением в русской культуре стало распространение скульптурных композиций. Поскольку в православной России традиционно не развивалась  скульптура, то статуи для дворцово-парковых ансамблей закупали за границей, в  основном в Италии.

Первая четверть XVIII века стала  временем превращения театра в общедоступное  зрелище с воспитательными, а  не развлекательными задачами. Первый в стране общедоступный театр  был открыт в Москве на Красной  Площади в 1702 г. В сооруженной "комедийной хоромине" немецкие актеры разыгрывали  пьесы иноземных авторов. Позднее  возник театр, где ставились спектакли  на современные темы, прославлялись  победы российского оружия в Северной войне.

Важным нововведением петровской эпохи стало принятие в России юлианского календаря. С 1700 г. началом  года стало считаться не 1 сентября, а 1 января, а счет лет стал вестись от Рождества Христова, а не от Сотворения мира, как было до этого принято в России.

В результате реформ первой четверти XVIII века в культуре России произошли  большие изменения. Они коснулись  не только науки, системы образования, искусства, но и духовных ценностей  и внешнего облика представителей привилегированного сословия. Однако преобразования практически  не затронули крестьян и низшие слои города.

Фундамент заложенной Петром I светской системы образования и науки  продолжал укрепляться при его  преемниках, хотя и не с такой  интенсивностью. Накопление знаний и  растущие потребности государства  в квалифицированных специалистах ставили новые более сложные  задачи в области образования. В 1731 г. был учрежден Сухопутный шляхетский кадетский корпус - сословное военно-учебное  заведение закрытого типа.

В Петербургской Академии наук существовало два учебных заведения - гимназия и университет. Но скудная материальная база, неудачный подбор преподавателей из иностранцев, не владевших русским  языком, самовластие и нечистоплотность в финансовых вопросах И. Шумахера, одного из руководителей Академии наук отрицательно сказывались на качестве преподавания и подготовки учащихся. Борьбу с "шумахерщиной", по выражению Ломоносова, вели многие деятели науки, в том числе и великий русский ученый. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) возглавил в 40-50-х годах XVIII века борьбу за улучшение учебной деятельности Академии наук и за создание первого русского университета в Москве.

Открывшийся в 1755 г. Московский университет  имел три факультета: философский, включавший физико-математическое и словесное  отделения, медицинский и юридический. Характерно отсутствие в структуре  университета богословского факультета, традиционного для европейских  учебных заведений такого типа. Таким  образом, возникновение светского  образования и светских школ в  России увенчалось созданием светского  высшего учебного заведения.

Екатерина II, продолжающая верить в  силу воспитания, осуществила еще  одну реформу в образовании. В 1782-1786 гг. в России была проведена школьная реформа, создавшая систему единообразно организованных учебных учреждений с едиными учебными планами и  общей методикой. Это были "народные училища" - главные в губернских городах и малые в уездах. Первые являлись четырехклассной школой, где  помимо начальных дисциплин преподавались русский язык, арифметика, геометрия, география, история, естествознание, архитектура, механика и физика. Вторые являлись двухклассной школой и давали элементарные знания. В конце XVIII века в России насчитывалось 288 народных училищ, в которых обучались 22 тыс. человек.

Для развития русской науки ключевое значение имело открытие в 1725 г. Академии наук. По своему статусу Петербургская  Академия наук была близка Парижской  и Берлинской академиям, пользовавшимися государственной поддержкой, однако зависимость научного учреждения от государственной власти в России была более тесной, чем на Западе. Петербургская Академия фактически подчинялась Сенату и страдала от бюрократического вмешательства в ее внутренние дела. Так, почти безграничным влиянием в течение 35 лет пользовался советник Канцелярии и библиотекарь Академии И.Д. Шумахер, чинивший немало препятствий в работе М.В. Ломоносову и другим ученым. В то же время Академия на средства, выделяемые из государственного бюджета, была неплохо технически оснащена. В ней имелись Кунсткамера, обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека.

В Академии наук сосредоточились крупные  научные силы: математики Л. Эйлер  и Д. Бернулли, астроном Ж. Делиль, физики Г. Рихман и Ф. Эпинус. Долгие годы здесь работал гениальный Леонард Эйлер (1707-1783), который приехал в Россию в 1727 г. Только в изданиях Петербургской Академии он напечатал свыше 460 книг (а всего им было создано 800 книг, учебников, статей). Его научные интересы были широки: техника и теория машин, логика, конструкция оптических линз, расчеты движения небесных светил и многое другое. Но почти 40% его работ посвящено арифметике, алгебре и математическому анализу. Роль Эйлера в истории русской науки велика. Он поддерживал Ломоносова в его борьбе с "неприятелями наук российских". На его трудах воспитывалось не одно поколение русских математиков.

Ломоносов проводил исследования в  различных областях физики. Он изучал жидкое, твердое и газообразное состояния  тел; проводил опыты по электричеству  и выдвинул ряд гипотез о природе  электрического заряда в облаках. Наблюдая в 1761 г. прохождение Венеры по диску  Солнца, Ломоносов открыл атмосферу  на Венере. Ученый экспериментально доказал  один из основных законов природы - закон сохранения материи и движения. Он решительно отвергал распространенное тогда мнение о существовании  особого вещества - теплорода, ему была ясна кинетическая природа тепла, и он вплотную подошел к понятию абсолютного нуля.

Ломоносов разработал в той или  иной степени почти все отрасли  тогдашней науки. Другие ученые, работавшие в России, не были так энциклопедичны, но и они трудились над разработкой  важных теоретических и практических проблем.

Одной из важнейших задач русской  науки продолжало оставаться всестороннее изучение природных условий страны, населяющих ее народов, путей сообщения  и в том числе исследование Великого Северного морского пути. Для изучения страны Академия наук организовывала многочисленные научные  экспедиции. Особенно плодотворной оказалась  вторая Камчатская экспедиция (1733-1743) во главе с капитаном-командиромВитусом Берингом (1681-1741). Ее итоги намного превзошли первоначально поставленную задачу - выяснить, соединяется ли Азия на северо-востоке с Америкой. В ходе экспедиции были открыты пролив, названный по имени начальника экспедиции Беринговым, и северо-западная Америка, всесторонне исследована Камчатка, описаны северные берега Сибири, на контурную карту нанесены Курильские острова и Северная Япония. Ученые-участники экспедиции обобщили свои наблюдения в фундаментальных трудах: "Флора Сибири" (И.Г. Гмелин), “Описание земли Камчатки" (С.П. Крашенниннков).

В свою очередь, развитие промышленности и других отраслей народного хозяйства  стимулировало научную и техническую  мысль. Это находило выражение в  многочисленных изобретениях и усовершенствованиях  машин, станков, инструментов. Широко известны имена выдающихся изобретателей  ХVIII века. Механик-самоучкаИван Петрович Кулибин (1735 - 1818) усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов, создал прототип прожектора (так называемый "зеркальный фонарь"), семафорный телеграф, лифт, новый часовой механизм. Наиболее фундаментальной работой Кулибина являлся проект одно-арочного деревянного моста через Неву пролетом в 298 метров. Несмотря на успешное испытание модели моста, проект не был осуществлён.

Другой крупнейший изобретатель, Иван Иванович Ползунов (1728 - 1766), в 1763 г. разработал проект универсального парового двигателя - первой в мире двухцилиндровой машины непрерывного действия. В 1765 г. он построил паровую машину, которая после недолгого времени работы после смерти изобретателя была остановлена, а потом заброшена. Эти и другие изобретения не могли получить широкого применения в России с её технико-экономической отсталостью и господством крепостнических порядков.

Из гуманитарных наук наибольшее развитие в XVIII веке получила история. Основные достижения исторической мысли того времени связаны с деятельностью  М.В. Ломоносова и B.Н. Татищева. Ломоносов  впервые затронул вопрос об этногенезе славян, вёл полемику с норманнистами - немецкими учёными Г. Миллером и З. Байером, доказывающими скандинавское происхождение древнерусской государственности. Труд Ломоносова "Краткий российский летописец" был основным учебником по истории в XVIII веке. Василий Николаевич Татищев (1686-1750) собрал и изложил обширный материал по политической истории России, доведённый до 1577 г. Работа Татищева "История Российская" была первым опытом научного освещения отечественной истории (хотя и оформленным в виде летописного свода).

Наряду с Петербургской Академией  наук в России действовали и другие центры научной мысли. В 1783г. была учреждена Российская Академия, председателем которой стала княгиня Екатерина Романовна Дашкова(1743 - 1810). Данное учреждение, собравшее выдающихся писателей и учёных, было задумано как гуманитарный научный центр, специализирующийся главным образом на изучении русского языка. Был подготовлен шеститомный "Словарь Российской Академии", содержавший объяснение 43 тысяч слов русского языка.

Появилось понятие "просвещённый читатель". Конечно, таких людей было не так  уж много. Масса чиновников и дворян (особенно провинциальных) была лишена всяких высших интересов. Новая (европейская) культура развивалась в дворянской среде как подражательство иноземным  вкусам, модам, презрение к родному  языку, религии, "отечественным нравам". В определенной степени можно  говорить и о невежестве значительной части дворянства. Такое положение  в стране тревожило просвещённых русских людей, об этом можно судить по дневниковым записям, мемуарам, частной  переписке, статьям в журналах.

Русский издатель Николай Иванович Новиков (1744-1818) в своих журналах развивал крестьянскую тему. В театрах начинают ставиться комедии и комические оперы на крестьянскую тему. Живописец М. Шибанов показывал человеческое достоинство крестьян, нравственность их семейных отношений. Параллельно с появлением образа крестьянина в литературе и искусстве возник и постепенно углублялся интерес к крестьянской культуре. Публиковались сборники пословиц, песен, сказок, былин.

Информация о работе Русская культура XVIII века