СОДЕРЖАНИЕ
Введение
- Русь и
Золотая орда: организация властвования.
- Влияние монголо-татарского
ига на развитие русских земель.
- Проблема
взаимовлияния Руси и Орды.
- Традиционная
точка зрения.
- Евразийская
точка зрения.
Заключение
Список
литературы
Введение
История одна из важнейших
форм самосознания людей. Опытом
истории постоянно стремятся
воспользоваться политические силы,
обосновывая свои действия ссылками
на историю. Поэтому в истолковании
тех или иных исторических событий наблюдается
непрекращающаяся борьба различных идей
и мнений.
Не исключение и вопрос о
взаимовлиянии Руси и «Золотой
Орды», на эту проблему также
существует несколько мнений.
Цель данной работы – проанализировать
существующие в исторической литературе
мнения.
Данная работа является актуальной,
поскольку без знания истории
и путей развития Руси в
период татаро-монгольского ига
нельзя понять многих сторон
сложения и роста средневековой
Руси, нельзя полностью оценить течение
дальнейших исторических событий.
1.Русь
и Золотая орда: организация
властвования.
В декабре 1237г. полчища азиатских
кочевников, руководимых монгольской
династией Чингизидов, вторглись
в пределы Рязанского княжества. Завоевав
его, они обрушились на другие княжества,
и в 1242 году установили свою власть над
русскими землями.
Домонгольская Русь (ее географическое
понятие) ограничивалась у современников
Батыева нашествия сравнительно
небольшой южной территорией, включавшей
Киев, Чернигов Перяславль Южный и ряд
других более мелких городов. Только после
монголо-татарского завоевания, фактически
уничтожившего южнорусские княжества,
название «Русь» переносится на земли,
лежавшие в междуречье Оки и Волги, и закрепится
за ними.
В 30-е годы 13 века, накануне нашествия,
Русь делилась на множество
суверенных княжеств, иногда связанных
военно-политическими договорами, иногда
вассальной зависимостью. В общей
сложности территории Древней Руси
насчитывалось 18 крупных государственных
образований, а если считать с вассальными
княжествами, то около 30. При отсутствии
политического единства, при неполном
подчинении младших князей-вассалов старшим
князьям, не было и единства военного.
Поэтому монгольским ханам со своей великой
армией, считавшейся наилучшей военной
организацией мира в то время, не составило
большого труда подчинить русские княжества
и опутать их сложной административной
системой.
Завоеванные татарским войском
русские земли не вошли непосредственно
в состав Золотой Орды. Золотоордынские
ханы рассматривали русские земли как
политически автономные, имеющие свою
собственную власть, но находящиеся в
зависимости от ханов и обязанные платить
дань – «выход». Русские феодальные княжества
стали в вассальные отношения к хану.
Чтобы как можно более четко
поддерживать систему властвования,
ханы вживляли элементы монгольской
администрации на завоеванной
территории. Цель ее была двойственной:
обеспечивать армию рекрутами
и собирать налоги для поддержания
государства и императорской семьи.
Методы применения этой политики
варьировались в разных частях
Руси. На Юго-западной Руси (на
современном этапе это –
территория Украины) – в Перяславской
и Киевской землях и в Подолии
– монголы полностью ликвидировали княжескую
администрацию, заменив ее своим прямым
управлением. В Галицкой, Волынской, Смоленской
и Чернигово-Cеверской землях, как и в Восточной
Руси, монголы установили собственное
управление наряду с княжеской администрацией.
Новгород после 1260 года был освобожден
от присутствия монгольских чиновников,
но не от обязанности платить налоги. Даже
в тех русских землях, где князья оставались
у власти в качестве вассалов хана, монголы
оставляли за собой право ставить определенные
местности и группы населения под свой
прямой контроль. Некоторые русские земли
даровались также в удельное владение
членам семье Чингизидов.
Как известно, каждый русский
князь должен был получить
ярлык на княжение от хана.
После этого посланник хана (элчи)
торжественно короновал его. Хан мог в
любое время забрать назад княжеский ярлык,
если у него были причины сомневаться
в преданности князя. Получение такой
грамоты (ярлыка) обычно сопровождалось
вручением русскими претендентами дорогих
подарков хану и его близким родственникам,
а с течением времени – и ближайшему окружению.
Иногда русским князьям приходилось делать
долги у ордынских купцов. Эти займы нередко
намного превышали финансовые возможности
князя. Тем самым еще более укреплялась
зависимость русских князей от Золотой
Орды.
Хотя русские князья и оставались
при власти, их административные
полномочия, как вассалов хана, были
ограничены, поскольку ханы назначали
своих собственных чиновников
для вербовки воинов и сбора
налогов. В завоеванных ими землях монголы
спешили определить платежеспособность
населения, проводя его перепись. Первую
перепись в Западной Руси провели еще
в 1245г., последнюю в Восточной Руси в 1274-1275гг.
После этого монголы больше не прибегали
к всеобщей переписи, используя данные
предыдущих переписей в качестве основы
для налогообложения.
В соответствии с основными
принципами монгольской политики
монгольская перепись («число»
- по-русски) имела две основные
цели: установить количество возможных
рекрутов и определить общее число налогоплательщиков.
Соответственно и термин «число» имел
два значения: количество воинов, которые
должны быть навербованы, и перепись населения
с целью взимания налогов. Именно в свете
этого двойного значения нам следует подходить
к проблеме числовых разделений, установленных
монголами на Руси. Они были идентичны
основным подразделениям в армии и
администрации по всей Монгольской империи.
Население Руси, за исключениями новгородских
земель и людей, живших на церковных землях
(не облагавшихся налогом), было разделено
на мириады, тысячи, сотни и десятки. Это
разделение использовалось и для целей
местной администрации; так «тысяча» обозначало
не только группу людей, живших в определенном
районе, но и сам район. Другими словами,
каждое числовое деление представляло
собой военно-финансовый район, территориальную
единицу, с которой взималось определенное
количество рекрутов и налогов. Население
районов, известного по терминологии монголов,
как десяток, могло равняться приблизительно
200 человек (мужского и женского пола),
а население тьмы или мириады, - приблизительно
200000.
В каждой тьме вербовкой воинов
и сбором налогов занималась
тщательно разработанная сеть
административных чиновников, которые
никоим образом не подчинялись
русским князьям, и несли ответственность
только перед ханским правительством.
Когда по Руси установились численные
районы, командиры регулярной монгольской
армии были поставлены во главе каждой
тьмы и тысячи. У любого из этих командиров
был в качестве помощника налоговый инспектор
(«даруга» - по-монгольски, а по-тюркски
– «баскак») соответствующего ранга. Позднее
даруга брал на себя всю полноту ответственности
за район.
В рескрипте Тайдулы митрополиту
Феогносту упоминаются три категории
даруг: волостные, городские и деревенские.
Их имена следуют после упоминания о «князьях
улусов». Русский перевод в этом месте,
как и в ряде других, не вполне ясен, и,
возможно, что под князьями подразумеваются
даруги более высокого ранга. О существовании
даруг высшего ранга мы также узнаем
из русских летописей. Т.о., можно заключить,
что во главе каждого численного района
любого уровня находился даруга.
Налоговый инспектор, ответственный
за Великое княжество Владимирское,
назывался «великим баскаком».
Каждый баскак имел в своем распоряжении
небольшой отряд монгольских и тюркских
солдат, вокруг которого он должен был
создать мобильное воинское подразделение
для сохранения порядка и дисциплины в
районе. В связи с этим следует заметить,
что, хотя большую часть рекрутировавшихся
русских воинов периодически отправляли
в Золотую Орду и Китай, часть из них удерживалась
для местных нужд. Каждому баскаковскому
подразделению отводилось постоянное
жилье, которое со временем становилось
процветающим поселением. Следы таких
поселений сохранились в русской топонимике.
Целый ряд городов и деревень, носящие
название Баскаки или Баскаково, расположены
в различных районах Руси на территории
прежних тем (форма множественного числа
слова «тьма»).
Когда войска баскаков оказывались
не в состоянии справиться с такими
затруднениями, как бунты населения, русские
князья обязаны были поддержать их, используя
войска, находившиеся в их распоряжении.
Так, Плано Карпини писал, что
«люди собираются на войну
со всякой земли державы татар»,
«и вот что татары требуют от них (покоренных
народов), чтобы они шли с ними в войске
против всякого человека когда им угодно».1
В первые десятилетия после нашествия
монголов пленных воинов использовали
с особенной жестокостью. В донесении
венгерского францисканца Иоганки епископу
Перуджи (1238) читаем: «годных для битвы
воинов и поселян они, вооружившие, посылают
против воли в бой впереди себя… если
даже они хорошо сражаются и побеждают,
благодарность невелика; если погибают
в бою, о них нет никакой заботы, но если
в бою отступают, то безжалостно умерщвляются
татарами».2 Сходную картину рисует и Плано
Карпини: «… и эти пленники будут первыми
в строю. Если они плохо сражаются, то будут
ими убиты, а если хорошо, то татары удерживают
их посулами и льстивыми речами… а после
того, как могут быть уверенными на их
счет, что они не уйдут, обращают их в злосчастнейших
рабов… И, таким образом, вместе с людьми
побежденной области они разоряют другую
землю».3 Вероятно, в 15 веке принудительное
привлечение русских воинов сменилось
наемничеством. Наемники получали жалованье
и свою долю добычи. Л.Н. Гумилев считал,
что в 13 веке это были люди, «не ужившиеся
с князьями дома Рюриковичей, предпочитавшие
военную карьеру в войсках, руководимых
баскаками. Там им была открыта дорога
к богатству и чинам»
Следует вспомнить, что во время
правления Берке, налоги на
Руси взимались мусульманскими
купцами. Эта система стала
причиной многих страданий жителей
и позднее была отменена; после
этого количество налоговых чиновников
существенно возросло. В ханских ярлыках
русскому духовенству упоминаются три
категории сборщиков налогов: писцы (по-тюркски
«битикчи»), сборщики налогов в сельской
местности – даньщики и сборщиков
налогов и таможенных пошлин в городе
– таможенники.
Существовало две основных разновидности
налогов: 1) прямые налоги с населения
сельских районов; 2) городские налоги.
Основной прямой налог назывался
данью. В основе его была
десятина. Первоначально, монголы
требовали десятую часть «со
всего». В их первом приказании (1237г.) люди
и лошади были упомянуты особо. Несомненно,
скот и продукты сельского хозяйства также
подлежали десятине. После восстания в
Новгороде в 1259г. был введен сверхналог
(туска) как карательная мера. Предположительно,
что он также собирался в натуральном
виде. Хотя после этого случая взимание
этого налога больше не повторилось, и
основой дани продолжала оставаться десятина.
Со временем количество десятины было
упорядочено, и дань выплачивалась в серебре,
а не натуральным продуктом. В Новгороде
в 14 и 15 веках, сбор налога, соответствовавшего
дани, назывался «черным cбором». Первоначально,
должно быть, его платили шкурами черных
куниц. Такие платежи назывались «черными»,
в отличие от платежей «белым» серебром.
Однако во времена правления Василия Второго
«черный сбор» определялся в серебряных
гривнах.
Помимо дани существовал ряд
других прямых налогов. Поплужное
(на севере Руси – посоха) было
налогом на вспаханную землю.
Яси являлся особым налогом
на содержание конно-почтовых станций.
Еще один налог, упоминающийся в ханских
ярлыках, - война (военный, или солдатский
налог). По-видимому, его собирали в те
годы, когда не вербовали рекрутов.
И еще один налог в ярлыках
называется пошлиной. Некоторые
исследователи (И.Березин, Б.Шпулер)
толкуют его в терминах монгольской системы
налогообложения в Золотой Орде и других
частях Монгольской империи как калан.
В самом прямом смысле калан (тюркское
слово) является налогом на землю; но это
слово употреблялось в более широком значении
с дополнительным смысловым оттенком
«подчинение», «порабощение». Следует
здесь заметить, что в Западной Руси в
монгольский и послемонгольский период
существовала категория царских рабов,
которые назывались каланными. Тогда,
если мы допустим, что «пошлина» соотносится
с «налогом», мы сможем толковать ее как
денежную плату вместо обязанности
работать в качестве каланного. Однако
четко не установлена идентичность «пошлины»
и «калана».5