Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 14:30, реферат
Выбранная мною тема является наиболее интересной в период истории России с древнейших времен до XVI века. Ее актуальность никогда не иссякнет, потому что с каждым днем появляется все больше информации и о происхождении самих монголо - татар, и о возникновении государства Золотая Орда, его названии, и о взаимоотношениях Золотой Орды и Руси.
Введение……………………………………………………………………...с.3
1. Рождение монгольской державы………………………………………..с.5
2. Чингисхан и его первые завоевания…………………………………….с.6
3. Трагедия на Калке………………………………………………………..с.7
4. Батыево нашествие. «Повесть о разорении Рязани Батыем»…………с.9
5. Дискуссия об исторических судьбах Киева и всей Южной Руси после нашествия монголов…………………………………………………….с.13
6. Система ордынского господства……………………………………….с.17
7. О размерах дани в Орду ………………………………………………..с.19
8. Ордынские «рати» и восстания на Руси ………………………………с.21
9. Русские в Золотой Орде ………………………………………………..с.23
10. А было ли иго: размышления современных ученых………………….с.26
Заключение …………………………………………………………………с.29
Список используемой литературы ………………………………………..с.30
Новую экспедицию против брата Дмитрия вызвал Андрей Александрович (1293 г.). В тех же местах, что и за восемь лет до этого, бесчинствовали ордынцы Тудана (Дюденя, по русским летописям), их сопровождал Андрей. Дмитрий снова искал убежище во Пскове. «Дюденева рать» закончилась разорением 14 городов. Только Тверь, хорошо подготовившуюся к встрече с тудановцами, они не отважились тронуть. Несколько позднее рать царевича Токтомеря («Токтомерева рать») обрушилась и на Тверь. Он «причинил людям много бед, одних перебил, а других забрал в полон». В 1297 г. – еще одна татарская рать.
Сопротивление на Руси, то скрытое, приглушенное, то открытое, продолжалось. Крупное восстание произошло в Твери тремя десятилетиями позднее. Связано оно было с ожесточенной борьбой Москвы и Твери за политическое первенство на Руси. Верх брали то московский князь, Юрий Данилович, то тверской, Михаил Ярославич и его сын Дмитрий. Всех их в конечном счете казнили в Орде.
Тверской князь Александр Михайлович, имевший в то время (1327 г.) ярлык и на великое княжение Владимирское, в ответ на частые жалобы подданных отвечал: терпите, мол, что тут поделаешь…. Но однажды на торгу татарин вырвал уздечку из рук какого-то дьякона. Тот не хотел терять коня, обратился к толпе: пособите на злодея этого! К тому и другому бросились на помощь – татары, с одной стороны, горожане и крестьяне, с другой. Завязалась рукопашная драка. Вскоре зазвучал набат. Все побежали на вечевую площадь. По решению веча началось восстание. Чол-хан спрятался в княжеском дворце в надежде спастись от разъяренной толпы. Но тверичи подожгли дворец с ордынцами. Александр Михайлович, опасаясь ханской мести, бежал во Псков. Тверичей жестоко наказало карательное войско, приведенное из Орды Иваном Калитой московским, одним из главных собирателей Руси.
Тверское восстание, несмотря на его беспощадное подавление Ордой, еще раз показало ей, причем с силой небывалой, что Русь не смирилась, способна противостоять ее владычеству и террору. И это не могло не вдохновлять русских людей, укреплять их веру в свои силы, в то, что придет время и проклятая Орда получит заслуженное возмездие, еще более мощное и грозное.
9. Как уже отмечалось, завоевание Руси монголами стоило жизни тысячам ее жителей. Многие были угнаны в плен, и следы их затерялись на огромных степных пространствах Нижней Волги, на Северном Кавказе, в Крыму. В Орду вынуждены были ездить русские князья, их послы, высшее духовенство. Позднее сюда стали добираться и русские купцы. Проследить судьбы русских в Золотой Орде в какой-то степени позволяют письменные источники – летописи, записки путешественников и католических миссионеров, дипломатическая переписка, ханские ярлыки, духовные и договорные грамоты русских князей, жития святых. Развернутые в последние 35 лет археологические раскопки дали обширный материал, характеризующий экономическое и правовое положение, образ жизни, занятия русских, попавших в чужую этническую, культурную и географическую среду. И если круг письменных источников практически уже не пополняется, то новые археологические материалы появляются почти с каждым полевым сезоном.
Прежде всего, это предметы, связанные с православием, - каменные и металлические крестики, иконки, детали церковного убранства. Не менее выразительна древнерусская керамика, резко отличающаяся от ордынской.
При раскопках золотоордынских памятников обнаружены височные кольца, перстни, подвески, имеющие восточнославянское происхождение, сосуды и украшения из стекла, сваренного по русскому рецепту, костяные стили («писала») – острия, которыми на Руси процарапывали буквы по бересте и воску. Эти вещи свидетельствуют о русском происхождении некоторых жителей ордынских поселений.
В результате монгольских завоеваний роль рабского труда значительно возросла. Основная масса русских, попавших в Орду – в результате похода или набега, за долги по уплате дани, - становились рабами. Кого же предпочитали брать в плен завоеватели? Так, Плано Карпини, итальянский монах-францисканец, посланный с грамотой к монголам папой Иннокентием IV в 1245 г., сообщает в своих записках, что при взятии осажденного города «татары спрашивают, кто из них (жителей) ремесленники, и их оставляют, а других, исключая тех, кого захотят иметь рабами, убивают топором». О том же повествуется и в другом месте: «В земле Саррацинов и других, в среде которых они являются как бы господами, они забирают лучших ремесленников и приставляют их ко всем своим делам. Другие же ремесленники платят им дань от своего занятия».[11] Об этом же говорит и арабский автор Ибн аль-Асир (XIII век). По его сведениям, сын Чингисхана, обманом взявший среднеазиатский город Мерв, приказал: «… напишите мне список купцов города, старшин его и богачей, да напишите мне другой перечень – художников и ремесленников».
Мастера различных специальностей нужны были Орде для строительства городов, зданий, украшенных цветными изразцами и резьбой, для изготовления оружия, украшений, керамики – всего того, чем впоследствии была знаменита Золотая Орда. Именно согнанные из разных стран ремесленники и создали ее пеструю и яркую материальную культуру.
Наблюдательный путешественник Плано Карпини выделяет две категории рабов-ремесленников – тех, кто живет в своем жилище со своей семьей и получает какое-то продовольствие от хозяина, и тех, кто не имеет ничего. Интересно, что при раскопках Царевского городища (Новый сарай – вторая столица Золотой Орды) был открыт район, занятый в конце XIII века в основном маленькими землянками с очагом. Там могли жить со своими семьями зависимые ремесленники. Здесь же раскопана большая и глубокая землянка со стенами, выложенными сырцовым кирпичом. Видимо, это охраняемые общежития рабов. Тесные полуземлянки, лишенные отопительных устройств, с русской керамикой и несколькими крестиками раскопаны на Водянском городище. В одном из жилищ и вокруг него обнаружены остатки железоплавильного ремесла. Интересна найденная на городище каменная литейная форма для отливки круглых подвесок с изображением креста, принадлежавшая, по-видимому, русскому ювелиру. На боковой стороне процарапана тамга – знак собственности, что должно свидетельствовать о зависимости русского мастера от ордынского хозяина мастерской. Несколько русских жилищ времен Золотой Орды исследовано в Болгарии.
Помимо ремесленников, монголы использовали пленных мужчин, годных к военной службе. Плано Карпини писал, что «люди собираются на войну со всякой земли державы татар». И в другом месте: «И вот что татары требуют от них [ покоренных народов ], чтобы они шли с ними в войске против всякого человека когда им угодно». О насильственном участии пленных русских в боевых операциях летопись сообщает, например, под 1262 годом: после восстания в нескольких русских городах «была… великая нужа от поганых и угоняли людей и велели с собой воевать».
Последние десятилетия после нашествия монголов пленных воинов использовали с особенной жестокостью. В донесении венгерского францисканца Иоганки епископу Перуджи (1238 г.) читаем: «Годных для битвы воинов и поселян они, вооружившие, посылают против воли в бой впереди себя… если даже они хорошо сражаются и побеждают, благодарность невелика; если погибают в бою, о них нет никакой заботы, но если в бою отступают, то безжалостно умерщвляются татарами». Сходную картину рисует и Плано Карпини: «… и эти пленники будут первыми в строю. Если они плохо сражаются, то будут ими убиты, а если хорошо, то татары удерживают их посулами и льстивыми речами… а после того, как могут быть уверенными на из счет, что они не уйдут, обращают их в злостчастнейших рабов…И, таким образом, вместе с людьми побежденной области они разоряют другую землю».[12]
Вероятно, в XIV веке принудительное привлечение русских воинов сменилось наемничеством. Наемники получали жалованье и свою долю добычи. Л. Н. Гумилев считал, что в XIII веке это были люди, «не ужившиеся с князьями Рюрикова дома и предпочитавшие военную карьеру в войсках, руководимых баскаками. Там им была открыта дорога к богатству и чинам». Излишне радужная эта картина могла относиться ко времени не раньше середины XIV века.
Захваченных в рабство использовали и для домашних работ, здесь особенно ценились русские женщины. Арабский автор, перечисляя богатую добычу, доставшуюся Тимуру, переходит на стихи: «Что я скажу о подобных пери – как будто розы, набитые в русский холст». Родившиеся в Орде дети пленников также становились рабами.
Излишки рабочей силы продавались на рабских рынках Крыма и Кавказа, что приносило большой доход рабовладельцам. Рабов, в том числе и русских, продавали в Египет, государства Западной Европы. С середины XIII века на Черном море развили бурную деятельность итальянские купцы-работорговцы – из Венеции, Пизы, Генуи и Флоренции. Часть рабов оседала в Крыму, остальные переправлялись в Италию и Францию. В нотариальных актах конца XIII века генуэзских колоний Пера и Кафа упоминаются рабы-славяне, то есть русские. Характерно, что женщины стоили особенно дорого. По нотариальным актам и другим архивным материалам установлены и цены на рабынь. После русских выше всего ценились черкешенки; татарки стоили дешевле.
В документах французского города Руссильона нередко упоминаются «белые татары» наряду с «желтыми». Имена «белых татар» - Лукия, Марфа, Мария, Катерина – говорят об их происхождении.
Положение рабов было исключительно тяжелым. В Венеции оно закреплялось рядом законодательных актов XIII века. Провинившихся могли подвергнуть любым пыткам и казням. Дети рабыни становились рабами, даже если она вступала в брак со свободным. Католика нельзя было обратить в раба, а относительно других христианских конфессий строгих установок не существовало.
При раскопках золотоордынских поселений обнаружено довольно много предметов, связанных с православием. Больше всего личных вещей – наперсных крестов и иконок, изготовленных из камня, меди и ее сплавов. Принадлежали эти предметы бедным и незнатным жителям Руси, попавшим в плен и сохранившим эти реликвии, как последнюю связь с родиной. Некоторые из металлических вещей представляют собой вторичные отливки; они изготовлены на месте путем оттиска в глине крестика или иконки и заполнения образовавшейся формы металлом.
Однако встречаются и более дорогие, изящно исполненные изделия. Очень редкую для Руси XIV века находку представляет собой половинка бронзового креста-складня с эмалевыми изображениями св. Николая в центре и святых в концах креста.
10. По вопросу «А было ли иго?» размышляют разные ученые:
И. Л. Измайлов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института Татарской энциклопедии Академии наук Татарстана: «Рассматривать историю Улуса Джучи по шкале положительных и отрицательных оценок нелепо. Скорее можно оценить монгольское завоевание и последующий ход событий как образование империи, имперского пространства. Мы как-то продвинемся в изучении проблемы, если будем говорить, образно выражаясь, о «блеске и нищете империи». Для татарского народа Улус Джучи (Золотая Орда) – это ключевой момент истории, и его оценка не может быть отрицательной. В русской историографии это явление традиционно подавалось как сугубо отрицательное, и только в работах Л. Н. Гумилева, а до того в трудах Вернадского была принята попытка взвешенной оценки с точки зрения евразизма. Это может примирить историю многих народов, в частности русского и татарского, или, можно сказать шире, - христианского и мусульманского миров. Увы, живая практика, в частности простые учебники по истории Отечества, отличаются в худшую сторону о наших интеллигентских оценок прошлого».
В. Трепавлов, кандидат исторических наук, руководитель центра истории народов России и межэтнических отношений Института российской истории Российской Академии наук: «Трактовки в школьных учебниках и отчасти вузовских продиктованы идеологическим схематизмом. Это присуще не только советскому времени, но и самодержавному государству, когда торжество православной монархии над окрестными народами было ведущей линией в образовании и обучении. Отсюда отрицательное отношение к поражениям православия. В целом же даже относительно Руси оценки монгольского нашествия не могут быть однозначны. Да, походы Бату – это разруха, жертвы и т. д. И это оценивается отрицательно. Но то, что мы называем «игом», это такое глобальное явление, такой перелом всей российской истории, что обычными эмоциональными мерками «хорошо/плохо» его оценивать некорректно. Так же, как например, Великую Отечественную. К тому же если для русских людей Золотая Орда, ее ханы – это традиционный образ завоевателей, то для множества тюркских народов России Золотая Орда была этнической колыбелью. И отношение к этому государству, к правящему этносу, к монголам у них совсем другое».
В. Даркевич, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории Российской Академии наук: «Я остаюсь, противником «неоднозначных оценок» последствий монгольского завоевания в отношении Древней Руси. Это глобальное бедствие, катастрофические последствия которого были неисчислимы. Изложенные выше взгляды, по-моему, несколько политизированы, «приспособлены» к духу современности, когда происходит рост национального самосознания в ряде субъектов Российской Федерации. В XIII веке на огромных пространствах Евразии имело место противостояние кочевых орд и высокоразвитых цивилизаций мусульманского Востока, христианской Руси, некоторых католических государств (Польша, Чехия, Венгрия). Высокоразвитая цивилизация, например древнерусская, если и не погибла окончательно под мощными ударами степняков, то была отброшена назад в экономическом, политическом и культурном развитии, по крайней мере, на полтора столетия. При установившемся иге завоеватели действовали по принципу «разделяй и властвуй», поддерживая более слабые княжества. Кстати, отчасти в этом причина успехов Ивана Калиты».
А. Горский, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории Российской Академии наук: «Мне кажется, однозначного ответа на вопрос «положительным или отрицательным было влияние монгольского завоевания» быть не может. Во-первых, история Золотой Орды – это часть истории России, ведь ее территория практически полностью входит в нынешние российские границы. Одно дело – оценивать такое конкретное событие, как поход Батыя: оно, естественно имело для русских земель отрицательные последствия. Другое дело – опосредованное влияние завоевания на историю российской государственности . Здесь нужно говорить не о «положительном» или «отрицательном» влиянии, а о том, насколько оно было значительно. Здесь в историографии высказывались разные мнения; я считаю, что монгольское завоевание привело к коренному изменению типа государственного развития. Недаром говорят: «домонгольский период» - именно потому, что тогда Руси был присущ традиционно европейский путь феодального развития. А в тех условиях, в которых Россия оказалась в XIII – XV веках, под воздействием необходимости ускоренной централизации сформировался тип развития страны, отличающийся значительным своеобразием».[13]
Информация о работе Русь и Золотая Орда: проблемы взаимоотношений