Сады и парки Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 07:33, контрольная работа

Краткое описание

Санкт-Петербург - город дворцов, рек, каналов, мостов; но его с полным правом можно назвать городом парков, садов и скверов. Здесь создан своеобразный музей садово-паркового искусства, в котором представлены уникальные произведения русской ландшафтной архитектуры от первой четверти XVIII века до наших дней.
Характерная черта петербургского пейзажа - сочетание шедевров зодчества и ландшафтного искусства. И в памяти тех, кто хоть раз побывал в городе на Неве, навсегда останется образ великолепных садов и парков, органично связанных с неповторимым обликом Санкт-Петербурга.

Содержание

1.Введение
2. Сады Санкт-Петербурга
3. Летний сад
4. Михайловский сад
5. Парки Победы
6. Московский парк Победы
7. Приморский парк Победы
8. Заключение
9. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р. История и культура Санкт-Петербурга. Сады и парки Санкт-Петербурга.docx

— 39.17 Кб (Скачать файл)

С середины XIX века современники начинают осознавать историческое и  архитектурное значение памятника. Летний дворец закрывается, и только изредка его демонстрируют высокопоставленным гостям Петербурга, а в 1803 году во время  празднования двухсотлетнего юбилея города устраивают в его комнатах петровскую выставку.

Во дворце-музее бережно  сохраняются подлинные предметы 18 столетия: ветровой прибор, изготовленный  в Дрездене механиком И.Динглингером,  токарные станки, личные вещи Петра I. В помещении дворца хранятся живописные полотна, графические произведения.

Решетка Летнего  сада.

 

С 1762 года в Петербурге начались работы по облицовке гранитом левого берега Невы. Работы продолжались 20 лет, и осуществлялись по проектам Ю.М.Фельтена. Этого архитектора считают и  автором проекта известной ограды Летнего сада. Организация всех работ  и надзор за исполнением проекта  находились в ведении архитектора  П.Егорова.

Ограда представляет собой  удивительное по гармоничности и  четкости силуэта архитектурное  сооружение. 36 мощных гранитных колонн, увенчанных декоративными вазами и  урнами, возвышаются на высоком цоколе из серого финского камня. Между колоннами  закреплены звенья кованой ажурной  решетки, изготовленной тульскими  мастерами с большим изяществом и  художественным вкусом. Декоративные элементы ограды – розетки, кисти  копий, цветочные гирлянды, орнамент, ручки на урнах и вазах –  позолочены.

Первоначально ограда в соответствии с тремя главными аллеями имела  трое ворот. В 1867 центральные ворота были сняты и на их месте построена  мемориальная часовня в память о  “чудесном спасении” царя Александра II, в которого на этом месте 4 апреля 1866 года стрелял народник Дмитрий  Каракозов.

Изменению облика способствовали и новые сооружения. В 1826 году на месте петровского грота архитектор К.И.Росси построил  “Кофейный  домик”. Сохранив в основном план и  очертания грота, Росси создал павильон в стиле русского классицизма. Фасады “Кофейного домика” украшены лепными  барельефами В.И.Демут-Малиновского.

В одном из боскетов в 1827 году архитектор Л.И.Шарлемань построил небольшой парковый павильон “Чайный  домик” в виде одноэтажного павильона  с цоколем из путиловской плиты  и деревянными стенами, имитирующими фасады каменного здания.

В 1830 году по концам невской  ограды установили веерообразные решетки, выполненные по проекту Л.И.Шарлеманя. Они стали своеобразным завершением  композиции уникального сооружения 19 века. Л.И.Шарлемань является и автором ограды со стороны Мойки. Эта чугунная ограда, украшена цитатами и изображением головы Медузы Горгоны. Напротив ее центральных ворот, на берегу Карпиева пруда, в 1839 году установили декоративную вазу из розового порфира – подарок шведского короля Иоанна XIV русскому царю Николаю I.

Общественный  сад.

 

Летний сад во второй половине XVIII века становится местом прогулок петербургских  жителей. Если по указу 1755 года разрешалось  посещать сад два раза в неделю и в праздничные дни, то к XIX столетию доступ в сад расширяется. Однако вплоть до 1917 года плохо одетому  простолюдину вход запрещается.

Здесь с 1751 года устраиваются концерты оркестра роговой музыки, а позднее – оркестра духовых  инструментов, общественные развлечения  и большие праздники.

В XIX веке аллеи сада были местом встреч, прогулок А.С.Пушкина, И.А.Крылова, И.А.Гончарова, П.И.Чайковского и  многих других поэтов, композиторов, писателей, художников.

Летний сад в XX веке.

После Октябрьской революции  Летний сад становится местом отдыха трудящихся. Начинаются работы по сносу  мелких сооружений, искажающих облик  всего ансамбля.

Великая Отечественная война  прервала работы по благоустройству  памятника. С первых дней войны принимаются  срочные меры по охране зеленых насаждений, уникальной коллекции скульптуры, и  маскировке архитектурных сооружений. Мраморная скульптура была закопана, а памятник И.А.Крылову укрыт деревянными  щитами и мешками с песком. Экспонаты  Летнего дворца Петра I вывозятся  на Урал.

В послевоенные годы ремонтные  и восстановительные работы в  Летнем саду разворачиваются в полную силу. Начинается посадка новых деревьев и кустарников, реставрируется мраморная  скульптура, Невская ограда и другие архитектурные памятники.

Сейчас Летний сад не просто место отдыха горожан, а символ города и культурный центр Петербурга.

                                          Михайловский сад.

 

Один из красивейших садов  Санкт-Петербурга – Михайловский - раскинулся почти на 10 гектарах. Здесь  всегда удивительная тишина, а из-за близости Мойки и канала Грибоедова воздух здесь наполнен живительной  влагой.

Михайловский сад ровесник Летнего. Первоначально он даже назывался  Третьим летним садом. Границы участка  первоначально проходили от реки Мойки (Мья), до «першпективной» дороги (Невского проспекта) и от Кривуши (канал  Грибоедова) до Безымянного Ерика (Фонтанка).

В 1712 году здесь стали  строить резиденцию Екатерины (жены Петра 1), а в 1721 году здесь развели  сад. В 1730 году после вступления Анны Иоанновны на престол сад перепланировали. Для этого пригласили уже известного архитектора Б. Растрелли, который  перестроил его в регулярном стиле. Сад принял пышный, помпезный вид  подобно французским, голландским  и итальянским паркам. Появилось  множество крестообразных аллей, окаймлённых  фигурно стрижеными деревьями, узорчатые  клумбы, цветники, мраморные статуи. Были посроены затейливые павильоны  и различные беседки, полы которых  выстилали мраморными плитами.

24 июня 1741 был заложен  дворец. Деревянный, украшенный резьбой  и скульптурой дворец был построен  на месте сегодняшнего Инженерного  замка.  Здесь проходили праздники,  дипломатические встречи, торжества.  В феврале 1796 дворец был снесён.

В 1817 г.  архитекторами  К. Росси и А. Менеласом сад  с прилегающими строениями был переделан  под усадьбу для брата Александра 1 – Михаила. Михайловский дворец (Русский  музей) был построен в 1819-1825 годах  на той части сада, где располагались  оранжереи и теплицы.

Архитекторы отказались от прямых аллей, и сад приобрел живописность пейзажа: старые, строгой планировки пруды сменились прудами с  естественными берегами, извилистые дорожки огибали открытый зелёный  луг перед дворцом.

В 1891 г. в Михайловском дворце разместили коллекции русской живописи и скульптуры и превратили его  в музей.

Наводнение в ноябре 1924 г. нанесло саду огромный ущерб. Вода повалила столетние деревья, размыла  газоны, уничтожила дорожки. Но, несмотря на это, его смогли быстро восстановить. С каждым годом сад хорошел, привлекая  горожан, особенно детей, поэтому его  сделали детским парком.

В нынешнем  саду со свободно разросшимися кронами деревьев и  стрижеными боскетами с трудом угадываются  черты старого сада. В ближайшие  годы будут восстановлены водные протоки Михайловского сада. Посетители увидят вновь прорытый пруд, окаймлённый  вековыми деревьями, соединяющийся  с сохранившимся старым прудом узким  каналом.

                                               Парки Победы.

 

В ряду памятников, рассказывающих о подвиге, совершённом Ленинградцами  во время Великой Отечественной  войны, есть два особых. Они говорят  снами не только образами искусства, но и голосом вечно живой прекрасной природы. Это Московский и Приморский парки Победы. Их заложили в год  победоносного окончания Великой  Отечественной войны. И теперь жители города решили не только восстановить всё разрушенное, но и сделать  Ленинград ещё лучше, чем был  он до войны, украсить его парками, садами и скверами. И самими прекрасными  должны были стать парки Победы.

День основания парков стал для жителей своеобразным праздником. Утром 7 октября 1945 года ленинградцы  со знамёнами и оркестрами двинулись  к местам основания парков.

С тех пор минуло больше полвека. Посаженные ленинградцами  деревья разрослись, превратились в  могучих красавцев, а над их кронами  мирное небо, ясное солнце, а многие из тех, кто проходит сейчас по аллеям парков Победы, не знают тех ужасов, которые довелось пережить жителям  военного города в дни блокады.

Московский Парк победы.

Проект парка составил В.Д.Кирхоглани, рабочий архитектурной  мастерской профессора Е.И.Катонина.

Там, где сейчас находится  Московский парк Победы, был огромный пустырь, который не успели освоить. В годы войны здесь находились огневые позиции тяжёлых батарей, и фашисты часто обрушивали на них огонь своей артиллерии. После  войны на пустыре остались воронки, окопы, доты, дзоты и карьеры кирпичного завода. Трудности освоения территории были очевидны, но архитекторы с  честью вышли из затруднений. Рвы  заполнили водой, дзоты превратили в горки, карьеры - в пруды.

На территории парка планировалось  посадить 10 тысяч деревьев разных пород  и множество кустарников, которых  доставляли из Пулковского и Выборгского  питомников.

Уже в сентябре Архитекторы  закончили первоначальную разметку парка. Здесь решили не оставлять  ни чего, что бы напоминало о тяжёлых  днях блокады. Парк должен был стать  не мемориалом, по которому посетители проходят молча, напряжённые и суровые, а гимном жизни.

Весной 1961 г. недалеко от парка  открылась одноимённая станция  метро, связав парк со многими районами города. С тех пор парк становится излюбленным местом отдыха петербуржцев.

Основной композицией  парка является Главная аллея. Она  проходит от пропилеев через весь парк. За пропилеями расположена круглая  площадь с гранитной чашей  фонтана. 

По первоначальному проекту, парк раскинулся на 10 гектаров. Но шло  время, и оно внесло свои коррективы в план. С каждым годом увеличивалась  территория парка. Сейчас она составляет 68 гектаров. Вокруг зелёного массива  поднялись великолепные здания, образовавшие новые улицы и проспекты.

В ближайшем будущем предполагается провести ряд работ по благоустройству  парка. Так что он и дальше будет  радовать горожан, оставаясь достойным  их боевой и трудовой славы.

Приморский парк Победы.

 

В отличие от Московского, этот парк Победы создавался на месте, предназначенном для этого самой  природой. Зелёный Крестовский остров, на территории которого находится парк уже в XVII в. был местом отдыха и  охоты. Им владели многие высокопоставленные особы, включая сестру Петра I Наталью Алексеевну.

После революции Крестовский  остров стал интенсивно застраиваться. Первоначально советское руководство  предусматривало сооружение здесь  нового крупного стадиона. В предвоенные  годы, даже началось освоение участка. Со дна реки и Финского залива был  поднят грунт и на заболоченной западной стрелке острова насыпан холм высотой 16 метров, а также проведены  работы по ограждению территории от наводнения земляным валом. В центре холма, в  огромной выемке предполагалось разместить трибуны и спортивную арену с  футбольным полем и беговой дорожкой.

Война прервала строительство  стадиона. На Крестовском острове  стали возводиться оборонительные сооружения. На месте будущего стадиона разместились артиллерийские батареи. 

После окончания войны  было принято решение о создании в Ленинграде парков Победы, на Крестовском  острове вновь закипела работа. Под  Приморский парк Победы отводились западная и юго-восточная части острова. Перед проектировщиками парка стояла задача включить в композицию будущего парка холм стадиона, и притом так, чтобы парк и стадион представляли собой единое целое.

Над проектом парка работали архитекторы В. В. Степанов, П. С. Волков, О. И. Руднёва, В. В. Медведев. Руководил  ими академик архитектуры А. С. Никольский. В процессе проектирования архитекторам удалось успешно решить все поставленные перед ними задачи, в том числе  касающиеся стадиона. Когда деревья  заложенного в 1945 году парка разрослись, пологие зелёные откосы холма  стадиона органично слились с  аллеями и газонами парка.

7 октября 1945 года жители  Петроградской стороны, Васильевского  острова и других районов города  посадили на месте будущего  парка первые 4 тысячи деревьев. К  концу октября было посажено 45 тысяч деревьев, вместо 36 тысяч, намеченных  планом, и 50 тысяч кустарников.

Работы в парке продолжались и в последующие годы. Прокладывались аллеи, прогулочные дорожки, высаживались деревья и кустарники, разбивались  газоны, цветники. Были вырыты новые  пруды. Грунт, вынутый из водоёмов и  намытый со дна залива, использовали для осушения заболоченных мест и создания насыпного вала. Одновременно заканчивалось прерванное войной строительство стадиона.

Основная композиционная ось парка – главная, шестирядная  аллея. Она начинается от Морского проспекта  и устремляется к заливу, к стадиону им. Кирова. Примерно на середине аллеи  находится центральная площадь. Посреди неё расположена клумба. К площади сходится большинство  аллей и дорожек. Неподалёку от площади  установлены бронзовые скульптуры «Девушка встречающая победителей» и «Матрос-черноморец».

С севера и юга парк и  стадион опоясывают две асфальтовые  дороги. Они пролегают по насыпанному  земляному валу, имеющему почти трёх метровую высоту. В случае наводнения вал защищает парк от затопления. Для  этих же целей сооружены четыре шлюза–регулятора. При осенних подъемах воды в Невской  губе они закрываются. Летом для  притока воды в пруды шлюзы  открываются.

Сейчас Приморский парк Победы занимает 139 гектаров. Здесь насчитывается 30 тысяч деревьев пятидесяти видов, кустарников – около 80 тысяч более  девяноста разновидностей. Во многих уголках парка созданы альпинарии с богатым набором многолетников. Цветы подобраны так, что цветут поочерёдно, с ранней весны до поздней  осени.

Информация о работе Сады и парки Санкт-Петербурга