Саксонское зерцало памятник права средневековой Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 23:44, контрольная работа

Краткое описание

Саксонское зерцало как памятник права средневековой Германии был составлен немецким рыцарем и судьей Эйке фон Репков. Историкам известно почти 200 списков Зерцала.
Что касается времени составления сборника, то его относят к периоду между 1224 и 1230 годам. Дело в том, что в сборнике использованы Земский мир 1221 года и королевский закон о колдовстве 1224 года и в то же время сборнику неизвестен Майнцкий имперский мир 1235 года.

Вложенные файлы: 1 файл

saksonskoe_zercalo_pamyatnik_prava_srednevekovoi_germanii.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

1. Вопрос: Саксонское зерцало памятник права средневековой Германии

Саксонское зерцало как памятник права средневековой Германии был составлен немецким рыцарем и судьей Эйке фон Репков. Историкам известно  почти 200 списков Зерцала.

Что касается времени составления сборника, то его относят к периоду между 1224 и 1230 годам. Дело в том, что в сборнике использованы Земский мир 1221 года и королевский закон о колдовстве 1224 года и в то же время сборнику неизвестен Майнцкий имперский мир 1235 года.

О времени составления Ленного права известно лишь, что оно было написано вскоре после Земского права Самая ранняя из рукописей -Кведлинбургская - относится к XIII веку. Она написана на северонемецком диалекте. Имеются рукописи на южнонемецком и на средненемецком диалектах. С XIV века началось издание глосс к «Саксонскому зерцалу». Первым его глоссатором был Иоганн фон Бух.

Сам Эйке фон Репков читал и писал по-немецки, в определенной мере владел латынью, знал библию, был знаком с каноническим правом и светскими законами, церковной и светской историей и т. д. Он имел серьезный юридический опыт и был признанным знатоком права. К тому же  Эйке фон Репков имел серьезный юридический опыт и был признанным знатоком права.

Об авторе  имеются отрывочные исторические данные, относящиеся к 1209-1233 гг. Например, в 1233 году Эйке фон Репков были  одним из свидетелей  при совершении в Зальбке акта дарения маркграфами Иоганном и Отто Бранденбургскими в пользу монастыря Берге.1

В течение 24 лет Эйке фон Репков часто находится в обществе или свите очень влиятельных и знатных феодалов, свидетельствуя их важные правовые акты в различных местах западнее Эльбы - от Магдебурга до Мейссена. Поскольку, согласно действовавшему праву, засвидетельствование подобных важных сделок входило в компетенцию суда, возможно, все это были судебные заседания, в которых Эйке участвовал как шеффен.

В целом составленный им сборник представлял собой неофициальную запись феодальных обычаев Восточной Саксонии. В стихах 151-153 предисловия к «Саксонскому зерцалу» Эйке фон Репков пишет, что он не выдумал описываемое им право, что оно перешло от предков.

Обе части «Саксонского зерцала»- Земское право и Ленное право- внутренне связаны между собою.

Первая часть сборника  — земское право (Landrecht), содержит отдельные положения, касающиеся государственного устройства Германии (выборы императора, разделение светской и духовной власти и т. д.), а также нормы, относящиеся к гражданскому, уголовному праву, суду и процессу.

Вторая часть — ленное право (Lehnrecht) посвящена вассальным отношениям между феодалами.  Для высших сословий - для «благородных» автор написал вторую часть «Саксонского зерцала», в котором изложил ленное право.

Система расположения материалов в обоих сборниках различна. Земское право построено как судебник, основанный на казуистической практике шеффенских судов; поэтому оно лишено строгой системы. Это не исключает наличия некоторой последовательности изложения.

Его первые разделы посвящены правам состояния, сословному делению общества и связанным с ними вопросам родства и происхождения (в том числе от неравных браков).

Дальнейшие разделы содержат положения о судоустройстве и процессе, судебных доказательствах. Процессуальное право  здесь не отделяется от материального, охватывавшего главным образом вопросы наследования, семейных отношений и обязательств, в частности вытекавших из причинения вреда. Все эти вопросы трактовались с точки зрения судебной защиты прав. Ленное право разделено на три главы в соответствии с определением характера ленов и их защиты.

«Саксонское зерцало» прежде всего запись обычаев и основанной на них практики. Здесь отражены и некоторые пережитки далекого прошлого: отдельные имущественные права рода, старосаксонский «народный» судья (гограф или гауграф), гауфюрст древнейшего времени и т. д.

Свободные люди делились по «Саксонскому зерцалу» на две отграниченные сословные группы: на свободных господ и на свободных лиц шеффенского сословия.

К первой группе относилсь феодалы: духовные и светские князья, графы, рыцари, т. е. крупные феодальные земельниые собственники; ко второй — люди свободные, но не «благородные». Земское право было предназначено для лиц этой второй группы, поскольку именно они были подсудны шеффенскому суду.

Ленное право было написано для господ и охватывало нормы о ленных отношениях между сеньорами и вассалами. «Саксонское зерцало» учитывает и особенности положения таких групп населения, как выходцы из других племен, немецких (т. е. не саксонских) и славянских (вендов), иноверцев и др..

Было закреплено сословное деление общества и, прежде всего рыцарского сословия. Книга 1 Статья 3 § 2 говорила о том, что установлено семь военных щитов « из которых королю принадлежит первый; епископам, аббатам и аббатисам - второй; светским князьям — третий, если они становятся вассалами епископов; сеньорам -четвертый; лицам, могущим быть шеффенами, и вассалам, - пятый, а их вассалам — шестой».

В целом в своем сборнике Эйке фон Репков не просто копировал существующее право. Он стремился к осуществлению ряда важных и ценных, передовых гуманистических идей, а для этого - к совершенствованию действующего права.

По многим важнейшим правовым вопросам «Саксонское зерцало» не просто описывает действующее право, а предлагает и обосновывает существенные и конкретные нововведения. Для этого автор развивал, теорию разграничения императорской и папской, светской и духовной властей с явным преимуществом для императора и его должностных лиц. Речь идет не только о теории двух мечей и ее конкретизации, но и о других вопросах.

Отмечая, что некоторые папские предписания противоречат определению степеней родства, принятому в саксонском обычном праве, «Саксонское зерцало» прямо провозглашает общий принцип, согласно которому «папа не может устанавливать никакого права, которое ухудшало бы наше земское или ленное право» (книга I ст.3 § 3).

Земское право эпохи «Саксонского зерцала»  предусматривало состязательный процесс по гражданским и уголовным делам. Каждый мог подать иск о том, что его задевает, и вызвать в суд ответчика. Оправданием для неявки в суд были только четыре основания: арест, болезнь, имперская служба и крестовый поход. При этом выделялись два вида судов: светские и духовные.

Статья 1 книги 1 части 1 говорила: «Два меча предоставил бог земному царству для защиты христианства. Папе предназначен духовный, императору - светский. Папе предназначено ездить верхом в положенное время на белом коне, и император должен держать ему стремя, чтобы седло не сползло. Это значит: кто противится папе и не может быть принужден церковным судом, того император обязан принудить при помощи светского суда, чтобы был послушен папе. Точно так же и духовная власть должна помогать светскому суду, если он в этом нуждается».

При этом все-таки устанавливался приоритет королевского суда. Статья 26  книги 3 части 1 говорила «Король -всеобщий судья повсеместно».

Статья 52 закрепляла  прерогативы передачи суда на местах в руки королевских судей: «Короля избирают судьей над земельной собственностью и леном, и над жизнью каждого. Однако император не может быть повсеместно и судить все преступления во всякое время; поэтому он передает князьям графство и графам шультгейтство».

Выделялся в «Саксонском зерцале» и ленный суд, который вершил господин в отношении только своих ленников. Господин должен был  спросить одного из своих ленников в присутствии других своих ленников, надлежит ли ему судить и в какой срок и в каком месте он должен вести против него судебное преследование. Если вынесенное постановление допускало судебные действия, господин приглашал, начиная с этого дня или со следующих шести дней, ленника явиться в течение 14 ночей в ленный суд, в указанную деревню или курию, которая либо свободна у господина, либо которую кто-либо держал от него. Если ленник был наделен господином имперским леном, то господин должен его судить в имперских ленах.

Если, однако, лен ленника является собственностью господина, то господин должен согласно праву судить ленника на территории своей собственности. Если господин наделен леном, являющимся собственностью его сеньора, и его ленник наделен им тем же леном, то господин может этого ленника судить в любом из своих ленов, но только не в городском лене. Лен ленника должен был служить для господина залогом в обеспечение штрафа. Суд дозволялось производить от восхода солнца до его захода. Когда начало было определено, то господин спрашивал, дозволено ли ему пригласить обвиняемого.  Когда на это получалось согласие, тогда господин спрашивал, кто по праву должен пригласить обвиняемого.

Это должен был  сделать ленник господина в присутствии двух других ленников или посланец господина в конце заседания, где господин судил, следующими словами: «Обвиняемого приглашаю в присутствии господина вследствие вины, которая ему приписывается, и это я должен по праву сделать в первый, второй и третий раз».

Следовательно, в отличие от королевского суда ленный суд был судом только в отношениях господина  и его ленника.

Говоря о уголовном и судебном праве следует подчеркнуть, что Эйке фон Репков высказывался против временного лишения свободы, противоречащего праву, против произвольных арестов.

При первом же приезде короля в каждую область король должен был затребовать присылки к нему всех арестованных без суда, чтобы осудить или освободить их. Если же те, кто держал их под таким арестом, уклонялись от исполнения этого требования короля или его посланцев, — они подлежали немедленному объявлению находящимися в опале со всеми тяжелыми последствиями такого наказания (Книга 2,  60 § 3).

В «Саксонском зерцале» видное место занимают и другие положения, направленные на ограничение феодального произвола, нередко бессмысленной жестокости, смягчение предрассудков, усиление охраны личности от насилия, грабежа и других форм явной несправедливости, в том числе социальной.

При этом выделялись правонарушения трех типов: правонарушения, влекущие за собой в качестве наказания смертную казнь или какое –либо наказание; правонарушения, влекущие за собой в качестве наказания материальное возмещение ( вергельд); правонарушения, за которые наряду с вергельдом может быть  установлено одновременно уголовное наказание в виде штрафа.

Саксонское зерцало знало  такую категорию как государственные преступления (не выделяя их в определенную группу). В частности к ним относится фальшивомонетчество (статья 26 части 1 книги 2 говорила, о том «если монетный мастер выпустит фальшивую монету, желая купить на нее, то он лишается шеи»). При этом   в основном речь идет об опасных преступлениях.

Как за государственные преступления, так и за опасные преступления следовало наказание в виде смертной казни. Статья 13 говорила ««Всех тайных убийц и тех, которые ограбят плуг, или мельницу, или церковь, или кладбище, а также изменников и тайных (ночных) поджигателей или тех, которые выполняют чужое поручение в корыстных целях, -их всех следует колесовать» т.е. казнить. При этом наказанию подвергались и те, кто сбывал или хранил краденное. Согласно п.6 ст.13: «Кто хранит краденное или награбленное, или оказывает этому помощь, и если он будет изобличен в этом, его следует наказать, как тех» т.е. тоже казнить (колесовать).

Появляются в Саксонском зерцале и такие категории уголовного права как понятие необходимая оборона. В частности статья 14 книги  2 закрепляла правило, что если человек, убивший человека в состоянии необходимой обороны явиться на суд до подачи жалобы, то он не мог быть приговорен к смертной казни. Ему присуждался  высший штраф, а родственникам вергельд.

Цель наказаний за особо опасные преступления была, прежде всего, в лишении самого преступника жизни, нанесении ему увечий несовместимых с жизнью, либо лишения части тел. Сословная принадлежность в отдельных случаях  учитывалась, например, в случае выплаты вергельда. То есть самый больший вергельд получали князья, благородные и свободные (ст.45 части 1 книги 2).

Договорные обязательства в «Саксонском зерцале» при отсутствии в то время развитого товарооборота были разработаны довольно слабо. Однако в земском праве упоминаются сделки займа, купли-продажи, ссуды, личного найма, хранения и т.д. Сделки с передачей имущества обычно заключались в суде, чтобы суд удостоверил сам факт их совершения.

Одним из важнейших элементов понимания права у Эйке фон Репкова является принципиальное отклонение всякой несвободы. В книге  1 части 1. ст.2 § 1. автор выделял следующие категории свободных людей: «Свободные же люди бывают трех родов: люди, могущие быть шеффенами, которые должны участвовать в епископском суде, чиншевики  в суде пробства и поселенцы ландзассы  в суде декана архипастыря».

В книге 1 части 1 Статье 5 § 1 говорилось. «Если сын при жизни отца возьмет жену, равную по рождению, и приживет с ней сыновей, а затем умрет раньше  своего отца, не будучи еще выделен, то его сыновья участвуют в наследстве своего деда наравне с братьями их отца вместо своего отца. Но все они получают только долю одного лица». То есть для наследования необходим был брак между равными по рождению. При этом закреплялись права благородных сословий. Видно и определенное неравенство. Так книга 1  часть 1 ст.20  § 1. говорила: «Обратите внимание, что именно каждый рыцарского звания может дать своей жене в качестве утреннего дара. Утром, когда он идет с ней к столу, перед едой пусть он подарит ей без права оспаривания наследниками слугу или служанку, достигших совершеннолетия, сад и дом и пасущийся в поле скот». § 2 говорил: «Где жене не принадлежит участок под строением, она после смерти мужа должна в течение шести недель после тридцатого [дня] так убраться со строением, чтобы не испортить землю».

То есть видно определенное неравенство между мужем и женой. Также видно, какое положение занимал рыцарь в обществе, который мог сделать дар супруге, без которого она не могла наследовать имущество мужа. Книга 1 часть 1 Статья 25 закрепляла положение священников. Судебник устанавливал правило, что священники теряют земское и ленное право.

Информация о работе Саксонское зерцало памятник права средневековой Германии