Самозванство в России и судьбы самозванцев смутного времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 15:32, реферат

Краткое описание

Смутное время - один из переломных периодов в российской истории, начало которого было положено прекращением московской династии. Время лихолетья затронуло все стороны русской жизни - экономику, власть, внутреннюю и внешнюю политику, идеологию и нравственность. Обострение социальных, сословных, династических и международных отношений на рубеже XVI-XVII вв. и недовольство различных слоев и сословий русского общества теми условиями жизни, какие создались в России, послужили почвой для Смуты.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………2
Конец династии Рюриковичей………………………………………………………4
Борис Годунов………………………………………………………………………..5
Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев)………………………………………………..6
Царевич Петр Федорович (Илейко Муромец)……... ………………..…………..10
Астрахань как центр возникновения самозванства ……..………………………..11
Лжедмитрий II……………………………………………………………….……….13
Лжедмитрий III …………….…………………………………………………….…..17
Заключение……………………………………………………………………….......20
Список используемой литературы…………………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

Самозванство в России и судьбы самозванцев смутного времени.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Лжедмитрий III 

(? –1612)

     Лжедмитрий III (настоящее имя Сидорка (Исидор), по одному псковскому сказанию, также Матюшка (Матвей); умер в июле 1612 г.) — самозванец и авантюрист, выдававший себя за царя Дмитрия Ивановича. В российской истории известен также как «псковский вор».

По одним данным это был «вор Сидорка», по другим московский дьякон Матвей «из церкви за Яузой» (река в Москве).

     В начале 1611 года в Новгороде на рынке объявил себя «чудесно спасшимся царевичем Дмитрием», но был опознан и с позором изгнан из города. Оттуда бежал в Ивангород и там 23 марта 1611 вновь объявил себя царевичем. Самозванец рассказывал горожанам, что он не был убит в Калуге, а «чудесно спасся» от смерти. В Ивангороде на радостях три дня звонили в колокола и палили из пушек.

Тогда же, весной 1611 года, самозванец вступал в переговоры шведским комендантом Нарвы Филиппом Шедингом. Шведский король Карл IX послал к Лжедмитрию Петра Петрея, хорошо знавшего Лжедмитрия I по переговорам в Москве. Петрей доложил, что это самозванец, после чего король Карл IX приказал прекратить все контакты с ним.

     Самозванец собрал вокруг себя небольшое войско и двинулся на Псков. По данным Псковской летописи 8 июля 1611 года его отряд расположился в окрестностях Пскова, сам он начал переговоры с жителями об условиях признания его государем. Псковичи уже готовы были признать «вора». В стан Лжедмитрия III стали перебегать некоторые псковские жители.. Узнавшие о самозванце Козьма Минин и Дмитрий Пожарский в своих грамотах призывали народ не верить «ни Маринке с сыном, ни тому вору, что стоит под Псковом».

     К этому времени Сидорка со своим воинством совершил уже много грабежей, разоряя окрестности Пскова. Узнав о приближении к Пскову крупного отряда шведов и новгородцев, которых возглавлял шведский генерал Эверт Горн, он прекратил переговоры с псковичами и 23 августа в панике убежал в Гдов, бросив свои пушки.

Положение Сидорки постепенно укрепляется, его признали многие города, а Псков оказался для шведов неприступной крепостью, все попытки штурмов в сентябре-октябре 1611 года были отбиты. Это побудило Эверта Горна переманить Лжедмитрия на шведскую сторону, предложив ему стать наместником на Псковской земле, но отказаться от притязаний на русский трон в пользу шведского принца. Играя в «законного царя», Лжедмитрий III отверг это предложение. Отряды самозванца сделали вылазку из Гдова и прорвались в Иван-город.

Между шведами и «вором» осенью 1611 года начинаются активные боевые действия, про которые сохранилось очень мало сведений. В них Сидорка предстаёт слабым военачальником, в отличие от Лжедмитрия I. В это время (осенью 1611 года) Гдов становится главной базой «вора».

     Не видя для себя ниоткуда помощи, псковичи призвали Лжедмитрия к себе. 4 декабря 1611 года въехал во Псков, где был «оглашен» царём. Теперь Псков был его основной базой.

     Зимой 1612 года казаки Лжедмитрия совершили набеги из Пскова и Гдова на Дерпт и в шведскую Ливонию.

     Московские казаки послали в Псков своих представителей Казарина Бегичева и Нехорошку Лопухина, которые при большом стечении псковичей заявили, что перед ними истинный государь. Казаки подмосковного стана присягнули Лжедмитрию III 2 марта 1612 года, а также, под страхом смерти, Псковскому вору (называемому так потому, что он утвердился во Пскове) «целовали крест» дворяне, дети боярские, московские жилецкие люди, стрельцы и боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой. Присягу самозванцу принесли южные и северские города, Алатырь и Арзамас.

 

Начало неудач и смерть

     Однако уже весной 1612 года началось падение Лжедмитрия. Добравшись до власти, «вор» начал распутную жизнь, совершал насилия над горожанами и обложил население тяжёлыми поборами. В Пскове возник заговор против самозванца. Против него объединились и Дмитрий Пожарский, и шведы. Московские казаки, разочаровавшись в «царе», ушли из Пскова, сами псковичи также были готовы его свергнуть. Лжедмитрий III в ночь на 18 мая 1612 бежал из Пскова, но вслед за ним был выслан отряд псковичей. Через два дня он был пойман и в цепях доставлен в Псков. Его посадили в клетку и выставили на всеобщее обозрение. 1 июля 1612 его повезли в Москву, по дороге на обоз напал отряд поляков под командованием Лисовского. Псковичи убили «вора» и кинулись бежать. Есть свидетельство, что Лжедмитрия III всё-таки доставили в Москву и там казнили.

 

     Кроме упомянутых,в Смутное время были и другие самозванцы, менее известные.Такие, как: Лжецаревичи Мартын, Клементий, Семен, Савелий, Василий, Ерошка, Гаврилка. О них практически ничего не известно, кроме имён. Все выдавали себя за «сыновей» царя Фёдора Иоанновича.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Смутное время - один из переломных периодов в российской истории, начало которого было положено прекращением московской династии. Время лихолетья затронуло все стороны русской жизни - экономику, власть, внутреннюю и внешнюю политику, идеологию и нравственность. Обострение социальных, сословных, династических и международных отношений на рубеже XVI-XVII вв. и недовольство различных слоев и сословий русского общества теми условиями жизни, какие создались в России, послужили почвой для Смуты.

     Основной причиной Смуты историки признают народный взгляд на отношение старой династии к московскому государству, мешавший освоиться с мыслью о выборном царе. Именно этим была вызвана потребность воскресить погибший царский род и обеспечен успех попыток восстановить династию искусственно, т.е. путем самозванства. Не менее важным фактором является также сам строй государства с его тяжелым тягловым основанием и неравномерным распределением государственных повинностей, порождавшим социальную рознь, вследствие чего династическая интрига превратилась в социально-политическую анархию.             Самозванство явилось одной из специфических и устойчивых форм антифеодального движения в России в XVII в. Закрепощение крестьян и ухудшение их положения в конце XVI в., резкие формы борьбы Ивана Грозного с боярством, политика церкви, окружившей престол ореолом святости, - вот некоторые факторы, благоприятствовавшие широкому распространению в народе легенды о пришествии царя-избавителя.

     Самозванцы Смутного времени не были единственными в истории России, с их легкой руки самозванство в России стало хронической болезнью: в XVII-XVIII вв. редкое царствование проходило без самозванцев, а при Петре за недостатком такового народная молва настоящего царя превратила в самозванца. Опыт Смуты учил, что такие явления в общественной системе опасны и грозят дестабилизацией, поэтому новая власть внимательно отслеживала эти факты, всячески оберегая внутренний порядок, восстановленный с большим трудом после Смуты.

 

Список используемой литературы:

  1. Ключевский В. О.. «Курс русской истории»,издательство «ИДДК, ООО "Бизнессофт"»,2005
  2. Соловьев С. М.. «История России с древнейших времён»,издательство «Эксмо», 2009 г.
  3. И. И. Смирнов «Когда был казнен Илейка Муромец?»
  4. Платонов С.Ф. « Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв.» С.-Петербург, Типография  Н.И.Скороходова,1937
  5. Скрынников Р.Г. «Лихолетье. Москва в XVI–XVII веках.» Издательство «Московский рабочий»,1988

     6) «Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы» под редакцией А.С. Орлова, А.Ю. Полунова и Ю.А. Щетинова, Москва, издательство «Простор», 1994 год.

    7)Статья "Лжедмитрий II" из "Словаря Брокгауза и Ефрона" (1890 -1907).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Самозванство в России и судьбы самозванцев смутного времени