Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 15:32, реферат
Смутное время - один из переломных периодов в российской истории, начало которого было положено прекращением московской династии. Время лихолетья затронуло все стороны русской жизни - экономику, власть, внутреннюю и внешнюю политику, идеологию и нравственность. Обострение социальных, сословных, династических и международных отношений на рубеже XVI-XVII вв. и недовольство различных слоев и сословий русского общества теми условиями жизни, какие создались в России, послужили почвой для Смуты.
Введение………………………………………………………………………………2
Конец династии Рюриковичей………………………………………………………4
Борис Годунов………………………………………………………………………..5
Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев)………………………………………………..6
Царевич Петр Федорович (Илейко Муромец)……... ………………..…………..10
Астрахань как центр возникновения самозванства ……..………………………..11
Лжедмитрий II……………………………………………………………….……….13
Лжедмитрий III …………….…………………………………………………….…..17
Заключение……………………………………………………………………….......20
Список используемой литературы…………………………………………………21
Лжедмитрий III
(? –1612)
Лжедмитрий III (настоящее имя Сидорка (Исидор), по одному псковскому сказанию, также Матюшка (Матвей); умер в июле 1612 г.) — самозванец и авантюрист, выдававший себя за царя Дмитрия Ивановича. В российской истории известен также как «псковский вор».
По одним данным это был «вор Сидорка», по другим московский дьякон Матвей «из церкви за Яузой» (река в Москве).
В начале 1611 года в Новгороде на рынке объявил себя «чудесно спасшимся царевичем Дмитрием», но был опознан и с позором изгнан из города. Оттуда бежал в Ивангород и там 23 марта 1611 вновь объявил себя царевичем. Самозванец рассказывал горожанам, что он не был убит в Калуге, а «чудесно спасся» от смерти. В Ивангороде на радостях три дня звонили в колокола и палили из пушек.
Тогда же, весной 1611 года, самозванец вступал в переговоры шведским комендантом Нарвы Филиппом Шедингом. Шведский король Карл IX послал к Лжедмитрию Петра Петрея, хорошо знавшего Лжедмитрия I по переговорам в Москве. Петрей доложил, что это самозванец, после чего король Карл IX приказал прекратить все контакты с ним.
Самозванец собрал вокруг себя небольшое войско и двинулся на Псков. По данным Псковской летописи 8 июля 1611 года его отряд расположился в окрестностях Пскова, сам он начал переговоры с жителями об условиях признания его государем. Псковичи уже готовы были признать «вора». В стан Лжедмитрия III стали перебегать некоторые псковские жители.. Узнавшие о самозванце Козьма Минин и Дмитрий Пожарский в своих грамотах призывали народ не верить «ни Маринке с сыном, ни тому вору, что стоит под Псковом».
К этому времени Сидорка со своим воинством совершил уже много грабежей, разоряя окрестности Пскова. Узнав о приближении к Пскову крупного отряда шведов и новгородцев, которых возглавлял шведский генерал Эверт Горн, он прекратил переговоры с псковичами и 23 августа в панике убежал в Гдов, бросив свои пушки.
Положение Сидорки постепенно укрепляется, его признали многие города, а Псков оказался для шведов неприступной крепостью, все попытки штурмов в сентябре-октябре 1611 года были отбиты. Это побудило Эверта Горна переманить Лжедмитрия на шведскую сторону, предложив ему стать наместником на Псковской земле, но отказаться от притязаний на русский трон в пользу шведского принца. Играя в «законного царя», Лжедмитрий III отверг это предложение. Отряды самозванца сделали вылазку из Гдова и прорвались в Иван-город.
Между шведами и «вором» осенью 1611 года начинаются активные боевые действия, про которые сохранилось очень мало сведений. В них Сидорка предстаёт слабым военачальником, в отличие от Лжедмитрия I. В это время (осенью 1611 года) Гдов становится главной базой «вора».
Не видя для себя ниоткуда помощи, псковичи призвали Лжедмитрия к себе. 4 декабря 1611 года въехал во Псков, где был «оглашен» царём. Теперь Псков был его основной базой.
Зимой 1612 года казаки Лжедмитрия совершили набеги из Пскова и Гдова на Дерпт и в шведскую Ливонию.
Московские казаки послали в Псков своих представителей Казарина Бегичева и Нехорошку Лопухина, которые при большом стечении псковичей заявили, что перед ними истинный государь. Казаки подмосковного стана присягнули Лжедмитрию III 2 марта 1612 года, а также, под страхом смерти, Псковскому вору (называемому так потому, что он утвердился во Пскове) «целовали крест» дворяне, дети боярские, московские жилецкие люди, стрельцы и боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой. Присягу самозванцу принесли южные и северские города, Алатырь и Арзамас.
Начало неудач и смерть
Однако уже весной 1612 года началось падение Лжедмитрия. Добравшись до власти, «вор» начал распутную жизнь, совершал насилия над горожанами и обложил население тяжёлыми поборами. В Пскове возник заговор против самозванца. Против него объединились и Дмитрий Пожарский, и шведы. Московские казаки, разочаровавшись в «царе», ушли из Пскова, сами псковичи также были готовы его свергнуть. Лжедмитрий III в ночь на 18 мая 1612 бежал из Пскова, но вслед за ним был выслан отряд псковичей. Через два дня он был пойман и в цепях доставлен в Псков. Его посадили в клетку и выставили на всеобщее обозрение. 1 июля 1612 его повезли в Москву, по дороге на обоз напал отряд поляков под командованием Лисовского. Псковичи убили «вора» и кинулись бежать. Есть свидетельство, что Лжедмитрия III всё-таки доставили в Москву и там казнили.
Кроме упомянутых,в Смутное время были и другие самозванцы, менее известные.Такие, как: Лжецаревичи Мартын, Клементий, Семен, Савелий, Василий, Ерошка, Гаврилка. О них практически ничего не известно, кроме имён. Все выдавали себя за «сыновей» царя Фёдора Иоанновича.
Заключение
Смутное время - один из переломных периодов в российской истории, начало которого было положено прекращением московской династии. Время лихолетья затронуло все стороны русской жизни - экономику, власть, внутреннюю и внешнюю политику, идеологию и нравственность. Обострение социальных, сословных, династических и международных отношений на рубеже XVI-XVII вв. и недовольство различных слоев и сословий русского общества теми условиями жизни, какие создались в России, послужили почвой для Смуты.
Основной причиной Смуты историки признают народный взгляд на отношение старой династии к московскому государству, мешавший освоиться с мыслью о выборном царе. Именно этим была вызвана потребность воскресить погибший царский род и обеспечен успех попыток восстановить династию искусственно, т.е. путем самозванства. Не менее важным фактором является также сам строй государства с его тяжелым тягловым основанием и неравномерным распределением государственных повинностей, порождавшим социальную рознь, вследствие чего династическая интрига превратилась в социально-политическую анархию. Самозванство явилось одной из специфических и устойчивых форм антифеодального движения в России в XVII в. Закрепощение крестьян и ухудшение их положения в конце XVI в., резкие формы борьбы Ивана Грозного с боярством, политика церкви, окружившей престол ореолом святости, - вот некоторые факторы, благоприятствовавшие широкому распространению в народе легенды о пришествии царя-избавителя.
Самозванцы Смутного времени не были единственными в истории России, с их легкой руки самозванство в России стало хронической болезнью: в XVII-XVIII вв. редкое царствование проходило без самозванцев, а при Петре за недостатком такового народная молва настоящего царя превратила в самозванца. Опыт Смуты учил, что такие явления в общественной системе опасны и грозят дестабилизацией, поэтому новая власть внимательно отслеживала эти факты, всячески оберегая внутренний порядок, восстановленный с большим трудом после Смуты.
Список используемой литературы:
6) «Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы» под редакцией А.С. Орлова, А.Ю. Полунова и Ю.А. Щетинова, Москва, издательство «Простор», 1994 год.
7)Статья "Лжедмитрий II" из "Словаря Брокгауза и Ефрона" (1890 -1907).
Информация о работе Самозванство в России и судьбы самозванцев смутного времени