Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 15:26, реферат
Семейное право никогда не потеряет своей актуальности, потому что семья как институт будет существовать вечно. Для регулирования внутрисемейных отношений было создано множество документов. Еще античные авторы, такие как Геродот, Страбон, Диодор Сицилийский в своих трудах упоминают о законодательствах, содержащих статьи, связанные с брачно-семейными отношениями. Целью моей работы является рассмотрение основных принципов разрешения различных ситуаций, возникающих в то время. Поставленная цель определила следующие задачи:
1. Выяснение условий заключения и расторжения брака в Древней Вавилонии.
2. Рассмотрение прав и обязанностей супругов.
3. Изучение материала о взаимоотношениях родителей и детей, а также детальное раскрытие вопросов, связанных с переходом наследства от родителей к детям.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Принципы оформления брачных отношений и условия расторжения брака.……………………………………………………………………………..5
Выводы по I главе……………………………………………………………….7
Глава II. Правовые и имущественные отношения между супругами в браке……………………………………………………………………………….8
Выводы по II главе …………………………………………………………….14
Глава III.Отношения между родителями и детьми……………………………15
Выводы по III главе……………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….22
Список источников и литературы………………………………………………23
Дети, рожденные в законном браке, становились полноправными наследниками всего имущества родителей. Наследство умерших родителей делилось между сыновьями согласно строго заведенному порядку.
Наследниками отца, согласно закону или неписаному обычаю, имевшему силу закона, считались только трое старших сыновей. Раздел наследства происходил следующим образом. Старший сын брал половину себе, а другую половину отдавал младшим сыновьям, своим братьям, которые, в свою очередь, делили ее поровну. Если сыновей-наследников было только двое, то старшему доставались две трети, а младшему - треть отцовского имущества. Остальные сыновья доли в наследстве не имели и получали только то, что отец или старшие братья считали нужным им дать. Дочери при наличии сыновей тоже не имели права на наследство: им полагались только приданое и подарки, сделанные родителями или братьями. Женщина становилась наследницей лишь при отсутствии наследников мужского пола.20
На юге при дележе родительского наследства первородный сын имел преимущество перед младшими; при этом сестрам давали приданое, а младшим братьям выделяли средства, необходимые для вступления в брак. Обычно братья сообща владели полями и садами, полученными по наследству, чтобы избежать дробления участков. В ранний период сыновья вместе с семьями часто жили в доме отца. 21
Сыновья от разных браков отцовское наследство делили поровну:
• § 167. Если человек жену взял и она родила ему сыновей, а потом эта женщина к судьбе ушла, и после нее он взял другую женщину, и она родила сыновей, то, после того как отец к судьбе ушел, сыновья не должны разделяться по матерям: приданое своих матерей они должны взять, а имущество отцовского дома они должны поделить поровну.
• § 173. Если эта женщина там, куда она вошла, своему следующему мужу родила сыновей, то после того как эта женщина уйдет к судьбе, ее приданое первые и последующие сыновья должны разделить.
• § 174. Если своему следующему мужу сыновей она не родила, ее приданое должны забрать только сыновья ее первого мужа.
• § 176. Если раб дворца или раб мушкенума дочь свободного человека взял замуж, и когда он взял ее замуж, вместе с приданым своего отцовского Дома она вошла в дом раба дворца или раба мушкенума, и после того как они объединились, создали общее хозяйство и приобрели движимое имущество, а впоследствии раб дворца или раб мушкенума ушел к судьбе, дочь человека свое приданое должна забрать, а все, что ее муж и она сама после их объединения приобрели, должны разделить на две части, и половину должен забрать хозяин раба, а другую половину должна забрать для своих сыновей дочь человека
Лишение наследства допускалось только в случае Двукратной тяжкой провинности со стороны сына (§ 168—169). В случае бездетного брака выход искали в усыновлении чужих детей по соглашению с их кровными родителями или найденышей (§ 185 и сл.).22
• § 168. Если человек задумал лишить наследства своего сына и сказал судьям: “Сына своего я лишаю наследства”, судьи должны рассмотреть его дело, и если сын тяжкой вины, влекущей за собой лишение наследства, не несет, отец не может лишить наследства своего сына.
• § 169. Если тяжкую вину перед своим отцом, ведущую к лишению наследства, он несет, на первый раз они должны его простить, если (же) он во второй раз тяжко провинился, отец своего сына может лишить наследства.
Если настоящие родители предъявляли претензии на ребенка, тот мог им быть возвращен, кроме случаев, когда он был усыновлен евнухом, которых было много при дворе и в некоторых храмах, или зикрум. Наконец, подробно рассматривается в Законах Хаммурапи вопрос об имуществе жриц. В Вавилонии было принято посвящение девочек в храмы для службы богам, и эти девочки становились затем жрицами разных рангов, в том числе и весьма высоких. Бесприданницы, не выданные замуж, девушки-сироты и др. становились гетерами (харимтум). Считалось, что они, как и жрицы, находятся под покровительством богини Иштар. Они получали определенную долю в родительском имуществе (§ 178 и сл.), а после их смерти наследниками становились, как правило, их братья.23
Отец мог отдать дочь в храм в качестве иеродулы или посвященной Мардуку, т. е. с принесением божеству в жертву целомудрия. Тогда по закону она не могла иметь детей, но считалась свободной и пользовалась известными правами, отец мог дать ей в пользование приданное, или она сохраняла право на известную долю наследства, опять-таки в пользование. 24
С древнейших времен одной из важных социальных функций храма была роль «дома призрения» для лиц, которые оказались отвергнутыми строго регламентированным во всех отношениях древним обществом из-за своей неполноценности (физической или социальной), - для одиноких женщин, инвалидов, престарелых, детей — брошенных или осиротевших. В периоды экономического кризиса (войны, неурожаи) бедняки посвящали в храм престарелых и больных членов семьи, подбрасывали детей, которых не в состоянии были прокормить. Главной причиной посвящений такого рода было стремление избавиться от лишних ртов, от неполноценных членов семьи, которые не могли работать в полную силу, а внешне это принимало форму дара божеству от поклоняющегося ему. В периоды стабилизации и экономического подъема увеличивалось число посвящаемых в храм от богатых семей. Многие наиболее богатые семьи отдавали в храмы своих дочерей. И здесь соображения чисто религиозные переплетались с экономическими мотивами. Входя в храмовую обитель, девушка забирала свое приданое, пользовалась им и, живя в обители, даже увеличивала его посредством различного рода деловых операций, а после ее смерти имущество возвращалось обратно в отцовский дом.25
• § 178. Если есть жрица угбабтум, надитум или секретум, которой ее отец дал и написал ей об этом документ, но в документе, который он ей написал, не написал о том, что наследство после нее она может отдать это куда захочет, и поступать по своему желанию ей не позволил, то после того как отец уйдет к судьбе, ее поле и сад должны забрать ее братья, и соответственно размеру ее доли хлеб, масло и шерсть они должны ей выдавать и этим удовлетворять ее сердце; если ее братья соответственно размеру ее доли хлеб, масло и шерсть выдавать ей не будут и сердца ее не ублаготворят, свое поле и сад пахарю арендатору, какой ей угоден, она может это отдать, и пусть этот пахарь ее содержит; полем, садом и всем, что ей дал ее отец, она может пользоваться пожизненно, но за серебро продавать их она не должна, не должна также отвечать ими по требованиям другого лица: ее наследство предназначено только для ее братьев.
• § 180. Если отец своей дочери надитум, живущей в обители, или секретум приданого не дал, то после того как отец уйдет к судьбе, долю как один наследник она должна получить и пожизненно должна ею пользоваться, а наследство после нее – только для ее братьев.
• § 181. Если отец посвятил богу жрицу надитум, кадиштум или кульма-шитум, а приданого ей не дал, - то после того как отец уйдет к судьбе, из имущества отцовского дома одну треть в качестве ее наследственной доли она должна взять и пожизненно должна этим пользоваться; наследство после нее – только для ее братьев.
• § 182. Если отец дочери своей, надитум Мардука Вавилонского, приданого не дал и не написал ей документа с печатью, то после того как отец уйдет к судьбе, из имущества отцовского дома одну треть в качестве ее наследственной доли при разделе со своими братьями она должна получить, но повинности она нести не должна; надитум Мардука наследство после себя туда, куда она захочет, должна отдать.
Выводы по III главе.
Главной целью заключения брака являлось рождение детей и передача им имущества родителей. В случае бездетности семья могла взять приемного ребенка, который впоследствии обладал теми же правами и обязанностями, что и родные дети. Он также мог получить наследство при отсутствии каких-либо серьезных конфликтов с родителями. Дочери же при наличии сыновей не имели права на наследство.
Заключение.
Таким образом, в результате рассмотрения
мной основных положений семейного права
в Древней Вавилонии, я сделала вывод о
том, что внутрисемейные отношения строились
на взаимоуважении, а также беспрекословном
подчинении главе семейства - мужу и отцу.
Законы Хаммурапи предусматривали довольно
жесткие наказания за те или иные провинности.
Женщина обладала немалыми экономическими
правами, но с другой стороны, ее экономические
и общественные свободы были все же более
ограниченнее, чем у ее мужа. Дети же практически
полностью зависели от своих родителей
и становились полноправными лишь после
смерти отца и наследования семейного
имущества.
Список источников
и литературы.
Источники: Законы Хаммурапи (В.В.Струве (под ред.) Хрестоматия по Истории Древнего Востока. - М.:1950)
Литература:
1. Авдиев В.И. История Древнего Востока , 3-е изд., перераб. - М.: Высшая школа, 1970
2.Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. - Мысль, 1971.
3.Васильев Л.С. История Востока. Ч. I–II - М., 1993.
4. Дьяконов И.М. , Неронова В.Д., Свенцицкая И.С. История древнего мира в 3-х томах. Том I -Ранняя древность. - М., 1989.
5. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации.- М., 1980.
6. Струве В.В. (под ред.) Хрестоматия по истории древнего мира.
7. Тураев Б. А. История Древнего Востока. Т. I -Л., 1935.
1 Струве В.В. (под ред.) Хрестоматия по истории древнего мира, с. 149-150
2 Авдиев В.И. История Древнего Востока , 3-е изд., перераб. - М.: Высшая школа, 1970, с.87
3 Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации.- М., 1980, с. 5
4 Васильев Л.С. История Востока. Ч. I–II - М., 1993, с. 56
5 Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. - Мысль, 1971, c. 112
6 Дьяконов И.М. , Неронова В.Д., Свенцицкая И.С. История древнего мира в 3-х томах. Том I -Ранняя древность. - М., 1989, с. 98
7 Тураев Б. А. История Древнего Востока. Т. I -Л., 1935, с. 106
8 Васильев Л.С. История Востока. Ч. I–II - М., 1993, с. 56
9 Тураев Б. А. История Древнего Востока. Т. I -Л., 1935, с. 106
10 Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. - Мысль, 1971, с. 113-114
11 Дьяконов И.М. , Неронова В.Д., Свенцицкая И.С. История древнего мира в 3-х томах. Том I -Ранняя древность. - М., 1989, с.98
12 Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. - Мысль, 1971, с. 114
13 Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации.- М., 1980, с. 45
14 Дьяконов И.М. , Неронова В.Д., Свенцицкая И.С. История древнего мира в 3-х томах. Том I -Ранняя древность .- М., 1989, с.98
15 Дьяконов И.М. , Неронова В.Д., Свенцицкая И.С. История древнего мира в 3-х томах. Том I -Ранняя древность. - М., 1989, с.98
16 Дьяконов И.М. , Неронова В.Д., Свенцицкая И.С. История древнего мира в 3-х томах. Том I -Ранняя древность. - М., 1989,с. 99
17 Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. - Мысль, 1971, с. 116
18 Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. - Мысль, 1971,с. 118
19 Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. - Мысль, 1971, с. 117
20 Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. - Мысль, 1971, с .116
21 Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации.- М., 1980,с. 45
22 Дьяконов И.М. , Неронова В.Д., Свенцицкая И.С. История древнего мира в 3-х томах. Том I -Ранняя древность. - М., 1989, с. 98-99
23 Дьяконов И.М. , Неронова В.Д., Свенцицкая И.С. История древнего мира в 3-х томах. Том I -Ранняя древность. - М., 1989, с. 99
24 Тураев Б. А. История Древнего Востока. Т. I -Л., 1935,с. 106
25 Дьяконов И.М. , Неронова В.Д., Свенцицкая И.С. История древнего мира в 3-х томах. Том I -Ранняя древность. - М., 1989, с.87