Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 22:04, реферат
Регулирование семейных отношений отразило понятие брака, порядок наследования имущества и положение женщины в обществе. Были узаконены 8 форм заключения брака. На взгляд человека, живущего в XXI веке в развитой стране, некоторые способы заключения брака в Древней Индии абсолютно неправомерны, в смысле отношения к женщине. Но вспомните, какое отношение к женщине пропагандировала христианская церковь в средние века: каждая третья – ведьма, и абсолютно все - «сосуды греховные», не имеющие права голоса.
Введение Стр.3
Глава 1 Формы брака Стр.6
Глава 2 Права мужчин и женщин в брачно-семейных отношениях Стр.10
Заключение Стр.13
Литература и источники Стр.15
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Историко-филологический факультет
Кафедра Всемирной истории
Выполнила
студентка 1 курса
очной формы обучения
направление «Педагогическое образование»
профиль «История и обществознание»
Реферат
Семейные отношения в Древней Индии
Научный руководитель
кандидат исторических наук
доцент
2013 год
Содержание
Введение |
Стр.3 | |
Глава 1 |
Формы брака |
Стр.6 |
Глава 2 |
Права мужчин и женщин в брачно-семейных отношениях |
Стр.10 |
Заключение |
Стр.13 | |
Литература и источники |
Стр.15 |
Введение
Семья является одним из фундаментальных институтов общества всех времен. Во всех древнейших цивилизациях семья выполняла функцию воспроизводства населения. Но также она выполняла экономическую и социально-статусную функции.
В последние время проблемы брака и семьи являются одними из самых актуальных в обществе. Способом решения этих проблем может быть краткий «экскурс в историю», либо чтобы узнать, как справлялись с подобными трудностями предки, либо чтобы понять, что не все так уж и плохо.
Цивилизация, сложившаяся в долине реки Инд является одной из древнейших. Так почему бы и не изучить, в качестве примера ранних форм развития семейных отношений, особенности брачно-семейных отношений в Древней Индии и источники права этого государства, на основе которых и был построен институт брака и семьи.
Наука, к сожалению, располагает скудными историческими сведениями по ранним периодам истории Древней Индии. Наиболее многочисленные и разнообразные исторические сведения относятся к так называемому магадхо-маурийскому периоду (вторая половина I тысячелетия до н.э. - до I века н.э.), периоду складывания и существования самого крупного не только в Древней Индии, но и на всем Древнем Востоке государственного образования - империи Маурьев. К этому периоду относят появление Законов Ману1 —древнеиндийского сборника предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего общественного, религиозного и морального долга. С помощью этих законов мы и будем рассматривать брачно-семейные отношения в Древней Индии.
Целью нашего реферата является рассмотрение особенностей брачно-семейных отношений в Древней Индии.
Для достижения этой цели нам необходимо выяснить, какие формы брака были выделены в Законах Ману. Также нам нужно рассмотреть положение мужчин и женщин в семейных отношениях.
Чтобы выполнить поставленные перед нами задачи, мы использовали Законы Ману - древнеиндийский сборник предписаний, определяющих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с господствовавшей в Древней Индии системой взглядов и религиозных догм брахманизма. Составление законов Ману индийская традиция приписывает мифическому прародителю людей - Ману2. Но несмотря на «сверхъестественное» происхождение, этот юридический источник можно считать достаточно достоверным.
Также мы использовали несколько книг по истории Древнего мира и Древнего Востока. «История Индии» написана двумя известными индийскими историками Н.К. Синха и А.Ч. Банерджи (в переводе Л.В. Степанова). Она отражает точку зрения некоторых индийских историков на ход развития своей страны. Авторами были тщательно проанализированы различные оценки событий истории Индии. Эта книга выгодно отличается от многих других исследований по истории Индии, вышедших за рубежом. А в другой книге, с тем же названием - «История Индии» (авторы К.А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский) излагается многовековая история Индии. В ней показаны роль Индии в историко-культурном развитии человечества. «История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии» - книга с длинным названием и большим количеством авторов: А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – посвящена истории великих цивилизаций Востока. Панорама реальной истории этих уникальных цивилизаций богато иллюстрирована шедеврами литературы. Книги из «Большой серии знаний» («Древний мир» и «Мифы народов мира») не являются специальной научной литературой. Они скорее написаны для любознательного читателя, а не профессионала, но в то же время в этих книгах содержится достаточно интересных фактов.
Глава 1
Формы брака
В Древней Индии семейные отношения в значительной степени сохранили влияние первобытных порядков.
Существование любой семьи начинается со свадьбы. Свадьба — наиболее важная из всех индийских санскар. Любой мужчина должен был жениться и вести жизнь домохозяина. Брак был еще и религиозной обязанностью каждого человека. Всех, кто не пожелал вступать в брак, презирали в обществе. Обычно брак одобрялся родителями после долгого изучения всяческих предзнаменований и длительных совещаний. Браки обычно заключались внутри одной касты3, но мужчина мог взять жену и из низшего, чем то к которому он принадлежал, сословия. Младший брат не мог жениться раньше старшего. Браки между родственниками были запрещены. Особенно строго следили за этим в Северной Индии, где свободно могли вступить в брак только люди, не имеющие общих предков до седьмого колена по отцу и до пятого по матери.
Существовали различные формы брака, в той или иной степени согласованные с религиозной философией, но, по существу, они зависели от экономических и социальных факторов. Выделяют восемь форм заключения брака, которые были распространены в Индии. Первые четыре, поощрялись брахманами, это были нерасторжимые освященные союзы:
Другие («дурные») формы принимались набожными семьями с большим или меньшим неодобрением, они включали:
Теперь, поговорим об этих формах брака в частности. Итак, брахма. Эта форма заключения брака считалась наиболее похвальной. Она называлась так потому, что была подобающей для брахманов5. При этой форме девушку выдавал отец, давая столько украшений, сколько мог, мужчине, которого он сам приглашал по своей воле и принимал с почетом, не беря ничего взамен. Такой брак приносил больше всего духовных заслуг отцу девушки.
Следующая форма - дайва. По этой форме отец отдавал девушку с украшениями жрецу, совершающему жертвоприношение, фактически, в качестве дакшины. Эта форма существовала в основном у трех высших варн. Считалось престижным отдавать своих дочерей замуж за жреца. Эта форма брака считалась более низкой, чем брахма, так как отцу девушки приходилось принимать во внимание услуги, оказанные женихом, в то время как при форме брахма брак был чистым дарением.
Арша. Согласно этой форме, отец невесты получал от жениха пару коров, чтобы совершить жертвоприношение. Этот дар не был ценой невесты, но в некоторой степени являлся возмещением за дарение. Законы Ману гласят: «Если родственники не присваивают вознаграждение за кого-либо — это не продажа. Это только знак уважения и благоволения к девушке». Эта форма брака была распространена главным образом в жреческих семьях.
Затем следует форма брака праджапатья. Согласно ей, отец отдавал свою дочь жениху, сознавая, что они вместе будут совершать свои гражданские и религиозные обязанности. Супруги вступают в союз для освобождения от своих долгов праджапати, т. е. ради рождения детей. Согласно индийской точке зрения она является более низкой, чем первые три формы, так как здесь дарение не свободно, а подчинено определенным условиям. Тем не менее, эта форма является одобряемой, так как она требовала свободного общества, для нее нужны были взрослые партнеры, понимающие смысл принимаемых обязательств.
Следующим способом брака был гандхарва. Ману дает такое определение: «Добровольный союз девушки и жениха, любострастный, происходящий из желания, называется гандхарва»6. При этой форме девушка, достигшая половой зрелости и не выданная замуж родителями, могла выбрать жениха сама. Такой тип заключения брака был больше распространен среди кшатриев, чем в любой другой варне, поскольку они пользовались наибольшей свободой в обществе. Но брак гандхарва постепенно исчезал. Вопросы о заключении брака стали решаться исключительно старшими в семье.
Брак асура, для заключения которого девушку покупали у отца, не одобрялся всеми священными текстами. Главным основанием этого вида брака были деньги. Практически, невесту просто продавали за достаточно высокую цену. Продажа собственной дочери считалась большим грехом. Но не все были столь религиозны, а может просто им удавалось найти оправдания перед высшими силами. Так или иначе, этот обычай продолжал существовать.
Ракшаса, согласно Ману: «Увод девушки силой, в то время как она кричит и плачет, сопровождаемый убийством ее родственников, называется браком ракшаса»7. Скорее всего, эта форма заключения брака появилась в те времена, когда женщин считали военной добычей и только. Но после, похищения девушек против воли переставали практиковаться, девушку стали похищать с ее согласия, но против воли ее родителей. Брак-похищение сохранился только у кшатриев.
Брак пайшача осуждался всеми, при такой форме брака «мужчина тайком овладевает девушкой, которая спит, находится в бессознательном состоянии или опьянении»8.
Вообще, названия последних трех типов брака происходят от имен трех демонов, самым худшим из которых был питана. Такой брак признавался только в низшей среде.
Что ж, скорее всего в Законах Ману упорядочены и узаконены различные виды существовавших отношений, которые до появления законов были обычаями. Регулирование семейных отношений стало носить правовой характер. Хоть и на взгляд современного человека, некоторые формы заключения брака были варварскими, и может даже бесчеловечными, они были узаконены. В большинстве случаев брак был неприкрытой продажей девушки, но теперь, например, девушка, обманутая своим любовником или просто похищенная, могла требовать тех же прав, что и законная супруга, соответственно и ребенок, родившийся от этой связи, признавался законным9.
Глава 2
Права мужчин и женщин в брачно-семейных отношениях
Итак, в большинстве случаев брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Причем жена считалась не только собственностью мужа, но и как бы частью его самого. Одна из важнейших обязанностей жены – послушание и уважение мужа. Согласно Законам Ману жена должна почитать мужа, как бога, даже если он плохо с ней обращается10.
При этом, Законы предписывали содержать женщину на протяжении всей ее жизни. Она никогда не должна быть предоставлена сама себе. В детстве девочка подчиняется своему отцу, потом – мужу, после смерти мужа – своим сыновьям. Ни девочка, ни девушка, ни женщина, ни бабушка не могут делать что-либо по собственной воле даже в своем доме.
Допускался низкий брачный возраст для женщины – в 12, а по некоторым источникам даже в 8 лет, девочку могли выдать замуж. Мужчины считались совершеннолетними в 16 лет и с этого возраста он могли брать жен11. Низкий брачный возраст зачастую приводил к большой разнице в возрасте супругов.
Основное назначение женщины – рождение и воспитание детей, прежде всего сыновей, которые после были обязаны совершать поминальные обряды по умершим предкам. Рождение же дочери рассматривалось как несчастье. Потомство, подобно скоту, было основным видом богатства, поэтому отцом ребенка считался муж матери, а не биологический отец. Жена в данном случае приравнивалась к рабыням или даже домашним животным, потомство которых принадлежало хозяину дома. Считалась грехом, но все же допускалась продажа детей и жены в особых случаях. Продажа сыновей не влекла обращения их в рабство, так как их обычно продавали в бездетные семьи. Но даже проданная жена не освобождалась от зависимости от мужа.
При этом многоженство не было запрещено. Но мужчина не мог взять жену из высшей варны. Только жена из равной с мужем варны могла прислуживать ему во время обрядов. Мужчина мог также иметь наложниц, обычно из числа рабынь.
Брак был священным институтом, поэтому прелюбодеяние жестоко наказывалось, особенно если оно было совершено между представителями разных варн. В таких случаях мужчину могла сжечь, а женщину затравить собаками.
По религиозным же соображениям запрещался развод. Но «жена, не рождающая детей, может быть переменена другая на восьмом году, если рождающая детей мертвыми – на десятом, рождающая только девочек – на одиннадцатом, но сварливая – немедленно»12. При этом она, так же как и проданная, не освобождается от зависимости.
Вдова не может выйти замуж по собственному желанию. Но она должна была, если того потребуют родственники умершего мужа, родить сына от деверя или другого близкого человека. Но идеалом жены в Древней Индии была женщина, которая следовала за мужем и после его смерти, заканчивая свою жизнь в огне костра, в котором сжигали труп ее мужа. Зато вдовец мог свободно жениться снова. Видимо, из-за подобной несправедливости, «идеальные» жены-самоубийцы были редкостью.
К семейным отношениям также относятся отношения по наследованию имущества внутри семьи. В Индии сложилось правило «не братья, не родители, а сыновья умершего получают наследство отца». Наследства лишались все дочери, слабоумные и калеки, изгнанные из касты и т. п. Решающую роль при разделе имущества играла кастовая принадлежность матерей наследников: «Из наследства (брахмана) брахман (сын жены брахманки) пусть возьмет четыре части, сын жены касты кшатриев – три, сын жены касты вайшьев13 – две, сын касты шудр14 – пусть возьмет одну часть»15. Наследниками могли быть даже сыновья рабыни, если умерший признал их. Братья умершего могли получить наследство в случае отсутствия сыновей. Лица, лишенные наследства, могли рассчитывать только на помощь в пропитании со стороны наследников. Жена, как и всегда, не имела прав на наследство. Но у нее стридхана16 могла переходить по наследству ее дочерям. Например, муж мог еще при жизни подарить ей поле или сад. В этом случае она оставляла его себе. При отсутствии законных наследников вообще, имущество переходило государству.