Серебряный век русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:38, реферат

Краткое описание

В 90-х годах XIX века русская культура переживает мощный взлёт. Новая эпоха, породившая целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, получила название "серебряный век". За короткий отрезок времени - рубеж XIX - XX вв. - в русской культуре сконцентрировались чрезвычайно важные события, появилась целая плеяда ярких индивидуальностей, а также множество художественных объединений. Россия переживала тогда невероятно интенсивный интеллектуальный подъём, в первую очередь - философии и поэзии, воистину, по мнению Н. Бердяева, "русский культурный ренессанс". Ему принадлежит и другое определение этого периода - "серебряный век".

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение__________________________________________2-3
2. Наука серебряного века______________________________4-7
3. Литература серебряного века_________________________7-9
4. Живопись и музыка серебряного века_________________9-11
5. Архитектура серебряного века_______________________11-12
6. Театральная деятельность серебряного века___________12-13
7. Заключение_______________________________________14
8. Список литературы_________________________________15

Вложенные файлы: 1 файл

реферат,культура серебряного века.docx

— 43.05 Кб (Скачать файл)

8

определил в поэзии своё  особенное лицо Символизм был движением романтиков, воодушевляемых философией идеализма. Русский писатель и религиозный философ Д. С. Мережковский (1866-1941) в своем трактате объявлял войну материалистическому мировоззрению, утверждая, что вера, религия – краеугольный камень человеческого бытия и искусства. С символизмом, прежде всего, связано понятие «серебряный век». При этом понятии как бы вспоминается ушедший в прошлое золотой век литературы и искусства, время Пушкина. Называют время рубежа девятнадцатого-двадцатого столетий и русским ренессансом. «В России в начале  века был настоящий культурный ренессанс, - писал философ Бердяев.  Только жившие в это время знают, какой творческий подъем был у нас пережит, какое веяние духа охватило русские души. Россия пережила расцвет поэзии и философии, пережила напряженные религиозные искания, мистические и оккультные настроения». В самом деле: в  России той поры творили писатели Лев Толстой и Чехов, Горький и Бунин, Куприн и Леонид Андреев. Организаторами группы явились Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. Также в группу входили Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Михаил Зиневич и Владимир Нарбут. Они составили ядро «Цеха поэтов».

Живопись и музыка серебряного века.

  • На рубеже веков взамен реалистичного метода прямого отображения действительности в формах этой действительности происходило утверждение приоритета художественных форм, отражающих реальность лишь косвенно. Поляризация художественных сил в начале XX в., полемика множественных художественных группировок активизировали выставочную и издательскую деятельность.

Жанровая  живопись в 90-е годы утратила ведущую  роль. Художники в поиске новых  тем обращались к изменениям в  традиционном укладе жизни. Их в равной мере привлекали тема раскола крестьянской общины, проза отупляющего труда  и революционные события 1905 г. Размывание границ между жанрами на рубеже веков  в исторической теме привело к  появлению историко-бытового жанра. А.П. Рябушкина интересовали не глобальные исторические события, а эстетика русского быта XVII в., утонченная красота древнерусского узорочья, подчеркнутая декоративность. Проникновенным лиризмом, глубоким пониманием своеобразия жизненного уклада, характеров и психологии людей допетровской Руси отмечены лучшие полотна художника. Историческая живопись Рябушкина –  это страна идеала, где художник находил отдохновение от «свинцовых мерзостей»

9

современной жизни. Поэтому исторический быт  на его полотнах предстает не драматической, а эстетической стороной.

В исторических полотнах А. В. Васнецова находим  развитие пейзажного начала. Творчество М.В. Нестерова представляло вариант  ретроспективного пейзажа, через который  передана высокая духовность героев.

И.И. Левитан, блестяще владевший эффектами пленэрного письма, продолжая лирическое направление  в пейзаже, подошел к импрессионизму и явился создателем «концепционного  пейзажа» или «пейзажа настроения», которому присущ богатый спектр переживаний: от радостной приподнятости до философских  размышлений о бренности всего  земного.

К.А. Коровин  – самый яркий представитель  русского импрессионизма, первый, среди  русских художников, сознательно  опиравшийся на французских импрессионистов, все более отходил от традиций московской школы живописи с ее психологизмом  и даже драматизмом, пытаясь передать то или иное душевное состояние музыкой  цвета. Он создал серию пейзажей, не осложненных ни внешними сюжетно-повествовательными, ни психологическими мотивами. В 1910-е  годы под воздействием театральной  практики Коровин пришел к яркой, интенсивной манере письма, особенно в любимых художником натюрмортах. Художник всем своим искусством утверждал  самоценность чисто живописных задач, он заставил оценить «прелесть незаконченности», «этюдность» живописной манеры. Полотна  Коровина – это «пиршество для  глаз».

Центральная фигура искусства рубежа веков –  В.А. Серов. Его зрелые работы, с импрессионистической светоносностью и динамикой свободного мазка ознаменовали поворот от критического реализма передвижников к «реализму  поэтическому». Художник работал в  разных жанрах, но особенно значительно  его дарование портретиста, наделенного  обостренным чувством красоты и  способностью к трезвому анализу. Поиски законов художественной трансформации  действительности, стремление к символическим  обобщениям привели к изменению  художественного языка: от импрессионистической достоверности полотен 80-90-х годов  к условности модерна в исторических композициях.

С середины 10-х годов важным компонентом  изобразительного стиля стал футуризм, одним из приемов которого был  «монтаж» предметов или их частей, взятых из разных точек и в разное время.

10

К 10-м годам  прошлого столетия относятся первые эксперименты русских художников в  абстрактном искусстве, подлинными теоретиками и практиками стали  В. В. Кандинский и К.С. Малевич. В  то же время творчество К.С. Петрова-Водкина, декларировавшего преемственную связь  с древнерусской иконописью, свидетельствовало  о жизненности традиции. Необычайное  разнообразие и противоречивость художественных исканий, многочисленные группировки  со своими программными установками  отражали напряженную общественно-политическую и сложную духовную атмосферу  своего времени.

  • Музыка серебряного века – это в первую очередь знаковые творения учеников таких знаменитых композиторов золотого века как Мусоргский и Бородин. Большой популярностью в то время пользовались симфонические произведения Глазунова, фортепьянное творчество Рахманинова, балеты Стравинского, а также необычная и весьма эксцентричная музыка Александра Николаевича Скрябина, творчество которого у некоторых вызывало восторг, а других приводило в недоумение.

Композиторы серебряного  века наполнили высокое искусство  экспрессионизмом и превратили его  в массовую культуру. Благодаря их творчеству музыка стала более доступной  и получила широкое распространение  по всему миру. Сложно представить  себе, что осталось бы от современного разнообразия музыкальных стилей и  жанров, если бы не великие произведения композиторов экспериментаторов того времени.

Архитектура серебряного века.

Эпоха промышленного  прогресса на рубеже XIX-XX вв. произвела  подлинный переворот в строительстве. Архитектура серебряного века развивалась в направлении, подчеркивавшем функциональное назначение зданий. В основном это были богатые особняки и общественные здания. Их отличали пышное внешнее убранство, лепнина. На фасадах домов изображались силуэты кораблей, башенных кранов, аэропланов. Разворачивалось городское строительство. Проводилась комплексная застройка в крупных городах России. В частности, разрабатывается проект строительства района «Новый Петербург» на острове Голодай. В строительном деле начал применяться железобетон. В городском ландшафте все большее место занимали сооружения нового типа, такие как банки, магазины, фабрики, вокзалы. Появление новых строительных материалов (железобетон, металлоконструкции) и совершенствование строительной техники позволило

11

использовать  конструктивные и художественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждению стиля модерн. В истории архитектуры трудно найти период, когда накал творческих исканий был бы столь жарким и напряженным, а результаты исканий - столь многообразны, неоднозначны и противоречивы. Естественным итогом этих поисков стали удивительное разнообразие и исключительная многоликость модерна в его конкретных проявлениях. «Идентификация» этого стиля осложняется еще и тем, что во многих произведениях модерна характерные приемы и формы сочетаются, порой самым причудливым образом, с отголосками эклектики и реминисценциями других исторических стилей.

В творчестве Ф.О. Шехтеля в наибольшей мере воплотились  основные тенденции развития и жанры  русского модерна. Становление стиля  в творчестве мастера шло по двум направлениям – национально-романтическому, в русле неорусского стиля  и рациональному. Наиболее полно  черты модерна проявлены в  архитектуре особняка Никитских  ворот,     где, отказавшись от традиционных схем, применен асимметричный принцип планировки. Уступчатая композиция, свободное развитие объемов в пространстве, асимметричные выступы эркеров, балконов и крылец, подчеркнуто выступающий карниз – все это демонстрирует присущий модерну принцип уподобления архитектурного сооружения органической форме. В декоративной отделке особняка использовано такие характерные для модерна приемы, как цветные витражи и опоясывающий все здание мозаичный фриз с растительным орнаментом. Прихотливые извивы орнамента повторены в переплетениях оконных витражей, в рисунке балконных решеток и уличной ограды. Этот же мотив использован при отделке интерьера, например, в форме мраморных перил лестницы. Мебель и декоративные детали интерьеров здания составляют единое целое с общим замыслом сооружения – превратить бытовую среду в своего рода архитектурный спектакль, близкий атмосфере символических пьес. С нарастанием рационалистических тенденций в ряде построек Шехтеля наметились черты конструктивизма – стиля, который оформится в 20-е годы.

Театральная деятельность серебряного  века.

Примечательной чертой  культуры Серебряного века стали поиски нового театра. Они связаны с именами выдающихся режиссёров – К. Станиславского, В. Мейерхольда, Е. Вахтангова.

Деятельность Станиславского оказала значительное влияние на русский и мировой театр 20 в. С 1877 на любительской сцене (Алексеевский кружок,

12

Общество искусства  и литературы). В 1898 с В. И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр. Впервые утвердил на русской  сцене принципы режиссерского театра (единство художественного замысла, подчиняющего себе все элементы спектакля; целостность актерского ансамбля; психологическую  обусловленность мизансцен). Добивался  создания поэтической атмосферы  спектакля, передачи «настроения» каждого  эпизода, жизненной достоверности  образов, подлинности актерского переживания (1914), Разработал методологию актерского творчества, технику органичного  перевоплощения в образ («система Станиславского»). Играл во многих спектаклях театра. Работал и в области музыкального театра. С 1918 возглавлял Оперную студию Большого театра (впоследствии Оперный  театр имени Станиславского).

Постановки В. Э. Мейерхольда  и Е. Б. Вахтангова   заложили фундамент нового театра. В спектаклях, поставленных по произведениям прежней драматургии, они пытались воплотить образ революционного вихря, трагизм исторического слома эпох. Изменяются положения теории и педагогики.

Сохраняя верность общим законам искусства переживания  и органике актерского существования  в образе, Вахтангов утверждает необходимость  нового сценического языка, соответствующего времени социальных схваток и  взрывов, отказывается от поэтики интимно-психологического и бытового театра, от «четвертой стены» — рампы, отделяющей мир сцены  от зала, провозглашает «смерть натурализму», стремится к прямому контакту актера и зрителя, требует праздничной, феерической театральной условности

Вахтанговская формула  «фантастического реализма», новые  выразительные возможности режиссуры, претворенные им в общем постановочном  решении, сценографии, композиции массовых сцен и пластической лепке фигур  вошли в арсенал театра 20 века

В.Мейерхольд развивал символическую концепцию «условного театра» После 1917 возглавил движение «Театрального Октября», выдвинув программу  полной переоценки эстетических ценностей, политической активизации театра. В 1920-1938 руководил театром в Москве (с 1923 Театр имени Мейерхольда) и  существовавшей при нем школой. Разработал особую методологию актерского тренажа  — биомеханику, в которой нашли  своеобразное применение принципы конструктивизма. 

13

Заключение.

Тема «Культура  серебряного века» неисчерпаема. Это сотни замечательных имен, десятки течений, направлений. В эпоху «серебряного века»  получили  новое развитие многие области человеческой деятельности, но также возникли и совершенно новые проявления человеческого разума. Возник кинематограф, человек стал осваивать воздушное пространство, поставил себе на службу электромагнитные волны.  

 Бурному развитию  культуры на рубеже веков, безусловно, способствовала демократизация общества и стремление к просвещению.  Дух свободы, отсутствие ограничения творчества, даже некоторая деидеологизация – все это способствовало возникновению такого множества течений, что часто доходило даже до абсурда. Но время всегда расставляет все по местам, и истинные ценности остаются на века, а герои не умирают. 

 К сожалению,  Великая Октябрьская Революция  мало способствовала дальнейшему  развитию свободной мысли. Судьбы  многих гениев Серебряного века  сложились трагически: те, кто не  смог или не пожелал творить  по правилам социалистического  реализма, вынуждены были иммигрировать  и скитаться по чужбинам. Очень  многие были репрессированы и  закончили свою жизнь в ГУЛАГе, остальным пришлось изменять  своим идеалам и приспосабливаться  к новым условиям, что тоже, как  правило, приводило к трагическому  финалу.  

Информация о работе Серебряный век русской культуры