Сибирский тыл в годы Великой Отечественной Войны (на примере НСО и Республики Алтай)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 06:26, реферат

Краткое описание

В героической летописи нашего Отечества одним из самых ярких и незабываемых событий навсегда останется Победа советского народа над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Каждый воин вершил в годы войны свой подвиг. Каждый человек за станком был героем. Каждый добивался, нередко ценой жизни, своей победы, пусть маленькой, но победы! Неустрашимость перед врагом, уверенность в грядущем «победном марше» фронтовиков крепила неустанная поддержка тружеников тыла, в том числе и наших земляков. Так сложилась Великая Победа, годовщину которой народы России ежегодно отмечают 9 мая как всенародный праздник.

Содержание

Введение
1. Новосибирцы в годы Великой Отечественной войны
2. Горно-Алтайцы в годы Великой Отечественной войны
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

тыл в годы великой отечественной войны.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

Успехи экономики  страны позволили  укрепить и усовершенствовать Вооруженные  Силы страны. Количество автоматического  оружия  в действующей армии к июлю 1943 года по сравнению с апрелем увеличилось почти в 2 раза, противотанковой артиллерии - в 1.5 раза, зенитной в 1.2  раза, танков  в 2 раза, самолетов в 1.7 раза. Действующая армия и флот насчитывали к этому времени 6612 человек ,имели на вооружении 105 тыс. орудий и минометов, более 10 тыс. танков, свыше 10 тыс. боевых самолетов, более 120 боевых кораблей основных классов.

Большие усилия  потребовались от советского народа для преодоления трудностей в сельском хозяйстве, валовая продукция которого снизилась по ряду причин. Колхозники, рабочие совхозов и МТС стремились максимально использовать все резервы сельскохозяйственного производства. С огромным  напряжением был проведен сев на разоренной земле, освобожденной  от  врага. Колхозное крестьянство делало, казалось, невозможное для обеспечения фронта и тыла продовольствием. На помощь деревне приходили горожане: летом 1943 года на полях трудились 2.7 млн. жителей городов. Сельское хозяйство обеспечивало Советскую Армию и население продовольствием, а промышленность сырьем практически без серьезных перебоев.

 

 

 

§4. ЖИЗНЬ СССР В 1944 ГОДУ

Победы, одержанные Советской Армией в 1944 году, стали возможными благодаря  новым достижениям тружеников тыла. Увеличение размаха наступательных операций Вооруженных Сил, завершение освобождения советской территории, осуществление освободительной миссии стало возможно благодаря сплочению усилий воинов и тружеников  тыла, мобилизации всех резервов и возможностей страны.

В 1944 году возникали новые проблемы. Нужно было  восстанавливать освобожденные от врага территории. Это требовало колоссальных усилий от людей и больших затрат. Самоотверженно трудились работники транспорта, обеспечивая бесперебойную связь фронта и тыла, выполняя возросшие задачи по перевозке воинских  и  народнохозяйственных грузов. Грузооборот всех видов транспорта возрос на 15.3 процента и в основном удовлетворял потребности страны. В Государственном плане восстановления и развития неродного хозяйства на 1944 год и в специальных решениях по отраслям народного хозяйства, экономическим районам, республикам, отраслям, краям и городам были определены основные объекты восстановления, очередность восстановительных работ. Особую заботу люди проявляли о возрождении промышленности Ленинграда, угольных шахт Донбасса, металлургических и машиностроительных заводов Юга.

Промышленность и народное хозяйство страны  набирало обороты. В 1944 году было выработано 39.2 млн. тон угля, 18.3 млн. тон нефти, произведено 7.3 млн. тон проката и т.д. В войска поступил 160-и  мм. миномет, который не имел себе равных за рубежом. Танковые заводы стали выпускать больше новых машин ИС-1, ИС-2. Войска получили модернизированные танки Т-34-85,обладающие большой скоростью, прочной броней и более мощной пушкой.

Героически трудились для фронта колхозники, работники совхозов и МТС. Война тяжело сказалась на развитии сельского хозяйства страны. Общая численность трудоспособного населения в 1944 году уменьшилась по сравнению с 1940 годом на 18 процентов. В невероятно трудных условиях шла борьба за хлеб. Нелегкий крестьянский труд выполняли женщины, подростки и пожилые люди.

1944 год стал переломным в развитии сельского хозяйства в военный период: был значительно превышен уровень 1943  года. Страна получила 49.1 млн. тон зерна, 1.1 млн. тон хлопка-сырца, 54.9 млн. тон картофеля.

 

 

 

§5. СОВЕТСКИЙ ТЫЛ НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ВОЙНЫ

Основой побед Советских Вооруженных сил являлись: рост военно-экономической мощи Советского Союза, целеустремленная работа коммунистической партии. 25 марта 1945 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР утвердили Государственный план восстановления и развития народного хозяйства на 1945 год. Он предусматривал полное обеспечение потребностей Красной Армии, хотя в целом удельный вес производства  военной промышленности  сократился. Военные расходы продолжали занимать значительное место, однако по сравнению с предшествовавшим годом, они сократились с 52.2 до 42.9 процентов всех расходов государства.

С начала 1945 года еще шире развернулось Всесоюзное социалистическое соревнование, стимулировавшее развитие технического прогресса и повышение производительности труда. Исключительно большое значение имело внедрение опыта новаторов. Только в танковой промышленности широкое применение передового опыта фронтовой бригады Е.П. Агаркова позволило за четыре с половиной месяца высвободить 6087 человек, а по 23 областям около 19 тыс. квалифицированных рабочих. Большое распространение получило соревнование  среди колхозников, работников совхозов и МТС. Весной в него включилось 22450 тракторных бригад.

В первом полугодии значительные результаты были достигнуты в промышленности. Ускоренными темпами продолжала развиваться энергетика. Успехи в области строительства и восстановлении энергетической промышленности СССР позволили увеличить выработку электроэнергии. По сравнению со вторым полугодием 1944 года производство в стране основных видов промышленной продукции значительно выросло. Так, было добыто угля больше на 8.6, железной руды - на15.4, выпуск чугуна - на 5, стали - на 1.7, проката - на 5.1  процентов.

На развитие сельского хозяйства, как и на другие отрасли, сказались тяжелые последствия вражеского нашествия, и прежде всего тяжелый урон, нанесенный  гитлеровцами сельскохозяйственным районам европейской части страны. В разоренных, сожженных, разграбленных деревнях повсеместно не хватало рабочих рук, особенно механизаторов ,а также машин, техники, скота, семян, удобрений. Восстановление сельского хозяйства на освобожденной от врага территории проходило с огромными трудностями. Однако благодаря руководству партии, труду в основном женщин, стариков и  подростков, активной помощи рабочих, сельское хозяйство постепенно набирало силу. Успехи в восстановлении народного хозяйства страны позволили Советскому государству уже в 1945 году увеличить производство машин ,горючего и минеральных удобрений для сельского хозяйства. Труженики села, несмотря на позднюю весну, организованно провели посевную  кампанию. При этом впервые за годы войны колхозники сумели выполнить государственный план сева яровых, а работники совхозов даже перевыполнить его. Самоотверженный труд  советского крестьянства, усилие механизации в сельском хозяйстве позволили довести посевные площади в последний военный год до 113.8 млн. га, что составило 75 процентов  посевных площадей 1940 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ВОЙНЫ

 

§1. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Советское государство было призвано мобилизовать все силы народа на разгром врага, подчинить всю свою деятельность достижению победы над гитлеровской Германией. Необходимость напряжения всех материальных и духовных сил народа для достижения победы над врагом потребовала подчинить все функции государства задаче разгрома немецко-фашистских захватчиков.

Первостепенное значение в Советском государстве приобрела функция военной защиты страны. Она стала шире по содержанию и непосредственно выражалась в деятельности государства по организации тыла и ведению военных действий на фронтах. Успешное осуществление этой функции зависело от руководства Коммунистической партии и усилий профсоюзных, кооперативных, комсомольских и других организаций трудящихся города и деревни.

Великая Отечественная война, потребовавшая  перестройки всей жизни страны на военный лад, обусловила ряд существенных изменений в структуре, полномочиях и формах деятельности органов Советской власти. Исключительно большие трудности войны побудили государственные органы изыскивать такие организационные методы и формы работы, которые позволили бы преодолеть эти трудности и добиться победы. К мероприятиям, характеризующим изменения отдельных сторон общественно-политической жизни, относились:

- создание Государственного Комитета  Обороны и его органов на  местах;

- предоставление военным властям  особых полномочий в области  обеспечения обороны страны, общественного порядка и государственной безопасности;

- отсрочка выборов в Советы  депутатов трудящихся и народные  суды;

- ограничение принципа коллегиальности  в деятельности органов власти  и управления;

- нерегулярное проведение сессий  местных Советов;

- уменьшение гласности в государственной  работе.

Кроме того, допускалось сужение  обычных форм и методов деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов государства, а также ограничение некоторых прав и свобод граждан. Например, был установлен особый режим рабочего времени, отменены отпуска для трудящихся, тайна переписки, неприкосновенность жилища, свобода передвижения.

Высшим органом государственной  власти в годы войны, как и в  мирное время, являлся Верховный  Совет СССР, который, осуществляя законодательную деятельность, рассматривал и утверждал на своих сессиях государственный бюджет СССР, вносил важнейшие изменения и дополнения в Конституцию СССР, ратифицировал отдельные международные договоры.

Однако деятельность Верховного Совета как законодательного органа была недостаточно развернутой, ибо условия военного времени и культ личности Сталина ограничивали принцип коллективного руководства государством. За время войны было проведено всего три сессии Верховного Совета: одна — в 1942 г., две другие — в конце войны, в 1944 и 1945 гг. На этих сессиях рассматривались вопросы внешней политики и государственного устройства, военно-хозяйственные планы и государственный бюджет.

Верховный Совет СССР состоял из 1388 депутатов. Союзных и автономных республик насчитывалось около 7 тыс. депутатов. Многие депутаты Верховных Советов занимали руководящие государственные посты, а когда началась война, большинство из них ушли в действующую армию.

В местностях, не объявленных на военном  положении, особенно на востоке страны, сессии Верховных Советов республик и местных Советов созывались более регулярно, здесь продолжали функционировать обычные административные и хозяйственные органы. Однако новые задачи, вставшие перед нашим государством, потребовали значительных изменений в отдельных звеньях его аппарата. Необходимо было перестроить работу государственных органов в связи со свертыванием мирного хозяйственного и социально-культурного строительства и сужением деятельности соответствующих наркоматов и ведомств, упразднением одних из них и созданием других.

При этом изменения в государственном  аппарате, оформленные и закрепленные законами военного времени, преследовали двоякую цель: во-первых, приспособить органы государства к условиям и  задачам войны; во-вторых, укрепить государственный аппарат на основе опыта, приобретенного в ходе войны.

Вследствие создавшегося чрезвычайного  положения и в целях быстрой  мобилизации всех сил народа на отпор врагу в самом начале войны был образован Государственный Комитет Обороны. Основанием для этого послужила статья 49 Конституции СССР, предоставляющая Президиуму Верховного Совета право объявлять состояние войны в случае агрессии против СССР или в связи с необходимостью выполнить международные договорные обязательства по взаимной обороне от агрессии. Постановление о создании ГКО было принято 30 июня 1941 г. Президиумом Верховного Совета, Центральным Комитетом партии и правительством СССР. Государственный Комитет Обороны получил всю полноту власти в стране. Он издавал постановления, имевшие силу законов военного времени. Все граждане, все партийные, советские, комсомольские и военные организации были обязаны беспрекословно выполнять решения и распоряжения ГКО. Он осуществлял общее руководство народным хозяйством в интересах военного производства, руководил строительством Вооруженных Сил и их управлением, принимал меры по обеспечению общественного порядка и безопасности, создавал в случае необходимости специальные комитеты и управления по делам военно-хозяйственного и оборонного строительства в нашей стране.

Основная задача ГКО — организация победы над врагом — могла быть решена при условии оперативной работы высших и местных органов власти. С этой целью во всех военно-промышленных наркоматах и ведомствах, краях и областях, на важнейших предприятиях и стройках ГКО имел своих уполномоченных. Они принимали необходимые меры для проведения в жизнь решений ГКО, контролировали деятельность местных государственных органов и должностных лиц, руководителей предприятий военной промышленности, военных строек, учреждений транспорта и связи по мобилизации сил и средств на нужды войны.

За годы Великой Отечественной  войны ГКО издал до 10 тыс. постановлений и распоряжений по самым различным вопросам хозяйственной жизни, государственного управления и военного строительства. Решения ГКО быстро проводились в жизнь партийными органами, государственным аппаратом и общественными организациями.

В 1941—1942 гг. ГКО создал во многих городах прифронтовой зоны местные комитеты обороны (в Москве, Ленинграде, Туле, Севастополе, Одессе, Сталинграде, Воронеже, Калинине, Ростове-на-Дону и др.). Они состояли из:

- председателя (секретарь обкома или горкома партии)

- заместителя (председатель исполкома  облсовета или горсовета);

- командующего округом (фронтом);

- члена Военного совета округа (фронта);

- представителя НКВД.

Комитеты обороны осуществляли свои функции в тесном контакте с  местными Советами и общественными  организациями. На граждан и учреждения возлагалась обязанность беспрекословно выполнять решения и распоряжения этих чрезвычайных органов военного времени.

Совет обороны был подотчетен Всероссийскому съезду Советов и его Центральному Исполнительному Комитету, он согласовывал свою деятельность с Совнаркомом, который осуществлял над ним общее руководство. ВЦИК и СНК имели право отменять или приостанавливать решения Совета по протесту наркоматов и по своему усмотрению.

Взаимоотношения ГКО с верховным  органом социалистического государства— Президиумом Верховного Совета СССР — ограничивались представлением ему, для издания соответствующих указов, отдельных важных решений законодательного характера. Отчеты ГКО в верховные органы партии и государства не поступали, а его права и полномочия не были четко определены. В деятельности Сталина, возглавлявшего Государственный Комитет Обороны, допускались серьезные ошибки.

Председатель ГКО Сталин единолично санкционировал в 1943—1944 гг. введение чинов и рангов для работников различных ведомств, а также персональных военизированных званий и погон для личного состава железнодорожного транспорта и работников других наркоматов и ведомств.

Информация о работе Сибирский тыл в годы Великой Отечественной Войны (на примере НСО и Республики Алтай)