Система государственного и местного управления в русских княжествах в удельный период XII – XV вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 23:11, контрольная работа

Краткое описание

Древнерусское государство — крупнейшая держава средневековой Европы. Русь сложилась и заняла «срединное» геополитическое положение в системе сопредельных цивилизаций: между католической Европой, арабским мусульманским Востоком, восточно-христианской Византийской империей, иудейским Хазарским каганатом, кочевниками-язычниками.История государственности и государственного управления на Руси XII – XV вв. нашла отражение в древнейшей общерусской летописи «Повесть временных лет», летописных сводах отдельных княжеств, уставах и других княжеских актах, произведениях общественно-политической мысли Древней Руси, житийной литературе, былинном эпосе. Отдельные стороны государственного управления и этапы его развития на Руси освещены в византийских и европейских хрониках, восточных нарративных источниках.

Содержание

Введение
1.Выявление предпосылок распада Киевской Руси и образования независимых государственных объединений.
2.Сравнение государственного устройства различных русских земель.
2.1 Владимиро-Суздальское княжество.
2.2 Новгородская феодальная республика.
2.3 Галицко-Волынское княжество.
3.Изменения в административном управлении русскими территориями в период ордынского ига.
4.Влияние монголо-татарского нашествия на развитие русской государственности.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

история гу.docx

— 55.70 Кб (Скачать файл)

  Территория края в верховьях Оки и Волги издавна населена славянскими племенами. Кроме них коренное население составляли меря, мурома, весь, мордва, а на Волге располагались племена Тюркского  происхождения.  Эти  племена  к XII  веку  находились  в  стадии  разложения  родового строя, у них выделялась зажиточная верхушка. Ростово-суздальские князья захватили эти земли и обложили их данью. 

  Здесь  позже,  чем  в  других  частях  Руси  стали  развиваться  феодальные  отношения.  Ко времени  распада  Древнерусского  государства  в  этом  крае  ещё  не  успела  сложиться  сильное местное  боярство,  способное  противостоять  усиливавшейся  княжеской  власти. Князьям  удалось создать такой крупный домен, которому могли завидовать другие русские князья. Свои огромные земельные владения они раздавали дружинникам и слугам. Часть земли отдавали  церкви. 

  В XII-XIII веках Владимиро-Суздальская земля - раннефеодальная монархия. В этот период Владимирские  князья  стали  распространять  свою  власть  на  восток,  на  земли Камских болгар  и мордвы. 

   В XIII-XIV веках отношение между великим князем и удельными  князьями регулировались на основе сюзеренитета-вассалитета,но со временем самостоятельность удельных князей усилилась, и они постепенно превратились в глав независимых от великого князя феодальных владений.

2.2 Новгородская  феодальная республика.

 

  В результате развития вечевой жизни общественный строй Новгорода получил законченное  развитие  в  сторону  образования  боярской  республики,  власть  которой распространялась на всю прилегающую к Новгороду землю. 

Вече - высший орган государственной  власти.

  Вечевой строй в Новгороде был своеобразной феодальной "демократией". 

Вече имело несравненно  большую силу. Причина этого заключалась в важной роли, которую играло  торгово-ремесленное  население  и  в  стремление  могущественного  боярства  не  допустить княжеской власти. Вече, будучи верховным органом власти, осуществляло самые разнообразные функции.  Ему  принадлежала  вся  власть  в  области  законодательства,  оно  решало  все принципиальные  вопросы  внешней  и  внутренней  политики:  избирало  или  изгоняло  князя, выносило  решения  по  вопросам  о  войне,  ведало  чеканкой  монет и т.д.  По  делам о государственных  и  должностных  преступлениях  вече  выступало  и в качестве  высшей  судебной инстанции. 

 Участвовать в вечевых собраниях могли все взрослые жители, исключая женщин и холопов. Вече созывалось по звону колокола на Ярославском дворе или Софийской площади. Вече имело свою канцелярию и архив, а вечевая печать считалась государственной. 

 

Занимаемые  должности.

 

Первое место среди  выборных должностных лиц Новгорода занимал епископ, получивший в 1165 году сан архиепископа. К его голосу всегда прислушивалась руководящая верхушка. В распоряжении посадника и тысяцкого находился целый штат подчинённых, с помощью которых  они  осуществляли  управление  и  суд.  Они  объявляли  решение  веча,  извещали  суд  о совершении преступления, вызывали в суд, производили обыск и т.д. 

Низшей  ступенью  организации  и  управления  в  Новгороде  было  объединение  соседей – "уличан"  с  выборными  старостами  во  главе,  пять  городских  районов – "концов"  образовывали самоуправляющиеся территориально-административные и политические единицы, имевшие также

в коллективной феодальной собственности особые кончанские  земли. В концах собирались свои вече, избиравшие кончанских старост. 

  Боярство  было  элитарной  прослойкой.  Доходы  бояр  складывались  от  земельных  вотчин, особенно  крупных  на  новгородском  севере.  Особенности  землевладения  заключались  в неразвитости  вассалитета,  и  боярство  выступало  как  безусловный  собственник  земель.  Бояре могли  определять  юридическую  судьбу  своих  земель  дарить,  менять,  продавать  в  условиях высокой  товарности  экономики,  отсюда  следует  ещё  одна  особенность:  отношения  боярства  с собственным  зависимым  населением  строились  на  отношениях  экономической  зависимости.

  Церковное  землевладение  сложилось  несколько  позже  боярского.  Значительная  часть земли принадлежала церкви. В результате чего здесь отсутствовали княжеские землевладения. 

  Специфика  положения  князей,  присылаемых  из  Киева  в качестве  князей-наместников, исключила возможность превращения Новгорода в княжество. 

С конца XI века, когда начинается борьба за городские вольности, политические верхи стали активно бороться за "угодных князей". Иногда даже устанавливались своеобразное "двоевластие": "князь-посадник".

Роль  князей  заметно  ограничивается  в XIII  веке.  С  князьями  заключались  договора,  в которых предусматривались  их обязанности и права, окончательно кандидатуру утверждало вече.

Предварительно  она  обсуждалась  на  заседании  боярского  совета.  Три древнейшие  договорные грамоты с великим князем Ярославом относят к 1264-1270 годам. 

 

Политический  строй.

 

В. О. Ключевский отмечает несколько  противоречий политического быта Новгорода. Первое из  них  состояло  в  несогласии  политического  строя  с  социальным.  Другое  заключалось в отношении Новгорода с князьями. Город нуждался в князе для внешней обороны и поддержания внутреннего порядка, иногда готов был силою удержать его у себя, но в то же время относился к нему с крайним недоверием, гнал его от себя, когда был им недоволен.  Эти  противоречия  вызывали  необыкновенное  движение  в  политической жизни  города. По мере  того  как  политический  строй  здесь  приобретал  все  более  выраженный  боярско-олигархический характер, права князя сокращались. 

  Князь  не  мог  творить  единолично  суд,  не  мог  без  контроля  посадника  раздавать новгородские земли и государственные "грамоты". Запрещалось приобретать земли в республике князю  и  его  вассалам.  Законодательная  и  дипломатическая  деятельность  не  могла  проводиться единолично, но князья получали определённую часть финансовых доходов Республики.

Эволюция республиканской  государственности сопровождалась угасанием роли  городского веча.  Одновременно  значение  городского  боярского  совета  росло.  Не  раз  в  истории  реальное значение денег и власти над народом уничтожало так называемый демократизм. Республиканская государственность  претерпела  изменения  от  относительного демократизма  до  откровенной олигархической системы правления к XV веку. В XIII веке образовался совет из представителей пяти  концов  Новгорода  из  состава  которого  выбирались  посадники.  Этот  совет  весьма целенаправленно играл интересами народа на вече. В начале XV века решения веча почти целиком подготавливались советом.

 

2.3 Галицко-Волынское  княжество.

 

Во  второй  половине XI-XII  веков  образовалась "областная"  территория  по  верхней  части течения Днестра. Сама территория получила название "Галицкой" земли в начале 40-х годов XII века. Волости Галицкая и Перемышльская объединились в руках Галицкого князя. 

Городов  в  этом  княжестве  насчитывалось  больше  чем  в  других.  Главным  городом  был Владимир  и Галицко-Галич. Часть Галицкой  земли по  западному Бугу называлась Червенскими городами. Крупнейшими городами были Холм, Перемышль, Теребоволь. 

Значительную часть жителей  этих городов составляли ремесленники и торговые люди.  Через  эту  землю  проходил   торговый  путь  из  Балтийского  в  Черное  море  и  сухопутные торговые пути из Руси в страны центральной Европы.  Зависимость  Днестровско-Дунайской  низовой земли  от  Галича  позволяло  ему контролировать европейский судоходный торговый путь по Дунаю. 

  Боярское землевладение в княжестве по хозяйственной мощи не уступало княжескому домену.  До  середины XII  века  Галицкая  земля  была  разделена  на  несколько мелких  княжеств, которые  в 1141  году  были  объединены  Перемышльским  князем  Владимиром  Володаревичем, перенесшим столицу в Галич. 

   Возвышение Галицкого княжества началось в XII веке при Ярославе Мудром (1153-1178). Он  высоко  поднял  престиж своего  княжества и успешно защищал общерусские интересы  во взаимоотношениях с Византией. Военному могуществу Ярослава автор ("Слово о полку Игореве")

посвятил патетические строки. 

 В  середине XII-века  эта  земля  обособилась  от  Киева,  закрепившись  в  качестве  родовой отчины  за  потомками  Киевского  князя  Изяслава  Мстиславовича.  На  Волыне  рано  сложился большой княжеский домен. 

Фактически  передача  княжеского  домена  по  наследству  сопровождалось  особым юридическим  оформлением,  выражавшимся  в  написании "ряда".  Волынские  бояре,  бывшие княжеские  дружинники,  оседали  на  земле.  Князья  жаловали  им  села  и  волости,  которые  они превращают в вотчины. 

Волынское  княжество  было  центром  земель  западной  Руси.  Галицкие  бояре  решили объединиться  с  ним. Объединение удалось в -1199 году. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Изменения в  административном управлении русскими  территориями в период ордынского  ига.

 

 

    В  декабре 1237г.  полчища  азиатских  кочевников,  руководимых монгольской  династией Чингизидов, вторглись в пределы Рязанского княжества. Завоевав его, они обрушились на другие княжества, и в 1242 году установили свою власть над русскими землями.

  Домонгольская Русь (ее географическое понятие) ограничивалась у современников Батыева нашествия сравнительно небольшой южной территорией, включавшей Киев, Чернигов Перяславль Южный  и  ряд  других  более  мелких  городов.  Только  после  монголо-татарского  завоевания, фактически  уничтожившего  южнорусские  княжества,  название «Русь»  переносится  на  земли, лежавшие в междуречье Оки и Волги, и закрепится за ними.

   В 30-е годы 13 века, накануне нашествия, Русь делилась на множество суверенных княжеств, иногда связанных военно-политическими договорами, иногда вассальной зависимостью. В общей сложности территории Древней Руси насчитывалось 18 крупных государственных образований, а если считать с вассальными княжествами, то около 30. При отсутствии политического единства, при  неполном  подчинении  младших  князей-вассалов  старшим  князьям,  не  было  и  единства военного. Поэтому монгольским ханам со своей великой армией, считавшейся наилучшей военной организацией  мира  в  то  время,  не  составило  большого  труда  подчинить  русские  княжества  и опутать их сложной административной системой.

   Завоеванные татарским войском русские земли не вошли непосредственно в состав Золотой Орды.  Золотоордынские  ханы  рассматривали  русские  земли как политически автономные, имеющие свою собственную власть, но находящиеся в зависимости от ханов и обязанные платить дань - «выход». Русские феодальные княжества стали в вассальные отношения к хану.

Чтобы как можно более  четко поддерживать систему властвования, ханы вживляли элементы монгольской  администрации  на  завоеванной  территории. Цель  ее  была  двойственной: обеспечивать армию рекрутами и собирать налоги для поддержания государства и императорской семьи.

 Методы применения этой политики варьировались в разных частях Руси. На Юго-западной Руси (на современном этапе это - территория Украины) - в Перяславской и Киевской землях и в Подолии -  монголы полностью ликвидировали княжескую администрацию,  заменив ее  своим прямым управлением. В Галицкой, Волынской, Смоленской и Чернигово-Северской землях, как и в  Восточной  Руси,  монголы  установили  собственное  управление  наряду  с  княжеской администрацией.  Новгород  после 1260  года  был  освобожден  от  присутствия монгольских чиновников,  но  не  от  обязанности  платить  налоги.  Даже  в  тех  русских  землях,  где  князья

оставались  у  власти  в  качестве  вассалов  хана,  монголы  оставляли  за  собой  право  ставить определенные  местности  и  группы  населения  под  свой  прямой контроль.  Некоторые русские земли даровались также в удельное владение членам семье Чингизидов.

  Как  известно,  каждый  русский  князь  должен  был  получить  ярлык  на  княжение  от  хана. После этого посланник хана (элчи) торжественно короновал его. Хан мог в любое время забрать назад княжеский ярлык, если у него были причины сомневаться в преданности князя. Получение такой  грамоты (ярлыка)  обычно  сопровождалось  вручением  русскими  претендентами  дорогих подарков хану и его близким родственникам, а с течением времени - и ближайшему окружению. Иногда  русским  князьям  приходилось  делать  доли  у  ордынских  купцов.  Эти займы нередко намного  превышали  финансовые  возможности  князя.  Тем  самым  еще  более  укреплялась зависимость русских князей от Золотой Орды.

  Хотя  русские  князья  и  оставались  при  власти,  их  административные  полномочия,  как вассалов хана, были ограничены, поскольку ханы назначали  своих  собственных чиновников для вербовки  воинов  и  сбора  налогов.  В  завоеванных  ими  землях  монголы спешили определить платежеспособность населения, проводя его перепись. Первую перепись в Западной Руси провели еще  в 1245г.,  последнюю  в  Восточной  Руси  в 1274-1275гг.  После  этого  монголы  больше  не прибегали к всеобщей переписи, используя данные предыдущих переписей в качестве основы для

налогообложения.

  Существовало две основных разновидности налогов: 1) прямые налоги с населения сельских районов; 2)  городские  налоги.  Основной  прямой  налог  назывался  данью.  В основе  его была десятина. Первоначально, монголы требовали десятую часть «со всего». В их первом приказании (1237г.)  люди  и лошади  были  упомянуты особо.  Несомненно,  скот  и продукты  сельского хозяйства  также  подлежали  десятине.  После  восстания  в  Новгороде  в 1259г.  был  введен сверхналог (туска)  как карательная мера.  Предположительно,  что он  также собирался в натуральном  виде.  Хотя  после  этого  случая  взимание  этого  налога  больше  не  повторилось,  и

Информация о работе Система государственного и местного управления в русских княжествах в удельный период XII – XV вв