Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 12:21, курсовая работа
Актуальность исследования: Истоки этой системы уходят непосредственно к событиям второй российской революции (1917- 1920 гг.). Важнейшей предпосылкой возникновения этой системы стала монопольная власть одной партии, сложившаяся после лета 1918года. К тому же, резолюция Десятого съезда РКП (б) «О единстве партии» на деле привела к свертыванию внутрипартийной демократии, ликвидации прав меньшинства в партии, невозможности для него отстаивать свои взгляды и, в конечном счете, к превращению партии в безгласный и послушный придаток партийного аппарата. Дополнительную роль сыграло изменение состава партии в 20-е гг. Диктатура пролетариата превратилась в диктатуру партии, которая в свою очередь уже в 20-е гг. стала диктатурой ЦК.
Введение
1.Основные направления реформ государственного управления в межвоенные 30-40-е гг.
2.Феномен эффективности советского государственного управления в Великой Отечественной войне
3.Особенности послевоенного государственного управления
Заключение
Список использованной литературы
Органы государственного управления прочно опирались на профсоюзные, комсомольские, кооперативные и другие массовые общественные организации, которым были присущи энтузиазм и самоотверженность, самостоятельность и творческая инициатива, значительно возросшие в годы войны на почве советского патриотизма и дружбы народов СССР.
Потеплело отношение государственных
органов к религиозным
Органы управления способствовали проявлению тенденции децентрализации государственного управления. Расширены права и функции республиканского управления. Более того, Украина и Белоруссия, а затем и другие республики получили право непосредственного сношения с иностранными государствами и заключения межправительственных соглашений.1 февраля 1944 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим народного комиссариата иностранных дел в союзно-республиканский народный комиссариат». В 1944 г. образованы наркоматы иностранных дел союзных республик. Украина и Белоруссия стали одними из первоначальных членов ООН. Окрепла суверенность республиканского управления в рамках союзного, что способствовало развитию самостоятельности республиканских органов в решении как местных, так и общесоюзных проблем.
Вывод. Государственное управление1941-1945 гг. было одним из источников и механизмов победы, которая воплотила его обобщающие итоги и критерии эффективности. Система управления советского типа опиралась на единство народа и власти, выявила свою способность в качестве движущей силы разгрома фашизма, помогла народу вынести ужас трагедии навязанной капитализмом войны, позволила СССР обрести статус ведущей мировой державы, внесшей решающий вклад в спасение цивилизации XX в. Она действовала в целом адекватно задачам, Условиям военной ситуации, 'допустила лишь отдельные издержки, просчеты в некоторых аспектах. Главное же состоит в том, что советское управление оказалось победоносным, отстояло свободу и независимость государства, обеспечило возможность для дальнейшего развития советского общества, способствовало послевоенному переустройству мира.
Фашисты смогли лишь частично реализовать свою человеко-убийственную программу истребления населения России, погубили примерно 8 млн военнослужащих и около 20 млн мирных советских людей (10% населения СССР), уничтожили треть национального богатства страны, обрекли советский народ на долговременные лишения, страдания. С нашествием фашизма связано переселение в восточные районы немцев Поволжья, калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев и представителей других этнических групп. Подобные меры по обеспечению надежности тыла проведены были в США, где после нападения Японии президент Ф. Рузвельт приказал выселить всех японцев с тихоокеанского побережья. В СССР после войны переселенцы возвращены, восстановлена их национальная государственность.
3. Особенности
послевоенного
Победный 1945 год открыл новую страницу в истории государственного управления. Оно постепенно и планово перестроено в соответствии с мирной, созидательной послевоенной концепцией победившего государства, что проявилось в демилитаризации, децентрализации и частичной демократизации, упразднении чрезвычайных органов и методов неконституционного характера, восстановлении и развитии конституционных принципов, извлечении уроков довоенного и военного опыта, творческого их применения и в других содержательных направлениях этого процесса. На их реализацию повлияли кризисное ослабление социально-экономического и кадрового управленческого потенциала страны, эпидемия тифа в 1945 г., засуха 1946 г., охвативший в 1946-1947 гг. многие регионы голод и другие внутренние факторы, а также обострение противостояния бывших союзников по антигитлеровской коалиции, холодная война, разрабатывавшиеся в 1945-1950 гг. США планы атомных ударов по СССР и другие международные факторы. Все это обусловило своеобразную чрезвычайность, административно-командный стиль как перестройки, так и функционирования послевоенного управления.
Демилитаризация, означавшая отказ от управления по-военному, переориентировку целей, текущих задач, государственных планов, бюджетов, функций органов управления на мирное строительство, осуществлена без суеты в соответствии с планами на третий — четвертый кварталы 1945 г., на 1946 г., пятилетним планом восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.
Изменили профиль многие структуры центрального управления. Наркомат минометного вооружения преобразован в Наркомат машиностроения и приборостроения, наркомат боеприпасов— в Наркомат сельскохозяйственного машиностроения, Наркомат танковой промышленности— в Наркомат транспортного машиностроения и т. д.
По Закону о демобилизации от 23 июня 1945 г. более 8,5 млн воинов трудоустроены органами управления, обрели мирное гражданское состояние. Государственное управление СССР не допустило безработицы, которая сохранилась и возросла после войны в странах другой общественно-экономической системы. Обновлен личный состав управленческого аппарата за счет квалифицированных специалистов, в том числе демобилизованных из армии служащих.
Ликвидированы ГКО, СВГК и другие чрезвычайные органы управления. Отменено совмещение одним лицом высших государственных должностей, И. В. Сталин освобожден от постов председателя ГКО, Верховного главнокомандующего, наркома обороны и других, остался лишь председателем СНК СССР. Отказ от чрезвычайщины не стал забвением ее в первые послевоенные годы. Склонность к ней проявляли руководители, привыкшие командовать, управлять директивно, имелись рецидивы. Искоренение элементов чрезвычайщины являлось сложной проблемой управления во второй половине 40-х гг.
Восстановлены конституционные принципы управления, проведены всенародные выборы союзного (1946, 1950 гг.), республиканских верховных советов (1947, 1951 гг.), областных, краевых, окружных, городских, районных, поселковых, сельских Советов депутатов трудящихся (1947-1948, 1952 гг.), которые во время войны продолжали действовать без переизбрания. Обновлена вся система законодательных и исполнительных органов, восстановлен конституционный статус верховных и местных советов, упорядочена их законодательная работа, усилен контроль представительных органов над исполнительными.
Децентрализация управления
проявилась в расширении полномочий
республиканских управленческих структур.
Она сочеталась с тем, что законы
республик приводились в
СНК преобразованы в советы министров по Закону от 15марта 1946 г. Повышен статус союзного и республиканских исполнительных органов, которые все полнее сосредоточивали властные и управленческие функции. Министерства стали ключевым звеном управления конкретными отраслями экономики и культуры. Сокращено выросшее в годы войны количество комитетов, главков, управлений, советов. Министерская система была динамичной в стадии становления. Министерства дробились, разукрупнялись в связи со специализацией отраслей народного хозяйства и культуры или объединялись. В 1946 г. имелось 49 министерств СССР, в 1947 г. — 58, в1948 г. — 59, в 1949 г. — 48, в 1950 г. — 51. Изменялось соотношение и количество общесоюзных и союзно-республиканских министерств. Количество первых колебалось по годам от 28 до 36, а вторых— от 19 до 23, что отразило тенденции централизации и децентрализации, поиски оптимального варианта их взаимодействия. Усилен принцип подчинения наиболее важных предприятий непосредственно союзным министерствам.
Особыми функциями обладало ведомство государственного контроля, возглавлявшееся министром Л.3. Мехлисом до1953 г. Оно жестко контролировало исполнение решений правительства во всех отраслях управления и народного хозяйства, соблюдение финансово-бюджетной дисциплины, действовало независимо от других управленческих структур, выявляло недостатки, злоупотребления, привлекало виновных к судебной ответственности.
Существенно возросло значение прокуратуры, надзора за соблюдением законности всеми органами управления. Этому способствовала демократизация судебной системы, отмена военных трибуналов на транспорте, избрание впервые в истории Советского государства в 1948-1949 гг. населением народных судей и заседателей, усиление дисциплинарной ответственности судей.
Трудно налаживалось управление
аграрным сектором страны, который
более других пострадал в годы
войны и медленно восстанавливался.
Наряду с укреплением материально-технической
базы, организации труда, повышением культуры
земледелия и животноводства, оплаты труда
органы управления применяли административно-
Вывод.
Обобщающим итогом перестройки военного государственного управления в послевоенное время стали восстановление и развитие народного хозяйства, довоенного уровня численности населения (1953г.), восполнение демографической военной потери, решение крупных социально-экономических задач, увеличение численности рабочих, врачей, научных работников и учреждений, студентов в полтора раза, рост отчислений на социальное страхование, стипендии учащимся и студентам, пособия многодетным и одиноким матерям, вдовам погибших воинов, оздоровление финансовой ситуации, снижение вдвое детской смертности, снижение розничных цен ежегодно в 1949-1952 гг. на продовольственные и промышленные товары первой необходимости, которые стали на 43% ниже уровня1947 г. и стимулировали рост спроса и увеличение производства товаров.
Заключение
В 30-40-е гг. советское государственное управление неоднократно реформировалось, отразило особенности:
а) короткой межвоенной паузы 20-30-х гг.;
б) второй мировой войны с 1939 г. и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
в) послевоенного развития второй половины 40-х - начала 50-х гг. Оно перманентно перестраивалось на основе Конституций РСФСР, Союза ССР и других республик применительно к менявшимся задачам и условиям каждого из этих трех периодов, под влиянием внутренних и внешних объективных факторов, а также факторов субъективного характера, связанных с качеством властной и управленческой элиты.
В 20-е гг. советское управление было реформировано по-нэповски, обрело союзный уровень в условиях образования СССР, изменило свой характер в 30-е гг. в условиях утвердившихся качественно новых, социалистических основ во всех сферах общества. Вторая мировая и Великая Отечественная войны обусловили специфическое превращение государственного управления в сражавшееся управление, сочетавшее конституционность, народность, чрезвычайность, централизм и другие черты как органа-чески присущие советскому типу управления, так и вынужденные экстремальной военной обстановкой. Послевоенное управление функционировало на конституционной правовой основе а под влиянием холодной войны вынуждено было порой применять административно-командные методы и формы, жесткий централизм, которые отягощались проявлениями культа личности, нарушением советской демократии, формированием режима диктата властного бюрократического аппарата Советов и ВКП (б), утверждением в системе управления авторитарно-бюрократического стиля, репрессиями ответственных должностных лиц государства и партии, специалистов разных отраслей народного хозяйства и культуры.
Обеспечившее победу над фашизмом послевоенное ускоренное восстановление экономики, дальнейшее социальное восхождение СССР, превращение его во вторую ядерную и супердержаву, в лидера социалистической линии мирового развития советское государственное управление на рубеже 40-50-х гг. оказалось опутанным накопившимися противоречиями, пораженным растущими кризисными явлениями. Вызревали потребность и предпосылки радикального демократического реформирования всей его системы с учетом задач и возможностей нового исторического этапа, лучших образцов мирового опыта государственного управления.
Список использованной литературы
1. Боффо Д. История Советского Союза – Т.2.,М. 1990 . с. 401-532
2.Волкогонов Д. Семь вождей.- М.: 1997 г.
3.Данилов А.А. , Косулина Л.Г.« История России» учебник для 9 класса М. 1996
4.Дмитренко В.П. История России XX век. - М., АСТ 1998.С.510-526
5.Зенькевич Н. Тайны уходящего века. - М.: 1999
6.Зуев М.Н. «История России» пособие для поступающих в вузы – М., 1998, С528-540
7.Хоскинг Джеффи. История Советского Союза. - М.: 1996
8.Киселева А.Ф., Щалина Э.М., Новейшая история Отечества XX век. Учебник для вузов, Т.2.-М.,С.300-302
9.История России в вопросах и ответах. Учебное пособие. Сост. С.А. Кислицин.- Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс»,1999
10.Отечественная история ХХ век. Учебное пособие для учащихся средних общеобразовательных, специальных и высших учебных заведений. Под ред. проф. А.В. Ушакова.- М.: 1997