Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 19:51, курсовая работа
Города, упомянутые в сочинении баварского географа, несомненно, обладали незначительными размерами, что доказывается следующими соображениями. Для племени attorosi, под которым Шафарик с основанием понимает тиверцев, географ указывает 148 городов. Даже в позднейшее время такое количество более или менее значительных городских поселений не уместилось бы по течению Днепра и Буга, где, по летописи, жили тиверцы и уличи. Говоря об этих племенах в прошедшем времени, летописец замечает: «И суть города их и до сего дня». Эта несколько неясная фраза должна быть понята в том смысле, что остатки городов тиверцев и уличей ещё сохранились во времена летописца (т. е. в XI- XII в.)
ВВЕДЕНИЕ 3
РОЗДЕЛ 1 ИСЛЕДОВАНИЕ ИСТОЧНИКОВ. ИСТОРИОГРАФИЯ 6
РОЗДЕЛ 2 СМОЛЕНСКИЕ ЗЕМЛИ В ПЕРИОД XIII-XV ВЕКОВ 9
2.1 Удельная Русь с XII по XVI века 9
2.2 Смоленское княжество 11
2.3 Политика Смоленского княжества 15
2.4 Развитие торговли и ремесел 22
ВЫВОДЫ 28
ИСПОЛЬЗОВАНАЯ ЛИТЕРАТУРА 31
В красочном альбоме земельных гербов России, изданном в 1974 году, Н.Н. Сперансов19 наличие герба Смоленска в начале XV века подтверждал тем, что изображение пушки с райской птицей якобы украшало знамена смолян в знаменитой Грюнвальдской битве в 1410 году, где стойкость и самоотверженность смоленских полков предрешили исход сражения в пользу польско-литовско-русского войска. Существует еще ряд гипотез, среди которых есть такие, которые приписывают изображению более древние корни. Изображение пушки на гербе это, по этим гипотезам, искаженный фаллический символ с античных резных камней (гемм), которые часто использовались на Руси в качестве печати.
Смоленск был крупным
пунктом торговли и ремесленного
производства, военной крепостью. Археологические
раскопки Гнездовских курганов и
в самом Смоленске
Так как смоленские земли изобиловали лесами, то производство и обработка древесины тут занимали одно из значемых мест.
В лесах Смоленской земли находились деревья различных пород. Тут были ель, береза, сосна, дуб. Береза, как надо думать, пользовалась у кривичей каким-то особым значением: мы видим целый ряд курганов, где покойники обернуты в бересту; интересно, что этот обычай удерживается даже и в христианское время. Вообще лесными богатствами в то время не дорожили и утилизировали их без всякой бережливости. В огромном количестве гналась смола, которая шла как для внутреннего употребления, так и для вывоза заграницу. Как видно, ее заготовлялись огромные запасы, иногда остававшиеся не проданными. Огромные вековые деревья рубились и сплавлялись по Днепру и Двине; иногда на месте приготовлялись доски, колья, служившие также предметом вывоза. Кривичи были известны также как строители лодок однодеревок. Последние были, конечно, необходимы им лично, но мы знаем, что еще в X ст. кривичи, по словам императора Константина Багрянородного, зимой рубили в своих лесах деревья, вчерне приготовляли из них лодки-однодеревки и весной сплавляли их на юг, к Киеву. Несомненно, местного изготовления были вообще все суда, как ладьи, челны, учаны. Домашний материал в своих лесах находили жители Смоленской земли для кол и саней, на которых между прочим перевозились и товары . Едва ли можно сомневаться и в том, что в Смоленской земле было развито бондарное ремесло, и что бочки, которыми мерялось жито и хмель, и кади, служившие для меду, были местного изделия20.
В Смоленской земле известны были с очень отдаленных времен и возделывались: рожь, ячмень, пшеница, овес, горох, капуста, хмель, лен, конопля, пенька. Развивалось занятие садоводством и огородничеством. Что касается в частности капусты, то ею специально засевались целые огороды, а люди, за ними наблюдавшие, носили и название „капустники“. Лен и пенька, по всей вероятности, и в древнейшее время, как и позже в XVI ст., служили предметом вывоза. Но несравненно большее значение в материальной жизни смольнян, конечно, имело хлебопашество. Земледелие в Смоленском княжестве процветало. Смоляне являлись чуть ли не главными поставщиками хлеба в Новгород, Киев и за границу. Места „пожней“ приходилось отвоевывать у леса. До нас дошло описание от XVI в. расчистки леса. Около праздника Св. Апостолов Петра и Павла и до праздника Успения Пресвятой Богородицы обыкновенно рубят деревья и поросли и оставляют все это на зиму. Весной, после Пасхи нарубленное дерево сжигают, и получается весьма плодородная почва. Если на расчищаемом месте деревья очень стары и толсты, то их не рубят, а обрубают только с них часть ветвей и вырубают кустарники, чтобы не лишить поля тени. Такое расчищенное из-под леса поле носило название „ляда“, а пашни, устроенные среди леса раньше и засевавшиеся уже не раз, назывались „старины“. Все зависело, конечно, от сил земледельца: сколько может захватить у леса земли, столько и его; может он ежегодно производить расчистку новых „притереб“, он будет иметь, конечно, превосходный урожай21.
При раскопках курганов, в большей части случаев, или в глиняных горшках, или просто среди пепла и земли, находят кости домашних животных. Другие данные также указывают на довольно разнообразную фауну в Смоленской земле. Из числа домашних животных мы можем указать собаку, птиц, лошадей, рогатый скот крупный и овец; из насекомых особенно важную роль играли пчелы. Лошадей было в Смоленской земле довольно значительное количество: находятся сведения о целых табунах. Лошади необходимы были на войне, для работ земледельческих, для перевозки товаров на колах и санях. Смоленск производил лошадьми торговлю с зап. Европой через Ригу. Смольняне, очевидно, добывали коней с юга чрез Северскую и, может быть, Рязанскую область. Как видно, некоторые кони были очень хорошей породы и ценились дорого. То обстоятельство, что князья дают церквам и монастырям „сеножати“, может само указывать на занятие скотоводством. Но мы имеем в дошедших до нас документах указания на существование городских стад. В могилах радимичей встречаются ремни и кожи. Что касается разведения овец, то давность его доказывается находкой в одном из курганов на территории древнего Смоленского княжества ножниц, употребляемых для стрижки овец, и скелета барана.
Учитывая географические особенности – близость больших рек и немалых озер, можно предположить о наличие рыбного промысла. Некоторые источники указывают на то что рыбный промысел развивался исключительно для внутреннего потребления. Но тем не менее она был значительно развит. Орудиями промысла в Смоленской земле являются невод, бредник и ез. Ез в переносном смысле означал и место ловли, и самую ловлю. Какие рыбы ловились по преимуществу смольнянами, сказать тяжело, исключение составляет запротоколированный осетр, который в качестве дани доставлялся и князю22.
Раскопки, произведенные в разное время на территории Смоленского княжества, дают возможность утверждать, что племена, входившие в состав его населения, с очень отдаленного времени стояли на довольно высокой ступени культуры. В курганах в довольно большом количестве находят предметы домашней утвари, остатки одежды, украшений. Из металлов тут находят бронзу, железо, медь, серебро и золото. Железо находят в виде гвоздей, железных скобок, пряжек, ножей, шпор, топоров, наконечников стрел, булавок, которые в иных случаях снабжены кольцами или медными ручками. Из меди же были кольца, спиральные проволоки, пуговицы. Из серебряных вещей попадаются браслеты, кольца, пряжки, серебряные украшения с привесками. В раскопанных курганах также находят множество глиняных изделий, частью сохранившихся в курганах в целом виде, частью в черепках. Есть основание предполагать, что все эти глиняные вещи были местного изделия. В курганах находят также куски железа и железные кузнечные слитки; в кусках же и слитках, вместе с железными встречается и медь. Эти факты указывают на существование в Смоленской земле кузнечного ремесла еще в X и XI в. В историческое время в самом Смоленске в числе ремесленников упоминаются кузнецы и котельники. Поэтому можно почти с уверенностью сказать, что оружие, как копья, мечи, щиты, кольчуги, шлемы, наконечники стрел,— были смоленского приготовления, хотя это не мешало и привозу оружия из-за границы. Несомненно, что гири для взвешивания товаров делали сами смольняне.
Торговые отношения главным образом определялись тем, что на территории кривицкого племени находились узлы всех главнейших водяных сообщений восточной Европы. Тут, в этой области, должны были встречаться, отсюда должны были расходиться произведения далекого востока и запада, севера и юга. Поэтому можно предполагать, что Смоленская земля находилась в оживленных торговых сношениях со всеми своими соседями, а через них, или даже непосредственно, с далекими образованными странами, на востоке по крайней мере с Булгарией, на юге с Византией. Если проследить пути, которыми могли обмениваться товары с Западной Европы на азиатские, то можно придти к заключению, что дорога, чрез Двину, Касплю, Днепр, Вязьму, Москву — является самой кратчайшей и несравненно более прямой, чем окольная дорога чрез Финский залив, Неву, Ладогу, Волхов и Волгу. Это направление восточной торговли ясно обозначается монетными кладами, состоящими из арабских диргемов. Этот монетный след можно проследить от устья западной Двины и до среднего течения р. Москвы. Таким образом, мы не имеем никакого основания сомневаться в торговых связях Смоленской земли с культурными странами Азии. Этими торговыми сношениями и объясняется присутствие в курганах радимичей и кривичей бронзовых ламп восточного стиля, шелковых тканей и драгоценных каменьев. Арабы, персы и хорезмийцы, в числе прочих изделий, доставляли в Европу и шелковые материи, и драгоценные камни. Посредниками в этой торговле являлись волжские булгары. Вообще, посредничество их в торговле народов восточной Европы и в частности Руси с Азией общепризнано. Но открытие в Псковской губернии пяти обломков булгарских монет из города Сувара вместе с немногочисленными, правда, но тем более драгоценными указаниями „Рижской Долговой Книги“ доказывают, что восточные товары проходили через руки смольнян. В Рижской Долговой книге, этом драгоценном памятнике XIII—XIV вв., мы находим сведения, что воск доставлялся в Ригу в „булгарских“ кусках, что в Суздале постоянно проживали немецкие купцы, каким в XIII ст. был некто Любберт, что из Риги купцы часто ездили в Суздаль; эта торговля в значительной степени находилась в руках крупных рижских капиталистов, которые иногда принуждали мелких торговцев отказываться от посещений Суздальской земли. В 1375 году ушкуйники сделали большой набег на восточные страны. Они разграбили Кострому, Нижний Новгород, бросились на Каму, произвели опустошение ее берегов, снова вошли в Волгу, доплыли до Булгара, продали там пленных, двинулись вниз по Волге, избивая гостей и захватывая их товары. Наконец, около Астрахани все ушкуйники были перебиты. Оказывается, что „воеводами“ их были двое: какой-то Прокопий и Смольнянин, люди, очевидно, бывалые, знавшие страну, куда вели своих товарищей23. Что касается торговли смольнян в земле Суздальской, то она не подлежит сомнению. Так, в 1216 году в одном Переяславле Залесском обнаруживаются пятнадцать смоленских купцов24. Едва ли смоленские гости ограничивались лишь суздальскими городами. Вероятнее предположить, что они бывали по торговым делам и в Булгаре и далее на юг, по Волге.
Начиная с 30-х годов 12 века Русь уже необратимо вступила в полосу феодальной раздробленности. Русь распадается на несколько княжеств, которые получили название земли, внутри них формируются более мелкие, вассальные по отношению к ним княжества. Начало феодальной раздробленности положил съезд в Любиче. Потому что, когда сильное и мощное государство Киевская Русь было разделено между внуками Ярослава Мудрого, следовательно разбито на мелкие княжества, то есть феодально-раздроблено и ослаблено. Однако окончательно она оформилась к 12 веку.
Причины раздробленности можно разделить на экономические и политические. Во-первых, формируется и развивается вотчинная собственность на землю, княжеский домен, то есть в рамках единого государства сложились самостоятельные экономические районы, в которых существовало натуральное хозяйство, выросли новые города, зарождались и развивались крупные вотчинные хозяйства, строились монастыри и церкви. Во-вторых, в каждой из земель за спиной у князей встали выросшие и сплотившиеся феодальные кланы — боярство, со своими вассалами, богатая верхушка городов, церковная иерархия. Также Киев, как центр, потерял свою прежнюю роль. Русь укрепила свое влияние на международной арене, завоевательных походов становилось все меньше и меньше, князья могли сами обороняться от остатков кочевников. Вследствие этого не было необходимости быть единой в военном плане. Запутанный порядок престолонаследия порождал междоусобные войны.
Однако распад Руси не был полный. Существовала единая русская церковь и митрополичья кафедра. Во время крупных внешних набегов русские князья объединялись, также сохранилось несколько крупных центров, претендентов на роль объединителя.
Период ХIV-ХV вв. определяется в соответствующих исследованиях по средневековой истории как время преодоления политической раздробленности и становления либо национальных моноэтничных, либо (как ВКЛ) полиэтничных государств. В этой связи особый интерес представляют собой политические процессы, происходившие в тех или иных, стоящих уже на рельсах объединительного движения, но продолжавших еще сохранять независимость земель. Смоленская земля, вошедшая одной из последних в состав Литовского княжества, представляет собой в этом плане прекрасный образец.
Укрепив в первой половине
XIV в. авторитет центральной власти,
и сохранив Смоленское княжество от процесса удельного раздробления,
великие смоленские князья, тем не менее,
вынуждены были определенным образом
скорректировать свою внутреннюю и внешнюю
политику. На западных границах земли
вместо ослабленных и достаточно далеко
отошедших друг от друга удельно-автономных
образований, составлявших некогда единое
целое в рамках Полоцкого княжества, становившихся
часто легкой добычей военных отрядов литовских
князей, появилось довольно обширное государственное
образование - Великое княжество Литовское.
Сближение с ним было не только настоятельной
необходимостью в торгово-экономическом
плане, но и открывало возможности для
решения вопроса об ослаблении ордынского влияния
на Смоленщину. Соответственным образом
определялась и великокняжеская позиция
в отношении Литовского княжества. Ростиславичи
считали для себя не только вполне безопасным,
но даже чрезвычайно полезным всяческое
упрочение отношений со своим западным
соседом вплоть до признания определенного сюзеренитета
Исследовав этот период в жизни смоленских земель можно сделать следующие выводы:
В Смоленской земле вплоть до конца XIV в. не сложилась собственно удельная система, характеризовавшаяся переходом верховной власти от отца к старшему сыну и т.д., в виду сохранения старой системы передачи власти по старшинству в роду, что и обеспечило определенную политическую целостность и стабильность княжества до времени его присоединения к ВКЛ.
На Смоленщине как великокняжеские, так и общинные приоритеты в первой половине XIV в. были направлены на установление тесных отношений с ВКЛ в стремлении обеспечить как дальнейшее экономическое развитие земли, так и определенную защиту от посягательств на внутреннюю и внешнюю политику княжества со стороны Орды и ее главных администраторов на русских землях - московских князей.
Конфликтность в отношениях между Великим княжеством Смоленским, ВКЛ и Великим княжеством Владимирским во второй половине XIV в. была вызвана усилением опасности потери государственной независимости Смоленской земли, исходившей со стороны правителей обоих государств
На Смоленщине как и в других русских землях ВКЛ на протяжении второй половины XV в. шел процесс превращения местной знати в составную часть общегосударственного привилегированного сословия, не получивший своего окончательного завершения ввиду присоединения территории земли к Московскому государству.
Смоленское княжество в рассматриваемый период имело много предпосылок стать новым культурным, торговым, а главное политическим центром Руси на долгий период, но, ввиду рассмотренных в работе причин, не стало таковым, и постепенно пошло на «закат».