В 1658 году, во время одного из
праздников, царский окольничий ударил
палкой патриаршего человека, прокладывая
дорогу царю через толпу людей. Получивший
удар возмутился и назвал себя "патриаршим
боярским сыном". Но тут же получил ещё
один удар палкой по лбу.
Никону доложили о случившемся,
и тот пришёл в негодование. Он написал
царю гневное письмо, в котором требовал
тщательного расследования данного инцидента
и наказания виновного боярина. Однако
расследование никто не начал, а виновного
так и не наказали. Всем стало понятно,
что отношение царя к владыке изменилось
в худшую сторону.
Тогда патриарх решил прибегнуть
к проверенному методу. После обедни в
Успенском соборе он снял с себя патриаршие
ризы и объявил, что покидает патриаршее
место и уходит на постоянное житие в Воскресенский
монастырь. Находился тот под Москвой
и назывался Новым Иерусалимом. Народ
попытался отговорить владыку, но тот
был непреклонен. Тогда выпрягли лошадей
из кареты, но Никон своего решения не
изменил и покинул Москву пешком.
Престол патриарха остался
пустым. Владыка полагал, что государь
испугается, но тот в Новом Иерусалиме
не появился. Наоборот, Алексей Михайлович
попытался добиться от своенравного владыки
окончательного отказа от патриаршей
власти и возвращения всех регалий, чтобы
можно было на законном основании избрать
нового духовного лидера. А Никон всем
говорил, что может вернуться на патриарший
престол в любой момент. Продолжалось
это противостояние несколько лет.
Положение было абсолютно неприемлемым,
и Алексей Михайлович обратился к вселенским
патриархам. Однако их приезд пришлось
ждать долго. Лишь в 1666 году в первопрестольную
прибыли двое из четырёх патриархов. Это
александрийский и антиохийский, но они
имели полномочия от двух других своих
коллег.
Никону очень не хотелось представать
перед патриаршим судом. Но всё же его
заставили это сделать. В результате своенравного
владыку лишили высокого сана. Но длительный
конфликт не изменил ситуацию с расколом
русской православной церкви. Тот же собор
1666-1667 годов официально утвердил все церковные
реформы, которые осуществлялись под руководством
Никона. Правда, сам он превратился в простого
монаха. Сослали его в далёкий северный
монастырь, откуда божий человек и наблюдал
за торжеством своей политики.