Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 16:46, реферат
...Смута наша богата реальными последствиями, отозвавшимися на нашем общественном строе, на экономической жизни её потомков. С.Ф. Платонов.
За годы формирования Российского государства произошло много событий, оставивших кровавый след. Но самым значительным и судьбоносным стал период рубежа XVI - XVII столетий, вошедший в историю как Смутное время.
Введение
1. Причины Смутного времени и его начало
2. Разгар Смуты
3. Основные итоги Смутного времени
Используемая литература
Самозванческая интрига, по мнению Р.Г. Скрынникова, родилась в церковной среде, а по мнению В.Б. Кобрина - в боярской. Когда первая весть о появлении самозванца в Польше дошла до Бориса Годунова, он сразу сказал боярам, что это дело их рук. В.О. Ключевский указывал на то, что появление Лжедмитрия не связано с иноземцами «он был только испечен в польской печке, заквашен в Москве».
Однако Лжедмитрию I не удалось удержаться у власти. Каковы причины его падения?
- Проведение самостоятельной политики, нежелание быть марионеткой в руках Боярской думы.
- Падение популярности в низах столичного общества, поскольку он пренебрежительно относился к русским обычаям, окружил себя поляками, не учитывая настороженного отношения русских к иноверцам и заносчивости «латинян».
- Неисполнимость обещаний, которые он раздавал, стремясь к трону.
- Чуждость политической программы Лжедмитрия I сознанию боярской элиты и других слоев общества.
В народе активно распространялись слухи, что царь – поганый, некрещеный, потакает чужеземцам. Но популярность Лжедмитрия продолжала оставаться очень высокой. Свергли Лжедмитрия с помощью заговора. В ночь с 16 на 17 мая 1606 года в шесть часов утра Лжедмитрий I был убит двумя выстрелами в упор, произведенными дворянами Иваном Воейковым и Григорием Волуевым. Труп разрезали на части, сожгли и, смешав пепел с порохом, выстелили из пушки в ту сторону, откуда и пришел самозванец в Москву.
После убийства царя заговорщики заседали три дня, решая, кому достанется московский трон. Представитель старейшего рода Рюриковичей князь Федор Мстиславский, не участвовавший в заговоре, отказался от короны в пользу Василия Шуйского, второго по старшинству в линии Рюриковичей. На трон претендовал также князь Василий Голицын, лично присутствовавший при убийстве двух царей Федора Борисовича и Лжедмитрия I. Также в числе кандидатов были Романовы. В конечном итоге, трон достался Василию Шуйскому.
На импровизированном Земском соборе, а точнее на Лобном месте, царем был «выкликнут» князь Василий Шуйский. Он впервые в истории России присягнул подданным - дал «запись» (обязательство), соблюдение которой закрепил целованием креста. В «подкрестной записи» были зафиксированы обязательства, дававшие подданным определенные гарантии от произвола. Конечно, нужно иметь в виду, что Шуйский руководствовался политиканскими соображениями, тем не менее, это был «первый опыт построения государственного порядка на основе формально ограниченной верховной власти».
Воцарение Шуйского не принесло стране успокоения. Проблема нового царя состояла в том, что любили его очень немногие, а ненавидели очень многие. Главными причинами недовольства были некорректный путь Шуйского к престолу и его зависимость от кружка бояр, «его избравших и игравших с ним как с ребенком». Любила его, первоначально, Москва, чернь, которая участвовала в свержении Лжедмитрия I, погроме и грабеже поляков. «Активно не любила» царя провинция. Сначала перестают подчиняться Москве города, граничащие с Речью Посполитой, а потом – Тула, Рязань и окружающие их земли, отпадают области, лежащие к югу от Рязани, за Волгой, Камой, поднимает мятеж Астрахань. Центром антимосковского движения становится Путивль.
Да и те социальные силы, которые участвовали в борьбе Лжедмитрия за престол, рассчитывали на более серьезные политические изменения. Следует учесть и то, что для современников права Шуйского на престол вызывали большие сомнения. Поэтому, когда прошел слух о том, что «царь Дмитрий» вновь спасся и появился в Польше, под знамена нового самозванца собралось многочисленное войско. Они пытались повлиять на события, направив в Россию своих доверенных лиц, уполномоченных организовать мятежный поход на столицу. Одним из руководителей мятежников стал бывший боевой холоп Иван Болотников, вторым - Истома Пашков, сын боярский. В октябре 1606 г. мятежное войско, состоящее из казачьих, дворянских и крестьянских отрядов, подошло к Москве. Позже часть из них перешла на сторону Шуйского. Болотников отступил от Москвы к Туле где был окружен и схвачен (1607).
Историки советской школы этот, период Смуты обозначили как Крестьянскую войну, выделив ее центральным требованием поход Болотникова. Однако никаких специфических крестьянских требований Болотников и его соратники не выдвигали. В.О. Ключевский вообще отрицал наличие каких-либо общественно значимых устремлений участвовавших в Смуте «низших, классов».
А Р.Г. Скрынников, доказывая, что народные движения начал XVII в. не были крестьянской войной, в частности, утверждает, что Болотников преследовал, прежде всего, политические цели, а не социальные. Автор полагает, что сила этого движения как одного из важнейших этапов гражданской войны заключалась в том, что оно объединило разные слои и группировки общества.
Вместе с тем Смута начала менять мироощущение, мировосприятие средневекового россиянина. Во-первых, народ обнаружил, что государство и государь не могут без него обойтись, тогда как он сам не всегда испытывает в них нужду. Во-вторых, оказалось, что государство - это не вотчина, населенная случайными людьми, скорее сами цари могут оказаться случайными фигурами. В-третьих, выяснилось, что «холопы» обладают политической волей, которая при определенных обстоятельствах сама может стать источником власти. Цари и самозванцы почувствовали изменение ситуации, поэтому и стали возникать элементы договорных отношений между ними и народом.
Между тем по России была разнесена молва, что «московские изменники вместо Дмитрия умертвили какого-то немца», что истинный сын Ивана Грозного жив, но скрывается, ожидая поддержки своих друзей. И когда в пределах Московского царства объявился Лжедмитрий II, страна разделилась: одни были за царя Василия, другие - за нового претендента на престол, который расположился далеко от Москвы, в Тушино. Зимой 1608-1609 гг. тушинский лагерь превратился в настоящий укрепленный город с царским дворцом. Сюда приходят все новые отряды из Польши, которые, формально подчиняясь самозванцу, занимались грабежом местного населения. Наряду с ними мародерствовали и русские. Города переходили из рук самозванца, прозванного «Тушинским вором», в руки царя Василия либо добровольно, либо в ходе военных сражений.
Не видя иного способа справиться с «тушинцами», которых негласно поддерживал польский король Сигизмунд III, Василий Шуйский обратился за помощью к шведскому королю. Тот прислал вспомогательный отряд. Это стало для Польши удобным предлогом для вмешательства в русские дела. В сентябре 1609 г. Сигизмунд III осадил Смоленск. В декабре Лжедмитрий II бежал из Тушинского лагеря в Калугу (там он будет убит князем Петром Урусовым).
В феврале 1610 г. посольство во главе с боярином Михаилом Салтыковым, разочаровавшись в «тушинском царьке», заключило с польским королем договор об условиях восшествия на московский престол его сына Владислава. Документ предусматривал гарантии России от поглощения Речью Посполитой, отражал личные права подданных.
Мысль о призвании королевича Владислава на русский престол нашла своих сторонников и в Москве. Бояре и дворяне в июле 1610 г. свергли Шуйского и заставили его постричься в монахи. Власть временно перешла в руки правительства из семи бояр («семибоярщина»), решившего посадить на русский престол Владислава. Некоторые историки считают, что таким образом появилась возможность укрепить связи России с Европой, но она не была реализованная из-за католической веры королевича. Другая точка зрения сводится к тому, что те бояре, которые присягнули Владиславу и впустили в ночь на 21 сентября 1610 г. польские войска во главе с гетманом Гонсевским в Москву, совершившили акт национальной измены.
Швеция, воспользовавшись ситуацией, стала грабить северо-западные российские территории. Одновременно по стране бродили отряды польских шляхтичей, осаждавшие и грабившие города и монастыри. Тем же занимались казаки. Центральной власти, по сути, не было. Перед страной встала угроза потери независимости.
После смерти Лжедмитрия II и свержения Шуйского остался только один враг – оккупанты Москвы. Об этом заговорил единственный авторитет, который оставался незапятнанным сношениями с поляками или «тушинцами», – патриарх Гермоген. Он призвал подняться против иноземцев. Гермоген был арестован и 17 февраля 1611 г. умер в тюрьме. Разосланные им в разные города грамоты дали толчок к организации движения за освобождение Москвы, которое получило название первого ополчения.
Первой поднялась Рязань во главе с Прокофием Ляпуновым, энергичным и уважаемым руководителем. К нему присоединились Нижний Новгород, Владимир и другие города. Ляпунов сумел договориться о совместных действиях с теми «тушинцами», которые после смерти самозванца не ушли к полякам. К ополчению присоединились казаки под командованием князя Дмитрия Трубецкого и атамана Заруцкого. Зимой 1611 г. по разным дорогам ополчение пошло к Москве. Готовясь к осаде, поляки, воспользовавшись выступлением москвичей 19 марта, в Вербное воскресенье, выгнали жителей и сожгли город, закрывшись в Кремле.
Подошедшее к Москве ополчение, начав осаду польского гарнизона в Кремле, решило создать новую систему власти, выводящую страну из кризиса. Было выбрано временное правительство из трех лиц, из двух казацких вождей, кн. Трубецкого и Заруцкого, и дворянского предводителя Ляпунова. По инициативе Прокофия Ляпунова был выработан «приговор», утвержденный всем войском 30 июня. Он определял, что верховная власть в стране принадлежит «всей земле», иначе говоря – всему войску, посылавшему своих представителей в совет «всея земли». Политические идеи в «приговоре» были мало заметны; зато резко выступают сословные притязания. Как отмечает Василий Ключевский, «приговор 30 июля больше всего занят ограждением интересов служилых людей, регулируя их отношения поземельные и служебные, говорит о поместьях, вотчинах, а о крестьянах и дворовых людях вспоминает только для того, чтобы постановить, что беглые или вывезенные в смутное время люди должны быть возвращены прежним владельцам».
Ополчение два с лишним месяца простояло под Москвой, так и не сделав ничего значительного. 22 июля Прокофий Ляпунов был убит казаками за то, что он якобы послал гонца к городским воеводам с приказом «о немедленном истреблении всех казаков в один день и час». Власть в лагере перешла в руки атамана Заруцкого. Первое ополчение фактически распалось.
В конце 1611 года Московское государство представляло собой «зрелище полного видимого разрушения». 3 июня 1611 г. поляки овладели Смоленском, а затем 16 июля шведы захватили Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на московский престол. на смену убитому второму Лжедмитрию в Пскове появился третий, «какой-то Сидорка»; первое дворянское ополчение под Москвой со смертью Ляпунова распалось. Государство, потеряв свой центр, стало распадаться на части; чуть ли не каждый город действовал особняком, только пересылаясь с другими городами. Ключевский отмечает: «Государство преображалось в какую-то бесформенную, мятущуюся федерацию».
Но с конца 1611 г., когда иссякли политические силы, начинают пробуждаться силы религиозные и национальные, которые пошли на выручку гибнувшей земле. Настоятель Троице-Сергиевой лавры архимандрит Дионисий начал рассылать грамоты, призывавшие идти против поляков.
Первым откликнулся Нижний Новгород. По призыву небогатого торговца мясом Кузьмы Минина горожане, «посадские люди» решили собрать средства на мобилизацию войска. Призыв Минина к согражданам вошел во все русские хрестоматии: «Мое имение, все, что есть, без остатка, готов я отдать в пользу и услугу Отечества». На его призыв стали стекаться оставшиеся без дела и жалованья, а часто и без поместий служилые люди, городовые дворяне и боярские дети. Командовать ополчением выбрали князя Дмитрия Пожарского, опытного воеводу, лечившегося неподалеку от Нижнего Новгорода от ран, полученных во время боев в Москве в марте.
Так собралось второе дворянское ополчение против поляков. По боевым качествам оно стояло не выше первого, хотя хорошо было снаряжено благодаря большой денежной казне, «самоотверженно собранной посадскими людьми нижегородскими и других городов, к ним присоединившихся».
В июле 1612 г., когда пришло известие о походе на Москву войска гетмана Ходкевича, второе ополчение выступило к столице, чтобы не допустить его соединения с польским гарнизоном. В августе 1612 г. ополчение подошло к Москве. Атаман Заруцкий с немногими сторонниками бежал из-под Москвы в Астрахань, а большинство его казаков, под руководством князя Трубецкого, присоединилось к Минину и Пожарскому
Ополчение не пропустило гетмана Ходкевича в Москву. В упорном сражении возле Новодевичьего монастыря гетман потерпел поражение и отступил. Польский гарнизон, не получивший подкрепления, продовольствия и боеприпасов, был обречен.
22 октября был взят
штурмом Китай-город, а 26 октября
польский гарнизон, «съев церковные
пергаментные книги, свечи
Освобождение столицы от поляков было первым этапом борьбы за возрождение Русского государства. Гражданская война начинает постепенно утихать. Страна подходит к финалу Смуты.
3. Основные итоги Смутного времени
Уставший от войны с поляками и шведами, от Смуты, народ России хотел порядка. Для возрождения государства нужна была сильная центральная власть, которая в то время отождествлялась с царем.
Вожди земского и казацкого ополчения князья Пожарский и Трубецкой разослали по всем городам государства повестки, призывающие в столицу духовные власти и выборных людей из всех чинов для Земского совета и государственного избрания. В январе 1613 г. в столицу, сожженную и разоренную, съехались представители 50 городов. Собрался Земский собор, самый представительный в истории средневековой Руси. На нем присутствовали и бояре, и высшее духовенство, и дворяне, и посад, впервые были представлены казаки и черносошные крестьяне. Правовые идеи, усвоенные в годы Смуты, способствовали осознанию сословиями своих прав в государстве.
Был назначен трехдневный пост, которым представители Русской земли хотели очиститься от грехов Смуты «перед совершением такого важного дела». По окончании поста начались совещания.
Прежде всего собор решил определить, кто не может быть кандидатом: «Литовского и Свийского короля и их детей, за их многие неправды, и иных некоторых земель людей на Московское государство не обирать…». После решения о нежелательных кандидатах начались обсуждения желательных. Кандидатов было немного. Князь Василий Голицын, «подходивший по знатности и способностям», был в польском плену. Князь Мстиславский отказался. Василий Ключевский безжалостно констатирует: «Московское государство выходило из страшной Смуты без героев; его выводили из беды добрые, но посредственные люди».