Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 16:03, реферат
а) Политические и экономические проблемы современного Китая. К началу нового тысячелетия Китай прошел длительный и мучительный путь в поисках модели развития и добился в экономическом и социальном плане многого. XXI век открыл для Китая новые возможности для модернизации и превращения его в одну из развитых стран мира. Успешное решение многих задач в сфере экономики и социальной жизни создало массу дополнительных проблем, которые в новом веке придется решать новому поколению китайских руководителей. XVI съезд КПК, проходивший в ноябре
На протяжении всех 90-х годов КНР делала предпочтение Развитию экономического сотрудничества с Западом, США, развитыми странами АТР, прежде всего Японией. Ху Цзиньтао напомнил, что в 2002 году исполнилось 30 лет с тех пор, когда началось последовательное улучшение отношений с Соединенными татами. В 1972 году состоялся первый в истории официальный визит президента США в КНР. Визит президента США Никсона в Пекин, по итогам которого было подписано знаменитое «Шанхайское коммюнике», положил начало сближению двух стран. Поиск сотрудничества с крупнейшей страной мира был вызван стремлением укрепить китайскую экономику, прежде всего промышленность. Уже при Мао начался пересмотр внешнеполитический позиций Китая. Соратники Мао прекрасно понимали пагубность дальнейшей изоляции страны от внешнего мира, который далеко ушел в области достижений экономического прогресса.
Но во времена Мао Цзэдуна
сближение с «американским
У Китая и США складывались непростые отношения. Значительно осложняли китайско-американские отношения вопросы о будущем статусе острова Тайвань (Республика Китай). США фактически до конца 90-х годов стояли на позиции поддержки тайваньских властей и препятствовали сближению двух китайских территорий. Присоединение Тайваня к континентальному Китаю обеспечило бы Китаю значительный шаг в реформировании и его дальнейший экономический взлет. После визита президента Клинтона в 1998 году позиция США в данном вопросе поменялась. В своей речи Клинтон объявил, что США не будет препятствовать сближению Китайской Республики с континентальным Китаем. В США вынуждены были согласиться с тем, что тайваньский вопрос — внутреннее дело Китая. Этот вопрос должен решаться китайцами по обеим сторонам тайваньского залива. На континентальном Китае давно выдвинута идея пути решения тайваньской проблемы. Ее суть сводилась к признанию существования в мире лишь одного единого Китая. КНР оставила за собой право использования любых методов, включая вооруженные, для защиты целостности государства. Пользуясь изменением политической ситуации на Тайване и переходом страны от авторитарного режима к демократической форме правления, КНР стала оказывать все более сильный нажим на политику объединения двух государств и создания единого Китая. Значительная часть граждан Тайваня с опасением смотрели на усилия Китая в вопросе создания единого государства. Однако, согласно опросам, около половины тайваньцев выступают против объединения с Китаем. Уровень жизни на Тайване значительно выше, чем на материке. Тайвань в начале XXI века являлся одним из мировых лидеров в производстве компьютерной, электробытовой техники, одежды и обуви. Тайваньцы смогли использовать свои преимущества в осуществлении новейших технологий производства электроники и создания новейших систем в биотехнологии. Для континентального Китая важнейшей задачей остается подключение экономических ресурсов Тайваня к процессу экономического развития и реформам КНР.
Пекин активизировал привлечение
тайваньского капитала на материк, тем
самым пытаясь обеспечить дальнейшую
интеграцию двух стан. Островные власти
также поощряют прямые капиталовложения
на материке. В начале нового века четко
обозначилась тенденция роста тайваньских
капиталовложений в экономику материкового
Китая. По данным профессора В. Гелбраса,
к началу 2000 года по общей сумме капиталовложений
Тайвань занимал четвертое место, уступая
США, Японии и Сингапуру. Тайваньские инвестиции
равнялись прямым капиталовложениям,
поступавшим из Великобритании, Германии,
Франции и Италии, вместе взятым. Прямые
капиталовложения Тайваня в экономику
КНР стали мощным двигателем развития
взаимной торговли. В 2000-2010 годах среднегодовой
темп роста внешнеторгового оборота Китая
планируется в пределах 8,5-9 процентов.
Экономическая заинтересованность в Тайване
заставляет Китай искать средства для
ускорения процесса объединения двух
государств.
В решении многих важнейших вопросов модернизации
экономической жизни и внешней политики
Китай избрал ориентацию на Соединенные
Штаты. В документе «О долгосрочном стратегическом
сотрудничестве Китая и США» содержались
некоторые экономические проекты, серьезно
повлиявшие на дальнейшие перспективы
развития экономики и реформ в Китае. США
поддержали несколько экономических инициатив
в строительстве ряда крупнейших объектов
в Китае. На их реализацию американцами
были направлены значительные финансовые
средства. Ху Цзиньтао, принимая пост Председателя
КНР, сразу поспешил создать «специальную
группу» по разработке внешнеполитической
стратегии КНР, в том числе касающейся
отношений между Пекином и США. Новый китайский
лидер выразил мнение тех, кто явно недоволен
стагнацией китайско-американских отношений,
о необходимости перевода их на новый
уровень, необходимый Китаю для нового
шага в процессе дальнейшей модернизации
страны и повышения его технологического
уровня. Руководство Китая понимало, что
решить эти задачи без Соединенных штатов
и Японии невозможно. В то же время Китай
пристально следит за появлением военных
технологий в России, отдавая им в начале
века предпочтение.
После 2001 года в Китае произошла серьезная
переоценка международной политики в
области американо-китайских отношений,
в китайский внешнеполитический курс
были внесены существенные коррективы.
Ху Цзиньтао выстраивает курс на дальнейшее
развитие китайско-американских международных
связей. После катастрофы в Нью-Йорке 11
сентября 2001 года Китай сразу решительно
осудил теракты и солидаризировался с
мировым общественным мнением, настроенным
на бескомпромиссную борьбу с терроризмом.
Многие проблемы по вопросу участия США
в войне в Афганистане против талибов,
которых в свое время поддерживал Китай,
и в войне против Ирака со сменой руководства
в Пекине были окончательно сняты. Руководство
Ху Цзиньтао приняло меры по дальнейшему
налаживанию механизма китайско-американских
консультаций по противодействию терроризму.
Установлены рабочие контакты КНР и НАТО.
В июне 2003 года председатель КНР впервые
принял участие в мероприятиях, приуроченных
к саммиту «группы восьми» в Эвиане. Установлению
новой схемы в международных отношениях
во многом способствовала Россия.
Сразу обращает на себя внимание
факт зависимости международных
отношений трех стран. Все происходящее
в современном мире стало во многом
зависеть от сформировавшегося «
Поэтому важнейшим приоритетным направлением
внешней политики является участие КНР
в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском
регионе. Центральное внимание отводится
расширению экономических связей с Японией.
Мирный договор Китая с Японией был подписан
в 1977 году, что позволило Китаю поднять
двусторонние отношения на новый уровень.
В начале нового века Япония занимала
второе место во внешней торговле. Первое
место прочцо удерживал Гонконг. Вступление
в XXI век постепенно обнажило развивающееся
соперничество между Китаем и Японией
в процессе экономической интеграции
в АТР. Западным державам и Японии Китай
представляется как экономический гигант,
образующий центр экономической силы,
бросающий вызов своим соперникам по региону.
На этом фоне небывалыми темпами расширяются
разнообразные экономические связи Японии
и КНР.
Общий объем двусторонней торговли в 2002 году достиг рекордного уровня — 45,1 миллиарда долларов. В результате доля Китая в импорте Японии сравнялась с долей США— более 18 процентов. Развитие таких темпов экономических связей привело к тому, что КНР постепенно оттесняет Соединенные Штаты как главный источник импорта товарной продукции в Японию. При этом сильно возрастали японские прямые инвестиции в Китай. Тенденция роста доли КНР в общем экспорте японских прямых инвестиций составляла 5,6 процента. Развитие масштабов экономического взаимодействия с Японией Китай использует для своей модернизации и поступательного развития.
Пытаясь занять ведущее место в АТР, лидеры КНР продолжают курс на создание экономического сообщества «Большого Китая», то есть создание единой экономической системы в составе КНР, Тайваня, Сянгана и Сингапура. Руководители Китая стремятся использовать значительные финансовые ресурсы этих стран для более быстрого и успешного решения многих экономических проблем в развитии КНР. Китай не случайно в 90-е годы принял решительные меры по присоединению Гонконга и Тайваня к континентальному Китаю. Гонконг, бывшая колония Великобритании, был арендованы Англией сроком на 99 лет, который истекал в 1997 году. Китай поставил вопрос о возвращении Гонконга и Макао под юрисдикцию КНР. В целях решения этого вопроса еще Дэн Сяопином была выдвинута формула «одно государство — две системы», которая предполагала успокоить тех, кто не испытывал желания объединяться с социалистическим Китаем. Стремясь не доводить процесс объединения с китайским государством до конфронтации с политическими кругами Гонконга, власти КНР официально объявили о том, что после 1997 года существующая экономическая система Гонконга будет сохранена в неизменном виде 50 лет. С 1 июля 1997 года на основе Совместной декларации Гонконг стал входить в состав КНР на правах Особого административного района. В 1990 году сессия ВСНП утвердила Основной закон Сянганского административного района, а в 1995 году был создан подготовительный Комитет по Гонконгу, начавший непосредственный перевод Сянгана в состав КНР.
Китай широко использовал возможности, предоставленные вступлением Китая в ВТО в 2001 году, для увеличения своего экспорта и продвижения промышленной продукции на рынки Юго-Восточной Азии, Японии, США и Европы. Китай долго рвался в ВТО, поскольку вступление в эту организацию сулило немало выгод. Речь идет не только о полученной возможности экспансии Китая в АТР. Статус «развивающейся страны» позволил КНР сохранить льготное субсидирование международных банков. Китай пытается играть не последнюю роль в формирующейся мощной экономической группировке на Востоке. Правители Китая пытаются использовать гонконгско-китайский капитал в целях закрепления экономических позиций на Дальнем Востоке. Цзян Цзэминь и его окружение ориентировались не просто на открытость и расширение внешних связей, а уже на интеграцию Китая в рамках региональной и мировой экономики. Еыдвинутая идея создания новой экономической группировки Восточно-азиатского форума, куда входят Китай, Япония и Южная Корея, начала практическое воплощение в политике Цзяня.
Нынешние лидеры Китая во главе с Ху Цзиньтао сознательно идут на обострение многих внутренних проблем и первоначальные потери от членства в этой организации, ради будущих выгод, создаваемых участием в ВТО и последующими реформами. Прежде всего, китайский аграрный сектор столкнется с международной конкуренцией, поскольку внутренние закупочные цены на зерно, например, значительно выше мировых. Китай будет вынужден в кратчайшие сроки ускорить перестройку аграрного сектора, с тем, чтобы китайское продовольствие могло конкурировать с импортным. Цель удешевления продуктов питания будет достигнута, и это особенно важно в связи продолжающимся увеличением численности населения Китая. Весь Китай живет будущим, поскольку там находится решение острых проблем, которые в начале XXI века создавали огромные социальные трудности.
Информация о работе Современный Китай. Основные проблемы современного Китая