Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:31, доклад
Глубокие разногласия на Парижской конференции вызвал вопрос о структуре и полномочиях проектируемой Лиги наций. Выдвигая предложение о создании международной организации, якобы призванной обеспечить всеобщий мир, правительства стран-победительниц отдавали дань антивоенным настроениям широких масс. Народы требовали положить конец империалистической политике, ведущей к войнам, и создать надежные гарантии мира. В этой обстановке руководители держав-победительниц стремились изобразить себя поборниками мира и демократии.
Мандаты на основную часть Германской Восточной Африки, за исключением Руанды и Урунди, отошедших к Бельгии, и Кионги, переданной Португалии, получила Англия. Того и Камерун были поделены между Англией и Францией. Германская Юго-Западная Африка перешла к Южно-Африканскому Союзу. Германскую часть Новой Гвинеи отдали Австралии, а острова Самоа - Новой Зеландии. За Японией оставили захваченные ею германские владения в центральной части Тихого океана: Маршалловы, Марианские и Каролинские острова.
Несколько особняком стоял вопрос о китайской провинции Шаньдун, которой Германия распоряжалась до мировой войны как своей колонией. Китай набивал на возвращении ему этой провинции. Япония же требовала, чтобы мирный договор зафиксировал передачу ей всех германских «прав» в Шаньдуне. При этом ссылалась
на признание ее претензий Англией и Францией, зафиксированное в тайных договоpax 1917 г., а также на свое «21 требование» и на соглашения, навязанные ею Китаю в соответствии с этими «требованиями».
Удовлетворение претензий
Вначале наиболее решительно выступили против японских притязаний на Шаньдун Соединенные Штаты, рассчитывавшие под лозунгом «открытых дверей» прибрать к своим рукам весь Китай. Более сдержанную позицию в этом вопросе занимали Англия и Франция, которым хотелось заручиться поддержкой Японии в борьбе против американской конкуренции в Китае.
Спор вокруг требований, выдвинутых Японией, продолжался в течение нескольких месяцев. С целью давления на своих партнеров и привлечения симпатий народов Азии японская делегация потребовала включить в устав Лиги наций специальное положение, декларирующее равенство рас. Затем, в апреле 1919 г., когда в Париж для ознакомления с условиями договора была вызвана германская делегация, японские представители решительно заявили, что, если вопрос о Шаньдуне не будет решен в пользу Японии, они покинут Париж, не подписав мирного договора.
Свою угрозу Япония выдвинула в самый критический момент конференции. Разногласия в германском вопросе достигли в это время крайней степени напряжения. Поэтому Вильсон счел целесообразным пойти на сделку с Японией. Он согласился отдать Японии Шаньдун, с тем чтобы она отказалась от требования равенства рас. Эта сделка показала истинную цейу заявлений американских государственных деятелей о том, что политика Соединенных Штатов на Парижской мирной конференции якобы соответствует интересам китайского народа.
Репарации
Острые противоречия между участниками конференции обнаружились и при рассмотрении вопроса о репарациях.
Наибольшую заинтересованность в
получении репараций от Германии
проявляло французское
В начале работ конференции французский представитель Лушер настаивал на взыскании с Германии 480-600 млрд. золотых марок. Американские представители в соответствии со своей общей линией возражали против столь значительного ослабления Германии. Один из компаньонов банкирского дома Моргана, Томас У. Ламонт, выступавший на конференции в качестве эксперта, назвал сумму репараций в 200 млрд. золотых марок.
Позиция Англии в отношении репараций, как и во многих других вопросах мирного урегулирования, была противоречивой. С одной стороны, Англия хотела восстановить свою подорванную во время войны мировую финансовую гегемонию, что требовало поступления крупных сумм в качестве репараций. С другой стороны, перед лицом своего французского соперника в борьбе за господство в Европе она опасалась чрезмерного ослабления Германии. Немалую роль играли опасения английских промышленников, предвидевших значительное увеличение германского экспорта в связи с необходимостью получения средств на покрытие больших репарационных обязательств. Английские представители на Парижской конференции часто выступали с диаметрально противоположными проектами. Так, позиция лорда Кан-лиффа, председателя одной из подкомиссий в репарационной комиссии конференции, сближалась с французской точкой зрения. Напротив, Кейнс, финансовый эксперт английской делегации, утверждал, что от Германии нельзя требовать больше 50 млрд. золотых марок. Колебания по этому вопросу проявлял и Ллойд-Джордж. Во время избирательной кампании 1918 г. он заявлял, что Германия «заплатит за все». Вскоре после открытия мирной конференции он начал энергично добиваться уменьшения суммы репараций, а незадолго до подписания мирного договора снова изменил свою точку зрения в сторону сближения с позицией французской делегации.
Державы-победительницы так и не
пришли к окончательному решению
вопроса о размерах репараций. Поэтому
они отказались фиксировать в
мирном договоре сумму репарационных
обязательств Германии и приняли
общую формулировку, которая обязывала
германское правительство возместить
ущерб, причиненный гражданам союзных
держав и оплатить расходы на пенсии
солдатам стран Антанты и членам
их семей. Определенно был установлен
только первый взнос в счет репараций,
подлежавший уплате до 1 мая 1921 г.,- 20
млрд. марок. Решение вопроса о
распределении германских репараций
между державами-
Под термином «реституции» (возвращение захваченного имущества) в мирный договор включались обязательства Германии выдать победителям большое количество скота, а также значительную часть торговых судов и подвижного состава железных дорог.
Экономические статьи договора устанавливали
принцип наибольшего
Военные статьи мирного договора с Германией
При обсуждении военных статей мирного договора с Германией французская делегация настаивала на ограничении германского военного производства. Англия выступала против этого. Позиция американской делегации сближалась с позицией Англии. Вильсон решительно возражал против французского предложения о непосредственном контроле союзников над заводами Круппа и другими германскими военными предприятиями - вообще против создания системы постоянного и всеобъемлющего контроля за выполнением Германией военных статей мирного договора. Предложение Франции о резком сокращении германской армии также вызвало противодействие Соединенных Штатов. Мотивы, которыми руководствовалась американская делегация, были достаточно откровенно высказаны Вильсоном: на заседании Совета десяти 12 февраля 1919 г. он заявил, что Германии следует оставить армию, необходимую для «поддержания внутреннего порядка и подавления большевизма». В порядке компромисса Франция, Англия и Соединенные Штаты договорились о сохранении германской армии численностью в 100 тыс. солдат и офицеров. Ожесточенные дискуссии вызвал вопрос о судьбе военно-морского флота побежденных стран. Французская делегация предлагала разделить германские и австро-венгерские боевые суда между победителями. Английская и американская делегации, желая воспрепятствовать усилению Франции на море, выступали за потопление флотов побежденных стран. События, происшедшие за пределами конференции, сняли этот вопрос с обсуждения. 21 июня 1919 г. при попустительстве английского морского командования подавляющая часть германских военных кораблей, приведенных после поражения Германии на английскую военно-морскую базу в Скапа-Флоу, была потоплена их командами. Небольшое количество уцелевших судов было отдано Франции. Участники конференции согласились предоставить Германии право содержать военно-морской флот в составе 6 броненосцев, 6 легких крейсеров, 12 контрминоносцев и 12 миноносцев. Ей запрещалось иметь на вооружении танки, бронемашины, военную авиацию, подводные лодки и химические отравляющие вещества, предписывалось срыть все сооружения береговой обороны за пределами зоны, непосредственно примыкающей к ее побережью, а также укрепления вдоль западной границы.
Стремясь создать препятствия
для германской агрессии в западном
направлении и обеспечить возможность
военного давления на Германию с запада
и со стороны моря, державы-победительницы
в то же время хотели, чтобы она
могла активно участвовать в
интервенции против Советской России.
Поэтому на германской восточной
границе сохранялись
Подписание Версальского договора
Когда проект мирного договора с
Германией был окончательно согласован
между державами-
Она попыталась добиться улучшения
для Германии условий мира и 29 мая
передала конференции возражения, занявшие
более четырехсот страниц печатного
текста. Германия протестовала против
намеченного союзниками решения
территориальных вопросов, требовала
предоставления ей мандатов на ее бывшие
колонии, принятия ее в Лигу наций, установления
общей суммы репарационных
Расчет германской дипломатии на новое обострение борьбы в лагере победителей оправдался лишь в незначительной степени. Правда, Ллойд-Джордж настаивал на серьезных уступках Германии по территориальным и репарационным вопросам, но в конечном итоге дело ограничилось соглашением о проведении плебисцитов в Верхней Силезии, Восточной Пруссии и Сааре. В остальном проект договора остался почти без изменений.
Для подписания мирного договора державы-победительницы предоставили Германии срок в пять дней, по истечении которого, как они заявили, будут приняты все необходимые меры для насильственного проведения его условий в жизнь. Послов ожесточенной внутриполитической борьбы германские правящие круги решили принять этот ультиматум.
28 июня 1919 г. в Версальском дворце
германские представители
Борьба за раздел территорий Австро-Венгерской и Османской империй
Парижская мирная конференция выработала
также тексты мирных договоров, которые
должны были подписать Австрия, Венгрия,
Болгария и Турция. При обсуждении
условий и Османской империй
этих договоров обнаружились резкие
противоречия по вопросу о разделе
территорий Австро-Венгерской и Османской
империй. Наиболее сильными позициями
в Дунайском бассейне и на Балканах
располагала тогда Франция, вооруженные
силы которой находились в Болгарии,
Сербо-хорвато-словенском королевстве
и в некоторых других государствах
Центральной и Юго-Восточной
Но французская политика столкнулась с замыслами английского и американского империализма. Не желая допустить усиления позиций Франции, Англия и Соединенные Штаты выступили против ее предложений о передаче Польше, Румынии, Чехословакии, Сербо-хорвато-словенскому государству ряда территорий, принадлежавших ранее Австро-Венгрии. Кроме того, Англия добивалась крупных территориальных приращений за счет Болгарии и Турции для Греции, находившейся под ее влиянием.
В свою очередь Италия требовала аннексии некоторых территорий, в том числе со славянским населением. По секретным договорам 1915 и 1917 гг. ей были обещаны Трентино (Южный Тироль), Истрия с портами Триест и Пула, Далмация, Додеканесские острова, протекторат над Центральной Албанией, существенная доля «турецкого наследства», включая Измир (Смирну), а также увеличение колониальных владений в Африке.
После окончания войны, продемонстрировавшей
слабость Италии в военном и экономическом
отношениях, не только Соединенные
Штаты, не признававшие заключенных
без их участия тайных договоров,
но также Франция и Англия не соглашались
на передачу Италии всех этих территорий.
Итальянское правительство
Сен-Жерменский, Нейиский и Трианонский договоры
10 сентября 1919 г. в Сен-Жерменском дворце, близ Парижа, подписан мирный договор с Австрией. Он оформил распад Австро-Венгерской империи, происшедший в результате ее поражения в войне и подъема национально-освободительного движения населявших ее народов. Австрия признала независимость и границы Венгрии, Польши, Чехословакии, Сербо-хорвато-словенского королевства и отказалась от всяких прав на территории, отошедшие от нее к этим государствам, а также к Румынии. Часть южнославянских земель, прежде принадлежавших Австрии, отошла к Италии, которая присоединила к себе также Южный Тироль. У Австрии был отнят военный и торговый флот на Адриатике и Дунае. Ее обязали уплачивать репарации; определение их размеров и сроков выплаты поручалось репарационной комиссии, что давало странам-победительницам дополнительную возможность оказывать давление на Австрию. Военные статьи договора ограничивали численность австрийской армии 30 тысячами человек.