Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 13:54, курсовая работа
История создания и деятельности советского репрессивного аппарата 20-50 годов ХХ века – актуальная проблема, как в научном, так и в общественном плане. Политические репрессии 20-50 г.г. ХХ века отложили большой отпечаток на историю России. Историки по-разному оценивают этот период. Одни называют это «черным пятном в истории», другие – необходимой мерой для укрепления и возрастания могущества Советского государства.
Цель данной работы заключается в рассмотрении деятельности советского репрессивного аппарата в период 20-50 годов ХХ века.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЧК В 20 ГОДЫ 3
2. УПРАЗДНЕНИЕ ВЧК И ПЕРЕХОД К ГПУ 8
3. СОЗДАНИЕ СССР, ФОРМИРОВАНИЕ ОГПУ И ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ 10
4. АППАРАТ ИДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НКВД И ОГПУ 14
5. РАСПАД ГУЛАГА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
С середины 1920-х годов создались реальные предпосылки для сосредоточения усилий органов госбезопасности на борьбе с иностранными спецслужбами. Однако сохранить наметившийся курс, отвечавший исторической реальности, не удалось.
В 1922 г. все места лишения свободы (кроме лагерей ГПУ) были объединены в систему, которой руководило Главное Управление мест заключения НКВД, начала складываться система ГУЛАГа. Политические репрессии имели целью унификацию идеологической сферы, уничтожение политической и идейной оппозиции.
Введение чрезвычайных мер по хлебозаготовкам 1928 года означало возврат партийно-государственной верхушки к незабвенной для неё практики «военного коммунизма» и «чрезвычайщины». Органы госбезопасности были втянуты сначала в силовое решение острых экономических проблем, именно на органы ГПУ была возложена основная роль в осуществлении коллективизации сельского хозяйства: его представители входили в «тройки» по ликвидации кулачества, его воинские части обеспечивали депортацию раскулаченных, затем в обеспечение ГУЛАГом «великих строек коммунизма».
В 1928 г. ВЦИК РСФСР принял постановление, в котором анализировались результаты карательной политики, осуществлявшейся НКВД и НКЮ.
В качестве отрицательных моментов ВЦИК и СНК РСФСР отмечали: чрезвычайный рост числа осужденных, применение судами условного осуждения вместо оправдательных приговоров, часто недостаточную обоснованность привлечения к уголовной ответственности, медленность следственного и судебного производств и т.п.
Вместе с тем НКЮ и НКВД предлагалось внести в правительство проект закона, позволявшего компетентным органам ставить вопрос о необходимости продления сроков или принятия новых мер социальной защиты в «отношении лиц, не поддающихся исправлению».
Предлагалось также разработать проект изменения законодательства о принудительных работах на началах «бесплатности, хозяйственной выгодности, такой их организации, чтобы они представляли собой реальную меру репрессии по сравнению с общественными работами, организуемыми для безработных органами Наркомтруда».
Предлагалось расширить компетенцию начальников мест заключения. Указывалось на необходимость расширить емкость трудовых колоний и возложить на ВСНХ обязанности по их обеспечению оборудованием и ремонтными работами.
Карательная политика самым тесным образом смыкалась с хозяйственной. Бесплатный труд заключенных и экономическая система ГУЛАГа становились важными экономическими факторами в развитии народного хозяйства страны.
ОГПУ было создано после образования СССР и занималось, по преимуществу, вопросами государственной безопасности, а также борьбой с политическими преступлениями. В июле 1934 года еще никто не знал о грядущем убийстве С.М.Кирова и о кампании по обвинению во всех смертных грехах Зиновьева и Каменева (скорее всего, в недрах карательного аппарата замышлялась какая-то масштабная провокация, нужда в которой отпала после выстрела ревнивого мужа в своего обидчика, которым случайно и весьма кстати оказался секретарь Ленинградского горкома партии С.М.Киров). Однако нужда в совершенствовании машины репрессий назрела именно в 1934 году. 10 июля был образован Союзно-республиканский НКВД (см. Постановление центрального исполнительного комитета союза ССР об образовании общесоюзного народного комиссариата внутренних дел от 10 июля 1934 г.), в состав которого было включено ОГПУ, переименованное в ГУГБ - Главное Управление Государственной Безопасности. Функции прежнего ОГПУ перешли к НКВД СССР. Наркомами внутренних дел поочередно становились Г.Г.Ягода (июль 1934 - сентябрь 1936), Н.И.Ежов (сентябрь 1936 - декабрь 1938), Л.П.Берия (декабрь 1938 - январь 1946).
Советская внешняя разведка, которой занимались армейские разведывательные органы, была поставлена очень хорошо и давала порой удивительные результаты. Достаточно сказать, что сообщение об утверждении плана нападения на Советский Союз, знаменитого "плана Барбаросса", лежало на столе у Сталина уже через 11 дней после его подписания Гитлером. К сожалению, данные разведки не всегда правильно воспринимались руководством страны, что, в частности, повлияло впоследствии и на неудачное начало Великой Отечественной войны.
К сожалению, и внешнюю разведку не обошли репрессии. Порой лучшие ее кадры погибали, а некоторые скрылись или даже перешли на сторону наших врагов.[4]
Неплохо работала контрразведка. Ее усилиями, особенно в предвоенный период, были обезврежены целые подпольные организации зарубежных разведок.
Однако наряду с борьбой против действительных врагов Советского Союза в середине 30-х гг. НКВД занялся и придумыванием врагов, когда ни в чем не повинные люди вдруг становились агентами японской, германской, английской и невесть еще каких разведок со всеми вытекающими отсюда последствиями. Многие коммунисты обвинялись в троцкизме, что тоже считалось преступлением не только против партии, но и против государства. К этому, правда, были некоторые основания, поскольку Л.Д. Троцкий, высланный в 1929 г. из СССР, действительно активно вредил не только лично Сталину, которого ненавидел, но и Советскому государству, пока в 1940 г. не был убит.
Многие советские граждане обвинялись в подготовке надуманных террористических актов, диверсий, вредительстве. Надо сказать, что какие-то основания для обвинения всегда находились. Например, на предприятиях нередко случались аварии, вызванные низким техническим уровнем рабочих, вчера еще пришедших из деревни, а также обычным разгильдяйством. Но когда дело попадало в руки следователей НКВД, они мигом придавали ему политическую окраску, хотя обычно никакого контрреволюционного умысла у обвиняемых не было. Большое распространение получили дела об антисоветской пропаганде и агитации. Под нею понималась почти всякая критика существующих порядков.
Постановления Особого совещания лишь завершали цепь беззаконий, творимых оперативными и следственными частями органов НКВД, готовивших материалы для окончательного решения по конкретным делам.
Нельзя сказать, что все эти беззакония совсем не вызывали никаких протестов, и в первую очередь со стороны прокуратуры. Во всяком случае, факты активного противодействия беззаконию отмечаются в первой половине 30-х гг. Однако известны случаи, когда прокурорское реагирование на произвол приводило к тому, что сами прокуроры оказывались за решеткой. Такая судьба постигла даже Прокурора Союза И.А. Акулова.
Впрочем, в 1935 - 1937 гг. и сами прокуроры были втянуты в творящиеся беззакония, когда они были включены в пресловутые "тройки" и "двойки".
Вопрос об объеме репрессий 30-х гг. вызвал в публицистике широкие споры, некоторые авторы исчисляли количество репрессированных десятками и чуть ли не сотнями миллионов человек. В последние годы было точно установлено и проверено число пострадавших от этих репрессий. За 1930 - 1953 гг. оно составило 3778234 осужденных всеми судебными и внесудебными органами, а не 110 млн. - как утверждала одна из авторов; расстреляно было 786098 человек [4]. Конечно, это тоже громадное число. Но надо иметь в виду, что в массе осужденных были как невиновные, так и виновные в государственных преступлениях.
С историей НКВД тесно связано развитие милиции. В 1930 г. были упразднены народные комиссариаты внутренних дел союзных и автономных республик, ведавшие весьма разнородными отраслями управления: коммунальным хозяйством, пожарной охраной, борьбой с преступностью и т.д. На базе их структурных подразделений были созданы отраслевые органы, непосредственно подчиненные совнаркомам республик, в том числе управления милиции и уголовного розыска. В 1931 г. было издано Положение о Рабоче-крестьянской милиции Союза ССР, в котором впервые регламентировались ее организация и деятельность в масштабе всего Союза. Положение предусматривало более полное подчинение органов милиции ее центральным органам. Централизация была усилена еще больше, когда в 1932 г. было создано Главное управление Рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ, подчинившее республиканские управления милиции. При образовании в 1934 г. Наркомата внутренних дел СССР Главное управление милиции было включено в его состав. Централизация охраны общественного порядка, с одной стороны, позволяла более планомерно и масштабно организовывать борьбу с преступностью, но с другой - невольно сковывала инициативу местных работников, привыкших ожидать директив центра.
При создании НКВД Союза ему были подчинены и другие ведомства: Главное управление пограничных и внутренних войск, Главное управление пожарной охраны, Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений, отдел актов гражданского состояния. Позже в него вошли также Главное управление шоссейных дорог, Главное управление геодезии и картографии, Главное архивное управление и др. НКВД очень разбух, к тому же ему приходилось руководить весьма разнородными сферами управления. Этим объясняют выделение из состава Наркомвнудела в начале 1941 г. Главного управления государственной безопасности, которое стало самостоятельным наркоматом.
Вместе с тем существовала целая сфера, в которой беззакония, принявшие чудовищные формы, развивались в это время в громадных размерах. Это касалось деятельности органов НКВД, которые вышли, по существу, из-под всякого партийного и государственного контроля и выполняли лишь волю правящей верхушки, что причинило громаднейший ущерб как миллионам советских граждан, так и самому Советскому государству. Вина за это ложится как на высших руководителей партии и государства, прежде всего, на самого Сталина, так и на лиц, стоявших во главе ОГПУ-НКВД: Г. Ягоду, Н. Ежова, Л. Берию. Особенно следует отметить Ежова, на короткое правление которого приходится пик репрессий, получивший в народе название ежовщины. Этого деятеля, который, по мнению специалистов, был "преступно некомпетентен" <*> в вопросах государственной безопасности, кажется, меньше всего интересовало дело, важнее было истребить побольше ни в чем не повинных людей, в том числе высокоценных для страны и государства.
3 февраля 1941 НКВД СССР
разделен на два
14 апреля 1943 года их опять разделяют на НКГБ СССР и НКВД СССР под руководством опять-таки Л.П.Берия и В.Н.Меркулова. В январе 1946 года Л.П.Берию сменяет В.С.Абакумов
Следует признать, что беззакония и необоснованные репрессии против советских людей, имевшие место в 30-х гг., продолжались в нелегкую пору борьбы с фашизмом, хотя и не в таких масштабах. Тем не менее многочисленные лагеря продолжали истощать жизненные силы народа. Здесь наряду с действительными преступниками продолжала пребывать огромная масса ни в чем не повинных людей, объявленных "врагами народа". В 1941 - 1942 гг. они составляли около 30% всех заключенных, в 1943 г. - 35,6%, в 1944 г. - 40,7%, а в 1945 г. - 41,2%. Правда, надо иметь в виду, что часть осужденных за общеуголовные преступления отправляли на фронт, а так называемым врагам народа этой чести не оказывалось, что влияло, разумеется, на рост их удельного веса в общем количестве заключенных.
15 марта 1946 года карательные органы переименовываются в МГБ - Министерство Государственной Безопасности СССР во главе с В.С.Абакумовым (ноябрь 1951 - июнь 1951) и МВД - Министерство Внутренних Дел СССР во главе с С.Д.Игнатьевым (ноябрь 1951 - март 1953).
После смерти И.Сталина, 15 марта 1953 года министерства сливаются в одно МВД СССР. Почти через год, 13 марта 1954 года функции государственной безопасности передаются вновь созданному НКГБ.
Проблема все более и более сложного управления необъятным ГУЛАГом регулярно поднималась уже с начала 50-х годов. Кризис ГУЛАГа, который признавало большинство политического руководства еще задолго до смерти Сталина, объясняет амнистию 27 марта 1953 года. Исключение политических заключенных из числа амнистированных 27 марта 1953 года послужило причиной бунтов и мятежей среди узников лагерей особого режима системы ГУЛАГа, Речлага и Степлага.
Массовый отказ от принудительных работ принимал все больший и больший размах. 14 июля более 12 000 заключенных воркутинского лагеря объявили забастовку. Времена изменились, и в Воркуте, как и в Норильске, с бунтовщиками велись переговоры, а репрессивные меры против них многократно откладывались. Волнения в лагерях особого режима не прекращались с лета 1953 года вплоть до февраля 1956, когда состоялся XX съезд КПСС. Самый значительный и самый продолжительный бунт разразился в мае 1954 года в третьем лагере пенитенциарной системы Степлага, в Кенгире, близ Караганды. Он продолжался сорок дней и был подавлен лишь после того, как в лагерь вошли войска особого назначения Министерства внутренних дел, усиленные танками. Около четырехсот заключенных были повторно осуждены, а шестеро выживших членов комитета, возглавившего бунт, – расстреляны.
Как свидетельство политических перемен, наступивших после смерти Сталина, следует отметить то обстоятельство, что ряд требований, выдвинутых восставшими узниками в 1953-1954 годах, все же был удовлетворен: рабочий день заключенных был сокращен до девяти часов, а условия содержания и повседневная жизнь существенно изменились в лучшую сторону. Были предприняты меры и для облегчения жизни спецпоселенцев. Главное, им было разрешено отлучаться из своих населенных пунктов и не так часто отмечаться в комендатуре, к которой они были приписаны.
В 1954-1955 годах правительство предпринимает целую серию мер, ограничивающих всевластие органов госбезопасности, уже и без того изрядно реорганизованных после устранения Берии. Были упразднены тройки – особые трибуналы, рассматривавшие дела, связанные с политической полицией. Сама политическая полиция была реорганизована и превращена в автономный орган, который получил название Комитет государственной безопасности. В результате «чистки» из него было уволено около 20% личного состава, числившегося там до марта 1953 года.
Информация о работе Создание и деятельность советского репрессивного аппарата