Создание транспортной системы на территории края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 10:18, курсовая работа

Краткое описание

Исследование истории промышленного освоения Севера представляет немалое научно-практическое значение. В ХХ веке Россия осуществила исторический переход от сельского аграрного общества к индустриальному, что явилось результатом модернизации страны. Одной из особенностей рассматриваемого периода в истории России было промышленное освоение Севера и создание здесь промышленных и топливно-энергетических комплексов. В суровых климатических условиях на территориях малонаселенных, бездорожных районов возникли современные горнодобывающие и промышленные предприятия, выросли города, появились железные, шоссейные дороги и эти отдаленные районы были включены в единую систему российской цивилизации.

Содержание

Введение 2
1 Глава. Территория Коми в планах развития народного хозяйства СССР 7
2 Глава. Освоение угольных и нефтяных месторождений края 12
2.1 Создание и развитие Печорского угольного бассейна 12
2.2 Нефтяные месторождения края 17
3 Глава. Создание транспортной системы на территории края 23
3.1 Строительство трактов 23
3.2 Железнодорожное строительство 27
3.3 Развитие водного транспорта 34
Заключение 39
Список использованных источников 40

Вложенные файлы: 1 файл

Освоение территории Коми края в 1930-1950-е годы.docx

— 87.58 Кб (Скачать файл)

 Большие задачи предстояло  решить по развитию транспортной  системы. Началось сооружение Койгородской, Кужбинской, Паневской, Подтыбокской, Усть-Немской, Трактовской и Лозымской узкоколейных железных дорог.

Вопрос комплексного освоения территории решался довольно медленно. Послевоенный период характеризуется резким усилением партийного влияния на все сферы деятельности в республике и, в первую очередь, на работу отраслей союзного подчинения. Предприятия угольной, нефтяной и лесной промышленности, бывшие до этого вотчинами ГУЛАГа, стали государственными предприятиями. В угольной промышленности – это комбинаты «Воркутауголь» и «Интауголь», в нефтяной – Ухтокомбинат.

Освоение территории Коми в рассматриваемый период носило целенаправленный, жестко регламентированный характер. Все развитие определялось постановлениями ЦК ВКП (б), СНК (Совет министров) СССР или РСФСР. Фактор наличия ценных природных ресурсов, жизненно необходимых в то время Советскому Союзу, сыграл доминирующее влияние при освоении центральных и северных районов Коми АССР. Большее внимание центральные власти уделяли добывающей промышленности.

 

 

 

 

2 Глава. Освоение  угольных и нефтяных месторождений  края

2.1 Создание и развитие Печорского угольного бассейна

Индустриализация в СССР позволила укрепить экономическую и политическую самостоятельность, способствовала упрочнению его оборонной мощи. В годы довоенного мирного строительства началось создание третьей угольно-металлургической базы на Европейском Севере СССР, которое продолжалось во время Великой Отечественной войны  и было завершено в послевоенный период. Ее рождение – важная веха в истории промышленного развития Советской страны. 5

Считается, что датой начала промышленного освоения Печорского угольного бассейна является 1 сентября 1934 года, когда была сдана в эксплуатацию первая воркутинская шахта. С высоты сегодняшнего дня, когда определяющий вклад Воркутинского промышленного района в разведку и добычу печорского угля является бесспорным, эта довлеющая точка зрения кажется обоснованной. Но начало угледобычи в нашем крае было не столь однонаправленным и однозначным. Работы, определившие, в конечном счете, Воркуту, как главную цель, первоначально шли широким фронтом.

В 1929 г. в соответствии с установками правительства советские ученые и геологи приступили к комплексному изучению района Печоры. В июне 1930 г. геолог Г.А. Чернов обнаружил в 77 км от устья заполярной речки Воркуты пять рабочих пластов угля, оказавшиеся исключительно высокого качества, а главное, пригодными для получения металлургического кокса. Было решено начать детальную разведку месторождения.

Интересным фактом является то, что преобладающий состав Северной научно-промысловой экспедиции составляли девушки, ученицы А.А. Чернова, выпускницы высших женских геологических курсов, организованных Александром Александровичем.

Девушки, по большей части, «благородного» происхождения, облаченные в широкополые шляпы из конского волоса, проводили маршрутную, глазомерную съемку местности вымеряя своими шагами реки, болота, горы нашего тогда еще совершенно неисследованного края. На протяжении экспедиций 1921-1929 гг. Александр Александрович и его ученицы, руководители отдельных отрядов: В.А. Варсонафьева, Е.Д. Сошкина, Т.А. Добролюбова и другие, обнаружил запасы угля разного качества и мощности на реках: Подчерем, Косью, Кожим, Адзьва, Б.Инта и т.д.

В 1930-е годы было несколько точек опытно-промышленной разведки и добычи угля – Неча, Тальбей (Адзьва), Заостренная, Воркута и Еджыд-Кырта. Но дальнейшее развитие получили лишь рудники Воркуты и Еджыд-Кырты. Поражают темпы вовлечения месторождения полезных ископаемых в промышленный оборот: открыто месторождение в 1931 году, к началу следующего года имелись запасы около 4 тысяч тонн угля, а к концу года уже реально добыто более 6 тысяч тонн каменного топлива. И все это сделано на пустом месте, голыми руками в районе, удаленном от обжитых мест на сотни километров. Интересен и тот факт, что добыча на Воркуте в 1932 году была значительно меньше – 3721 тонна, или 61 процент от объема добычи на Еджыд-Кырте.

В редакционной статье «Известий» 26 ноября 1931 г. подчеркивалось: «Нельзя обойти молчанием Печорский угленосный бассейн… Можно предположить, что в данном случае мы имеем дело с крупнейшим угольным бассейном не только местного, но и всесоюзного значения… Эксплуатация печорских углей предопределяет промышленный расцвет автономной области Коми… Крупнейшие успехи в деле индустриализации СССР, достигнутые рабочим классом нашей страны под руководством Коммунистической партии, уже сейчас ставят вопрос о форсированном изучении Печорского угленосного бассейна для промышленного его использования».6

В 1932 г. были оконтурены примерные границы Печорского бассейна с геологическими запасами угля около 120 млрд. т, которые на некоторых участках не уступали донецким высококачественным углям. 1 июля 1932 г. в 60 км от реки Усы, на месте выхода наклонных пластов угля на поверхность балы заложена первая воркутинская  разведочно-эксплуатационная шахта №1-2 и в том же году были добыты первые тысячи тонн угля.  Для освоения природных богатств Печорского края в 1932 г. был создан Ухто-Печорский трест, который до 1938 г. объединял руководство угольной, нефтяной промышленностью и железнодорожным строительством. Руководством страны были увеличены ассигнования на геологоразведочные работы.

В 1934 г. на шахте №1-2 началась промышленная добыча углы, однако, шахта работала без электроэнергии, все горные работы, от вырубки до доставки угля, велись вручную, и все это в конечном счете тормозило завершение строительство шахты. С вводом в сентябре 1935 г. первого генератора началось применение электричества для промышленных целей. В начале 1936 г. было завершено строительство первой очереди ТЭС, началась механизация отдельных участков производства. В 1937 г. в Воркуте появились пневматические бурильные молотки, заработал водоотлив на электрическом топливе.

К концу 1933 г. выявленные промышленные запасы угля Воркутинского месторождения были еще невелики и составляли всего 210 млн. т. Освоение уже разведанных угольных месторождений Воркуты сдерживалось транспортной изолированностью района их залегания. 25 июля 1933 г. балы заложена узкоколейная железная дорога Уса – Воркута – Рудник. Это было лишь временным решением вопроса, поскольку воркутинский уголь подвозился по узкоколейке только к берегу Усы, а затем погружался на мелкосидящие суда с неполной нагрузкой. Кроме первых двух шахт, заложенных на Воркуте и Кырте, новые шахты на Печоре вплоть до 1937 г. на закладывались.

С 1937 г. на Воркуте стали закладываться новые мощные шахты и развернулись детальные геологоразведочные работы. Летом 1938г. были созданы три самостоятельных управления: «Воркутстрой», «Ухтижемстрой» и «Севжелдорстрой».

Разведочным бурением в 1939 г. было окончательно установлено новое мощное месторождение на Воркуте «Дальний Запад» на расстоянии 14 км от рудничного поселка. В районе Кырта также было разведано месторождение «Южное поле» с общими запасами угля до 1 млн. т.

9 мая 1940 г. ЦК ВКП (б) и СНК  СССР приняли постановление «О  строительстве Северо-Печорской  железнодорожной магистрали и  развитии добычи воркуто-печорских  углей». Это постановление имело  особо важное значение в освоении  Печорского бассейна. В декабре 1941 г. строители сумели сдать Северо-Печорскую магистраль во временную её эксплуатацию. Воркута наряду с другими угольными бассейнами страны была призвана возместить воюющей Родине потерю Донбасса.

Накануне Великой Отечественной войны на Воркуте действовала шахта №1-2 и сооружались еще четыре, начато освоение Интинского месторождения энергетических углей. В 1942 г. на Инте сооружались 12 угольных шахт.

В связи с возросшим военно-хозяйственным значением горнодобывающих отраслей промышленности Коми АССР увеличились масштабы геолого-поисковых работ, которые велись силами Базы АН по изучению Севера, созданной в сентябре 1941 г. в Сыктывкаре. Ученые этого научно-исследовательского учреждения во главе с академиком А.Е. Ферсманом вели активную разведку печорских углей, что позволило в 1942 г. увеличить промышленные запасы Воркутинского месторождения до 621 млн т.

Великая Отечественная война смешала все карты и планы. После того, как Донбасс – основной поставщик твердого топлива — оказался в руках врага, разработка Печорского месторождения, а значит, и надежная связь с центром, приобретают стратегическое значение. За годы войны возрос уровень механизации угледобычи на шахтах Воркуты,  возросли шахтные мощности в 6 с лишним раз. Наряд на добычу угля в годы войны значил то же самое, что военный приказ. 2−3 нормы за одну смену стало обычной рабочей ситуацией. Воркутинский уголь согревал осажденный Ленинград и стал главным топливом для всего Севера страны.

 В 1942 заработала Воркутинская ТЭЦ-1 и промышленный уголь дала шахта №1 «Капитальная». В 1943 заработало первое в Республике ремесленное горнопромышленное училище, а в 1944 — Воркутинский механический завод.

В начале 1944 года эксплуатация Воркутинского месторождения стала иметь первостепенное значение. «Воркутстрой» перестал быть только строительной организацией, по своим масштабам он перерос старое название и стал называться комбинатом «Воркутауголь». Было заложено 29 новых шахт, из которых 12 сданы в эксплуатацию. 1945 год начался форсированными работами по освоению нового месторождения коксующих углей Хальмер-Ю.

По общим запасам угля и его качеству печорский бассейн уже в 1946 г. выдвинулся на одно из первых мест по стране. В связи с расширением строительства и быстрым ростом угледобычи на Севере было начато сооружение новых шахт, преимущественно крупных, мощностью от 500 до 1000 тыс. т. угля  в год. 7 Однако на завершающем этапе создания Северного промышленного комплекса достигнутый уровень развития Печорского угольного бассейна был недостаточен. В связи с эти четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. предусматривал ускоренный темп роста добычи угля на Воркуте.

В годы четвертой пятилетки шел процесс технического оснащения шахт современными машинами и механизмами, ширилось и крепло социалистическое соревнование, в успешном выполнении производственного плана важную роль играли комсомольско-молодежные бригады. За 1946-1950 гг. в Печорском угольном бассейне было введено в строй 22 шахты мощностью 10,2 млн т. угля в год.

В 1949 г. правительство выделило Печорскому бассейну дополнительные средства и материально-технические ресурсы, с тем чтобы увеличить ввод новых шахтных мощностей, а также ассигновало 4 млн. рублей на жилищное строительство в городе Воркуте в 4-м квартале.

Создание и развитие Печорского угольного бассейна улучшило географическое размещение промышленности СССР, послужило толчком к подъему производительных сил Европейского Севера страны. Он стал основным поставщиком технологического топлива для металлургической и коксогазовой промышленности Череповца, Ленинграда.

 

2.2. Нефтяные месторождения края

Создание и развитие нефтегазовой промышленности на европейском северо-востоке явилось  одним  из решающих факторов в модернизации России в XX веке. Началом промышленной добычи северной нефти стал 1929 год, когда Президиум Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) СССР признал необходимым предпринять широкие поиски новых месторождений и с этой целью разработал план широкого обследования Урала для поиска нефтяных и газовых месторождений.

В этом году на реку Ухту, в место дореволюционных разработок северной нефти, направляется экспедиция ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление), состоявшая из заключенных и сформированная Управлением Северными лагерями особого назначения (УСЕВЛОН). Геологической службой руководил известный геолог-нефтяник Н.Н. Тихонович. С его прибытием в экспедицию было определено место новой разведочно-эксплуатационной скважины № 5, с целью избежания обводняющего влияния старой скважины. Геолог Николай Николаевич Тихонович наметил на карте "точку" в четырёхстах двадцати пяти метрах от скважины бывшего дореволюционного "товарищества",- подальше от возможных подземных вод. Началось строительство буровой. В конце ноября 1929 г. ее заложили, и началось строительство. 4 апреля 1930 года началось бурение скважины, и 25 октября 1930 года па глубине 387 - 388,5 метров самопереливом пошла легкая нефть дебитом более 4-х тонн в сутки. Так было открыто Чибьюское промышленное месторождение девонской нефти. 8

В 1931 г. при ВСНХ СССР была создана комиссия для разработки конкретных мероприятий по расширению геологоразведочных работ в районе Ухты и Воркуты. ВСНХ СССР 20 Апреля 1931 принял постановление "О развитии топливной базы в Северном крае", в соответствии с которым бюро Северного краевого комитета ВКП(б) приняло своё постановление "О формировании разведочных работ и промышленной эксплуатации Печорских углей и нефти". Эти решения обеспечивали деятельность Ухтинской экспедиции ГУЛАГа (с 6 июня 1931 - Ухтинско-Печорский исправительно-трудовой лагерь ОГПУ, а с ноября 1932 - Ухто-Печорский трест), которой была передана организация и ведение работ. Местные советские, партийные и хозяйственные органы Коми области проделали большую организаторскую работу, чтобы обеспечить разведочную и эксплуатационную деятельность рабочих коллективов, в будущем занятых в ведущих отраслях народного хозяйства края.

Уже первые годы деятельности Ухтпечтреста показали, насколько сложным будет процесс дальнейшего освоения региона. Не случайно виднейший геолог И.И. Тихонович, руководивший тогда геологической службой лагеря, писал: «Эта территория весьма обширна и до чрезвычайности сложна по своему геологическому устройству. Трудности ее исследования усугубляются недоступностью глухих таежных пространств Урала, сплошной заболоченностью Тимана и Припечорья. Природа здесь скупо раскрывает свои тайны здесь надо их у природы вырвать, надо упорно искать слабые места и редкие просветы в густых покровах, которыми окутан геологический облик Тимано-Уральской горной страны».9

Информация о работе Создание транспортной системы на территории края