Благодаря созданию «Судостроя»
были построены не только сотни судов,
но и созданы квалифицированные кадры
судостроителей.
Парк непаровых судов пароходств
пополнялся как за счет нового строительства
на верфях деревянного судостроения в
Покче, Няшабоже, Троицко-Печорске и Щельяюре
(пароходы поступали из других бассейнов
страны, в основном из Лименды), так и за
счет поступления из других центров судостроения
Северного края, в основном из Архангельска.
В это же время были организованы ремонтно-механические
мастерские в затонах: Ошкурья, Троицко-Печорск,
Лемтыбож, Щельяюр, «Красный водник» в
Сыктывкаре.
В 1935 создано Печорское бассейное
управление, через пять лет оно уже имело
в эксплуатации около десятка землечерпальных
машин. Обстановкой (различные знаки и
устройства, установленные на воде и по
берегам и регулирующее судоходство) были
снабжены около 2 тыс. км речных путей.
В Вычегодском бассейне в 1940 г. вынуто
землечерпанием 1208,9 тыс. куб. м грунта,
примерно 13,7 тыс. км путей, протралено
242 км и т.д. В распоряжении речников Коми
АССР имелись 4 телефонные станции на 257
аппаратов, 23 радиостанции, 25 передатчиков
и 29 приемников.24
К 40-м годам объемы перевозок
возросли, при этом темпы роста были значительны,
что связано, в первую очередь, с увеличением
объемов лесных грузов (до 86% всего объема
грузов по отправлению в 1940 г.)
Таблица 1
Грузоперевозки в Коми АССР
речным транспортом общего пользования
(тыс. т)25
|
1932 г. |
1937г. |
1940г. |
По отправлению |
802,3 |
847,3 |
1594,0 |
По прибытию |
нет свед. |
нет свед. |
740,0 |
Водный транспорт за 1941-1945 гг.
также получил дальнейшее развитие. В
1941 г. было начато строительство нового
речного порта, судоверфи и судоремонтного
завода в местечке Канин Нос (ныне речная
часть г. Печоры), где река Печора пересекалась
с железной дорогой. Здесь намечалась
перевалка угля из вагонов на баржи.
В январе 1941 г. под Сыктывкаром
началось строительство Вычегодской судоремонтной
верфи с расчетом производства в год 30
тысячетонных барж. С началом войны стройка
приобрела оборонное значение и возводилась
на базе эвакуированной из Карелии Пиндужской
верфи. Вычегодская верфь одновременно
строилась и выпускала продукцию, преодолевая
большие трудности из-за нехватки материалов,
оборудования и рабочей силы. В апреле
1943 г. Совнарком Коми АССР принял постановление
о формировании строительства барж для
транспортировки пиломатериалов на Волгу,
были утверждены мероприятия по оказанию
верфи соответствующей помощи. Первые
три баржи водоизмещением по тысяче тонн
каждая были изготовлены в 1942 г., а всего
за годы войны со стапелей верфи сошли
12 большегрузных лесовозных и углевозных
барж.
Трудности военной поры сказывались
на деятельности речного транспорта Коми
края: снизилось качество ремонта, участилась
аварийность судов, ухудшились средства
связи, содержание и обслуживание речных
путей. Судовые команды выполняли 75 % ремонтных
работ. Не хватало оборудования, материалов,
лучшие радиостанции были переданы фронту
и заменялись сделанными кустарным способом.
Прекратилось пополнение речного флота
в Печорском бассейне. В 1943-1944 г. печорские
речники, совершив героический переход
морем, перегнали на Обь и Иртыш, где не
хватало судов, 14 пароходов, два земснаряда
и два лихтера. В 1945 г. в Печорском пароходстве
имелось меньше судов, чем в 1940 г. Численность
самоходных судов сократилась до 75 (из
них 56 буксирных) и 329 барж. В результате
объем перевозок этим видом транспорта
сократился и насчитывал 871 тыс. т в 1945
г. против 2087 тыс. т в 1941 г. (по отправлению).
В структуре перевозок возросла доля лесных
( с 85 до 88%) и хлебных (с 2,3 до 3,6%) грузов
и уменьшилась перевозка каменного угля
( с 5 до 3,6 %) и нефти ( с 0,7 до 0,69%). Объем вывоза
превышал объем ввоза в 1,8 раза. Преобладали
лесные грузы (76%).
Послевоенный период (1945-1950
гг.) в развитии водного транспорта на
территории Коми края характеризуется
укреплением материально-технической
базы, обновлением парка речных судов,
его реконструкцией.
Развитие водного транспорта
стало одним из решающих факторов в процессе освоения территории Коми АССР,
сыграло и градообразующую роль для такого
города как Печора, стимулировало развитие
всех остальных городов и поселений в
Коми АССР. В исследуемый период создание
водного транспорта явилось условием
формирования топливно-энергетического
комплекса на Европейском Северо-востоке
страны.
Заключение
Задачей Форсированной индустриализации
СССР было стремление преодолеть технико-экономическую
отсталость страны и достичь экономической
независимости. Главной ее особенность
— высокие темпы развития тяжелой
промышленности. Территория Коми края
в тоталитарной политике государства
занимала особое место. Промышленное освоение
богатых природными ресурсами, но труднодоступного
и малонаселенного региона было неотъемлемой
составной частью форсированной индустриализации.
Это во многом выразилось в создании в
крае самой крупной сети лагерей и спецпоселений
на Европейском Северо-востоке СССР. Советское
государство в 1930-1950-е гг. создало и активно
использовало обширный рынок бесплатной
рабочей силы, которую применяло для решения
задач индустриализации Коми края. Освоение
территории Коми края происходило параллельно
с развитием промышленных производств
(работы по добыче нефти, угля и т.д., их
переработка). Средства, вкладывающиеся
в развитие промышленности Коми АССР в
1930-1950- е гг., были долгосрочными вложениями,
которые, как известно, окупаются очень
долго.
Особенность промышленного
освоения региона заключалась в одновременном
проведении геологического изучения,
промышленного и транспортного строительства. Коми АССР стала поставлять
в центральные районы страны в значительных
объемах уголь, нефть, газ, древесину, т.е.
наибольшее развитие получили добывающие
отрасли. Были разведаны большие запасы
каменного угля, который начали добывать
в годы Великой Отечественной войны, чтобы
компенсировать потерю Донбасса. Открытие
коксующихся и энергетических углей Печорского
угольного бассейна имело большое значение
для формирования топливно-энергетической
базы на Европейском Севере. В 1934 году
в Воркуте вступила в строй первая шахта,
а в период Великой Отечественной войны
их работало уже двенадцать. Одним из решающих
факторов в модернизации страны было создание и развитие нефтегазовой
промышленности на территории Коми края.
Созданы условия для широкого освоения
Тимано-Печорской провинции.
Развитие транспортных коммуникаций
было важнейшим направлением промышленного
освоения территории Коми края. За 1930-1950 годы транспорт Коми
АССР стал многовидовым, сформировалась
единая транспортная сеть, стержнем которой
явилась Северо-Печорская железная дорога. Улучшение транспортных условий
региона повлекло за собой повышение уровня
его хозяйственной освоенности, способствовало
образованию и развитию сети промышленных
узлов и центров, баз и трасс освоения
территории республики.
Список использованной
литературы
- Бегин М.В. Белые ночи / пер. с
иврита Л.Злотник. – Иерусалим: Содружество
им. З. Жаботинского: Гешарим: М.: Имидж,
1991.
- Борозинец, Л.Г. Очерки по истории
освоения и изучения Печорского края.
Печорский край в период промышленного
освоения (1929 г. – начало XXI века) [Текст]:
учеб. пособие / Л.Г. Борозинец. – Ухта:
УГТУ, 2009.
- ГУ РК «НА РК», , ф. 1, оп. 3, д. 12,
л. 49.
- ГУ РК «НА РК» , ф. 605, оп. 2, д.809,
л. 49
- ГУ РК «НА РК», ф.429, оп.1, д.3, л.73.
- ГУ РК «НА РК» , ф. 140, оп. 2, д. 1525,
л. 18, 19, 21
- Дьяков, Ю.Л. Северная угольно-металлургическая
база СССР: возникновение и развитие. –
М.: Изд-во «Мысль», 1973.
- Закон о пятилетнем плане восстановления
и развития народного хозяйства на 1945-1950
гг. – М, 1946.
- История Коми от древнейших
времен до современности. Т.2 – 2-е изд.,
испр. и доп. – Сыктывкар: ООО «Анбур»,
2011.
- История Коми АССР с древнейших
времён до наших дней. 2-е изд. - Сыктывкар
: Коми кн. изд-во, 1981.
- История становления и развития
нефтегазового комплекса Коми края (к
истории освоения нефти Европейского
северо-востока России). – Ухта: УГТУ, 2004.
- Канева, А.Н. У истоков коми нефти
и газа. – Сыктывкар, 1970.
- Коми АССР за 50 лет: Стат. сб.,
- Сыктывкар, 1971.
- Кочурин, Н.Н. Коми на поворотах
истории. – М.: Независимое издательство
«ПИК», 2002.
- Кустышев А.Н. Европейский Север
России в репрессивной политике XX в.:
Учебное пособие. – Ухта: УГТУ, 2003.
- Морозов, Н.А. ГУЛАГ в Коми крае:
взгляд историка / Н.А.Морозов // Печальная пристань : сб. воспоминаний / сост. Л.И.Кузнецов. -Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1991.
- Морозов, Н.А. Истребительно-трудовые
годы / Н.А.Морозов // Коми республиканский
мартиролог жертв массовых политических
репрессий «Покаяние». Сыктывкар Б.и., 1998.
- Морозов, Н.А. ГУЛАГ в Коми крае.
1929-1956 / Н.А. Морозов. -Сыктывкар: Изд-во
СыктГУ, 1997.
- Морозов Н.А., Рогачев М.Б. ГУЛаг
в Коми АССР (20— 50-е годы) // Отечественная
история. 1995. №2.
- Очерки по истории Коми АССР. т.2 – Сыктывкар, 1955
- Пыстин, М.С. Свет над Печорой. Печорскоему пароходству 50 лет. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1981.
- Статистический сборник. Народное
хозяйство СССР. – М., 1956, с.158.
- Трубанев, Ф.М. Очерки по истории Печорского края. – Архангельск, 1997.
- Угольная сокровищница Севера:
сборник документов и материалов. – Сыктывкар:
Коми книжное издательство, 1984.
- Фишман М.В. История геологических
исследований и становление геологической
науки на Северо-востоке Европейской части
СССР // История геологических исследований
на Европейском Северо-востоке. – Сыктывкар, 1991
- XVII съезд ВКП(б). Стенографический отчет. – М., 1934.
1
Статистический сборник. Народное хозяйство
СССР. – М., 1956, с.158.
2
XVII съезд ВКП(б). Стенографический отчет.
– М., 1934. с. 409
3
История Коми с древнейших времен до современности.
Т.2 – 2-е изд., испр. и доп. – Сыктывкар:
ООО «Анбур», 2011, с. 435
4
Закон о пятилетнем плане восстановления
и развития народного хозяйства на 1945-1950
гг. – М, 1946, с.8
5
Дьяков, Ю.Л. Северная угольно-металлургическая
база СССР: возникновение и развитие. –
М.: Изд-во «Мысль», 1973. – с. 3
6
Дьяков, Ю.Л. Северная угольно-металлургическая
база СССР: возникновение и развитие. –
М.: Изд-во «Мысль», 1973. - с. 34
7
Очерки по истории Коми АССР т.2, с. 380
8
История становления и развития нефтегазового
комплекса Коми края (к истории освоения
нефти Европейского северо-востока России).
– Ухта: УГТУ, 2004. - с.46
9
История становления и развития нефтегазового
комплекса Коми края (к истории освоения
нефти Европейского северо-востока России).
– Ухта: УГТУ, 2004. – с. 61
10
Там же, - с.57
11
ГУ РК «НА РК», , ф. 1, оп. 3, д. 12, л. 49.
12
История становления и развития нефтегазового
комплекса Коми края (к истории освоения
нефти Европейского северо-востока России).
– Ухта: УГТУ, 2004. – с. 75
13
Кустышев А.Н. Европейский Север России
в репрессивной политике XX в.: Учебное
пособие. – Ухта: УГТУ, 2003. – с. 50
14
ГУ РК «НА РК» , ф. 605, оп. 2, д.809, л. 49
15
Морозов Н.А. ГУЛАГ в Коми крае – Сыктывкар,
1997. – С.105.
16
ГУ РК «НА РК», ф.429, оп.1, д.3, л.73.
17
История Коми от древнейших времен до
современности. Т.2 – 2-е изд., испр. и доп.
– Сыктывкар: ООО»Анбур», 2011. - с. 397
18
Кочурин, Н.Н. Коми на поворотах истории.
– М.: Независимое издательство «ПИК»,
2002. – с. 49
19
Кочурин, Н.Н. Коми на поворотах истории.
– М.: Независимое издательство «ПИК»,
2002. - с.50
20
Бегин М.В. Белые ночи / пер. с иврита Л.Злотник.
– Иерусалим: Содружество им. З. Жаботинского:
Гешарим: М.: Имидж, 1991. – 331с.
21
История Коми с древнейших времен до современности.
Т.2 – 2* е изд., испр. и доп. – Сыктывкар:
ООО «Анбур», 2011. - с. 439
22
Кочурин, Н.Н. Коми на поворотах истории.
– М.: Независимое издательство «ПИК»,
2002. - с. 52
23
Угольная сокровищница Севера: сборник
документов и материалов. – Сыктывкар:
Коми книжное издательство, 1984. – 312 с.
56-57
24
ГУ РК «НА РК» , ф. 140, оп. 2, д. 1525, л. 18, 19, 21
25
Коми АССР за 50 лет: Стат. сб., - Сыктывкар,
1971. – с. 91