Создание транспортной системы на территории края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 10:18, курсовая работа

Краткое описание

Исследование истории промышленного освоения Севера представляет немалое научно-практическое значение. В ХХ веке Россия осуществила исторический переход от сельского аграрного общества к индустриальному, что явилось результатом модернизации страны. Одной из особенностей рассматриваемого периода в истории России было промышленное освоение Севера и создание здесь промышленных и топливно-энергетических комплексов. В суровых климатических условиях на территориях малонаселенных, бездорожных районов возникли современные горнодобывающие и промышленные предприятия, выросли города, появились железные, шоссейные дороги и эти отдаленные районы были включены в единую систему российской цивилизации.

Содержание

Введение 2
1 Глава. Территория Коми в планах развития народного хозяйства СССР 7
2 Глава. Освоение угольных и нефтяных месторождений края 12
2.1 Создание и развитие Печорского угольного бассейна 12
2.2 Нефтяные месторождения края 17
3 Глава. Создание транспортной системы на территории края 23
3.1 Строительство трактов 23
3.2 Железнодорожное строительство 27
3.3 Развитие водного транспорта 34
Заключение 39
Список использованных источников 40

Вложенные файлы: 1 файл

Освоение территории Коми края в 1930-1950-е годы.docx

— 87.58 Кб (Скачать файл)

Благодаря созданию «Судостроя» были построены не только сотни судов, но и созданы квалифицированные кадры судостроителей.

Парк непаровых судов пароходств пополнялся как за счет нового строительства на верфях деревянного судостроения в Покче, Няшабоже, Троицко-Печорске и Щельяюре (пароходы поступали из других бассейнов страны, в основном из Лименды), так и за счет поступления из других центров судостроения Северного края, в основном из Архангельска. В это же время были организованы ремонтно-механические мастерские в затонах: Ошкурья, Троицко-Печорск, Лемтыбож, Щельяюр, «Красный водник» в Сыктывкаре.

В 1935 создано Печорское бассейное управление, через пять лет оно уже имело в эксплуатации около десятка землечерпальных машин. Обстановкой (различные знаки и устройства, установленные на воде и по берегам и регулирующее судоходство) были снабжены около 2 тыс. км речных путей. В Вычегодском бассейне в 1940 г. вынуто землечерпанием 1208,9 тыс. куб. м грунта, примерно 13,7 тыс. км путей, протралено 242 км и т.д. В распоряжении речников Коми АССР имелись 4 телефонные станции на 257 аппаратов, 23 радиостанции, 25 передатчиков и 29 приемников.24

К 40-м годам объемы перевозок возросли, при этом темпы роста были значительны, что связано, в первую очередь, с увеличением объемов лесных грузов (до 86% всего объема грузов по отправлению в 1940 г.)

Таблица 1

Грузоперевозки в Коми АССР речным транспортом общего пользования (тыс. т)25

 

1932 г.

1937г.

1940г.

По отправлению

802,3

847,3

1594,0

По прибытию

нет свед.

нет свед.

740,0


 

 

Водный транспорт за 1941-1945 гг. также получил дальнейшее развитие. В 1941 г. было начато строительство нового речного порта, судоверфи и судоремонтного завода в местечке Канин Нос (ныне речная часть г. Печоры), где река Печора пересекалась с железной дорогой. Здесь намечалась перевалка угля из вагонов на баржи.

В январе 1941 г. под Сыктывкаром началось строительство Вычегодской судоремонтной верфи с расчетом производства в год 30 тысячетонных барж. С началом войны стройка приобрела оборонное значение и возводилась на базе эвакуированной из Карелии Пиндужской верфи. Вычегодская верфь одновременно строилась и выпускала продукцию, преодолевая большие трудности из-за нехватки материалов, оборудования и рабочей силы. В апреле 1943 г. Совнарком Коми АССР принял постановление о формировании строительства барж для транспортировки пиломатериалов на Волгу, были утверждены мероприятия по оказанию верфи соответствующей помощи. Первые три баржи водоизмещением по тысяче тонн каждая были изготовлены в 1942 г., а всего за годы войны со стапелей верфи сошли 12 большегрузных лесовозных и углевозных барж.

Трудности военной поры сказывались на деятельности речного транспорта Коми края: снизилось качество ремонта, участилась аварийность судов, ухудшились средства связи, содержание и обслуживание речных путей. Судовые команды выполняли 75 % ремонтных работ. Не хватало оборудования, материалов, лучшие радиостанции были переданы фронту и заменялись сделанными кустарным способом. Прекратилось пополнение речного флота в Печорском бассейне. В 1943-1944 г. печорские речники, совершив героический переход морем, перегнали на Обь и Иртыш, где не хватало судов, 14 пароходов, два земснаряда и два лихтера. В 1945 г. в Печорском пароходстве имелось меньше судов, чем в 1940 г. Численность самоходных судов сократилась до 75 (из них 56 буксирных) и 329 барж. В результате объем перевозок этим видом транспорта сократился и насчитывал 871 тыс. т в 1945 г. против 2087 тыс. т в 1941 г. (по отправлению). В структуре перевозок возросла доля лесных ( с 85 до 88%) и хлебных (с 2,3 до 3,6%) грузов и уменьшилась перевозка каменного угля ( с 5 до 3,6 %) и нефти ( с 0,7 до 0,69%). Объем вывоза превышал объем ввоза в 1,8 раза. Преобладали лесные грузы (76%).

Послевоенный период (1945-1950 гг.) в развитии водного транспорта на территории Коми края характеризуется укреплением материально-технической базы, обновлением парка речных судов, его реконструкцией.

Развитие водного транспорта стало одним из решающих факторов в процессе освоения территории Коми АССР, сыграло и градообразующую роль для такого города как Печора, стимулировало развитие всех остальных городов и поселений в Коми АССР. В исследуемый период создание водного транспорта явилось условием формирования топливно-энергетического комплекса на Европейском Северо-востоке страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Задачей Форсированной индустриализации СССР было стремление преодолеть технико-экономическую отсталость страны и достичь экономической независимости. Главной ее особенность — высокие темпы развития тяжелой промышленности. Территория Коми края в тоталитарной политике государства занимала особое место. Промышленное освоение богатых природными ресурсами, но труднодоступного и малонаселенного региона было неотъемлемой составной частью форсированной индустриализации. Это во многом выразилось в создании в крае самой крупной сети лагерей и спецпоселений на Европейском Северо-востоке СССР. Советское государство в 1930-1950-е гг. создало и активно использовало обширный рынок бесплатной рабочей силы, которую применяло для решения задач индустриализации Коми края. Освоение территории Коми края происходило параллельно с развитием промышленных производств (работы по добыче нефти, угля и т.д., их переработка). Средства, вкладывающиеся в развитие промышленности Коми АССР в 1930-1950- е гг., были долгосрочными вложениями, которые, как известно, окупаются очень долго.

Особенность промышленного освоения региона заключалась в одновременном проведении геологического изучения, промышленного и транспортного строительства. Коми АССР стала поставлять в центральные районы страны в значительных объемах уголь, нефть, газ, древесину, т.е. наибольшее развитие получили добывающие отрасли. Были разведаны большие запасы каменного угля, который начали добывать в годы Великой Отечественной войны, чтобы компенсировать потерю Донбасса. Открытие коксующихся и энергетических углей Печорского угольного бассейна имело большое значение для формирования топливно-энергетической базы на Европейском Севере. В 1934 году в Воркуте вступила в строй первая шахта, а в период Великой Отечественной войны их работало уже двенадцать. Одним из решающих факторов в модернизации страны было создание и развитие нефтегазовой промышленности на территории Коми края. Созданы условия для широкого освоения Тимано-Печорской провинции.

Развитие транспортных коммуникаций было важнейшим направлением промышленного освоения территории Коми края. За 1930-1950 годы транспорт Коми АССР стал многовидовым, сформировалась единая транспортная сеть, стержнем которой явилась Северо-Печорская железная дорога. Улучшение транспортных условий региона повлекло за собой повышение уровня его хозяйственной освоенности, способствовало образованию и развитию сети промышленных узлов и центров, баз и трасс освоения территории республики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Бегин М.В. Белые ночи / пер. с иврита Л.Злотник. – Иерусалим: Содружество им. З. Жаботинского: Гешарим: М.: Имидж, 1991.
  2. Борозинец, Л.Г. Очерки по истории освоения и изучения Печорского края. Печорский край в период промышленного освоения (1929 г. – начало XXI века) [Текст]: учеб. пособие / Л.Г. Борозинец. – Ухта: УГТУ, 2009.
  3. ГУ РК «НА РК», , ф. 1, оп. 3, д. 12,  л. 49.
  4. ГУ РК «НА РК» , ф. 605, оп. 2, д.809, л. 49
  5. ГУ РК «НА РК», ф.429, оп.1, д.3, л.73.
  6. ГУ РК «НА РК» , ф. 140, оп. 2, д. 1525, л. 18, 19, 21
  7. Дьяков, Ю.Л. Северная угольно-металлургическая база СССР: возникновение и развитие. – М.: Изд-во «Мысль», 1973.
  8. Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства на 1945-1950 гг. – М, 1946.
  9. История Коми от древнейших времен до современности. Т.2 – 2-е изд., испр. и доп. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2011.
  10. История Коми АССР с древнейших времён до наших дней. 2-е изд. - Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 1981.
  11. История становления и развития нефтегазового комплекса Коми края (к истории освоения нефти Европейского северо-востока России). – Ухта: УГТУ, 2004.
  12. Канева, А.Н. У истоков коми нефти и газа. – Сыктывкар, 1970.
 

  1.  Коми АССР за 50 лет: Стат. сб.,  - Сыктывкар, 1971.
  2. Кочурин, Н.Н. Коми на поворотах истории. – М.: Независимое издательство «ПИК», 2002.
  3. Кустышев А.Н. Европейский Север России в репрессивной политике  XX в.: Учебное пособие. – Ухта: УГТУ, 2003. 
  4. Морозов, Н.А. ГУЛАГ в Коми крае: взгляд историка / Н.А.Морозов // Печальная пристань : сб. воспоминаний / сост. Л.И.Кузнецов. -Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1991.
  5. Морозов, Н.А. Истребительно-трудовые годы / Н.А.Морозов // Коми республиканский мартиролог жертв массовых политических репрессий «Покаяние». Сыктывкар Б.и., 1998.
  6. Морозов, Н.А. ГУЛАГ в Коми крае. 1929-1956 / Н.А. Морозов. -Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 1997.
  7. Морозов Н.А., Рогачев М.Б. ГУЛаг в Коми АССР (20— 50-е годы) // Отечественная история. 1995. №2.
  8. Очерки по истории Коми АССР. т.2 – Сыктывкар, 1955
  9. Пыстин, М.С. Свет над Печорой. Печорскоему пароходству 50 лет. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1981.
  10. Статистический сборник. Народное хозяйство СССР. – М., 1956, с.158.
  11. Трубанев, Ф.М. Очерки по истории Печорского края. – Архангельск, 1997.
  12. Угольная сокровищница Севера: сборник документов и материалов. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1984.
  13. Фишман М.В. История геологических исследований и становление геологической науки на Северо-востоке Европейской части СССР // История геологических исследований на Европейском Северо-востоке. – Сыктывкар, 1991
  14. XVII съезд ВКП(б). Стенографический отчет. – М., 1934.

 

1  Статистический сборник. Народное хозяйство СССР. – М., 1956, с.158.

2 XVII съезд ВКП(б). Стенографический отчет. – М., 1934. с. 409

3 История Коми с древнейших времен до современности. Т.2 – 2-е изд., испр. и доп. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2011, с. 435

4 Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства на 1945-1950 гг. – М, 1946, с.8

5  Дьяков, Ю.Л. Северная угольно-металлургическая база СССР: возникновение и развитие. – М.: Изд-во «Мысль», 1973. – с. 3

6 Дьяков, Ю.Л. Северная угольно-металлургическая база СССР: возникновение и развитие. – М.: Изд-во «Мысль», 1973. - с. 34

7  Очерки по истории Коми АССР т.2, с. 380

8 История становления и развития нефтегазового комплекса Коми края (к истории освоения нефти Европейского северо-востока России). – Ухта: УГТУ, 2004. -   с.46 

9  История становления и развития нефтегазового комплекса Коми края (к истории освоения нефти Европейского северо-востока России). – Ухта: УГТУ, 2004. – с. 61

10 Там же, -  с.57

11 ГУ РК «НА РК», , ф. 1, оп. 3, д. 12,  л. 49.

12 История становления и развития нефтегазового комплекса Коми края (к истории освоения нефти Европейского северо-востока России). – Ухта: УГТУ, 2004. – с. 75

13 Кустышев А.Н. Европейский Север России в репрессивной политике  XX в.: Учебное пособие. – Ухта: УГТУ, 2003.  – с.  50

14 ГУ РК «НА РК» , ф. 605, оп. 2, д.809, л. 49

15 Морозов Н.А. ГУЛАГ в Коми крае – Сыктывкар, 1997. – С.105. 

16  ГУ РК «НА РК», ф.429, оп.1, д.3, л.73.

 

17 История Коми от древнейших времен до современности. Т.2 – 2-е изд., испр. и доп. – Сыктывкар: ООО»Анбур», 2011. - с. 397

18  Кочурин, Н.Н. Коми на поворотах истории. – М.: Независимое издательство «ПИК», 2002. – с. 49

19  Кочурин, Н.Н. Коми на поворотах истории. – М.: Независимое издательство «ПИК», 2002.  - с.50

20  Бегин М.В. Белые ночи / пер. с иврита Л.Злотник. – Иерусалим: Содружество им. З. Жаботинского: Гешарим: М.: Имидж, 1991. – 331с.

   

 

21  История Коми с древнейших времен до современности. Т.2 – 2* е изд., испр. и доп. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2011. - с. 439

22 Кочурин, Н.Н. Коми на поворотах истории. – М.: Независимое издательство «ПИК», 2002. - с. 52

23  Угольная сокровищница Севера: сборник документов и материалов. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1984. – 312 с. 56-57

24  ГУ РК «НА РК» , ф. 140, оп. 2, д. 1525, л. 18, 19, 21

25  Коми АССР за 50 лет: Стат. сб.,  - Сыктывкар, 1971. – с. 91

 

 


Информация о работе Создание транспортной системы на территории края