Сословно-представительная монархия в Западной Европе: общие черты и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 20:57, контрольная работа

Краткое описание

Древне-вавилонское государство – примитивно-рабовладельческое государство, достигшее расцвета в царствование Хаммурапи (1792-50 до нашей эры). Резкое деление общества на классы, появление промежуточных слоев населения, наконец, массовое разорение общинников - характеризуют сложную структуру вавилонского общества, в котором развертывалась острая классовая борьба. Это в свою очередь приводило к централизации и укреплению государственного аппарата, необходимого рабовладельцам для подавления и эксплуатации трудовых масс рабов и бедняков. Так, в царствование Хаммурапи оформляется типичная для Древнего Востока деспотия. Главным памятником этого периода является кодекс Хаммурапи - Законы Хаммурапи. Выставленный на городской площади «столб законов» должен был служить правосудию, совершавшемуся здесь же, и одновременно напоминать: никто не может отговариваться незнанием права.

Содержание

1. «Судебник царя Хаммурапи»
1.1 Введение …………………………………………………………………….3
1.2 «Судебник царя Хаммурапи»………………………………………………4
1.3 Заключение……………………………………………………………….….6
1.4 Литература…………………………………………………………………...7
1.5 Казус………………………………………………………………………….8

2. «Сословно-представительная монархия в Западной Европе: общие черты и особенности»
Введение……………………………………………………………………..9
Сословно-представительная монархия в Западной Европе: общие черты и особенности……………………………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………….15
Литература…………………………………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

чистовик ИГПЗС.docx

— 92.83 Кб (Скачать файл)

      Таким образом, в начале XIII в. в Англии сложились предпосылки для перехода к новой государственной форме — со-словно-представительной монархии. Однако в отличие от Франции, где инициативу реализации этой новой формы взяла на себя королевская власть, английские короли не проявляли готовность привлекать сословия к решению важнейших общественно-политических вопросов. Это объяснялось тем обстоятельством, что проблема политического объединения страны, столь жизненно необходимая для Франции, в Англии вообще не стояла в повестке дня (как известно, в период сеньориальной монархии Англия практически избежала состояния феодальной раздробленности). Усиление государственной централизации также не составляло актуальную политическую проблему, поскольку уровень этой централизации был достаточно высоким и в период господства ленной системы. Поэтому доступ английских сословий к активному участию в политической жизни был достигнут не вследствие добровольного волеизъявления королевской власти, а путем энергичных усилий со стороны самих этих сословий, в ходе острых социально-политических конфликтов, принимавших даже форму гражданской войны. Инициативу борьбы с королевской властью взяли на себя верхи господствующего класса — бароны и высший церковный клир. В отличие от баронских выступлений XI — XII вв., имевших характер обычных феодальных мятежей, общественно-политические движения XIII в. осуществлялись силами широкого общенационального фронта, объединившего в своих рядах не только крупных земельных магнатов, но и прослойки среднего и мелкого дворянства, а также верхушечные категории крестьянского и городского населения. В общем итоге сложившаяся в Англии сословно-представительная система знаменовала собой политическую победу сословий над королевской властью.

      В отличии от Франции и Англии, где возникли централизованные государства, Германия в период от всей феодальной эпохи оставалась раздробленной.

      Политическая раздробленность Германии, сохранявшаяся до 1871г., являлась следствием экономического, социального и политического развития отдельных ее частей. Сословная дифференциация происходила под воздействием развития феодальных лично-зависимых отношений, а также роста феодально-поместного и церковного землевладения с последующим закрепощением (прикреплением к земле) земледельцев-общинников и ростом городов.

      В период раннефеодального государства в Германии происходил рост крупного феодального землевладения, масса крестьян вовлекалась в личную и поземельную зависимость от феодалов-собственников. Однако этот процесс протекал сравнительно с другими странами Европы медленно и неравномерно.

      В XIII - XIV вв. Германия окончательно распадается на множество княжеств, графств, баронств и рыцарских владений. Одновременно завершается оформление системы сословий и сословного представительства. Особенностями сословной структуры Германии были дробность и отсутствие единства в масштабах всей страны.

      В период разложения феодализма королевская власть, как бы возвышаясь над всем обществом, предпринимает попытку предельно централизовать и укрепить феодальное государство (XYI-ХYIII вв.).

      Феодализм стал господствующим общественно-экономическим укладом. Организация власти и управления строилось как дворцово-вотчинная система. Личные слуги короля, вместе с тем, были должностными лицами королевства.

      Власть короля во Франции была ограничена советом знати, которая избиралась королем. В период феодальной раздробленности в совет короля вошли знатоки государственного права – легисты (со времени Филиппа II). Во главе местных органов власти вместо графов учреждена должность - прево.

      Органы сословного представительства получили название Генеральных Штатов. Этот орган не превратился в постоянно действующий средневековый парламент, главным образом из-за того, что крестьянское сословие было слабо и вместо Генеральных Штатов король созвал совет нотабелей. В данном совете имелись представители самых богатых сословий. Подобного рода учреждения возникли в крупных провинциях.

      Первым сословием было духовенство. Оно имело право на получение десятины, различных пожертвований, сохраняло свой налоговый и судебный иммунитет. Оно освобождалось от государственной службы и повинностей.

      Дворянство – это слуги короля (замкнутое и наследственное сословие). Важнейшая привилегия – право собственности на землю с передачей по наследству всех недвижимостей и рентных прав, особые судебные привилегии. Освобождались от уплаты государственных налогов. Дворянство было неоднородно: герцоги, графы, маркизы, виконты занимали высшие посты, а основная масса – скромное положение.

      Городское население и крестьяне-цензитарии – это неблагородные, у них нет особых политических и имущественных прав. Организация этого сословия носила феодально-корпоративный характер.

      В средневековой  Англии парламент постепенно приобрел три важнейших полномочия: право на участие в издании законов, право решать вопросы о поборах с населения в пользу королевской казны и право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.

      На протяжении XIII в. происходит также развитие нового исполнительного органа – Королевского совета. Он стал представлять собой узкую группу ближайших советников короля, в руках которой сконцентрировалась высшая исполнительная и судебная власть. В эту группу входили обычно канцлер, казначей, судьи, наиболее приближенные к королю министериалы, в основном выходцы из рыцарских слоев. Большой совет крупнейших вассалов короны утратил свои функции, которые отошли к парламенту.

      В XIII в. окончательно утверждается практика назначения из местных землевладельцев в графствах так называемых охранителей мира, или мировых судей. Первоначально они обладали полицейскими и судебными полномочиями, но с течением времени стали выполнять наиболее важные функции местного управления вместо шерифов.

      В судебную компетенцию мировых судей входило разбирательство уголовных дел, кроме убийств и особо тяжких преступлений. Разбирательства проводились на сессиях мировых судей, созывавшихся четыре раза в год. Эти собрания получили название судов «четвертных сессий».

      Из личного Суда короля постепенно сформировался Суд королевской скамьи, заседавший до конца XIV в. только в присутствии короля и его ближайших советников. Он стал высшей апелляционной и надзорной инстанцией для всех других судов, включая «общие тяжбы», но со временем был специализирован на рассмотрении апелляций по уголовным делам.

      С развитием гражданского оборота из общей системы высших королевских судов выделился Суд лорд-канцлера, который решал вопросы «по справедливости».

      Франция, Германия, Англия – это мировые державы с огромной вековой историей развития. В правовых системах данных стран велико было значение римского права.

      Феодальный путь развития Англии, Франции, Германии был различным, обусловленный традициями и особенностями каждого государства в отдельности. Социально-классовая структура государств была во многом похожа одна на другую. Государство, в котором главное место занимали правящие классы, обладающие большей правоспособностью, нежели неимущие.

      Процесс формирования, процесс феодализации, в целом, у данных стран схож, различия лишь во временных рамках завершения этих процессов. Однако, можно сделать выводы, что парламент возник в Англии как важнейшая часть государственной организации, с определенными полномочиями и правилами деятельности. Напротив, во Франции генеральные штаты складывались медленно, по мере того, как у королевской власти возникала необходимость в них. Ни регламента, ни правил, ни порядка созыва генеральные штаты, в отличие от английского парламента, так и не получили. Решения генеральных штатов не имели обязывающего характера для королевской власти. В то время как в Англии только парламент имел право вотировать новые налоги, Генеральные Штаты даже не имели права регистрировать королевские указы. Впоследствии это право во Франции приобрел особый судебный орган – парижский парламент.

      В отличие от стран Западной Европы, в Германии процесс образования единого централизованного государства не был завершен. Поэтому и сословно-представительные органы не получили большого развития. Германский рейхстаг, созываемый регулярно, на самом деле являлся источником междоусобиц и ничем не помог центральной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Заключение

      Сословно-представительная  монархия  уже не существует, однако в отдельных странах сохранились ее пережитки, закрепленные государственным правом. Сословное представительство было исторически первой системой представительства (в Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в ХII в.) и просуществовало во многих государствах Европы вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступило место национальному представительству. В настоящее время рудиментом сословного представительства является, например, Палата Лордов парламента Великобритании, где заседают наследственные и личные духовные и светские лорды, т.е. представители духовенства и дворянства.

     В современном  мире сохраняются два исторических  типа монархии - абсолютная и конституционная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Государство и право Средних веков. Часть вторая - В.В. Кучма. – Волгоград, 2001 г.
  2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. – М., 2005.
  3. История государства и права зарубежных стран. /Отв. ред. – доктор юридических наук, проф. С.А. Чибиряев. – М., 2002.
  4. По материалам сайта Юрист в помощь! - www.law29.ru || http://law29.ru/lib/ist/IGPZS/1781
  5. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т.1. История Древнего Мира. Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. – М., 2003.

 

 

 

 

 


Информация о работе Сословно-представительная монархия в Западной Европе: общие черты и особенности