Состояние и развитие просвещения в России на протяжении 16 века по С.М.Соловьеву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 02:29, реферат

Краткое описание

Он довел изложение русской истории до конца 18 - начала 19 века. Для этого ему не один год пришлось провести в архивах, разыскивая и обрабатывая новые документы и материалы. Соловьев был первым историком , который поставил вопрос о необходимости изучения истории России, как одного из европейских государств.
16 век приходится на конец княжения Ивана 3, полное княжение Василия 3 и царствование Ивана 4. На протяжение рассматриваемого века мы можем пронаблюдать тенденцию увеличения уровня грамотности и образованности у людей разных слоев населения.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Просвещение в период княжения Ивана 3 4

1.1. Действия священнослужителей по поводу просвещения в период княжения Ивана 3 4
1.1.1. Геннадий Чудовский (Новгородский) 4
1.1.2. Иосиф Волоцкий 6


Глава 2. Просвещение в период княжения
Василия 3 7

2.1. Общие сведения об устройстве обучения на момент княжения
Василия 3 7
2.2. Вклад в просвещение Максима Грека 8

Глава 3. Просвещение во время правления
ивана 4 грозного 10

3.1. Действия священнослужителей по вопросу просвещения
при Ивана 4 10
3.1.1. Сильвестр и его работа над Домостроем 11
3.1.2. Митрополит Макарий и его работа над произведением
"Великие Читьи- Минеи" 12
3.2. Книгопечатание: причины появления, первые мастера
книгопечатания 13

Заключение 14


Литература 15

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

МОУ СОШ  №1 города Питкяранта

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

 

Состояние и  развитие просвещения в России на протяжении 16 века по С.М.Соловьеву

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил:

ученик 11 класса

МОУ СОШ №1

Алайцев Степан Анатольевич

 

 

Рецензент:

О.А. Киселева,

Доцент кафедры

отечественной истории

подпись_____________

 

 

 

 

 

 

Питкяранта-2013

 

2

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение          3

 

Глава 1. Просвещение в период княжения Ивана 3      4

 

1.1. Действия священнослужителей  по поводу просвещения в период  княжения Ивана 3                                                                                          4

  1.1.1. Геннадий Чудовский (Новгородский)                                             4

  1.1.2. Иосиф Волоцкий                                                               6

 

 

Глава 2. Просвещение в период княжения

Василия 3                                                                                      7                                                                                                                                                                                                                  

 

2.1. Общие сведения об устройстве обучения на момент княжения

Василия 3                                                           7

2.2. Вклад в просвещение Максима Грека     8

 

Глава 3. Просвещение во время правления

ивана 4 грозного                                                                          10

 

3.1. Действия священнослужителей  по вопросу просвещения 

при Ивана 4                                                                                             10                                                                                       

  3.1.1. Сильвестр и  его работа над Домостроем                                         11

  3.1.2. Митрополит Макарий и его работа над произведением

  "Великие Читьи- Минеи"                                                                            12

3.2. Книгопечатание: причины  появления, первые мастера 

книгопечатания                                                                                              13

 

Заключение          14

 

 

Литература          15

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

Введение

 

 

Соловьев Сергей Михайлович - один из самых авторитетных историков, написавший монументальное произведение " История России с древнейших времен" в 25 томах. Он довел изложение русской истории до конца 18 - начала 19 века. Для этого ему не один год пришлось провести в архивах, разыскивая и обрабатывая новые документы и материалы. Соловьев был первым историком , который поставил вопрос о необходимости изучения истории России, как одного из европейских государств.

16 век приходится на  конец княжения Ивана 3, полное  княжение Василия 3  и царствование  Ивана  4.  На протяжение рассматриваемого  века мы можем пронаблюдать  тенденцию увеличения уровня грамотности и образованности у людей разных слоев населения.

В первой половине 16 века приоритетное место в просвещение  играют священнослужители. Однако во второй половине столетия мы видим, что вопросы  просвещения волнуют и светское население. Можно предположить, что именно 16 век явился предпосылкой для будущего  появления процесса обмирщения культуры и просвещения .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

Глава 1. Просвещение в период княжения Ивана 3

 

1.1. Действия священнослужителей  по поводу просвещения в период княжения Ивана 3

 

1.1.1. Геннадий Чудовский  (Новгородский)

 

Рассматриваемый нами период времени позволяет взять для  анализа лишь последние пять лет  княжения Ивана 3. Однако, я считаю нужным, при необходимости обратиться к  более ранним годам княжения, что бы не упустить ключевых событий и не нарушить логической композиции.

 

Как уже говорилось выше, ключевую роль в просвещение 16 века играют священнослужители. Одним из них явился митрополит Феодосий. Так  о нем пишет (сам) Соловьев: " Феодосий знаменит в истории русской церкви как жертва святой ревности к улучшению нравов духовенства ". Нравы духовенства действительно в то время начинали ухудшаться, ведь уже через несколько лет Россию настигнет такое понятие как " ересь жидовская". Понятия ересь и еретики тесно связанны с просвещением, ведь еретики были носителями первоклассного образования. "Еретики отличались ученостью, имели книги, каких не было у православного духовенств, которое потому и не могло бороться с еретиками" - пишет С.М. Соловьев. Первоначально еретики казались безобидными, однако с распространением ереси в числе ее приверженцев нашлись люди, которые уже не отличались такою чистотою поведения, как первые еретики. Известен факт ,что несколько священников в пьяном виде надругались над иконами. Очевидно, что деятельность еретиков необходимо было пресечь, но как, если у православного духовенства такой низкий уровень грамотности и нет даже книг ,какие есть у еретиков? Этот вопрос, вслед за митрополитом Феодосием, поднял новгородский архиепископ Геннадий Чудовский (Новгородский). Необходимо было увеличить не только нравственный уровень духовенства, что пытался сделать Феодосий,  но и в целом уровень образованности духовенства для того, что бы "вооружиться" против еретиков. Вот какие слова мы можем найти у Соловьева: "Геннадий Новгородский вписал свое имя в историю русского просвещения тем, что первый начал говорить о необходимости училищ для духовных ", а далее приводится письмо, написанное Геннадием к митрополиту Симону, где есть конкретные советы по обучению: "... а мой совет таков, что учить в училище сперва азбуке, а потом псалтыри с следованием накрепко, когда это выучат, то могут читать всякие книги...". Однако в этом же письме Геннадий жалуется на отсутствие желания учиться у людей: "Вот я прикажу учить его ектениям, а он и к слову не может

 

 

5

 

пристать: ты говоришь ему  то, а он совсем другое; велю учить  азбуке, а он, поучившись немного, да проситься прочь, не хочет учиться".

Геннадий, борясь с ересью, взял к себе в помощники образованного человека Иосифа Волоцкого. И вместе они сыграли немалую роль в просвещении. 
Заслуги Геннадия состояли в первоначальном обличении ереси посланиями, в вычислении пасхалии и в трудах по переводу и собиранию книг Священного Писания. До его времени у нас не было даже полной Библии; Священное Писание было распространено только в отдельных книгах, и то весьма мало. Геннадий должен был посылать за ними в другие монастыри. Еретики искажали псалмы, а у православных не оказывалось ни одного надежного списка Псалтири. Геннадий первый озаботился составлением полного списка Библии (написан в 1499 году), но всех книг ее так и не мог собрать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

1.1.2. Иосиф Волоцкий

 

Важнейшие просветительные  труды Иосифа тоже вызваны были ересью. Он, как и Геннадий, много занимался собиранием и перепиской книг и положил основание обширной волоколамской библиотеке. Против жидовствующих он написал капитальное богословское сочинение, подобного которому не бывало еще в России, известное под именем "Просветителя". Так как еретики задевали почти все важнейшие догматы православия, то "Просветитель" представляет собой почти полное изложение истин православной веры, первое русское богословие, в котором сведены были догматические свидетельства всех известных тогда на Руси отцов Церкви. Устав или духовная грамота Иосифа, его "Сказание о святых отцах монастырей русских", 11-е слово "Просветителя" и некоторые послания были прямо направлены к тому, чтобы, с одной стороны защитить монашество от еретиков, а с другой — подробными правилами и указанием примеров поднять подвергшуюся нареканиям монастырскую нравственность. Далее, так как вопрос о монастырской нравственности давно уже соединялся с вопросом о монастырских вотчинах, то Иосифу пришлось заняться и этим вопросом, писать в защиту монастырских вотчин. Кроме еретиков, против владения монастырей вотчинами, как мы видели, был преподобный Нил с последователями. Защищая монастырскую собственность против еретиков, Иосиф должен был восстать и против мнения преподобного Нила.

 
Таким образом, можно утверждать, что  уровень просвещения к началу 16 века был низкий и лишь усилиями некоторых священнослужителей об этом вопросе стали задумываться, стали  обсуждать необходимость увеличение уровня образованности духовенства, но решающих, системных действий пока не предпринималось, а следовательно, говорить о просвещение как о целостной системе пока рано.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

Глава 2. Просвещение в период княжения

Василия 3

 

 

2.1. Общие сведения об устройстве обучения на момент княжения

Василия 3

 

Княжение Василия 3 приходится на промежуток времени с 1505 - по 1533 гг. Посмотрим, что  происходило в это время относительно нашего вопроса- просвещения.

Центрами грамотности и просвещения  оставались, как и прежде, монастыри. В них же и в церквях, особенно при митрополичьем и епископских дворах, имелись библиотеки рукописных (позднее и печатных) книг подчас весьма значительные.   
"Мастера грамоты" появляются в городах и по деревням. У них учились дети и взрослые. Известные духовные деятели Зосима соловецкий и Александр свирский обучались в обонежских деревнях, Антоний сийский - в деревне у Белого моря, Симеон, архиепископ новгородский, - в родной подмосковной деревне и т.д. Учителями по-прежнему были монахи, дьяки. 
На многих актах ставят свои подписи бояре и дворяне, в меньшей степени       крестьяне и посадские люди.

У Соловьева С.М. в пятом томе "Истории России с древнейших времен" мы можем найти конкретный алгоритм обучения 16 века:  "Учили  сначала азбуку, потом Часослов ( молитвы, богослужебные тексты по часам церковной службы), письмо, Псалтирь ( псалмы царя Давида). На этом учение обычно заканчивалось. Тем, кто побогаче, удавалась его продолжить - на очереди были "Апостол", Евангелие. Премудрость математическая сводилась к счету до тысячи и далее, сложению и вычитанию, реже проходили умножение и деление".

Особый интерес вызывает вопрос о наказании учащихся за халатное отношение к обучению. Наказание, действительно, было, причем учитель  ОБЯЗАН был наказать, если ученик вел  себя неподобающе. Соловьев писал об этом :  " За нерадение учитель, в соответствии с обычаем, мог и должен был "сокрушать ребра",  "учащать раны" ученикам своим. Той же цели - внушению "книжкой премудрости" - служила и "душеспасительная" розга". 
Но уже тогда с поощрением говорят и пишут о "дидаскалах" - учителях, которые "твоего для учения хотяша, дабы хитр был и разумен умом, и смыслен, а не грублий человек".

 

 

 

 

 

8

 

2.2. Вклад в просвещение Максима Грека

 

"В истории русской церкви  времен Василиевых сосредоточивают  на себе наше внимание два знаменитых лица: одно- Иосиф Волоколамский, другое - Максим Грек" - пишет С.М. Соловьев.

Поговорим об этих личностях. Иосиф  Волоколамский был во времена  Ивана 3 борцом с ересью (как говорилось выше) и до сих пор оставался  приверженцем старых традиций. В своем прошлом он нажил очень много врагов, одним из которых был еретик Вассиан Косой. В 1515 году Иосиф умер, а Вассиан Косой пережил его и продолжал борьбу с его преданиями. К этой старой борьбе, ведущей начало от времен Ивана 3, присоединяется при Василии 3 знаменитый Максим Грек. Вот что мы можем найти о нём у С.М. Соловьева: "Максим, албанский грек из города Арты, прежде пострижения своего на Ватопеде путешествовал по Европе, учился в Париже, Флоренции, Венеции". Уже по этим словам мы можем верно предположить, что Максим был человеком образованным. Однажды князь Василий 3 прислал грамоту на Афонскую гору с просьбой "прислать из Ватопедского монастыря старца Сааву, переводчика книжного". Но волей судьбы старец заболел, и игумен Ватопедского монастыря вынужден был отправить к князю другого переводчика. Этим переводчиком суждено было стать Максиму Греку. По отзыву игумена Максим был человеком " искусным и годным к толкованию и переводу всяких книг церковных и еллинских". Действительно, Максим Грек в совершенстве знал два языка - греческий и латинский. Однако, он не владел в совершенстве славяно-русским языком ( начал изучать его по отправлению в Москву). "Несмотря на то- пишет Соловьев- он успел оказать важные услуги русскому просвещению в 16 веке".

Максиму Греку досталась богатое  собрание греческих рукописей, хранившихся в московской великокняжеской библиотеке и остававшихся без употребления по недостатку сведущих людей. Получив распоряжение князя, он начал работать над переводом этих рукописей с греческого на латинский, а уже с

латинского на славянский переводили двое русских толмачей.

После этого перевода Максиму поручено было "исправление богослужебных  книг, наполненных грубыми ошибками переписчиков".

За все время, проведенное  в Москве, он выучил русский язык и занимался переводами с греческого на русский самостоятельно. Можно  отметить такие переводы, как толкование Златоуста, Псалтырь.

Но и этим не ограничилась деятельность Максима Грека относительно просвещения. Для того что бы проследить дальнейшую работу Максима, обратимся снова к трудам С.М. Соловьева. Соловьев писал: "В предшествовавшее время умножались сочинения апокрифические, жадно

 

 

9

 

принимаемые людьми, хотящими получить подробнейшие известия о предметах первой важности, предметах религиозных, но не имеющих средств

отличить истинное от ложного, верующих всему, что написано". Человеком, который желал помочь людям " отличить истинное от ложного", выступил Максим Грек. Он написал целый цикл опровержений к работам,  которые вводили людей в заблуждения. Надо отметить, что ввести в заблуждение человека того времени было достаточно просто. Из-за малограмотности люди верили почти всему, что кто- либо говорил. С этим то и решил бороться Максим Грек. Более всего Максим вооружился против распространившейся в его время астрологии, против веры в судьбу. Он утверждал, что все устраивается промыслом божиим, а не звездами. Свои мысли и довыды по этому поводу он отразил в сочинениях.

Информация о работе Состояние и развитие просвещения в России на протяжении 16 века по С.М.Соловьеву