Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 20:57, контрольная работа
Швеция выделяется среди других стран высокими социальными достижениями. По объему социальных услуг эта страна занимает одно из первых мест в мире. По уровню жизни она опережает почти все государства мира. В связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств, возник термин “шведская модель”. Экономисты определяют шведскую модель как “модель, экономики, сочетающую полную занятость и стабильность цен путем проведения ограничительной экономической политики, дополненной выборочными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений”. В широком смысле шведская модель — это весь комплекс социально-экономических и политических реалий страны: высокий уровень жизни, широкий масштаб социальной политики.
Введение
Глава I. Предыстория социального государства……..………..……………………………..5
Глава II. Современность социальной политики Швеции……………………………….18
Заключение
Список используемой литературы
Каждый гражданин, постоянно проживающий в Швеции, имеет право на получение народной пенсии по завершению срока работы. Люди, имеющие право на дополнительную пенсию, с 1979 года получают и народную. Размер народных пенсий по старости весьма низкий (20% заработка), поэтому имеющий только народную или низкую дополнительную получает также коммунальную жилищную субсидию и надбавку к пенсии, которые не облагаются налогом.
Пенсия по инвалидности в системе народных пенсий равна пенсии по старости. Ее получают лица от 16 лет и старше, потерявшие трудоспособность из-за болезни, инвалидности до пенсионного возраста. Если человек заботится о неполноценном ребенке до 16 лет, то в системе народных пенсий выплачиваются и пособия на детей.
Семейная пенсия в системе народных пенсий включает вдовью пенсию (не выплачиваемую вдовцам) и сиротам. Пенсия выплачивается в случаях, когда вдова, достигшая возраста 36 лет, была замужем не менее 5 лет. Полная пенсия выплачивается вдове по достижении 50 лет или, когда она имеет ребенка до 16 лет. Полная пенсия идентична пенсии по старости. Выплата прекращается при выходе вдовы замуж. Пенсия детям в возрасте до 18 лет выплачивается по случаю смерти одного или обоих родителей. 21
Система всеобщих дополнительных пенсий.
Для получения полной дополнительной пенсии необходимо проработать 30 лет. Для неполной пенсии – минимум 3 года. При меньшем стаже размер пенсии сокращается на одну треть за каждый неотработанный год. Средний размер рассчитывается по 15 годам с наивысшей оплатой. Дополнительная пенсия вместе с народной пенсией составляет свыше 70% дохода за прошлые годы.
Система дополнительных пенсий дает возможность также получать преждевременную пенсию, пенсию по инвалидности, вдовью (если муж имел право на дополнительную) и пенсию сиротам (до 19 лет).
В Швеции система страхования от несчастных случаев на производстве вступила в силу с 1977 года. Возмещение выплачивается в случае профессионального заболевания, а также несчастного случая на работе или по пути к ней и компенсирует потерянный доход и все необходимые медицинские расходы. Эта система финансируется через взносы предпринимателей. В ней существуют разные типы пособий: эквивалентные пособиям в системе страхования по болезни, народным и дополнительным пенсиям.
Большинство работающих людей имеют дополнительное страхование помимо упомянутой системы в результате соглашения профсоюзов с администрацией. Это страхование покрывает ту часть дохода, которая не охвачена при выплате пособий системой обязательного страхования от несчастных случаев на производстве. 22
Система страхования от безработицы (1974 г.) отличается от перечисленных систем социального страхования. Для получения пособия по безработице необходимо быть членом кассы по безработице, организуемой профсоюзами. Сорок три кассы охватывают все профессиональные категории. То есть местные конторы страхования не имеют дела с этим типом страхования. Выплата пособия по безработице оговорена рядом условий: регистрация в качестве ищущего работу на местной бирже труда, готовность принять предложение о направлении на работу, потеря места не по собственной вине, членство к кассе по безработице не менее 12 месяцев. Пособия выплачиваются максимум за 300 рабочих дней, а для пожилых людей за 450 и состоят из ежедневных выплат. Ежедневное пособие может достигать 91,7 % зарабатываемого дохода.
Если человек не охвачен какой-либо системой страхования или пособия недостаточно большие, то он может получать общественную помощь. В Законе о социальных услугах 1982 года говориться, что коммуны несут, в конечном счете, ответственность за людей, проживающих в рамках их границ независимо от гражданства.
Кроме описанных форм социального страхования в Швеции имеется и ряд других пособий. Например, пособие на ребенка, которое выплачивается на всех детей с рождения и до 16 лет. Оно составляет 10020 крон и не облагается налогом. Кроме того, многодетные семьи с тремя детьми и более ежегодно получают дополнительное пособие на детей. Кроме того, существуют пособия на переобучение взрослых, образование детей.
Контактная модель работы с семьей в Швеции
Национальная добровольная программа «Контактная модель работы с семьей» начала действовать в Швеции с 1982года.
Суть ее в том, что местные комитеты социального обеспечения подбирают семьи или отдельных лиц для оказания поддержки другим семьям, находящимся в трудном положении. Подбираемые лица – это обычные люди без профессионального опыта, но умеющие контактировать,
поддержать, помочь другим. Кроме основной цели – оказание поддержки, контактная модель работы с семьей позволяет: 1) расширить сеть обслуживания клиента; 2) предотвратить отчуждение родителей и детей; 3) дать детям возможность устанавливать отношения с другими взрослыми и
иметь в качестве образца человека мужского или женского пола; 4) дать родителям возможность провести выходные по собственному усмотрению; 5) поддерживать родителей в их родительской роли.
Контактная модель используется в работе с разными типами семей: неполными, находящимися в разводе, употребляющими алкоголь и наркотики, имеющими детей-инвалидов, молодыми семьями.
Для работы с семьей по контактной модели готовятся так называемые секретари по контактам, которые являются социальными работниками и выполняют только эту функцию. Шведские специалисты отмечают, что социальные работники, специализирующиеся на этой работе, обычно очень заинтересованы в ней, долгое время остаются на этой работе, поскольку она позволяет увидеть положительную обратную связь со стороны семей для контакта и клиентов. 23
Секретари контактного обслуживания проходят специальную подготовку. Она включает в себя индивидуальное консультирование, а также групповую работу в форме тренинга. Это позволяет социальным работникам глубже понять роли членов семьи, вовлеченных в различные конфликты. Проводятся также курсы, на которых секретари разных районов встречаются, обмениваются взглядами, опытом. Например, секретари контактной службы из шести агентств г. Стокгольма встречаются один раз в месяц, чтобы обсудить различные вопросы, связанные с работой с семьей.
Подбор семей или лиц для контакта осуществляется разными способами.
1. Подбор, ориентированный на клиента. В этом случае осуществляется поиск лица или семьи для контакта с определенным клиентом. Иногда клиент сам предлагает семью или отдельного человека, которому он доверяет.
2. Индивидуально ориентированный подбор. Он заключается в попытках убедить определенных лиц, подходящих для контакта взять на себя ответственность и поработать с семьей.
3. Общий подбор. Он заключается в использовании средств массовой информации для привлечения широкого круга людей, из числа которых могут быть подобраны лица для контакта.
Начальный этап работы с семьей или лицами для контакта обычно связан с обсуждением многочисленных вопросов, которые возникают у лиц, желающих общаться с той или иной семьей.
Как правило, эти вопросы связаны с мерой активности контактной семьи. Должны ли они сами звонить клиенту или ждать, пока тот сам позвонит? Каким должен быть контакт? Обсуждая эти вопросы, секретарь контактной службы обязательно проясняет и то, что можно ожидать от клиента. 24
В дальнейшей работе с семьями или лицами для контакта используются групповые методы. Организуются встречи семей или лиц для контакта для совместного обсуждения возникающих проблем. Обычно такие встречи проходят раз в месяц и на них обсуждаются темы общего характера. Отдельные случаи обсуждаются в условиях строгой профессиональной тайны.
Кроме этой формы работы с семьями или лицами для контакта используется обучение в форме вечерних семинаров по определенной теме или в форме кружков. Кружки обычно состоят из группы людей и подготовленного лидера, они встречаются один раз в неделю и обсуждают интересующие темы на основе заранее составленного плана. Обсуждаться могут, например, такие темы как: 1) риск для детей; 2) помощь избиваемым женщинам;. 3) семейные отношения; 4) работа в качестве лиц для контакта. Опыт шведских специалистов показывает, что очень важно привлекать людей к планированию образовательных программ.
Когда принято решение представить, например, одинокой матери семью для контакта, устраивается встреча этой матери с секретарем службы. Это необходимо для осуществления лучшего выбора. Как говорят шведские специалисты, профиль клиента должен быть как можно более ясным и четким. Обычно первая встреча с клиентом, которую секретари называют «печем пироги», посвящена повседневным делам. Родителю необходимо дать возможность разговориться о своих детях, атмосфере в семье. При этом очень важно, чтобы клиент почувствовал заинтересованность специалиста в семейных делах и благополучном разрешении проблемных ситуаций. 25
Секретарь контактной службы знакомит клиента с тем, как выбирается «правильная» семья и что будет представлять собой контракт о контактных отношениях, когда обе стороны примут решение. Важно отметить, что выбор семьи для контакта производит секретарь службы. Стороны не выбирают друг друга. Если контактные отношения не действуют, следовательно, секретарь сделал неправильный выбор. Именно поэтому необходимо обсуждение многих вопросов на первой встрече. Это делает процесс контакта семей менее драматичным. На ранней стадии дети в контакт не вовлекаются. Необходимо, чтобы прошло какое-то время для установления прочных отношений.
Для того чтобы найти «правильную» контактную семью для клиента, требуется немало интуиции и импровизации. Понимание потребностей клиента и нахождение нужных людей, отвечающих этим потребностям, - это две стороны трудной задачи. Здесь необходимо обдумать все, даже самые, казалось бы, незначительные факторы. 26
Шведский опыт обслуживания пожилых.
В 1992 году парламент Швеции принял решение об осуществлении национальной программы помощи пожилым людям, по которой вся ответственность по целому ряду аспектов, в том числе и расходы по стационарному и полустационарному обслуживанию и по организации специального жилья ложится на местные органы власти.
В конце 60-х гг. в Швеции были построены первые, так называемые «дома сервиса». По замыслу их создателей в такие заведения пенсионеры могли бы переезжать еще в дееспособном возрасте и по мере возникновения необходимости получать в возрастающем объеме помощь и лечение. Однако, развитие событий пошло несколько по-иному. Расширение сферы услуг на дому, а также улучшение жилищных условий в целом привели к тому, что все большее число людей предпочитало оставаться дома как можно дольше. Поэтому просьба о переезде в «дом сервиса» поступает, как правило, уже тогда, когда потребность в уходе значительно возрастает.
«Дом сервиса» представляет собой квартиры, в которых группа пожилых вне зависимости от родства проживают совместно. В этих квартирах или в непосредственной близости находится персонал, который круглосуточно может предоставлять помощь. Групповое проживание возникло как элемент развития открытых форм лечения и ухода для лиц с психическими расстройствами физическими заболеваниями, нарушениями двигательных функций, а также людей в состоянии старческого маразма.
Формы организации таких квартир различны и зависят, в частности, от потребностей проживающих в лечении. В определенных случаях групповое проживание является временным решением, этапом в подготовке к абсолютно самостоятельному проживанию. В других случаях такие квартиры становятся местом постоянного проживания
В малонаселенных районах Швеции, преимущественно в сельской местности, муниципалитеты сталкивались с трудностями в предоставлении населению социальной помощи, обусловленными отдаленностью. Попытка найти решение этой проблемы привела к привлечению почтовой службы к непосредственному участию в оказании социальной помощи пожилому населению в сельской местности.
В настоящее время в сельских районах шведские почтальоны кроме своих обязанностей за дополнительное вознаграждение выполняют ряд функций, связанных с задачами социальной службы. Традиционно сельские почтальоны, передвигаясь по участку на машинах, выступают в качестве мобильного почтового отделения: доставляют почту, принимают, оформляют и выплачивают денежные переводы, банковские вклады, продают конверты, принимают телеграммы, посылки и осуществляют другие почтовые дела прямо по месту жительства. 27
Каждый сельский почтальон, выполняя эти свои обычные обязанности, встречается на его территории с людьми, по крайней мере, несколько раз в месяц. В связи с этим он хорошо представляет себе не только жилищные условия, но и потребности пожилых людей в социальной помощи. Он, в частности, может первым заметить ухудшение здоровья и потребность в медицинской помощи. Может увидеть, насколько ухожен дом, есть ли дрова, кто приносит воду, нужна ли машина для поездок и не требуется ли помощников по дому, сиделок. При участии сельской почтовой службы пожилые люди могут получать в более полном объеме социальную помощь, и в этом случае отодвигается срок их переселения в дома престарелых, они могут дольше жить в собственном доме, что благотворно сказывается на их самочувствии.
Организационно участие почтовой службы Швеции в оказании социальных услуг населению было оформлено в 1974 году специальным рамочным соглашение между Генеральным директором почтовой службы и национальным Министерством социального обеспечения. Оно предусматривало возможность заключения договоров на выполнение сельскими почтальонами части социальной работы в обслуживаемой ими местности. В настоящее время эти договоры включают следующие социальные услуги, выполняемые почтальонами.
1. Доставка товаров на
дом. Почтальону делается
Информация о работе Социальная политика Швеции: её история и современность