Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 15:48, курсовая работа
Первая четверть XIX в. - насыщенный противоречиями и своеобразным драматизмом сложный период в истории России. Этот период можно озаглавить как «Россия на распутье» - между самодержавно - крепостническим строем русской государственности и русских общественных отношений и поисками новых форм социально - политической организации страны. Это эпоха очень напряженной внешней и внутренней борьбы расшатанного, но еще очень крепкого старого, веками сложившегося уклада всей общественной и государственной жизни и назревавшего, еще слабого, но настойчиво-требовательного нового строя всех отношений. На фоне огромного европейского кризиса наполеоновской эпохи разыгралась драма русской исторической жизни.
Введение 3
Глава 1. М.М. Сперанский – человек, государственный деятель, реформатор 5
Глава 2. План преобразований М.М. Сперанского. 8
Глава 3. Деятельность М.М. Сперанского в 1812 – 1839 гг. 18
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Государственная дума собирается по коренному закону и без всякого созыва ежегодно в сентябре месяце.
Срок действия ее определяется количеством дел, eй предлагаемых.
Действие государственной думы пресекается двояким образом:
1) отсрочкою его до будущего года;
2) совершенным всех членов ее увольнением.
Отсрочка производится актом державной власти в Государственном совете.
Увольнение производится таковым же актом, но с означением в нем же новых членов, назначенных последними выборами губернских дум.
Кроме общего увольнения, члены государственной думы не могут оставить свое место, разве смертию или определением Верховного суда. В сих двух последних случаях места членов занимаются непосредственно одним из кандидатов в списке последнего выбора означенных.
Председатель государственной думы есть канцлер по самому своему званию.
Особенный чиновник определяется ему в помощь под именем секретаря государственной думы. «…»
В прочем образ действия, рассуждение и формы государственной думы определяются подробно в коренных законах….»3
Избирательными правами могли пользоваться все граждане России, которые владели землей и капиталом, включая государственных крестьян. А мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне не могли участвовать в выборах. В этом и заключался принципиально новый подход Сперанского: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мнения. Реформатор предлагал осуществить реформу в несколько этапов, не объявляя сразу о конечных целях преобразований и планировал завершить её к 1811 году. Исполнение проекта М.М. Сперанского предполагалось начать с 1810 г.
3 апреля 1809 г. – издание указа о придворных званиях. Звания камергера и камер-юнкера давали важные преимущества, однако не были соединены с определенными и постоянными должностными обязанностями. Данный указ предоставлял право всем, кто носил это звание, но не состоял на службе, в срок двух месяцев поступить на военную или гражданскую службу.
Указ 6 августа 1809 г. установил порядок производства в гражданские чины коллежского асессора (8-й класс) и статского советника (5-й класс). Он запретил принимать в эти чины служащих, которые не прошли обучение в одном из русских университетов и не имели сертификата, подтверждающего данный факт. Либо не сдали экзамен по приложенной к указу установленной программе. В ней служащий обязан был знать русский язык и любой иностранный, а помимо этого также кучу других дисциплин: уголовные законы, государственную экономию, права римские, естественные и гражданские, отечественная и общая история, география и даже математика и физика.
Оба указа были изданы совершенно неожиданно и в тайне от высших правительств. Указы ясно и твердо выражали требования, каким должны удовлетворять служащие. Действительно, требовались новые люди, чтобы действовать в духе тех начал, какие старались провести в правительственных учреждениях, открытых с 1810 г.
Указом 1 января 1810 г. был обнародован манифест об упразднении Непременного Совета и создании Государственного совета, и в тот же день состоялось его открытие. Значение его в системе управления выражено в манифесте 1 января определением, что в нем «все части управления в их главном отношении к законодательству сообразуются и чрез него восходят к верховной власти». Это значит, что Государственный совет обсуждает все подробности государственного устройства, насколько они требуют новых законов, и свои соображения представляет на усмотрение верховной власти. Государственный совет не законодательная власть, а только ее орудие, и притом единственное, которое собирает законодательные вопросы по всем частям управления, обсуждает их и свои заключения возносит на усмотрение верховной власти. Таким образом, был установлен твердый порядок законодательства. В этом смысле и определяет значение Совета М.Сперанский в ответе государю о деятельности учреждения за 1810 г., говоря, что Совет «учрежден для того, чтобы власти законодательной, дотоле рассеянной и разбросанной, дать новое начертание постоянства и единообразия». Такое начертание, сообщенное законодательству, тремя обозначенными в законе чертами характеризует новое учреждение:
«…I. В порядке государственных установлений совет представляет сословие, в коем все действия порядка законодательного, судного и исполнительного в главных их отношениях соединяются и чрез него восходят к державной власти и от нее изливаются.
II. Посему
все законы, уставы и учреждения
в первых их начертаниях
III. Никакой закон, устав и учреждение не исходит из совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти. …» 4
Этими чертами указывается двоякое значение Совета - законодательное и объединительное: он, во-первых, обсуждает возбуждаемые по всем отраслям управления законодательные вопросы; во-вторых, утвержденными верховной властью решениями он объединяет деятельность всех этих отраслей, сообщая им одинаковое направление.
В Совете председательствует сам государь, назначающий и членов Совета, числом которых положено было 35. Совет состоял из общего собрания и четырех департаментов - законодательного, дел военных, дел гражданских и духовных и государственной экономии. Для ведения делопроизводства Совета при нем была учреждена государственная канцелярия с особым отделением для каждого департамента. Дела каждого отдельного управления статс-секретарь докладывал в своем департаменте, а всей канцелярией руководил государственный секретарь, докладывающий дела в общем собрании и представляющий журнал Совета императору. Государственным секретарем был назначен Сперанский М.М, главный организатор учреждения, что давало право руководить всем Государственным советом.
Это детище М.М. Сперанского просуществовало до 1917 года. Призванный первоначально рассматривать и утверждать планы дальнейших преобразований, Государственный совет фактически сам стал противником реформ, затягивая их обсуждение. Вскоре он переключился на рассмотрение многочисленных финансовых, судебных и административных вопросов. Значение Государственного Совета еще более снизилось, когда в 1816 году право доклада императору по делам Совета было передано А.А. Аракчееву.
М. Сперанский подготовил два важных акта, реформирующих деятельность тех министерств, в которые были преобразованы петровские коллегии манифестом от сентября 1802 года. В июле 1810 года он обнародовал манифест «О разделении государственных дел по министерствам». 25 июля 1811 года было создано «Общее учреждение министерств». Михаил Михайлович выделял в них два недостатка: это неправильное распределение дел между министерствами и отсутствие точного определения ответственности министерств. Преобразования их начались с двух актов: манифеста 12 июля 1810 года о разделении государственных дел на особые управления и «Общего учреждения министерств» 25 июня 1811 года. Было упразднено по общему распорядку министерство коммерции – одно из восьми прежних министерств. Его дела распределили между двумя другими министерствами: финансов и внутренних дел. Было создано министерство полиции. Помимо этого, было учреждено несколько «главных управлений» - это особые ведомства со значением отдельных министерств: «Главное управление ревизии государственных счетов», «Главное управление духовных дел иностранных исповеданий» и «Главное управление путей сообщения». Таким образом, отдельных центральных ведомств стало одиннадцать вместо восьми.
Министры и их заместители стояли во главе министерства, у них в подчинении находились директора департаментов, тем подчинялись начальники отделений, а последним – столоначальники. Император назначал всех министров и губернаторов.
Вплоть до 1917 года порядок, который установил М. Сперанский, не изменился, а некоторые из министерств, учрежденных в 1811 году, действуют и по сей день.
Реформа Сената весьма долго обсуждалась в Государственном совете, но так и не была осуществлена. Согласно с положенными в нее принципами разделения судебных и административных дел, Сенат было намечено разделить на два учреждения: Сенат, которое сосредотачивало в себе правительственные дела, состояло из министров и их заместителей и начальников главных частей управления; а второе – судебный Сенат, которое в свою очередь распадалось на четыре местных отделения, размещенных по главным судебным округам империи: в Москве, Петербурге, Казани и Киеве. Особенность последнего заключалась в том, что его состав был двойственным: одних членов назначал император, а других избирало дворянство. И это вызвало сильные возражения в Государственном совете.
Реформирование Сената из-за различных препятствий не было осуществлено, и в результате он сохранился в прежнем виде.
Можно сделать вывод, что из трех отраслей высшего управления - законодательной, исполнительной и судебной - были преобразованы только две первые, третьей реформа так и не коснулась.
После войн 1805 – 1807 гг. Россия находилась на грани государственного банкротства. И в 1809 г. На М. Сперанского были возложены обязательства по оздоровлению финансовой системы. Он обнаружил дефицит в 105 млн. рублей. 1 января 1810 г. М. Сперанский подготовил и вручил императору составленный им план финансов. Вот его основные положения: "Расходы должны соответствовать доходам. Поэтому никакой новый расход не может быть назначен прежде, нежели будет найден соразмерный ему источник дохода.
Расходы должны разделяться:
1) по ведомствам;
2) по степени нужды в них - необходимые, полезные, избыточные, излишние и бесполезные, причем последние не должны допускаться вовсе;
3) по пространству - общие государственные, губернские, окружные и волостные. Никакой сбор не должен существовать без ведома Правительства, потому что Правительство должно знать все, что собирается с народа и обращается в расходы;
4) по предметному назначению - обыкновенные и чрезвычайные расходы. Для чрезвычайных расходов в запасе должны быть не деньги, а способы их получения;
5) по степени постоянства - стабильные и меняющиеся издержки".5
По этому плану государственные расходы были сокращены на 20 млн. рублей, увеличены подати и налоги, все ассигнации, находящиеся в обращении, признаны государственным долгом. Капитал для погашения ассигнаций предположено было составить посредством продажи ненаселенных государственных земель и внутреннего займа. Этот финансовый план был одобрен, и была образована комиссия погашения государственных долгов.
Законами 2 февраля 1810 года и 11 февраля 1812 года были повышены все налоги. Например, цена пуда соли с 40 копеек поднята была до рубля; подушная подать с 1 руб. возвышена была до 3 руб. Нужно отметить, что в этот план входил и новый, небывалый прежде налог - «подоходный прогрессивный». Этим налогом был обложен доход помещиков с их земель. Низший налог взимался с 500 рублей дохода и составлял 1% последнего, высший налог падал на имения, дававшие больше 18 тыс. рублей дохода, и составлял 10% последнего. Но расходы 1810 г. значительно превысили предположение, и потому налоги, установленные лишь на один год, были обращены в постоянные. Возвышение налогов и было главной причиной народного ропота против Сперанского, чем успели воспользоваться его враги из высшего общества.
На 1812 год опять грозил большой дефицит. Манифестом 11 февраля 1812 г. установлены были временные прибавки в податях и новые пошлины. Кроме того, Сперанскому поручили все финляндские дела.
1812 год был роковым в жизни Михаила Михайловича. Барон Армфельт и министр полиции Балашов пользовались большим расположением у императора. Армфельт был недоволен отношением Сперанского к Финляндии: по его словам, он "иногда хочет возвысить нас (финляндцев), но в других случаях, наоборот, желает дать нам знать о нашей зависимости. С другой стороны, он всегда смотрел на дела Финляндии, как на мелкое, второстепенное дело". Сперанскому было сделано предложение о захвате правления государства, но тот отказался и ничего не сообщал об этом императору. Армфельт решил погубить его, надеясь на то, что займет его место во главе финляндских дел в России. Позднее до государя дошли от клеветников и доносчиков отзывы якобы от Сперанского, и его стали обвинять в измене, продаже государственных тайн и в сношениях с агентами Наполеона.
Мнительный и весьма чувствительный к обидам император в начале 1812 г. заметно охладел к Сперанскому Направленная против либеральных преобразований записка Карамзина (1811) и разные нашептывания врагов Сперанского произвели впечатление на Александра I. Все более охладевая к Сперанскому, государь стал тяготиться его влиянием и начал избегать его. Приступая к борьбе с Наполеоном, Александр решил с ним расстаться. Сперанский внезапно был отправлен в ссылку.
17 марта 1812 года ближайший сотрудник и «правая рука» императора, по существу, второе лицо в государстве, гос. секретарь М.М. Сперанский был отстранён от должностей и сослан в Нижний Новгород.
В письме оттуда государю он высказал свое глубокое убеждение, что составленный им план государственного преобразования - "первый и единственный источник всего, что случилось" с ним, и вместе с тем выражал надежду, что рано или поздно государь возвратится "к тем же основным идеям". Большинство людей были рады отлучению Сперанского, и лишь один Н.С. Мордвинов был против этого и выдвигал свои протесты.
Сразу после отъезда Михаила Михайловича появилась записка на французском языке, в которой автор писал о том, что Сперанский желал полного переворота и разложения государства и своими нововведениями пытался этого добиться. В ней его называли злодеем и предателем Отечества и сравнивали с Кромвелем. Позднее выяснилось, что автором этой записки был Розенкампф, который служил в комиссии законов и недолюбливал М.Сперанского за его таланты.
Информация о работе Социально-экономические преобразования М.М.Сперанского